УДК 372.881.111.1
UDC 372.881.111.1
ЛАВРИЩЕВ А.И.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, институт иностранных языков, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева
E-mail: [email protected]
LA VRISHCHEV A.I,
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Foreign languages, The Institute of foreign languages, Orel State University named after l.S.Turgenev E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
THE IMPROVEMENT OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC FIELDS OF TRAINING IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
В статье приводится анализ системы совершенствования процесса самостоятельной работы студентов неязыковых направлений подготовки при обучении иностранному языку.
Ключевые слова: самостоятельная работа, неязыковые направления подготовки, обучение иностранному языку.
The article presents the analysis of the system of improvement the process of independent work of students of non-linguistic fields of training while teaching foreign language.
Keywords: independent work, of non-linguistic fields of training, teaching a foreign language.
Несмотря на длительну ю историю вопроса самостоятельной работы обучающихся и большого количества работ, посвященных данной проблеме, единого мнения о содержании понятия «самостоятельная работа» до сих пор не существует. По мнению одних исследователей, самостоятельная работа представляет собой форму обучения (Н.Г. Дайри, И.И. Ильясов, A.C. Лында, В.Я. Ляудис) [6]; других - метод обучения (А. В. Усова). Некоторые трактуют самостоятельную работу как вид учебной деятельности (P.A. Низамов, O.A. Нильсон) [7]. Для ряда специалистов самостоятельная работа - это средство организации и управления познавательной деятельностью человека (Е.Л.Белкин, П.И. Пидкасистый) [2], [8].
Углубленное изучение работ [1], [3], [5], посвященных вопросам самостоятельной работы, позволяет выделить в качестве основополагающих следующие признаки понятия «самостоятельная работа»: 1) наличие определенного задания, требующего выполнения; 2) отсутствие непосредственного участия преподавателя в выполнении этого задания; 3) наличие специально отведенного времени для выполнения данного задания; 4) наличие опосредованного управления преподавателем познавательной деятельностью учащихся; 5) наличие цели самостоятельной работы в целом. Необходимо отметить, что такие особенности познавательной деятельности обучающихся в ходе выполнения ими самостоятельной работы, как стремление достичь поставленную цель, и, как следствие, максимальная концентрация ими сил, являются не столько признаками самостоятельной работы, сколько результатом ее
правильной организации. При этом специалистами в качестве главного признака самостоятельной работы принимается характер взаимодействия преподавателя и студентов в процессе учебно-познавательной деятельности, а именно - косвенное (опосредованное) руководство преподавателя деятельностью обучающихся, исключающее непосредственное участие его в ходе этой работы.
Принято выделять следующие функции участников данного процесса:
- функция преподавателя заключается в организации, наблюдении, анализе, оценке качества самостоятельной работы обучающихся:
- функция обучающихся при выполнении самостоятельной работы представляет собой целенаправленную, активную, познавательную деятельность, в которой ведущую роль играют мыслительные аналитико-синтетические процессы, что является главной особенностью эффективного обучения.
Реализация самостоятельной работы предполагает учет следующих ее аспектов:
- содержательный аспект самостоятельной работы характеризуется особенностями познавательных заданий, выступающих в качестве средства организации самостоятельной деятельности обучающихся;
- процессуальный аспект самостоятельной работы заключается в спецификации деятельности обучающихся в процессе выполнения познавательных заданий и особенности управления ею преподавателем в учебном процессе;
- организационный аспект самостоятельной
© Лаврищев А.И. © Lavrishchev A.I.
работы определяет характер взаимодействия преподавателя и обучающихся, который выражается в опосредованном руководстве учебно-познавательной деятельностью.
Другими словами, содержательный аспект связан с реализацией дидактических целей обучения; процессуальный аспект определяет характер познавательной деятельности обучающихся, проявление их познавательной самостоятельности; а организационный аспект ориентирован на выбор форм взаимодействия преподавателя и обучающихся в зависимости от конкретной дидактической цели.
