Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ПРОИЗВОДЯЩИХ АВТОМОБИЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ПРОИЗВОДЯЩИХ АВТОМОБИЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСО/ТУ 16949:2009 / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / АВТОМОБИЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лагута О. Н., Шелкоплясова Г. С.

В статье указаны ключевые процедуры совершенствования систем менеджмента качества при внедрении стандарта ISO/TS 16949. Целью стандарта является разработка такой системы менеджмента качества, которая направлена на постоянное улучшение процессов с акцентом на предупреждение дефектов, снижение вариаций и уменьшение затрат в цепочке поставок. В соответствии со стандартом предъявляются единые требования к поставщикам автомобильных компонентов и обеспечивается единый подход к системе менеджмента качества для организаций - производителей серийных запасных частей для автомобильной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лагута О. Н., Шелкоплясова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ПРОИЗВОДЯЩИХ АВТОМОБИЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ»

УДК 330

О.Н. Лагута, Г.С. Шелкоплясова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ПРОИЗВОДЯЩИХ АВТОМОБИЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

В статье указаны ключевые процедуры совершенствования систем менеджмента качества при внедрении стандарта ISO/TS 16949. Целью стандарта является разработка такой системы менеджмента качества, которая направлена на постоянное улучшение процессов с акцентом на предупреждение дефектов, снижение вариаций и уменьшение затрат в цепочке поставок. В соответствии со стандартом предъявляются единые требования к поставщикам автомобильных компонентов и обеспечивается единый подход к системе менеджмента качества для организаций - производителей серийных запасных частей для автомобильной промышленности.

Ключевые слова: ИСО/ТУ 16949:2009, система менеджмента качества, автомобильные компоненты, предприятие.

Среди основных процессов, происходящих в современном мире, наиболее значимым относятся интенсивное развитие технического прогресса и глобализация рынков. Их следствием является стирание границ на пути свободного движения товаров, денежных средств, рабочей силы, информации. При этом возникают проблемы мирового масштаба в сферах здравоохранения, обеспечения безопасности, защиты окружающей среды, ресурсосбережения, телекоммуникаций и т.д. Существенно ужесточается конкуренция, возрастают требования к продукции, услугам, а также процедурам взаимоотношений между партнерами по бизнесу. Значительную часть этих и других проблем человечество стало решать путем создания эффективных систем менеджмента на основе международных стандартов.

Как показал отечественный и зарубежный опыт, внедрение в компаниях эффективных систем и методов менеджмента обеспечивает их устойчивое положение и конкурентоспособность на рынке [1]. Это касается и автомобильной промышленности.

Российский автопром сильно зависит от импортных компонентов - комплектующих изделий и материалов, используемых при производстве и сборке автомобилей, а также производственного оборудования. Падение курса рубля в 2015 году привело к резкому удорожанию закупаемого сырья, оборудования и узлов из других стран, что в свою очередь не могло не сказаться на себестоимости автомобилей, выпускаемых в России. Субсидирование Правительством и проведение Государственных программ по поддержке российского автопрома дало кратковременный эффект по сдерживанию цен. В то же время увеличился спрос на рынке подержанных автомобилей, что привело к увеличению спроса на автомобильные расходные компоненты, т.е. запасные части. Данная ситуация привела к обострению конкуренции и превратила ее в глобальную основу выживания и основой устойчивого положения на рынке. Одним из решающих факторов успеха и конкурентоспособности производителя на рынке является качество продукции.

Однако, для того, чтобы продукция и услуги российских предприятий стали действительно качественными и конкурентоспособными, предприятия должны существенным образом изменить систему организации управления, т.к. устойчивого повышения качества продукции нельзя добиться разовыми мероприятиями. Устойчивое совершенствование качества продукции возможно только при системном подходе к осуществлению технических, организационных, экономических и социальных мероприятий. Все это привело к закономерному росту системы менеджмента качества, как универсального инструмента повышения конкурентоспособности предприятия, позволяющего достичь цели снижения себестоимости производимой продукции при абсолютном удовлетворении требований потребителя.

Перспективы развития предприятия по производству автомобильных компонентов определяется тем, какое место занимает производство запасных частей и расходных материалов в автомобильной промышленности, которая играет важную роль в развитии общественного производства и экономики страны в целом.

