Научная статья на тему 'Совершенствование система налогообложения - необходимое условие повышения налоговых сборов и сокращения налоговой преступности'

Совершенствование система налогообложения - необходимое условие повышения налоговых сборов и сокращения налоговой преступности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / TAX SYSTEM / НАЛОГОВЫЕ СБОРЫ / НАЛОГОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / НДС / VAT / TAX COLLECTION / TAX DELINQUENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клевцов А.А.

Автором статьи совершенствование система налогообложения рассматривается как необходимое условие повышения налоговых сборов и сокращения налоговой преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the tax system - a necessary condition for improving tax collection and reduce tax crime

Journalist improving the tax system is regarded as a necessary condition for raising taxes and reducing tax crime.

Текст научной работы на тему «Совершенствование система налогообложения - необходимое условие повышения налоговых сборов и сокращения налоговой преступности»

Совершенствование системы налогообложения

— НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СБОРОВ и СОКРАЩЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

А.А. Клевцов

стажер Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Рассматривая Россию как страну с рыночной экономикой, можно сказать, что в ней на сегодняшний день сформирована система налогообложения, в целом соответствующая рыночной системе хозяйствования, система, основанная на взимании принятых в современной мировой практике видов налогов. Российская экономика неуклонно развивается, а перед налоговой службой нашей страны, как следствие, встают все новые задачи. Стремление к расширению налоговой базы, борьба с уклонениями от уплаты налогов требуют постоянного совершенствования не только механизма взимания налогов, но и всей налоговой политики, которая должна рассматриваться как составная часть широких социально-экономических преобразований в стране.

Необходимым условием расширения налогооблагаемой базы являются институциональные реформы, направленные на повышение конкурентоспособности российской экономики. Переход России к рынку требует постоянных усилий государства для утверждения единых для всех рыночных агентов «правил игры» и последовательной борьбы с монополизмом. Вместе с тем, в современной России наметилась тенденция концентрации капитала и производства, а также монополизации отдельных рынков.

Пользуясь своим монопольным положением, избранные субъекты рынка взвинчивают цены, снижая рентабельность производства всех остальных участников рынка, вытесняя их в «теневой» сектор экономики, то есть, сужая налогооблагаемую базу.

Российское законодательство содержит нормы, позволяющие снижать уровень монополизма и административных барьеров в экономике. Однако на практике данные нормы зачастую применяются избирательно или просто не работают.

Стратегически важным направлением деятельности государства, с учетом многолетней тенденции к сокращению численности населения России, является миграцион-

ная политика, которая должна содействовать устойчивому росту экономики. Результатом жесткого ограничительного курса такой политики, официально оцененного Президентом РФ в качестве тупикового, трудовая миграция идет сегодня преимущественно по неофициальным каналам (в обход установленной законом разрешительной процедуре) и образует массу «теневого» населения, не платящего налоги.

Однако решение накопившихся проблем, связанных с потребностью компенсации сокращения численности российских налогоплательщиков, требует дальнейшей корректировки миграционной политики. В частности, на наш взгляд, необходимо:

— распространить облегченный режим получения разрешений на работу и проживание в стране, введенный для трудовых мигрантов из стран СНГ, на другие категории мигрантов;

— урегулировать вопрос с установлением квот, причина применения которых в настоящее время, по мнению экспертов, только одна - страх чиновников потерять право распределять квоты, страх власти дать слишком много прав трудовым мигрантам, не всегда желательным в социокультурном плане, а в целом - страх не справиться с миграционным потоком»1;

— отменить запрет для иностранных граждан на профессию розничного продавца «постановление по рынкам». Новые рыночные правила ударили, в первую очередь, по приезжим с Украины и Молдавии - самых востребованных в социокультурном плане части мигрантов, а также по торговле в целом.

