УДК 796.412.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИНХРОННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАВНОВЕСИЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ
Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Михайловна Авдеева, магистрант Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье приведены диапазоны ошибок воспроизведения положений звеньев тела при выполнении равновесий гимнастками разной квалификации. Определена синхронность выполнения равновесий гимнастками, представлены результаты тестирования способностей гимнасток, значимых для синхронного выполнения равновесий. Выявлены корреляционные взаимосвязи уровня синхронности и развития способностей. Приведен фрагмент комплекса упражнений, направленных на развитие специальных способностей для синхронного выполнения равновесий.
Ключевые слова: эстетическая гимнастика, синхронность, равновесия, точность воспроизведения положений звеньев тела, специальные способности.
IMPROVEMENT OF BALANCE SYNCHRONICITY IN AESTHETIC GYMNASTICS BASED ON THE DEVELOPMENT OF SPECIAL ABILITIES Irina Aleksandrovna Stepanova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Tatiana Mikhaylovna Avdeeva, the master student, National State University of Physical Culture, Sport and Health PF Lesgaft, St. Petersburg
Annotation
The article presents the error ranges for reproducing the positions of the body links by gymnasts of different qualifications while performing the balances. The synchronism of gymnasts' performance is determined, the results of testing the abilities of gymnasts, significant for the synchronous performance of balances, are presented. The correlation relationships of the level of synchronicity and the development of abilities are revealed. A fragment of a set of exercises aimed at the development of special abilities for the simultaneous performance of balances is given.
Keywords: aesthetic gymnastics, synchronicity, balance, accuracy of reproduction of body parts position, special abilities.
ВВЕДЕНИЕ
В эстетической гимнастике при оценивании соревновательной композиции наиболее важным компонентом является синхронность исполнения всеми гимнастками команды [4]. Синхронность выполнения равновесий всей командой гимнасток подразумевает совершенствование таких разновидностей координационных способностей, как способность к воспроизведению временных и пространственных параметров движений, музыкально-ритмические способности [1, 2, 3]. На практике, согласно опросу специалистов, развитию данных способностей не придаётся большого значения, преобладает работа над качеством выполнения равновесий, но не над синхронностью.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате анализа видеоматериалов этапа кубка Мира 2018 года определено, что равновесия могут выполняться гимнастками команды разными способами: синхронно од-нонаправленно и разнонаправлено, поочередно однонаправленно и разнонаправлено, причем первые два способа преобладают. Наиболее распространенными являются такие равновесия как: боковое с наклоном в сторону с захватом (85%), низкое с согнутой свободной (75%), равновесие в полуприседе с наклоном и ногой в сторону - далее «Коршун» (70%).
В среднем сумма сбавок в каждом равновесии составила 0,17 до 0,29 балла. Учитывая, что в каждой композиции гимнастками команды выполняется от 4 до 9 статических равновесий, только за ошибки в равновесиях команды могли терять до трёх баллов из десяти возможных. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Количественные характеристики статических равновесий в композициях по эстетической гимнастике (п=20)___
% от общего количества Сбавки за нарушение Способ синхронного выполнения (%)
Виды равновесий синхронности M±m (баллы) СО СР ПО ПР
1. Боковое с наклоном в сторону с 85% 0,29±0,02 30% 47% 5% 18%
захватом
2. Боковое с наклоном в сторону с 50% 0,22±0,04 60% 30% 0% 10%
захватом на колене
3. Переднее с наклоном назад с за- 75% 0,21±0,01 28% 50% 22% 0%
хватом
4. Низкое с согнутой свободной 80% 0,29±0,00 56% 38% 6% 0%
5. «Коршун» 70% 0,29±0,00 43% 43% 7% 7%
6. Низкое 40% 0,26±0,01 50% 42% 8% 0%
7. Переднее с наклоном вперёд на 60% 0,25±0,01 88% 12% 0% 0%
согнутой
8. Аттитюд с наклоном вперед и 40% 0,26±0,02 37% 13% 25% 25%
поворотом туловища
9. Кольцо 30% 0,29±0,01 15% 35% 15% 35%
10. Боковое на согнутой 15% 0,17±0,02 70% 30% 0% 0%
Примечание: СО - синхронно однонаправленно; СР - синхронно разнонаправленно; ПО - поочерёдно однона-
правленно; ПР - поочерёдно разнонаправленно.
При выполнении практически всех равновесий были допущены ошибки синхронности, при этом учитывались как нарушения единой амплитуды, так и одновременность исполнения.