Так в чем же заключаются цели и задачи самостоятельной работы обучающихся? Общеизвестно, что цели любой педагогической системы делятся на цели обучения и цели воспитательные. Специфической воспитательной целью самостоятельной работы обучающихся является, по мнению некоторых специалистов, воспитание самостоятельности как личностного качества будущего специалиста. Что касается цели обучения, мы считаем более обоснованной позицию авторов, понимающих под общедидактической целью самостоятельной работы именно формирование требуемых знаний, умений и навыков. Цели, стоящие перед самостоятельной работой, в свою очередь, определяют ее задачи, и наиболее важными являются те, которые направлены на обеспечение условий, позволяющих преподавателю организовать наиболее эффективную познавательную деятельность обучающихся.
Опыт показывает, что самостоятельная работа будет в полной мере выполнять свои функции только в том случае, если она организована в определенной системе. Самостоятельная работа, проводящаяся от случая к случаю, малоэффективна. Большинство исследователей считает целесообразным сочетать организацию самостоятельной работы с основными этапами усвоения обучающимися предметных знаний. Таким образом, выделяют следующие этапы работы с учебным материалом:
1. Мотивация изучения новой темы.
2. Подготовка к изучению нового материала.
3. Непосредственное получение новой информации.
4. Первичное закрепление новых знаний.
5. Применение полученных знаний и умений.
6. Промежуточный контроль и коррекция знаний и умений.
7. Обобщение и систематизация знаний по теме.
8. Итоговый контроль.
Рациональное сочетание различных видов самостоятельной работы, характерных для различных этапов усвоения знаний, предоставляет педагогу возможность наиболее эффективного построения учебных занятий. Каковы же виды самостоятельной работы? Необходимо отметить, что виды самостоятельной работы, используемые в педагогическом процессе, очень многообразны. Более того, не существует единой классификации этих видов, единогласно принятой всеми учеными. По
нашему мнению, классификация должна быть функциональной, то есть должна давать четкие ориентиры в руководстве деятельностью обучающихся, быть основой практической деятельности педагога при организации системы самостоятельной работы. Мы придерживаемся классификации Е.Л. Белкина |2|. в которой автор выделяет четыре вида самостоятельной работы, предназначенных для: 1) создания условий, обеспечивающих накопление обучающимися известных фактов в ходе усвоения содержания информации учебных дисциплин;
2) создания условий, обеспечивающих преобразующее воспроизведение обучающимся учебной информации;
3) создания условий, обеспечивающих воспроизведение отдельных функциональных элементов знаний в различных их вариациях; 4) вовлечения обучающихся в процесс генерации субъективно и объективно новой информации.
Отметим, что самостоятельная работа как составляющая всей системы вуза включает в себя не только упомянутые виды самостоятельной работы, но и организационные формы ее проведения; планирование и учет времени на самостоятельную работу; формы контроля самостоятельной работы. К основным организационным формам проведения самостоятельной работы, как правило, относят: самостоятельные занятия под руководством преподавателя; работу обучающихся над конспектом и учебной литературой; работу при подготовке к семинарам и практическим занятиям; работу при выполнении контрольных работ в плановые часы занятий; работу при выполнении домашних заданий; работу при выполнении курсовых работ; работу при подготовке к зачетам и экзаменам; работу при выполнении дипломного проекта.
Главный смысл самостоятельной работы студентов неязыковых направлений подготовки заключается в том, чтобы научиться проникать в сущность изучаемых проблем, устанавливать связи и соотношения понятий разных наук, уметь анализировать различные составляющие той или иной области знаний, и, как следствие, делать обобщения и выводы.
Что касается иностранного языка как учебной дисциплины. то его спецификой (по мнению И.А. Зимней [4]) является то, что он «беспредметен». Другими словами, иностранный язык изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речевого общения привносятся извне. Именно поэтому иностранный язык, пожалуй, как никакая другая дисциплина открыт для использования информации из различных областей знаний, из содержания других учебных дисциплин. Таким образом, мы разделяем точку зрения тех специалистов, которые утверждают, что совершенствование самостоятельной работы студентов первых курсов вузов при обучении иностранному языку необходимо проводить на междисциплинарной основе.