Российскому налоговому законодательству необходимо придать стабильность. В нем сохраняются нечеткие, сложные, противоречивые формулировки, что позволяет, с одной стороны, уходить от уплаты налогов, а с другой, налоговым инспекциям применять их избирательно. Это укрепляет общественное мнение об отсутствии справедливых и равных условий для всех участников рос-

1 Агламишьян В., Хмелев М. Россия зарабатывает на мигрантах // Финансовые Известия. 2006. 10 апреля.

ei Z

eo о о

N

U U О (L

EX

CQ

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S Е о х о а т

S ф

ч:

п

а <

X S X н

и ф

со

сииского рынка2, увеличивает риск коррупции и злоупотреблении, ведет к возникновению многих налоговых споров. Так, до сих пор сохраняется законодательная неопределенность в вопросе о том, какие виды деловых сделок являются вполне законными, а какие следует считать схемами, преследующими цель уклонения от уплаты налогов. В частности, нуждаются в четком правовом определении: механизм трансфертного ценообразования, который используется крупными компаниями в схемах оптимизации налогообложения; принципы определения трансфертных цен; понятие «консолидированный налогоплательщик»; полномочия налоговых органов в регулировании цен при операциях между взаимозависимыми сторонами; требования к документации по трансфертному ценообразованию и т.д.

Необходимо совершенствовать наиболее болезненную в сфере налогообложения процедуру начисления и возврата НДС, которая значительно увеличивает издержки предприятий, а также создает возможности для злоупотреблений, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых органов. В частности, администрирование НДС желательно дополнить введением публичной системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС, внедрением современных автоматизированных методов налогового контроля и отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, которые обеспечат мониторинг и анализ операций по реализации налогооблагаемых товаров (работ, услуг) зарегистрированными налогоплательщиками НДС, выработкой четких критериев, условий и причин, на основании которых налогоплательщику может быть отказано в возмещении НДС с тем, чтобы произвольный отказ на каких-либо иных основаниях стал невозможным.

Необходимо дальнейшее законодательное совершенствование налоговых процедур. Вступившие в силу с 1 января 2007 г. поправки к Налоговому кодексу (НК) РФ представляются нам половинчатыми. С одной стороны, законодательно предписывается не требовать при камеральных проверках, не предусмотренных налоговой декларацией, дополнительных документов. С другой - вводятся три исключения из правила (налоговый инспектор по-прежнему

будет запрашивать любую документацию, если налогоплательщик использует льготный режим налогообложения, заявляет право на возмещение НДС или уплачивает налоги, связанные с природопользованием), которые фактически блокируют первое требование. Та же половинчатость - в вопросе о сроках проведения выездных проверок. При общем требовании к длительности проверки в два календарных месяца, предусмотрена возможность их продления по усмотрению ФНС на четыре и шесть месяцев.

С 1 января 2007 г. действует поправка к НК РФ, позволяющая руководителю налогового органа самому, без суда и следствия, выносить обеспечительные меры, направленные на исполнение решения налогового органа в отношении взыскания недоимки по налогам, что усиливает возможность произвола налоговых органов в отношении налогоплательщиков. При этом законодательно не введена ответственность должностных лиц налоговых органов за незаконные действия в отношении налогоплательщиков. Поэтому имеет смысл принять законопроект, подготовленный Торгово-промышленной палатой РФ, который предусматривает установление уголовной ответственности (до 5 лет лишения свободы) для сотрудников налоговых органов, принимающих заведомо незаконные решения, наносящие ущерб налогоплательщикам3.

Практикуемое в нашей стране постоянное изменение порядка исчисления налогов и сборов вносит неопределенность в положение предпринимателей и вынуждает их переходить на «теневые» схемы.

При совершенствовании налоговых ставок важно предусмотреть возможность снижения мотивации налогоплательщика к уклонению от уплаты налога. В этом смысле рациональным представляется установить (для начала в отдельных регионах) регрессивные ставки налога на прибыль организации, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. Тогда компании будут заинтересованы не в сокрытии налоговой базы, а в показе ее в полном объеме. Бюджетные поступления при этом не сократятся4.

