СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
Мустафиева Елена Фанильевна, аспирант, ассистент кафедры менеджмент Северо-Кавказский государственный технический университет, г. Ставрополь
Аннотация: Важнейшей задачей совершенствования
региональной и муниципальной финансовой системы в Ставропольском крае является значительное повышение производительности работы органов государственной власти края и органов местного самоуправления его муниципальных образований. Создание необходимых
условий для экономического роста, улучшения социальноэкономического и инвестиционного положения
муниципальных образований Ставропольского края. Анализ проблем региональных финансов Ставропольского края демонстрирует необходимость совершенствования
бюджетной политики, создания эффективной системы управления региональными и местными финансами. Исходя из выявленных ключевых проблем региональных финансов Ставропольского края, с учетом сформулированной
главной цели совершенствования региональных финансов, в качестве приоритетных целей реформирования следует назвать: создание благоприятных условий для
экономического развития Ставропольского края;
повышение качества управления региональными и местными финансами; повышение эффективности и результативности предоставления бюджетных услуг населению Ставропольского края.
Ключевые слова: региональная и муниципальная финансовая система, бюджетная политика, бюджетные услуги, реформирование бюджетной сферы и бюджетного процесса.
В целях активизации процессов финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в Ставропольском рае была утверждена Концепция реформирования региональных финансов в Ставропольском крае.
Реформирование бюджетного процесса и бюджетной системы в целом, необходимость повышения эффективности бюджетных расходов - эти цели были определены в качестве приоритетных для всей Российской Федерации в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2003 году". В высшей степени актуальными эти цели являются и для Ставропольского края. В крае за последние несколько лет был предпринят ряд мер по совершенствованию системы управления региональными финансами. В число этих мер вошли: развитие системы казначейского исполнения бюджета Ставропольского края, инвентаризация системы бюджетных учреждений и другие меры, направленные на повышение прозрачности региональных финансов; сокращение
величины бюджетного дефицита и объема государственного внутреннего долга Ставропольского края; ликвидация задолженности по заработной плате с начислениями и последовательное сокращение всей кредиторской задолженности1.
В результате детального анализа исходного состояния региональных финансов Ставропольского края, проведенного органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления муниципальных образований, независимыми научными центрами (включая Центр фискальной политики, город Москва), иностранными (Международный банк реконструкции и развития) и региональными экспертами был определен круг основных проблем реформирования региональной и местной финансовой системы в Ставропольском крае:
- недостаточная урегулированность межбюджет-ных отношений, усугубляемая отсутствием четкого разграничения финансовых полномочий, сфер ответственности и доходных источников между краевыми органами государственной власти и муниципальными образованиями Ставропольского края;
- несовершенство бюджетного устройства и бюджетного процесса, проявляющееся, в частности, в том, что принятие решений в области бюджетной политики происходит исходя из краткосрочной перспективы, без учета их будущих последствий, а финансирование многих направлений расходов возобновляется ежегодно без анализа альтернативных или более эффективных способов предоставления бюджетных услуг;
- неопределенность границ сектора государственного управления в области региональных финансов. В Ставропольском крае проделана большая работа по уточнению границ сектора государственного управления и инвентаризации системы бюджетных учреждений. Вместе с тем, необходимо уточнить перечень бюджетных услуг и организаций, действительно требующих финансирования из бюджета края, реализовать программу оптимизации и реструктуризации сети бюджетных учреждений и унитарных предприятий;
- несовершенство системы управления расходами бюджета. Отсутствие своевременно обновляемой информации об операциях со средствами муниципальных бюджетов, неполная картина финансовых потоков в государственном секторе. Нарушения в области конкурсных процедур при закупках продукции, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд приводит к тому, что товары и услуги нередко закупаются у поставщиков по ценам выше рыночных;
1 Концепция реформирования региональных финансов в Ставропольском крае: распоряжение Правительства Ставропольского края от 14 января 2003г. № 4-рп.
