ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ
Д.В. КОЛПАКИДИ
Дмитрий Викторович КОЛПАКИДИ — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, менеджмента и туризма Евразийского лингвистического института в г. Иркутске — филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет».
В 2007 г. окончил Байкальский государственный университет экономики и права.
Автор 49 публикаций.
Сфера научных интересов — предпринимательская деятельность, инвестиционное проектирование, экономика предпринимательства, менеджмент туризма.
^ ^ ^
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА
В процессе социально-экономического развития Правительством Российской Федерации большое внимание уделяется развитию туризма, особенно в отношении территорий, имеющих высокий туристско-рекреационный потенциал [1; 2; 5; 7; 9]. Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Основой туристского потенциала Иркутской области является оз. Байкал, признанное ЮНЕСКО объектом Всемирного природного наследия. Базой развития туризма является транспортная инфраструктура. В регионе достаточно развиты все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный. Стратегическими документами совершенствования сферы туризма в Иркутской области предусматривается развитие следующих видов туризма: культурно-познавательного, экскурсионного, делового, водного, приключенческого, экстремального, спортивного, социального. Региональным центром является г. Иркутск со сложившейся экономической, культурной, кадровой и туристской инфраструктурой. Город имеет очень выгодное для развития туристской отрасли географическое расположение — является воротами в страны Юго-Восточной Азии.
Особый интерес к Иркутской области связан с ее близостью к оз. Байкал, широким спектром туристских ресурсов (познавательных, культурно-исторических, рекреационных), высокой инвестиционной привлекательностью региона. Эти факторы и обусловливают возможность для позиционирования Иркутской области как региона, привлекательного для российских и иностранных туристов, посещающих его как с деловыми, так и с рекреационными целями.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [8] государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется различными способами, в том числе путем информационного обеспечения туризма; создания благоприятных условий для развития туристской индустрии.
В конце 2012 г. Министерством культуры Российской Федерации был инициирован процесс разработки общероссийской системы навигации и ориентирующей информации для туристов, в том числе формирования национального туристского интернет-портала, а также создания на территории субъектов Российской Федерации туристских информационных центров, установки дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации.
Туристско-информационные сервисы функционируют во всем мире и предоставляют широкий спектр услуг — от простого консультирования до турагентской деятельности. На территории США действует большое количество информационных центров, где можно найти карты, справочную лите-
ГРНТИ 82.13.31 © Д.В. Колпакиди, 2014
Д.В. Колпакиди
65
ратуру, узнать о проводимых мероприятиях, получить помощь сотрудников. Для продвижения и развития туристской отрасли экономики Англии в апреле 2003 г. была создана организация VisitBritain. Она была сформирована путем слияния британского туристического управления и совета по туризму Англии. Этот вневедомственный государственный орган находится под надзором Департамента по культуре, СМИ и спорту. VisitBritain является партнером — основателем Европейской сети доступного туризма (ENAT), международной организации, основанной в Европе в 2006 г. для содействия развитию доступного туризма [12; 13].
В Китае также работает огромное количество информационных центров, как виртуальных, так и реальных. Один из самых известных виртуальных порталов — сайт china.org.cn. На этом сайте представлена информация о стране на 9 языках: китайском, английском, французском, немецком, испанском, японском, корейском, арабском и эсперанто. Кроме данных для туристов, также описываются новости о событиях, происходящих в мире, а также о культурном обмене и взаимоотношениях со странами, на языке которых предоставляется информация [3].
Iperu, помощь и информирование туристов, — это бесплатная услуга, предоставляемая перуанским правительством через Комиссию по содействию экспорту и туризму в Перу и Национальный институт по защите конкуренции и интеллектуальной собственности. Туристам предлагается информация о достопримечательностях, маршрутах, времени поездки и зарегистрированных компаниях, предоставляющих туристические услуги. Организация также оказывает помощь в случае возникновения проблем при поездке в Перу. Несмотря на то, что iperu является частью общественной организации, она выполняет свои функции без выходных и праздничных дней, а также во время остановок или забастовок. Как правило, к названию iperu прибавляется название города, в котором находится отделение, сохраняя логотип и корпоративные цвета [11].
Существуют также специализированные информационные центры, ориентированные на определенную целевую аудиторию — студентов, школьников, пенсионеров, сотрудников определенных предприятий. Хороший пример подобной организации — компания Conexion, которая создана 6 лет назад в г. Гвадалахара (Мексика), а сейчас уже работает по всей стране, имеет свои филиалы во всех крупных городах Мексики и на данный момент занимается не только организацией внутреннего туризма, но и турагентской деятельностью в направлении близлежащих стран Латинской Америки (Куба, Коста-Рика, Белиз), а также США. Работа компании направлена на студенческий контингент, приезжающий в страну по обмену, как правило, на один-два семестра стремящийся познакомиться со страной за короткое время. Организация предоставляет следующие услуги: консультирование туристов; встреча в аэропорту с трансфером; аренда комнат в домах, хостелах; регулярные поездки по стране и за границу в качестве турагента; выездные кемпинг-лагеря; проведение вечеринок в ночных клубах города со сниженными ценами на напитки, тематических вечеринок [10].