Изменение структуры налогов должно осуществляться за счет постепенного отказа от тех из них, которые дополнительно обла-

2 Исследование вопросов налогообложения в России за 2005 год. "Эрнст энд Янг" /<http//www.ey. com/global/ download.nsf/Russia/Tax_Survery_2005>.

3 Налоговая система России: взгляд бизнеса. Материалы пресс-конференции в Торгово-промышленной палате РФ от 27 марта 2007 г.

4 Швецов Ю. Налоговая система России: можно ли исправить существующие недостатки? // Вопросы экономики. 2007. № 4.

гают прирост доходов и прибыли, зарплаты, объема производства, инвестиций, занятости. Это будет создавать стимулы для деловой активности и модернизации экономики, что в конечном итоге приведет не к снижению, а к увеличению налогооблагаемой базы.

Снижение ставок налогообложения должно сопровождаться сокращением налоговых льгот регионам и территориям. Следует сохранять и вводить только те льготы участникам экономической деятельности, которые связаны с решением задач структурной перестройки экономики и стимулированием инвестиций. Необходимо также ввести в действие в нашей стране весь набор принятых в мире налоговых преференций для стимулирования инновационной деятельности предприятий. Подготовленный и внесенный Правительством РФ в Государственную думу проект федерального закона № 391230-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» предусматривает такие преференции.

Необходимо снижать налоговую нагрузку на российский малый и средний бизнес, которая сегодня, по мнению экспертов, превышает 45 %, что делает его неконкурентоспособным5. Стимулировать развитие малого бизнеса могло бы введение моратория на ухудшение условий налогообложения для начинающих предпринимателей; повышение инвестиционной премии с нынешних 10 до 30 %; предоставление малому бизнесу, сотрудничающему с крупными предприятиями, права добровольной уплаты НДС в конкретных случаях, оставаясь при этом на упрощенной системе налогообложения6.

Снижение доли налогообложения факторов производства усилит удельный вес налогов на потребление, недвижимость, предметы роскоши, что потребует создания кадастра объектов недвижимости на федеральном уровне, гибких механизмов оценки налоговой базы.

Налоговое администрирование называют сегодня наиболее слабым звеном налоговой системы России. Налоговые органы широко практикуют методы повторных налоговых проверок, что ведет к необоснованной загрузке ресурсов компаний, замораживают банковские счета компаний, препятствуя

нормальному ходу их работы, запрашивают избыточную информацию, которую сами во всем объеме не в состоянии проверить, плохо обеспечивают налогоплательщиков необходимой помощью по интерпретации и применению налоговых законов.

Качество налогового контроля снижается из-за слабости взаимодействия с таможенными службами, отсутствия единого программного обеспечения. Факт пересечения границы является необходимым условием при подтверждении права налогоплательщика на применение нулевой ставки по НДС. Однако сведения из грузовой таможенной декларации поступают в информационную базу ФНС России не ранее, чем через два месяца после ее оформления. У налогового инспектора, который по закону ограничен сроком проверки в три месяца, остается слишком мало времени на качественное проведение всех мероприятий налогового контроля. Отсутствие же оперативной информации о корректировке таможенной стоимости при ввозе и вывозе товаров позволяет использовать схемы двойного возмещения НДС из бюджета.

Серьезным недостатком налогового администрирования являются высокие издержки разрешения налоговых споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. В отличие от мировой практики, при которой возникающие конфликты разрешаются в рамках досудебного спора, а до судов доходит лишь 3 % налоговых дел, российские налоговые органы, используя неясные, оставляющие возможность для различного толкования нормы, по любому поводу выставляют санкции, создают огромное количество искусственных споров, которые вынуждены рассматривать арбитражные суды и разрешать их (до 70 %) в пользу налогоплательщика.

Качество работы подразделений налогового аудита ФНС России, призванных рассматривать жалобы на решения налоговых органов, разногласия по актам выездных налоговых проверок, таково, что компаниям остается только обращаться в суд7.