После вступления России в ВТО открылся доступ зарубежных компаний на российский рынок. Данный факт значительно усложнил положение многих отечественных предприятий, существенно обострил конкуренцию и заставил российских производителей активно изучать опыт зарубежных фирм в

© Лагута О.Н., Шелкоплясова Г.С., 2016.

управлении качеством и разработке эффективных систем управления предприятием. Задачу внедрения системы менеджмента качества на основе требований стандарта ISO 9001 большинство крупных российских автопроизводителей уже решили, правда, с различной долей успеха. Слишком общий подход к стандарту ISO 9001 может дестабилизировать всю систему менеджмента качества (СМК) на предприятиях, производящих автомобильные компоненты. По факту в 40% случаев оценка результативности внедрения СМК говорит о лишь формальном их применении («на бумаге»). Конкуренция заставляет двигаться дальше и для предприятий российского производителя автомобилей и запасных частей первостепенным является вопрос внедрения стандарта ISO/TS 16949.

Небольшая историческая справка. Стандарт ISO/TS 16949 является отраслевым стандартом по системе менеджмента качества для автомобильной промышленности, описывающим требования к системам управления качеством на предприятиях автомобильной промышленности и затрагивает все категории поставщиков автомобильной продукции: от небольших производителей до крупных корпораций. В основе стандарта лежит американский стандарт QS-9000. Еще в 1994 году крупнейшими автомобилестроительными компаниями Ford, General Motors и Chrysler (США) была принята система QS -9000, устанавливающая требования к системам качества поставщиков. Сейчас все крупные мировые производители автомобилей работают по стандарту ISO/TS 16949:2009. В России аналогом данного стандарта является ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части» [1].

Резкое снижение уровня продаж заставило компанию Торговый дом «ТСН-Авто», искать все возможные способы выживания на рынке продаж автомобильных компонентов и разрабатывать новые направления стратегического развития такие как:

- расширение ассортимента услуг;

- увеличение объема продаж;

- расширение базы клиентов и контроль качества их обслуживания;

- организация обратной связи с клиентами по проблемам качества товаров;

- снижение текучести кадров;

- разработка программы обучения персонала и преобразование системы их мотивации;

- поиск выхода на новые рынки;

- повышение имиджа и престижа компании в глазах партнеров и потребителей.

При обработке данных по изучению рынка компания столкнулась с тем, что практически все автозаводы при составлении контракта на поставку автомобильных компонентов включают новое требование, которое звучит, как разработка и сертификация системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO/TS 16949:2009. Более того выяснилось, что это требование распространяется по всей дальнейшей цепочке поставщиков. Фактически сертификация по данному стандарту предприятия-автопроизводителя является обязательной и открывает возможность получение лицензии на проведение торговых операций.

Данное обстоятельство сыграло решающую роль в принятии высшим руководством предприятия ООО Торговый дом «ТСН-Авто» решения о создании рабочей группы по разработке и созданию СМК, соответствующей требованиям ИСО/ТУ 16949:2009.

Отличительной особенностью стандарта ИСО/ТУ 16949:2009 является постоянное улучшение качества, предотвращение дефектов, вариация и снижение потерь в цепи поставок. При анализе объема требований стандарта ИСО/ТУ 16949:2009 выявились некоторые отличия от требований стандарта ISO 9001:2011. При введении стандарта ИСО/ТУ 16949:2009 значительно увеличится состав обязательных записей в связи с:

- дополнительным анализом результативности процессов СМК с учетом их эффективности;

- введением анализа появления и устранения дефектов, а также учета затрат на качество, включая анализ фактических и потенциальных отказов;

- введением опроса сотрудников для оценки осведомленности персонала и его вклада в достижение целей в области качества;

- проведением анализа видов и последствий потенциальных отказов продукции и процессов потребителем;

- внедрением методики статистического управления процессами (SPC);

- внедрением методик по идентификации проблем, устранения их основных причин их возникновения применением корректирующих действий.

Помимо увеличения документированных процедур организации необходимо освоить и внедрить шесть обязательных процедур качества (рисунок 1).