В каждой стране туристско-информационный центр имеет национальные особенности, предоставляет разные услуги, организации подчиняются различным ведомствам, нет строгой классификации деятельности — каждая организация сама определяет и совершенствует спектр предоставляемых услуг. Туристско-информационные центры в России — достаточно новый объект туристской деятельности, в то время как в мире это давно процветающий сегмент рынка. В настоящее время в субъектах Российской Федерации насчитывается более 120 туристских информационных центров. Активно ведется разработка единых стандартов их деятельности, а также методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию и эффективному функционированию туристских информационных центров. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сферах культуры и туризма рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и бюджетах органов местного самоуправления бюджетные ассигнования на создание и функционирование туристских информационных центров [6].
В настоящее время в России функционирует ряд информационных центров, расположенных в следующих регионах и городах областного значения: Алтай, Архангельская, Астраханская области, Великий Новгород, Вологодская область, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Калининград, Калужская, Курская, Ленинградская области, Москва, Мурманская область, Новосибирск, Пермский край, Псковская область, Республика Марий Эл, Санкт-Петербург, Свердловская, Тюменская, Ульяновская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Кроме того, создание туристско-информационных центров может осуществляться на базе как городов, так и каких-либо определенных культурных или природ-
66
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ
ных достопримечательностей, привлекательных для туристов. Практически в каждом крупном российском городе есть собственная подобная служба, представленная в различных формах.
Проект создания Байкальского регионального туристско-информационного центра был направлен на обеспечение доступа различных категорий туристов к максимально полной информации о туристских ресурсах, средствах размещения, продуктах турбизнеса, транспортной инфраструктуре Иркутской области на нескольких иностранных языках. Центр должен стать надежным и достоверным источником информации о возможностях регионального туризма для иностранных и российских гостей региона — его визитной карточкой.
Стратегическая задача проекта: продвижение туристского бренда региона в сотрудничестве с представителями власти и турбизнеса через предоставление достоверной и максимально полной информации о туристских ресурсах, средствах размещения, продуктах турбизнеса, транспортной инфраструктуре Иркутской области на нескольких языках (русский, английский, французский, немецкий, итальянский польский, китайский, корейский и т. д.) для иностранных и российских туристов, а также жителей региона.
К основным преимуществам проекта можно отнести: наличие помещения в центре г. Иркутска, расположенного по адресу: ул. Ленина, д. 8, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» (ИГЛУ) (с входом непосредственно с одной из главных улиц города); возможность использования учебной и научной базы ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» для успешной реализации проекта; наличие квалифицированных специалистов в сфере туризма со знанием нескольких иностранных языков; возможность бесплатного перевода информационных материалов (афиш, буклетов, информационных сообщений, новостных статей и т. д.) «на лету» для размещения на стендах Центра студентами ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»; поддержка региональных органов власти; поддержка регионального турбизнеса в лице Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ), Российской гостиничной ассоциации (РГА), Байкальской ассоциации делового туризма (БАДТ); наличие рядом со зданием просторной автостоянки для экскурсионных автобусов; возможность использования опыта сотрудничества ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» с учебными учреждениями и организациями Франции, Швейцарии, Испании, Кореи, Китая, Монголии для продвижения туристского бренда региона; перспектива использования опыта, накопленного Центром, для создания региональной сети информационно-туристских цент-ров в муниципальных образованиях с высоким потенциалом развития туризма.
В качестве основного конкурента вновь созданного Центра следует проанализировать работу туристско-информационного центра — Информационно-туристской службы г. Иркутска (ИТС). ИТС имеет достаточно продолжительный срок работы и приобретенный опыт обслуживания клиентов. Байкальский региональный туристско-информационный центр ввиду своего недавнего открытия такого опыта не имеет.
1. Предоставляемые услуги. ИТС г. Иркутска имеет возможность осуществлять поддержку по большому количеству информационных пакетов по различным направлениям. Байкальский региональный туристско-информационный центр только начал разработку этих пакетов и пока не имел возможности оценить их эффективность.
2. Реклама и способы распространения информации. ИТС г. Иркутска имеет рекламные стойки на улицах города, на вокзале и в аэропорту. У Байкальского регионального туристско-информационного центра на данный момент пока нет практически никакой рекламы, что создает определенные трудности — потенциальные клиенты просто не знают о существовании центра и, следовательно, не могут воспользоваться его услугами.