Мустафиева Е.Ф.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
- низкая эффективность и результативность бюджетных расходов. Необходимо создать систему управления, ориентированную на установление стандартов качества бюджетных услуг населению, мониторинг эффективности и результативности бюджетных расходов и использование механизмов обратной связи с населением (потребителями услуг) для оценки качества работы учреждений бюджетной сферы;
- неэффективное использование налоговой базы и государственного имущества Ставропольского края, занижающее доходные поступления в бюджет края, в частности, поступления от использования такого уникального актива, как особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды;
- не в полной мере соответствующий современным требованиям уровень подготовки работников органов исполнительной и законодательной власти края, местного самоуправления2.
В качестве основополагающих принципов отбора основных направлений реформирования региональных финансов и реализующих их мероприятий рассматриваются актуальность, технологичность мероприятий, а также готовность конкретных органов государственной власти и управления на краевом уровне и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края к их реализации.
По нашему мнению, можно выделить основные направления совершенствования региональной и муниципальной финансовой системы и реализующие их мероприятия.
Бюджет и бюджетный процесс. Разработка, регулярное обновление и применение в бюджетном процессе Ставропольского края среднесрочных прогнозов доходов, расходов и источников финансирования, нацеленных на выявление будущих последствий текущей фискальной политики. Разработка и применение в бюджетном процессе Ставропольского края системы планирования капитальных вложений на основе принципа разделения текущих и капитальных расходов. Разработка системы управления доходами и расходами отрасли жилищно-коммунального хозяйства по Ставропольскому краю. Поэтапное внедрение указанной системы в отрасль жилищно-коммунального хозяйства. Внедрение практики систематических публикаций в доступной для населения края форме данных о ходе исполнения бюджета Ставропольского края на сайте Правительства Ставропольского края и средствах массовой информации3.
2 Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерацииhttp://www.roskazna.ru.html
3 Пресс-служба Министерства финансов Ставропольского края www.mfsk.ru
Совершенствование системы межбюджетных отношений. Разработка и утверждение в законодательном порядке методики распределения финансовой помощи из Фонда финансовой поддержки Муниципальных Образований Ставропольского края, формируемого в составе бюджета Ставропольского края, с учетом выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности и стимулирования по отдельным показателям. Разработка и утверждение в законодательном порядке методики распределения финансовой помощи из краевого Фонда реформирования муниципальных финансов Ставропольского края.
Региональная политика в области доходов. Разработка и реализация Концепции по развитию налоговой базы Ставропольского края. Проведение анализа целесообразности предоставления в крае налоговых льгот и налоговых кредитов. Разработка, ведение и применение в бюджетном процессе информации из реестра крупных налогоплательщиков. Анализ налогового потенциала организаций особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды.
Региональная политика в области бюджетных расходов. Полный переход на казначейское исполнение бюджета Ставропольского края и полный переход на кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов:
- разработка и реализация концепции модернизаций и автоматизации бюджетного процесса в Ставропольском крае;
- приобретение программного продукта и средств обработки информации;
- развитие компьютерных сетей передачи финансовой информации;
- организация санкционирования и учета долговых обязательств бюджетных учреждений;
- учет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений Ставропольского края;
- отладка автоматической системы управления бюджетным процессом в Ставропольском крае;
- совершенствование системы кассового обслуживания исполнения бюджета и полный охват ею бюджетополучателей Ставропольского края;
- обучение специалистов финансовых органов.
Оптимизация бюджетных расходов и совершенствование сети бюджетных учреждений Ставропольского края: разработка концепции оптимизации бюджетных расходов и совершенствование сети бюджетных учреждений. Применение механизмов ресурсосбережения в бюджетной сфере, в том числе приобретение счетно-измерительной и иной техники. Эффективность и результативность использования бюджетных средств, выделяемых учреждениям образования. Разработка концепции перехода на единое социальное пособие (оказания
адресной социальной помощи населению Ставропольского края).
