РАЗДЕЛ I. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Е.В. Артемкина А.В. Соколова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПУТЕЙ ЭКСПОРТА УГЛЕВОДОРОДОВ ИЗ РОССИИ В СТРАНЫ АТР В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ГЛОБАЛИЗАЦИИ XXI ВЕКА
Ключевые слова: нефть, газ, экспорт, трубопроводы, АТР.
В последнее время нефтегазовые компании все больше внимания уделяют вопросам, связанным с экспортом углеводородов в восточном направлении. Такое положение дел диктуется необходимостью избегания жесткой привязанности к европейским потребителям, где в 2011 году был введен в действие, так называемый, Третий энергетический пакет. Поэтому серьезно рассматриваются возможности увеличения экспорта углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Важнейшей частью программы стратегического развития России является реализация планов по созданию единой системы нефте- и газопроводов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Сегодня Приморский край рассматривается как центр экономического и политического сотрудничества, работающий в качестве площадки для активного взаимодействия России с перспективными рынками Азиатско-Тихоокеанского региона. Согласно планам стратегии развития Приморья до 2025 года, на юге края создается современный кластер по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья. В список ключевых объектов входят: нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО), магистральный газопровод «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», морской нефтеперегрузочный комплекс «Спецморнефтепорт «Козьмино», а также нефтеперерабатывающий завод, завод по сжижению природного газа и газоперерабатывающие заводы.
«Восточная Сибирь-Тихий Океан» - это строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе г. Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран АТР (смотри рис.). Планируемая общая протяжённость трубопровода составляет около 5 тысяч км. 28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта («ВСТО-1») - трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) длиной 2694 км. Мощность первой очереди составляет 30 млн. т. нефти в год. Далее половина прокачанной нефти отправляется по железной дороге в порт Козьмино, откуда танкерами отгружается на экспорт. Ещё 15 млн. т. в год поставляется в Китай по ответвлению от Восточного нефтепровода в районе Сковородино.
© Артемкина Е.В., Соколова А.В., 2013
Рис. Схема нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан»
Реализация второго этапа проекта трубопроводной системы («ВСТО-2») общей мощностью до 50 млн. тонн в год осуществляется на участке г. Сковородино - порт «Козьмино». Строительство ведется с января 2010 года. Сроки завершения работ и ввода трубопроводной системы «ВСТО-2» в эксплуатацию намечены на 2014 год.
От пункта Сковородино построено ответвление нефтепровода до китайского г. Дацин. Сразу же после начала поставок нефти в Китай по трубопроводу (февраль 2011 г.) возникли проблемы с оплатой. Конфликт назрел, когда Китай объявил, что от стоимости барреля нефти, прописанного в контракте, отнимаются $13 - коэффициент «Т», обозначающий расходы на транспортировку нефти от г. Сковородино до порта Козьмино (поскольку нефтепровод в Китай идет от Сковородино). А тариф устанавливается Федеральной службой по тарифам, единый для всего маршрута. 28 февраля 2012 года в газете «Коммерсантъ» было опубликовано, что РФ предоставляет Китаю скидку на нефть в 1,5 доллара за баррель [5]. Скидка начинает действовать с ноября 2011 года. В ответ китайская сторона погасит задолженность за поставленную нефть в сумме 134 млн. долларов. Недавно акционеры компании «Транснефть» одобрили применение скидки в 1,5 доллара, и данный конфликт считается улаженным.