_I_

SPC

Статнс-i нческое управление процессам в

Рис. 1. Обязательные процедуры качества стандарта ИСО/ТУ 16949:2009

Указанные инструменты качества направлены на повышение качества серийной продукции не контролем, а процессом. Поэтому применение этих методов является обязательным требованием предприятий-автопроизводителей к своим поставщикам и указаны в условиях заключения контракта.

Поскольку в организации реально не применялись статистические методы управления и, учитывая, что необходимо охватить большой объем информации, следует начать с создания группы сотрудников из числа метрологической (MSA), технологической службы (SPC) и службы качества. Следующим шагом является организация теоретического и практического обучения, приобретение или разработка программного обеспечения. При этом можно сократить время на достаточно сложную и статистическую обработку результатов путем применения соответствующего программного обеспечения (например, «SPC-2000», «FMEA-2001» «PPAP-2002», «MSA-2003»), а можно сократить расходы и использовать возможности программы Excel. Обязательно рабочей группе следует четко определить все процедуры (последовательность действий), периодичность, сроки и ответственных исполнителей, при этом обязательным условием следует выполнение «правила»: «кто измеряет, тот и вносить данные в протокол (контрольную карту)». Внедрение статистических методов очень трудоемкий и сложный процесс, но поскольку и внедрение является обязательным, то можно воспользоваться помощью консалтинговых фирм, которые уже имеют опыт внедрения статистических методов на предприятиях, но это, соответственно, увеличит затраты на внедрение ИСО/ТУ 16949.

AQAP, FMEA и PPAP - являются самыми главными инструментами качества. AQAP представляет собой этапы работ, которые в дальнейшем обеспечат снижение числа ошибок при подготовке производства и получить гарантированное качество серийной продукции [2]. FMEA - это методика прогнозирования возможных отказов и анализа их последствий. Именно этот метод позволяет определить ключевые и специальные характеристики процесса производства, которые могут повлиять на безопасность, соответствие техническим требованиям и рабочие характеристики продукции [3]. Методика PPAP определяет требования потребителя (включая технические и конструкторские) к одобрению продукции в необходимом объеме. Поскольку в настоящее время основной целью предприятия является желание стать поставщиком автомобильных компонентов на автосборочные предприятия, то следует учесть, что каждый потребитель (например, ООО «АвтоВАЗ») выставляет свои требования к данным процедурам, поэтому желательно учесть в СМК все предположительные требования всех потребителей [4]. Кроме того, данные требования распространяются по всей цепочке поставок (для поставщиков второго и последующего уровней) [5].

После разработки документации соответствующей требованиям ИСО/ТУ 16949 необходимо проведение внутреннего аудита для анализа функционирования систем менеджмента качества и разработки программы ее улучшения. Только после этого можно начать подготовку предприятия к сертификации систем менеджмента качества.

Библиографический список:

1.ГОСТ Р ИСО /ТУ 16949-2009 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части. Русский регистр, 2013, No6. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=174895

2.Кудряшов А.В. Круглый стол. APQP: проблемы и опыт внедрения // Методы менеджмента качества. - 2012. - №6. URL: http://www.ria-stk.ru/mmq/adetail.php?ro=64676&sphrase_id=1717090

3.Кудряшов А.В., Исаев С.В., Панюков Д.И., Климовских Д.В., Хромова Т.А. Круглый стол «Проблемы и причины формального внедрения FMEA». Стандарты и качество, 2011, Noll. URL: http://www.ria-stk.ru/mmq/adetail.php?ID=54321.

4.Кудряшов А. В. Некоторые вопросы внедрения ISO/TS - 16949 в законах Мерфи // http://www.s-konsalt.ru -Официальный сайт Группы компаний "СтройКонсалтинг Групп".

5.Годлевский В.Е., Дмитриев А.Я., Изюменко Г.Н., Литвинов А.В., Юнак Г.Л. Применение метода анализа видов, причин и последствий потенциальных несоответствий (FMEA) на различных этапах жизненного цикла автомобильной продукции // Под ред. В.Я. Кокотова. Самара: ГП «Перспектива», 2002. -160с.

ЛАГУТА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА - магистрант кафедры менеджмента Института экономики и управления, Северо-Кавказский федеральный университет, Россия.

ШЕЛКОПЛЯСОВА ГАЛИНА СЕМЕНОВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Института экономики и управления, Северо-Кавказский федеральный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.