3. Финансирование. Несомненным преимуществом ИТС г. Иркутска является его полное финансовое обеспечение из муниципального бюджета, что позволяет предоставлять все услуги бесплатно, в то время как источник финансирования Байкальского регионального туристско-информационного центра пока точно не определен. На данный момент Байкальский региональный туристскоинформационный центр является структурным подразделением ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», но ведутся переговоры о возможностях финансирования со стороны правительства Иркутской области. В связи с реорганизацией ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» с последующим его преобразованием в филиал ФГБОУ ВПО «МГЛУ» дальнейшая судьба Центра и вовсе под вопросом.
4. Языковая поддержка. Байкальский региональный туристско-информационный центр имеет всего несколько конкурентных преимуществ перед ИТС г. Иркутска. Одно из них — возможность предо-
Д.В. Колпакиди
67
ставления услуг на разных языках. Но на данный момент Центр не имеет возможности пользоваться этим преимуществом ввиду крайне малого числа клиентов. Языковая поддержка в ИТС г. Иркутска оказывается не на должном уровне, в то время как Байкальский региональный туристскоинформационный центр может оказывать языковую поддержку на нескольких европейских и восточных языках.
5. Местоположение. Расположение Байкальского регионального туристско-информационного центра в центральной части города делает его более привлекательным по сравнению с ИТС г. Иркутска, но необходимо учитывать, что даже выгодное местоположение, не подкрепленное какой-либо рекламой, не будет привлекать значительное число клиентов. На данный момент большинство туристов обратились за консультацией в Байкальский региональный туристско-информационный центр только потому, что увидели вывеску. Поэтому можно судить о крайне низком охвате целевой аудитории. Все туристы, целенаправленно собираясь получить консультацию, отправляются в Городской туристскоинформационный центр, несмотря на его не очень удобное местонахождение.
6. Цены на услуги. Информационные услуги в обоих центрах предоставляются бесплатно.
Реализация проекта планируется в два этапа. На первом этапе (пилотном) проведено техническое
оснащение всех помещений Центра, подобран и подготовлен соответствующий персонал. На данном этапе деятельность Центра должна осуществляться в тестовом режиме, т. е. до того момента, как на втором этапе Центр выйдет на полную проектную мощность, необходимо осуществить проведение интенсивной рекламной кампании Центра по продвижению своих услуг на рынок, учет статистических данных востребованности информационных услуг на внутреннем и международном рынках для формирования концепции функционирования Центра (количество требуемых штатных единиц, уровень и содержание требований к персоналу, востребованность качественного знания иностранных языков и межкультурного этикета), осуществление подготовки персонала для дальнейшей деятельности Центра, наработка опыта оказания консультаций. На данном этапе, поскольку часть должностных обязанностей персонала будет совмещаться, для функционирования Центра потребуется 6 штатных единиц (из них 2 стажера посезонно).
На втором этапе реализации проекта предусматривается выход Центра на полную проектную мощность. Для этого понадобится расширение штатной численности персонала до 10 единиц. Успешная реализация проекта потребовала вложения средств в размере свыше 600 тыс. руб., необходимых для проведения ремонтных работ и оборудования Центра в соответствии с современными мировыми стандартами. Проектом предусматривается оказание на бесплатной основе следующих услуг (см. табл.).
Таблица
Услуги Регионального туристско-информационного центра
Услуга Описание Партнеры
1 2 3
Реклама и продвижение региональных турпродуктов Реклама и продвижение региональных турпродуктов через сайт и печатные материалы в офисе, консультации по выбору турпродуктов, месторасположению турфирм Агентство по туризму Иркутской области, Сибирская Байкальская ассоциация туризма (СБАТ)
Реклама и продвижение гостиничных услуг (гостиницы, хостелы) Реклама и продвижение гостиничных услуг (гостиницы, хостелы) через сайт и печатные материалы в офисе, консультации по выбору гостиниц, наличию свободных мест, месторасположению гостиниц, хостелов Агентство по туризму Иркутской области, Российская гостиничная ассоциация (РГ А)
Содействие в продвижении делового туризма Содействие в продвижении делового туризма через сайт и печатные материалы в офисе, консультации по проводимым мероприятиям, месторасположению выставочных центров Агентство по туризму Иркутской области, Байкальская ассоциация делового туризма (БАДТ)
68
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ
Окончание табл.