На переговорах правительственных делегаций России и Китая, состоявшихся в Пекине 1 июня 2012 г. китайская сторона потребовала увеличить поставки российской нефти по ветке трубопровода «ВСТО» от Сковородино в Китай с 15 до 30 млн. тонн в год. Помимо этого, был поднят вопрос о прокачке 10 млн. т нефти по нефтепроводу через Казахстан, а также о строительстве еще одного ответвления от «ВСТО» в районы Китая, граничащие с Кореей, где планируется построить Тяньцзинский НПЗ. В России есть еще не освоенные месторождения нефти Юрубчено-Тохомской зоны у «Роснефти», дополнительная нефть будет добываться на севере Красноярского края, но для их освоения нужно время. А на данный момент лишней нефти нет. Хотя идя на увеличение поставок нефти можно добиться решения вопроса о продаже китайцам газа, в чем очень заинтересована Россия. Поэтому Президент России поручил Правительству подготовить конкретные проекты по нефти и газу с целью увеличения поставок углеводородов в Китай.
На востоке страны создается газотранспортная система «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» с пропускной способностью 47,2 млрд. кубометров газа в год. Основными
Развитие отраслевого и регионального управления
источниками газа для этого трубопровода станут шельф Сахалина и месторождения Якутии. Готовятся к освоению участки на шельфе Северного Сахалина, где запасы превышают 1 трлн. кубометров. В ноябре 2012 года «Газпромом» начато разведочное бурение на Чаяндинском газовом месторождении в Якутии. Разрабатывается проект газодобычи на Камчатке, где может добываться 750 млн. кубометров газа в год [6]. Это даст возможность строить там предприятия для переработки и экспорта природного газа. Уже сейчас около 65% произведенного на Сахалине газа поступает по долгосрочным контрактам различным покупателям в Японии, более половины из оставшейся части идет в Южную Корею и небольшие партии в Китай, Индию, Тайвань [3]. Компания «Sakhalin Energy», которой принадлежит завод по сжижению природного газа, планирует в перспективе ежегодно на 1,5% наращивать мощности по выпуску С111, исходя из постоянно растущего спроса на газ в регионе. В рамках проекта «Сахалин-2» осваиваются новые месторождения, извлекаемые запасы которых оцениваются в 150 млн. т. нефти и 500 млрд. кубометров газа [1]. В связи с планируемым увеличением производства сжиженного природного газа в России и перспективой роста объемов его экспорта, необходимо предусмотреть строительство соответствующего количества танкеров для его транспортировки. Часть из них должна быть ледокольного типа для транспортировки СПГ по Северному морскому пути, имея в виду, что только в рамках проекта «Ямал С111 » компания «НОВАТЭК» планирует производить 15 млн. тонн сжиженного природного газа и 1 млн. тонн газового конденсата [4].
В 2009 году «Газпром» и китайская нефтегазовая корпорация «CNPC» подписали соглашение об основных условиях поставок «голубого топлива» в Китай. Документ предусматривает ежегодные поставки около 70 млрд. кубометров газа по двум маршрутам - западному и восточному. Западная ветка трубопровода мощностью 30 млрд. кубометров обеспечена Чаяндинским и Ямальским месторождениями в Западной Сибири. Восточный газопровод мощностью 38 млрд. кубометров должен связать с Китаем месторождения Восточной Сибири и Сахалина. Строительство начнется после согласования контрактной цены на газ. Но переговоры идут трудно и пока цена на газ не согласована. Китайская сторона настаивает, чтобы за основу расчета цены на газ были взяты биржевые цены на уголь, а не на нефть, как это принято в Европе. Тогда стоимость одной тысячи кубометров природного газа упадет до 200-250 долларов, вместо 350-400 долларов. Последняя попытка договориться о цене за газ была сделана в июне 2012 года во время визита В.В. Путина в Китай, но решить данный вопрос не удается до настоящего времени [7].