Для оценки точности воспроизведения положений звеньев тела при выполнении равновесий было проведено исследование с участием 2-х групп гимнасток - высокой и низкой квалификации. Для этого были выбраны равновесия, наиболее часто используемые в композициях: низкое с согнутой свободной ногой и «Коршун» [4]. Гимнасткам давалось по 3 попытки и ставилась задача выполнить равновесия максимально идентично. Измерялись указанные в таблице 2 углы. Различия в воспроизведении угловых характеристик при выполнении равновесий гимнастками разной квалификации представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Диапазон ошибок воспроизведения положений звеньев тела при выполнении равновесий гимнастками разной квалификации(п=16) _
Команды Низкое с согнутой свободной ногой М±т «Коршун» М±т
У1 град V (%) У2 град V (%) У3 град V (%) У4 град V (%)
Сборная команда 3,63±0,57 9,54 4,25±0,83 7,47 4,88±0,74 9,19 4,13±1,00 8,06
Команда 1 курса 9,88±1,13 30,35 8,20±0,22 73,07 8,13±0,32 33,21 6,25±1,68 70,91
Р p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05
Примечание: У1 - угол между голенью и бедром маховой ноги; У2 - угол между бедром и опорной ногой; У3 -угол между маховой ногой и опорной; У4 - угол между голенью и бедром опорной ноги.
Точность воспроизведения положений звеньев тела у гимнасток 1 курса статистически значимо ниже, чем у гимнасток сборной команды (при р <0,05), а коэффициент вариации в три и более раз выше, что является причиной асинхронного выполнения равновесий по критерию амплитуды.
В результате экспертной оценки синхронности выполнения равновесий всей командой были получены данные, свидетельствующие о низком уровне синхронности их выполнения, причем команда гимнасток 1 курса статистически значимо отстает по этому показателю от гимнасток сборной команды. Результаты приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Синхронность выполнения равновесий всей командой (баллы)
Команда Низкое с согнутой ногой М±т «Коршун» М±т
Сборная команда 7,20±0,37 7,53±0,50
Гимнастки первого курса 3,33±0,59 4,20±0,24
Стат. вывод (р) р<0,05 р<0,05
Для определения уровня развития наиболее важных для синхронности специальных способностей проведено тестирование гимнасток. Результаты представлены в таблице 4. Различия в уровне развития таких способностей, как активная и пассивная гибкость статистически недостоверны, что свидетельствует о том, что гимнастки разной квалификации по гибкости мало отличаются. Статистически достоверны различия оказались в уровне развития остальных исследуемых способностей.
Таблица 4 - Результаты тестирования способностей гимнасток значимых для синхронного выполнения равновесий (п=16; баллы)
Упражнения
П
З1
32
Сборная команда
М±т
Первый курс
М±т
-н
Стат. вывод (р)
Примечания: тесты на выявление способностей гимнасток: 1 - «Разножки»; 2 - «Поднимание туловища назад»; 3 - «Шпагат с опоры»; 4 - «Поперечный шпагат с двух стульев»; 5 - «Арабеск»; 6 - Проба Ромберга; 7 - Тест на вестибулярную устойчивость при вращении вокруг вертикальной оси; 8 - Тест на вестибулярную устойчивость при вращении вокруг горизонтальной оси; 9 - Музыкально-ритмические способности. Л - левая нога, П - правая нога. 31 - задание 1; 32 - задание 2._
3
5
9
1
2
4
6
7
8
Л
Л
П
В результате корреляционного анализа установлены сильные взаимосвязи между уровнем синхронности и такими способностями как: способность к воспроизведению пространственных (г=0,976) и временных (г=0,964) параметров движения и музыкально-ритмическими (г=0,887) при р=0,05. Выявленные закономерности легли в основу разработки блоков упражнений, направленных на развитие данных способностей для совершенствования синхронности выполнения равновесий. В рамках данной статьи представлен фрагмент комплекса упражнений.
1 блок - Упражнения для развития способности к воспроизведению пространственных параметров движения:
1. И.П. - лёжа на животе руки в стороны. Поднимание ноги назад на 45°; на 90°; на 170°; положение «Арабеск». Тоже с другой ноги.
2. И.П. - о.с. Поднимание ноги в сторону на 45; на 90°; на 170°; равновесие «Кор-
шун».
3. И.П. - о.с. Выполнение низкого равновесия с согнутой безопорной ногой до заданного уровня, с использованием ограничителя движения - скакалкой, завязанной на ногах.
2 блок - Упражнения для развития музыкально-ритмических способностей и способности к воспроизведению временных параметров движения
1. Выполнение равновесия «Коршун» в соответствии с музыкальным сопровождением: на первую долю такта; на третью доля такта.
2. Выполнение равновесия «низкое с согнутой безопорной ногой» в паре под музыкальное сопровождение: на первый счёт; на третий счёт.
3. Выполнение фрагменты упражнения в комбинации с равновесиями «низкое с согнутой безопорной ногой» и «коршун» в течении 20 секунд с затуханием музыкального сопровождения в двух любых местах фрагмента. Гимнастки поддерживают темп движений без музыки
3 блок - Упражнения для совершенствования синхронности выполнения равновесий
1. Выполнение фрагмента упражнения в комбинации с равновесиями «низкое с согнутой безопорной ногой» и «коршун» в течении 15 секунд в связке движений телом под музыкальное сопровождение.