Под термином «межпредметные (междисциплинарные) связи» нами понимается дидактический принцип, специфическая структура содержания обучения, условия повышения эффективности преподавания
предмета. Анализ литературы показывает, что одними исследователями междисциплинарные связи выделяются и систематизируются исходя из содержания различных учебных дисциплин. Другие в первую очередь принимают во внимание такие критерии, как общность теории и понятий; а также общность использования научного метода.
В дидактике специалистами принято выделять следующие виды межпредметных (междисциплинарных) связей:
1. Ретроспективный (предшествующий) вид связи предполагает обучение иноязычному чтению и речевому общению с опорой на ранее полученные знания по изучаемой тематике из других смежных дисциплин.
2. Параллельный (сопутствующий) вид связи предусматривает речевое иноязычное общение с использованием междисциплинарных знаний, приобретаемых обучающимися одновременно по одной и той же или смежной тематике.
3. Перспективный (опережающий) вид связи подразумевает использование в речевом общении иноязычной информации, полученной из зарубежных источников по профессионально-ориентированной или смежной тематике, которая будет изучаться позже в курсе специальной дисциплины.
Следовательно, знания, полученные в результате применения и развития межпредметных (междисциплинарных) связей, помогают обучающимся при решении междисциплинарных по содержанию задач, имеющих своей целью: объяснение причинно-следственных связей в изучаемых явлениях с помощью знаний, заимствованных из других дисциплин; введение новых понятий с опорой на ранее изученные в разных учебных дисциплинах факты; конкретизацию уже известных понятий, расширение их признаков с учетом применения в разных областях знаний; определение нового, более общего понятия из более частных и конкретизацию более общих понятий с помощью более частных; объединение знаний из разных учебных дисциплин в систему; использование Обучающимися в различных видах учебно-познавательной деятельности практических навыков, полученных при изучении данной учебной дисциплины.
Что касается иностранного языка, его взаимосвязь с другими учебными дисциплинами многофункциональна и разнообразна, при этом наиболее плодотворно она реализуется в двух направлениях.
Первое направление предполагает совершенствование содержания обучения иностранному языку. Оно связано с расширением предметно-содержательного плана чтения на иностранном языке за счет его обогащения экстралингвистической информацией из других предметных областей. Информация универсального и специального характера, являющаяся составляющей программных материалов других учебных дисциплин, должна как можно раньше переноситься в обучение иностранному языку. Такое опережение подачи информации, осуществляемое систематически, имеет своей целью расширить общеобразовательный кругозор обу-
чающихся и способствует созданию устойчивой познавательной мотивации к изучению иностранного языка.
Второе направление, которое характеризует процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе, предполагает совершенствование общеучебных умений работы с учебной информацией и формирование на их основе таких межпредметных (междисциплинарных) специфических умений, которые позволили бы усилить эффективность обучения иноязычному чтению и речевому общению и направляли бы обучающихся на актуализацию и систематизацию знаний, полученных ими в курсе иностранного языка и других учебных дисциплин, а также на их последующее использование в процессе обучения.
При формировании общеучебных умений первостепенное внимание, по нашему мнению, должно уделяться тем из них, которые направлены на извлечение информации из текста и характеризуют чтение как информативно-поисковый процесс. Это, например, умение делить текст на смысловые части и выделять в каждой из них главную информацию, разграничивать основную и детализирующую информацию текста в целом. Что, в свою очередь, будет способствовать формированию специфических междисциплинарных умений, например, умение понимать обучающимися специальный комментарий к тексту. К способам формирования и развития общеучебных и специфических межпредметных (междисциплинарных) умений следует отнести, в первую очередь, актуализацию, сравнение и систематизацию. Овладение данными приемами позволит студентам устанавливать и осуществлять взаимосвязь иностранного языка с другими учебными дисциплинами. При этом для того, чтобы обеспечить последующее использование полученной обучающимися информации через иностранный язык, им необходимо дать соответствующую установку, например: «Подумайте и решите, как и где вы можете использовать полученную информацию при составлении реферата».