Совершенствование системы управления государственным внутренним долгом Ставропольского края. Разработка и реализация концепции долговой политики и повышения инвестиционной привлекательности Ставропольского края: внесение изменений в Долговую книгу Ставропольского края с целью организации учета всех долговых обязательств края, включая долговые обязательства бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, а также с целью консолидации информации о муниципальных долгах; разработка и утверждение правового акта о порядке консолидированного учета долговых обязательств края и государственного сектора.
Совершенствование системы управления государственным имуществом Ставропольского края. Реализация Концепции повышения эффективности управления государственным имуществом Ставропольского края, повышения собираемости неналоговых доходов и доходов от использования государственного имущества Ставропольского края. Апробация и реализация Концепции повышения эффективности управления государственным имуществом Ставропольского края, повышения собираемости неналоговых доходов и доходов от использования государственного имущества Ставропольского края на примере особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации
- Кавказские Минеральные Воды4.
Финансовый контроль, аудит и повышение прозрачности региональных финансов. Совершенствование системы финансового контроля: совершенствование методик финансового контроля; согласование планов проведения проверок использования бюджетных средств с контрольноревизионными учреждениями федерального, краевого и муниципального уровня; выработка рекомендаций по устранению недостатков и повышению эффективности использования бюджетных средств, а также доходов от использования государственного (муниципального) имущества.
Организация независимого аудита региональных финансов Ставропольского края: привлечение на конкурсной основе независимых аудиторских компаний для проведения аудита государственных унитарных предприятий Ставропольского края; привлечение депутатского корпуса, неправительственных организаций, обществ потребителей и населения края к оценке качества бюджетных услуг и эффективности бюджетных расходов; публикация информации о финансовом состоянии края и муниципальных образований края, о предоставле-
нии бюджетных услуг, о государственных закупках в средствах массовой информации.
Совершенствование системы найма и оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, повышение квалификации работников органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований края. Организация постоянно действующей системы обучения, переобучения, повышения квалификации и периодической аттестации работников финансовых органов Ставропольского края и его муниципальных образований. Организация системы повышения квалификации в органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.
В 2003 году Ставропольский край вошел в число победителей Всероссийского конкурса программ реформирования региональных финансов. Важно отметить, что победа эта стала отправной точкой вовлечения в процесс бюджетной реформы органов местного самоуправления.
Рецензия
на статью, подготовленную Мустафиевой Еленой Фанильевной на тему: «Совершенствование региональной и муниципальной финансовой системы в Ставропольском крае».
Важным условием развития российского государства является необходимость формирования в стране эффективной и действенной финансовой системы,, функционирование которой неразрывно связано с качеством региональных и местных финансов. В современных условиях все более губительным становится неумение государственных служб анализировать состояние бюджетной сферы, упреждать негативные тенденции, контролировать реализацию принимаемых мер и программ. Органы власти оказываются неспособными принципиально изменить бюджетное устройство и бюджетный процесс. Всё это обуславливает актуальность и необходимость разработки основных направлений реформирования региональных финансов и реализующих их мероприятий.
Рецензируемая статья имеет высокую актуальность следующих рассматриваемых вопросов:
- обозначенные в статье основные проблемы реформирования региональной и местной финансовой системы в Ставропольском крае;
- основные направления совершенствования региональной и муниципальной финансовой системы.
Предложенные мероприятия по совершенствованию региональных и местных финансов Ставропольского края относительно бюджета и бюджетного процесса; межбюджетных отношений; региональной политики в области доходов и расходов; бюджетных учреждений; государственного долга и имущества края; финансового контроля, аудита и повышения прозрачности региональных финансов; системы найма и оплаты труда, повышения квалификации работников организаций бюджетной сферы являются в высшей степени актуальными в процессе реформирования местного самоуправления.
Статья имеет необходимую практическую и теоретическую значимость и рекомендуется к публикации.
д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент» СевКавГТУ
В.Н. Парахина
4 Система муниципального управления: Учебник для вузов. 3-е изд./ Под редакцией В. Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2007. - 560с.