Научная статья на тему 'Совершенствование рефлексивных умений учащихся в контексте технологии развития критического мышления'

Совершенствование рефлексивных умений учащихся в контексте технологии развития критического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубина Наталья Сергеевна, Тугумова Алина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование рефлексивных умений учащихся в контексте технологии развития критического мышления»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ

Рубина Наталья Сергеевна

канд. пед. наук, доцент кафедры английской филологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: natasharubina@yandex.ru

Тугумова Алина Александровна

студентка 742 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: alinkatugumova@mail.ru

ENHANCEMENT OF PUPILS' REFLECTIVE SKILLS IN THE FRAMEWORK OF TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT

Natalie Rubina, Ph.D

Associate Professor, English Philology Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: natasharubina@yandex.ru

Alina Tugumova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: alinkatugumova@mail.ru

Ключевые слова: иноязычное образование, рефлексия, рефлексивные умения, технология развития критического мышления.

Изменение социокультурной ситуации в России вызвало изменение представлений о целях и функциях образования, которое сегодня рассматривается как развивающееся и развивающее. Обеспечение стабильного функционирования и развития системы образования является приоритетным в государственной политике. Основные направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» определяют возможности выхода отечественного образования на качественно новый уровень, дают стимул для личностного роста и саморазвития. Переоценка значимости образования ведет не только к его модернизации, созданию новых стандартов, программ обучения и воспитания, содержание которых отвечает потребностям современного общества, но и к смене методологических ориентиров, к поиску новых подходов в обучении и, в частности, в методике обучения иностранным языкам.

Повышенный интерес к проблеме развития критического мышления учащихся и их рефлексивных умений, в частности, объясняется сменой философско-образовательных парадигм, утверждающих идеи и принципы личностно-ориентированного образования.

Проблема технологии развития критического мышления достаточно освещена как в отечественной, так и в зарубежной методике. В основу данной технологии были заложены идеи и положения теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка, Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития и неразрывной связи обучения с общим развитием ребёнка, Карла Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления и др. [1]. Американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит в свою очередь «переложили» положения данных теорий на язык практики, разработав структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, С.И. Векслер.

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению, — это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от собственных предубеждении, критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем [2].

Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» следующим образом: это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий,

которые увеличивают вероятность получения желательного результата [7].

При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Представляем эту структуру в виде таблицы с соответствующими пояснениями:

Структура технологии развития критического мышления

Технологические этапы

I стадия Вызов II стадия Осмысление содержания III стадия Рефлексия

• актуализация имеющихся знаний; • пробуждение интереса к получению новой информации; • постановка учеником собственных целей обучения • получение новой информации; • корректировка учеником поставленных целей обучения • размышление, рождение нового знания; • постановка учеником новых целей обучения

Для нас наибольший интерес представляет фаза рефлексии. Р. Бустром отмечает, что «рефлексия — особый вид мышления. Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор» [3].

В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых стадий технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Вместе с тем рефлексия на стадиях вызова и осмысления содержания имеет другие формы и функции. На третьей же стадии процесса рефлексия становится основной целью деятельности и школьников и учителя.

Каковы же механизмы реализации стадии рефлексии при работе в режиме технологии развития критического мышления? Не вызывает никаких сомнений важность отслеживания развития знаний учащихся. Механизм этого развития можно представить следующим образом: 1) актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Итог -постановка целей учебной деятельности; 2) знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей;

3) суммирование и систематизация новой информации, ее оценки, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности.

Итак, на стадии рефлексии учащиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности,

значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным.

В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации (индивидуально) поставленных ранее целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понятое с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст.

Большинство ученых-психологов и педагогов отмечают важность письменной рефлексии для развития критического мышления. Ученые, исследующие теорию и практику рефлексивного обучения, формулируют следующие принципы использования педагогом в учебном процессе механизмов письменной рефлексии:

• Поощрение исследовательского письма. Важно поощрять у учащихся ведение дневников и написание различных отзывов, причем упор нужно делать на умении зафиксировать идеи для последующего размышления и обсуждения, а не для обнародования в некоей законченной форме.

• Поощрение личного авторства учащихся. Изначально важна позиция, заключающаяся в том, что каждый является экспертом хотя бы в узкой области собственного опыта.

• Поощрение самого процесса письма. Знакомство с совершенными по форме и написанными талантливыми авторами текстами не должно привести учащихся к мысли о невозможности написания ими самими хороших текстов. В этом случае важным является знакомство учащихся с процессом писательского творчества: дневниками, записными книжками писателей -с целью показа всех трудностей создания писателями их творений.

• Содержание должно быть выше формы. Форма не должна ограничивать желание учеников передавать свои мысли в письменном виде.

Наряду с письменной рефлексией не менее важной является устная рефлексия. Дж. Стил и ее коллеги отмечают, что живой обмен идеями между учащимися дает возможность расширить их словарь, познакомиться с различными представлениями по рассматриваемым проблемам. «Разрешая диалог на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же

вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе» [6].

Важна роль стадии рефлексии и для отслеживания самого процесса обучения, процесса мышления и деятельности. К. Роджерс писал: «Способ обучаться состоит в том, чтобы обозначать свои сомнения, попытаться прояснить неясные вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта...» [4]. Эта мысль помогает нам понять суть рефлексивного обучения. Отслеживание этапов, механизма своей деятельности помогает учащемуся осознать методологию учебного и научного познания. Дж. Стил подчеркивает, что преподавание является более эффективным тогда, когда оно «прозрачно», т. е. когда учащиеся видят, как разворачивается учебный процесс.

Роль рефлексии связана с процессами целеполагания, установления и регулирования адекватных требований к себе на основе соотнесения предъявляемых извне требований, ситуационной специфики самого субъекта. Поскольку главным в педагогическом процессе на сегодняшний момент определяется развитие личности субъектов процесса, а развитие является процессом внутренним и судить о его прохождении доступно прежде всего самому субъекту, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия как акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса.

Требования к уровню подготовки выпускников школы возрастают с каждым годом. Сегодня профессионализм преподавателя выражается в его компетентности, которая позволяет ему эффективно осуществлять собственную профессиональную деятельность, а также содействовать эффективному продвижению учащихся по индивидуальным образовательным траекториям. Требуется уже не просто воспроизведение ранее освоенных образцов и способов функционирования, а разработка новых, творческих подходов, а также постоянное саморазвитие, как в профессиональном, так и в личностном плане. Рефлексивные умения позволяют учителям и учащимся наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной и учебной деятельности, достижению их максимальной эффективности и результативности.

Список литературы

1. Байбородова Л.В., Белкина В.В. Образовательные технологии: учеб.-метод. пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. -108 с.

2. Браус Дж., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: пер. с англ. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

3. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы семинаров по проекту «Развитие критического мышления через чтение и письмо». - М., 2000.

4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: учеб. пособие. - М., 2000. - С. 156.

5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Альянс Дельта, 2003. - 389 с.

6. Основы критического мышления / Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. - М., 1997. - С. 35

7. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000. - (Сер. «Мастера психологии»).

© Рубина Н.С., Тугумова А.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.