Оба направления осуществления междисциплинарных связей иностранного языка с другими учебными дисциплинами могут быть реализованы при условии отбора и организации иноязычного текстового материала на основе интегративного подхода. При отборе необходимо учитывать типичность материалов, их общеизвестность, тематичность и функциональность, а также дифференциацию с родной культурой обучающихся.
На наш взгляд, в условиях вуза наиболее эффективными формами самостоятельной работы студентов неязыковых направлений подготовки по овладению умениями иноязычного профессионально ориентированного чтения и устного и письменного общения являются парные, групповые, командные формы работы в сочетании с индивидуальными. Обучение в сотрудничестве имеет ощутимые плюсы: оно значительно увеличивает время говорения каждого студента учебной группы за одно занятие, предоставляет возможность каждому участнику общения дополнять иноязычную информа-
цию из тех смежных дисциплин, к которым он проявляет больший интерес, а, следовательно, и имеет больший запас знаний. При проведении парных, групповых, командных форм работы могут использоваться все три вида междисциплинарных связей. Обучающиеся подключают к обсуждению ранее изученную и изучаемую информацию по смежным и профилирующим дисциплинам, а зачастую и ту, которая имеется только в их личном опыте и еще не изучалась в вузе. Указанные формы общения позволяют преподавателю своевременно выявить потенциальные возможности студентов. научить их подкреплять тему беседы фактами из внутридисциплинарных и междисциплинарных наук. По нашему мнению, чем чаще студент будет занимать позицию активного субъекта познания и речевого общения, тем скорее в его сознании сформируются положительные мотивы изучения иностранного языка и выработается потребность поиска дополнительных знаний по специальности из аутентичных разнопрофильных источников.
В силу того что основной целью заключительного этапа обучения иностранному языку в непрофильном вузе является развитие навыков чтения в профессиональных целях, необходимо обучать студентов профессионально ориентированному чтению на основе материала аутентичных источников и на типичных ситуациях чтения, возникающих в учебной деятельности, например, на профессионально ориентированных ситуациях поиска и подбора профессионально значимой информации. Например: «Ваш преподаватель попросил Вас найти в иностранном профильном журнале информацию о .... Просмотрите несколько статей по смежным темам (2-3 статьи) и выберите те, которые раскрывают интересующий вас вопрос.». Или «Вам предстоит написать реферат о ... . Просмотрите следующие статьи (3-4 статьи) и найдите в них интересующую вас информацию.».
Целесообразность использования таких ситуаций заключается в том, что при их решении происходит расширение знаний по специальности через иностранный язык и приобретается умение оперировать этими знаниями, соотносить их со знаниями в смежных областях.
Профессионально ориентированное чтение и речевое общение на основе междисциплинарных связей проходят, как правило, при повышенной активности внимания, памяти и мышления обучающихся. В тех случаях, когда заданная ситуация или коммуникативная задача прочувствована студентами практически, интерес к ее реализации значительно возрастает. Если познавательно-коммуникативная задача близка обучающимся и отвечает их интересам, то она принимается ими и превращается во внутреннюю потребность поиска путей ее решения не только в знаниях по данной теме, но и в их личном опыте, в знаниях по другим смежным дисциплинам.
Отметим, что обучение самостоятельному иноязычному профессионально ориентированному чтению и речевому общению на междисциплинарной основе даст положительные результаты лишь в том случае, если преподаватель будет вникать в сущность междисциплинарных связей, осмысливать их функции, виды и разновидности, определять их место при планировании аудиторных занятий разных структурных типов, научится правильно устанавливать междисциплинарную проблематику, будет разрабатывать приемы и формы обучения иностранному языку на межпредметной (междисциплинарной) основе. В качестве исходной опоры при разработке таких приемов представляется целесообразным использовать общие приемы, разработанные в методической литературе, а именно: обучение приемам актуализации ранее усвоенных знаний; создание проблемных междисциплинарных ситуаций, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных из смежных дисциплин; постановка вопросов, требующих применения знаний, полученных ранее по смежным дисциплинам; подготовка докладов и сообщений по материалам Смежных дисциплин.