2. Выполнение связки движений телом и равновесий «низкое с согнутой безопорной ногой» и «коршун» в течении 10 секунд, используя зеркало с музыкальным сопровождением: по три гимнастки; все гимнастки команды. Затем последующее выполнение связки всей командой, меняя направление: спиной к зеркалу; по диагонали.
3. Выполнение связки движений телом и равновесия «низкое с согнутой безопорной ногой» в течении 8 секунд, исключая зрительный контроль. Фрагмент фиксируется на видеокамеру. После выполнения проводится анализ видеозаписи всеми гимнастками.
В результате педагогического эксперимента доказана эффективность разработанных средств и приемов совершенствования синхронности выполнения равновесий в эстетической гимнастике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корбакова, А.А. Пространственные и временные параметры движения как факторы, определяющие точность построений и синхронность исполнения в дисциплине «Формейшн» в танцевальном спорте / А.А. Корбакова, И.А. Степанова // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 91-94.
2. Корбакова, А.А. Музыкально-ритмические способности как фактор, влияющий на точность построений и синхронность исполнения в дисциплине «Формейшн» в танцевальном спорте / А.А. Корбакова, И.А. Степанова // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 97-101.
3. Корбакова, А.А. Эффективность методики совершенствования пространственно-временной точности движений в дисциплине танцевального спорта «формейшн» / А.А. Корбакова, И.А. Степанова, О. А. Двейрина // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 136-140.
4. Степанова, И.А. Оценка точности воспроизведения положений звеньев тела при выполнении равновесий в эстетической гимнастике / И.А. Степанова, Т.М. Авдеева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития». - СПб., 2018. - С. 211-216.
REFERENCES
1. Korbakova, A.A. and Stepanova, I.A. (2017), "Spatial and time parameters of movements as factors defining formations accuracy and synchronization in competitive composition performance in "formation" discipline in dance sport A", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 91-94.
2. Korbakova, A.A. and Stepanova, I.A. (2018), "Musical-rhythmic abilities as factor that determining formations accuracy and synchronization in competitive composition performance in a "formation" discipline in dance sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.160, No. 6, pp. 97-101.
3. Korbakova, A.A., Stepanova, I.A. and Dveyrina, O.A. (2018), "Methodology of improvement of spatial-temporal movement's accuracy effectiveness in a "formation" discipline in dance sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.164, No. 10, pp.137-140.
4. Stepanova, I.A. and Avdeeva T.M. (2018), "Evaluating the accuracy of reproduction of body parts position during performance of balances in aesthetic gymnastic", Materials of the All-Russian scientific-practical conference "Physical culture and sport in the education system of Russia: Innovations and development prospects" St. Petersburg, November 22-23, pp. 211-216.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.07.2019
УДК 796.819
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Гаджиахмед Султанахмедович Султанахмедов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодёжи и туризма, Москва
Аннотация
Одной из основных задач, которую необходимо решить на предсоревновательном этапе для достижения высокого спортивного результата в вольной борьбе - повышение уровня специальной выносливости. В данной статье представлена методика совершенствования специальной выносливости борцов 18-20 лет с учетом индивидуальных особенностей.
Ключевые слова: спортивная борьба, индивидуальные особенности, специальная выносливость.
FEATURES OF PLANNING OF TRAINING LOADS IN WRESTLING AT THE PRECOMPETITIVE STAGE OF TRAINING WITH REGARD TO INDIVIDUAL
CHARACTERISTICS
Gadzhiakhmed Sultanakhmedovich Sultanakhmedov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth, and Tourism,
Moscow
Annotation
One of the main tasks that must be solved at the pre-competition stage to achieve a high sports result in freestyle wrestling is to increase the level of special endurance. In this article the technique of improvement of special endurance of the wrestlers aged 18-20 years old taking into account the individual features is presented.
Keywords: wrestling, individual features, special endurance.
ВВЕДЕНИЕ
Многочисленные исследования указывают, что объемы тренировочных нагрузок достигли своих максимальных показателей, однако требуется уделить внимание распределению тренировочных средств как в годичном цикле в целом, так и на отдельных его этапах, особенно на предсоревновательном этапе подготовки. Одним из наиболее значимых показателей, указывающих на готовность спортсмена к соревнованиям - высокий уровень специальной выносливости, который достигается за счет оптимального построения тренировочного процесса [1, 2]. Специальная выносливость, также имеет тесную взаимосвязь с компонентным составом тела и функциональным состоянием систем организма. Поэтому планирование тренировочных нагрузок должно учитывать индивидуальные особенности спортсменов и способствовать реализации их индивидуального потенциала. Противоречивость данных отечественных и зарубежных авторов указывают на актуальность нашего исследования, которое посвящено планированию тренировочных нагрузок борцов вольного стиля на предсоревновательном этапе подготовки.
Цель исследования: повысить эффективность тренировочных нагрузок борцов вольного стиля 18-20 лет тяжелых весовых категорий на предсоревновательном этапе подготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.