Большие перспективы для увеличения экспорта углеводородов открываются в связи с освоением шельфа Северного Ледовитого океана. Это даст толчок для более интенсивного использования Северного морского пути. По оценке одного из руководителей «Совкомфлота», потенциальный грузопоток Северного морского пути в течение ближайших 10 лет достигнет 50 млн. тонн в год. Надежды «Совкомфлота» связаны, в первую очередь, с такими крупными проектами в российской Арктике, как освоение Штокмановского газоконденсатного и Южно-Тамбейского газового месторождений. С их операторами («Shtokman Developmen AG» и «Ямал СПГ») ведется работа по совместной подготовке морских перевозок сжиженного природного газа. Основное преимущество Севморпути - значительное сокращение сроков доставки грузов в страны АТР. Так, например, груз из Мурманска в китайский порт Нинбо был доставлен за 22 дня, или примерно в два раза быстрее, чем традиционным маршрутом через Суэцкий канал. Как следствие экономии времени, снизится расход энергоресурсов на транспортировку и, соответственно, цена товаров.
В заключение можно сказать, что одним из важнейших признаков глобализации в нефтегазовой сфере является объединение усилий крупных компаний для разработки месторождений углеводородов. Примером тому служат уже упоминавшиеся проекты: «Северный поток» и «Южный поток». И в перспективе глобализационные процессы в мировом нефтегазовом секторе будут только расширяться. Так, Россия приглашена поучаствовать в освоении нефтяных месторождений в Венесуэле и в Пакистане. Для освоения месторождений в Баренцевом море приглашены норвежская «Statoil» и французская «Total».
16 апреля2012 годакомпания«Роснефть» и«ЕххопМоЫ1» подписалиряд соглашений, обеспечивающих работу консорциума с целью освоения недр на Арктическом шельфе и в Черном море. «Роснефть» получит 30% в проектах «Exxon Mobil» в Делавэрском бассейне Западного Техаса, в западной части Мексиканского залива, а также в провинции Альберта в Западной Канаде [2]. В результате, «Роснефть» получит доступ к технологиям Exxon Mobil и воспользуется богатым опытом американской компании по извлечению труднодоступных запасов, что повысит эффективность разработки шельфовых проектов. Также российская компания выйдет на рынки Северной Америки. Сейсморазведку и первые разведочные скважины в Карском и Черном морях предполагается пробурить уже в конце 2012 года. Первоначальные инвестиции в 3 млрд. долл. берет на себя «Exxon Mobil».
Позже аналогичное соглашение о стратегическом сотрудничестве по совместной разработке российского шельфа «Роснефть» подписала с итальянской компанией «Eni». Согласно соглашению будет создано СП по освоению Федынского и Центрально-Баренцевского участков в Баренцевом море и Западно-Черноморского участка в Черном море. Доля «Eni» в совместном предприятии составит 33,33%. Итальянская компания обеспечит финансирование комплекса геологоразведочных работ. Договор также предусматривает обмен технологиями и персоналом и участие «Роснефти» в международных проектах «Eni». Таким образом, существующие процессы глобализации и обмена опытом и технологиями между компаниями имеют хорошие перспективы для дальнейшего развития в области освоения труднодоступных месторождений углеводородов.
Литература
1. Коржубаев А.Г. О стратегии взаимодействия России со странами АТР в нефтегазовой сфере // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 2. С. 64-77.
2. Нобатова М. «Роснефть» стала транснациональной // Журнал «Нефтегазовая вертикаль». Май 2012. № 9.
3. Сахалинский газ ушел в Японию // Бюллетень компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани». Март 2009. №3 (18).
4. Славинская Л. «НОВАТЭК» в Арктике? Легко! // Журнал «Нефтегазовая вертикаль». Август 2012. № 15.
5. Мельников К., Габуев А., Гудков А. Китай высоко уценил российскую нефть // Газета «Коммерсантъ». 28.02.2012. № 35 (4820). URL: http://www.kommersant.ru/ doc/1882127
6. Открытая новые горизонты // Журнал «Деловая Россия». Август 2010. №8. С. 32-33. URL: http://www.delruss.ru/gallery/publication/article/232/article.pdf
7. Парфенова М. «Газпром» просят поторопиться со Штокманом // Газета «Известия». 27.06.2012. URL: http://izvestia.ru/news/527141