Межпредметные (междисциплинарные) связи как средство обучения однозначно требуют согласованности в работе преподавателей разных дисциплин. Для их реализации необходимо изучать учебные программы и содержание интегрируемых дисциплин: находить в них материал, имеющий тематическую связь, привлекать дополнительную информацию на занятиях иностранного языка. Большую роль в успешном осуществлении междисциплинарных связей играет также определение преподавателями общих учебных задач. Ведь вся система обучения в вузе строится с опорой на идею комплексности учебного процесса. Самостоятельная работа студентов вне аудитории рассматривается как продолжение основ, заложенных преподавателем в аудитории.
Таким образом, при определении форм совершенствования самостоятельной работы студентов неязыковых направлений подготовки в процессе обучения иностранному языку на междисциплинарной основе встает главная задача: сформировать такие умения и навыки в основных видах иноязычной речевой деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.
В заключение отметим, что успешной организации самостоятельной работы студентов, с нашей точки зрения, будет способствовать, в первую очередь, посиль-ность заданий для самостоятельной работы, что, несомненно, скажется положительным образом на мотивации обучающихся к усвоению знаний. Необходимо, чтобы сами обучающиеся знали специфику организации самостоятельной работы, что может быть достигнуто за счет наличия на кафедрах вуза рекомендаций студентам по самостоятельной работе.
Библиографический список
1. Беленький ГЛ. О сущности и видах межпредметных связей. Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. М.: Сб. научн. трудов, изд-во АПН СССР, 1982. С. 3-22.
2. Белкин ЕЖ, Корнев Л.П. Самостоятельная работа студентов в вузе: методические рекомендации. Орел, 1985. 21 с.
3. БурякВ.К. Самостоятельная работа учащихся: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 64 с.
4. Зимняя JI.А. Условия формирования навыков говорения на иностранном языке и критерии его обработанности. - В кн. Научно-методическая конференция по вопросам обучения иностранным языкам в высшей школе: тезисы доклада. М.: Просвещение, 1967. С. 90.
5. Ковалевский II.II. Организация самостоятельной работы студентов//Высшее образование в России. 2000. №1. С. 114-115.
6. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1979.157 с.
7. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. 175 с.
8. Пидкасистый ПЛ. Искусство преподавания: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. 212 с.
References
1. Belenfy G. I. On the nature and types of interdisciplinary relations. Some theoretical and practical aspects of interdisciplinary relations. M.: Coll. scientific. Papers, publishing house of Academy of pedagogical Sciences of the USSR, 1982. Pp. 3-22.
2. Belkin E. L., KomevL. P. The independent work of students in the University: guidelines, Orel, 1985. 21 p.
3. Butyak V. K. The independent work of students: teacher's book. M.: Education, 1984. 64 p.
4. Zimnvaya I. A., The conditions of a foreign language speaking skills formation and the criteria of its mastering. - In the book. Scientific-methodical conference on the teaching of foreign languages in higher education: abstracts. Moscow: Prosveshchenie, 1967. P. 90.
5. Kovalevsky 1.1. The organization of independent work of students//Higher education in Russia. 2000. No. 1. Pp. 114-115.
6. Lynda S. A. The didactic bases of self-control formal ion in the process of independent work of students. M.: Higher school, 1979. 157 p.
7. Nizamov R. A. Didactic bases of educational activity of students activization. Kazan: Publishing house of Kazan University, 1975. 175 p.
8. PidkasistyjP. I. The Art Sf teaching: textbook. M.: Pedagogical society of Russia, 1999. 212 p.