Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
гражданский служащий / дисциплинарная ответственность / служебная проверка.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.В. Фахрутдинова

В данной статье затронут вопрос о применении дисциплинарной ответственности к государственному служащему на государственной гражданской службе. А именно, анализ дисциплинарных проступков в последствии которых, приводит к дисциплинарной ответственности. Цель проанализировать законодательство о дисциплинарной ответственности при прохождении гражданской службы и перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А.В. Фахрутдинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ»

А.В. Фахрутдинова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

В данной статье затронут вопрос о применении дисциплинарной ответственности к государственному служащему на государственной гражданской службе. А именно, анализ дисциплинарных проступков в последствии которых, приводит к дисциплинарной ответственности.

Цель - проанализировать законодательство о дисциплинарной ответственности при прохождении гражданской службы и перспективы его развития.

Ключевые слова: гражданский служащий, дисциплинарная ответственность, служебная проверка.

Начнём с того, что в Российской Федерации необходимо постоянно совершенствовать законодательство в сфере государственной гражданской службы, данный факт положительно повлияет на успешное функционирование государственной гражданской службы. Выделю одну из основных проблем, которая может препятствовать реализации исполнения государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей по обеспечению исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности, является недостаточная четкость норм о дисциплинарной ответственности гражданского служащего в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).

Проанализировав законодательство о дисциплинарной ответственности на государственной гражданской службе, необходимо отметить следующее:

В соответствии со статьей 56 Федерального закона N 79-ФЗ служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Хочу отметить факт, что Федеральный закон N 79-ФЗ не дает определения служебного распорядка, а также не раскрывает более четкого понятие должностного регламента, также не указывает, что дисциплина на гражданской службе обязательна для всех служащих подчинение правилам поведения, определенным Федеральный закон N 79-ФЗ.

Это обязательное для всех служащих подчинение правилам поведения Федерального закона N 79-ФЗ, необходимо указать на то, что невыполнение гражданским служащим обязанностей, ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, является дисциплинарным проступком. Перечисленные пробелы выше не всегда могут быть восполнены путем толкования закона.

Также хочу обратить внимание, что в ст. 47 Федерального закона N 79-ФЗ имеется понятие - "должностной регламент государственного органа", которое также детально и четко не раскрывает суть для полного понимания.

Обратите внимание на отсутствие примерного распорядка государственного органа, из этого каждый государственный орган разрабатывает свой индивидуальный распорядок, который больше напоминает правила внутреннего распорядка для служащих, которые применяются в части, не противоречащие закону, и мало чем между собой различающиеся.

Даже в законе прописано, что примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

В статье 57 Федерального закона N 79-ФЗ дается перечень дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

© А.В. Фахрутдинова, 2022.

4) утратил силу. - Федеральный закон от 07.06.2013 N 116-ФЗ; (см. текст в предыдущей редакции)

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" -"г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Исходя из ст. 57 Федерального закона N 79-ФЗ следует отметить, что дисциплинарное взыскание, как увольнение с гражданской службы, может последовать только за следующие дисциплинарные проступки:

неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей, а именно: прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", необоснованного решения, повлекшее за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.

Изложение данной статьи является некорректным, так как напрашивается вывод, что не всякое нарушение служебной дисциплины, допущенное гражданским служащим, является дисциплинарным проступком, за который гражданский служащий может быть уволен.

Реализация указанных предложений по совершенствованию законодательства о дисциплинарной ответственности позволит не только осуществить принцип неотвратимости ответственности за совершение дисциплинарного проступка, но и соблюсти при избрании вида взыскания за совершенный дисциплинарный проступок общеправовых принципов ответственности.

ФАХРУТДИНОВА АЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА - магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (Уральский институт управления - филиал г. Екатеринбург), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.