Отмеченные недостатки в российском налоговом администрировании требуют совершенствования работы налоговых органов по следующим направлениям:

1. Введения в УК РФ специальных норм ответственности работников налоговых служб за ненадлежащее исполнение

5 Велетминский И. Бизнес после послания / Российская газета. 2007. 21 марта.

6 В настоящее время режим упрощенной системы налогообложения предприятия препятствует их сотрудничеству

с крупным бизнесом. 7 Исследование вопросов налогообложения в России за 2005 год. download.nsf/Russia/Tax_Survery_2005

"Эрнст энд Янг"// http://www.ey. сот^1оЬа1/

01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о

X

о а

т

Е ф

^

п

к <

X X X н

и ф

со

должностных обязанностей; проведение незаконной проверки; за принятие заведомо незаконного решения о привлечении/непривлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение.

2. Кардинального улучшения системы информационного обеспечения налоговых служб, включая:

— создание защищенной от несанкционированного доступа корпоративной автоматизированной информационной системы налоговых органов, интегрирующей ресурсы федерального и регионального уровней и доступной для использования из любого узла сети;

— обеспечение прямого и равного доступа работников налоговых органов и налогоплательщиков к нормативной правовой базе, регулирующей налоговые правоотношения;

— совершенствование информационно-

го обмена между налоговыми и таможенными органами, создание единого программного обеспечения их работы;

— разработку механизмов интерактивной связи с налогоплательщиком, использование потенциала новейших информационных технологий как инструмента обучения налогоплательщиков.

3. Усиления международного сотрудничества в обмене информацией по налоговым вопросам; введения более строгих требований к отчетности о международных сделках и участии в иностранных дочерних компаниях; разработки и внедрения принципов выявления стран - «налоговых гаваней», создания и утверждения их единообразного перечня в целях налогообложения.

4. Создания эффективных механизмов урегулирования налоговых споров во внесудебном порядке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы квалификации действий, связанных

с незаконным использованием товарных знаков,

по КОАП РФ и УК РФ

Д.В. Мазаев

аспирант кафедры административного права Государственного университета - Высшая школа экономики

9 сентября 2005 года состоялось совещание руководителей правоохранительных органов на тему «О состоянии и мерах по усилению борьбы с нарушениями законности в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности». В ходе его проведения было установлено, что контрафактная продукция стремительными темпами заполняет потребительский рынок, тем самым, вытесняя продукцию производителей - правообладателей товарных знаков (далее - ТЗ), - которыми они данную продукцию маркируют. Данное обстоятельство, по мнению присутствовавших, создает реальную угрозу экономической безопасности страны, жизни и здоровью ее граждан1.

После принятия Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) 2002 года специалисты рассматривали введение статьи 14.10, устанавливающей административную ответственность за незаконное использование ТЗ, как установление еще одного сложного механизма разграничения административной и уголовной

ответственности

-2

Незаконное использование ТЗ является нарушением исключительного права физического или юридического лица. Оно лишает правообладателя прибыли, которую он рассчитывает получить при обычных условиях ведения хозяйственной деятельности, то есть в отсутствии нарушений его прав со стороны третьих лиц. Поэтому правоохранительные органы должны своевременно выявлять и пресекать административные правонарушения и уголовные преступления в сфере предпринимательской (экономической) деятельности, в частности, предусмотренные статьями 14.10 КоАП РФ и 180 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ).

При выявлении неправомерных действий, предусмотренных указанными статьями, следует учитывать некоторые важные вопросы и проблемы, касающиеся квалификации.

Одним из наиболее важных вопросов является разграничение составов административного правонарушения и уголовного преступления. Несмотря на идентичное

1 Зольников А. Незаконное использование товарного знака // Законность, 2007. № 1. С. 26.

2 Пахоменко Т. А., Юсуфов А.Ш. Правовая защита средствами прокурорского надзора интеллектуальной собственности в сфере использования средств индивидуализации // Правовая охрана интеллектуальной собственности. - М.: Российская академия правосудия, 2003. С. 121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.