Предоставление информации о транспортной инфраструктуре, маршрутах самостоятельного осмотра достопримечательностей города и области Предоставление информации о расписании железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, консультации по выбору транспорта и маршруту передвижения, прокладка маршрута по карте, бесплатная выдача карт, информация и консультации по самостоятельному осмотру достопримечательностей области и города Транспортные компании, вокзал, аэропорт, автовокзал, пароходство через Агентство по туризму Иркутской области
Предоставление информации о предприятиях общественного питания Предоставление консультаций, рекомендаций по посещению предприятий общественного питания, их месторасположению Агентство по туризму Иркутской области, рестораны города
Предоставление информации о событиях театральной жизни Иркутской области Распространение афиш, буклетов, консультации по репертуару, месторасположению театров Агентство по туризму Иркутской области, театры г. Иркутска
Предоставление информации о выставках и экспозиции музеев Иркутской области Распространение афиш, буклетов, консультации по выставкам и экспозиции музеев Иркутской области, их месторасположению Агентство по туризму Иркутской области, музеи Иркутской области
Предоставление информации о крупных событиях городской жизни, фестивалях, концертах и т. д. Распространение буклетов, консультации по крупным событиям городской жизни, фестивалям, концертам и т. д. Агентство по туризму Иркутской области, агентства по организации мероприятий
Посреднические услуги в подборе переводчиков, экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов, гидов-сопровож-дающих для работы на маршрутах Подбор высококвалифицированных переводчиков, экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов, гидов-сопровождающих для работы на маршрутах. Создание базы данных и сертификация переводчиков и гидов-переводчиков ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», личное сотрудничество с гидами, спорт-инструкторами, экскурсоводами, переводчиками
Продвижение туристского бренда Иркутской области через международное академическое сотрудничество ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» с иностранными вузами Размещение информации о региональных турпродуктах в иностранных турофисах, налаживание контактов с иностранным турбизнесом через вузы с помощью студентов, преподавателей Вузы — партнеры ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»
Поддержка интерактивного мультиязычного сайта с информацией о туристских ресурсах, средствах размещения, продуктах турбизнеса, транспортной инфраструктуре Иркутской области Поддержка интерактивного мультиязычного сайта (минимум 7 языков) с информацией о туристских ресурсах, средствах размещения, продуктах турбизнеса, транспортной инфраструктуре Иркутской области Все
Услуги информационнотуристского caU-центра «Мультиязычный телефон» Оказание туристам телефонной поддержки на 4-5 языках Агентство по туризму Иркутской области, ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»
Использование научного, образовательного, а также инфраструктурного потенциала вуза позволило создать на его базе устойчиво функционирующее предприятие инфраструктуры туризма. В перспективе навыки проектирования и создания регионального туристско-информационного центра, опыт функционирования и сотрудничества с региональными, местными органами власти, общественными объединениями предпринимателей, ведущих свою деятельность в сфере туризма, накопленный Центром, можно распространить на весь регион для создания региональной сети информационно -туристских центров в муниципальных образованиях с высоким потенциалом развития туризма [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Управление воспроизводственным процессом региона на основе гармонической пропорции // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 5. С. 89-93.
Д.В. Колпакиди
69
2. Гришин С.Ю. Методологические основы обеспечения устойчивого развития индустрии туризма // Известия СПбГЭУ. 2014. № 4. С. 7-10.
3. Китайский информационный интернет-центр. URL: http://russian.china.org.cn/index.htm
4. Колпакиди Д.В. Ресурсное обеспечение системы государственной поддержки предпринимательства в сфере туризма // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 3. С. 179-185.
5. Костин К.Б. Проблемы развития туристско-гостиничного бизнеса России и пути их решения // Известия СПбГЭУ. 2013. № 4 (82). С. 61-67.
6. Решение совместного заседания президиумов Координационных советов по культуре и туризму при Министерстве культуры Российской Федерации. 25-26 октября 2013 г., Выборг, Ленинградская обл. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. URL: http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/ detail.php?ГО=425811&SEСTЮN_ГО=35159&print=Y
7. Сорокина Н.А. Развитие концептуального подхода к определению делового туризма // Известия СПбГЭУ. 2013. № 3 (81). С. 123-126.
8. Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 01.11.2012): офиц. текст. М., 2014.
9. Хорева Л.В., Федорова Е.В. Конгрессные бюро как инновационный метод продвижения российских дести-наций на рынке услуг конгрессно-выставочного туризма // Известия СПбГЭУ. 2013. № 1 (79). С. 39-45.
10. Conexion-Guadalajara. Студенческий информационно-туристский центр, Мексика. URL: http://conexion gdl.com/
11. Peru. Portal oficial de turismo. Официальный сайт Агентства по туризму Перу. URL: http://www.peru.travel/es-lat/
12. VisitBritain. Информационно-туристский центр, г. Лондон. URL: http://www.visitbritain.org/
13. VisitBritain (VB) is the national tourism agency. Сайт Британского правительства. URL: https://www.gov. uk/government/organisations/visitbritain