ПРОИЗВОДСТВО ИЭКСПЛУЛТЛЦИЯГРУЗОПОДЪЕМНЫХ И ТРЛНСПОРТНО-СКЛЛДСКИХСИСТЕМ
УДК 658.562
В.Ю. Анцев, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 33-22-88, anzev@uic.tula.ru (Россия, Тула, ТулГУ),
Е.Ю. Игнатенко, асп. (4872) 33-22-88, katrin_ignatenko@mail.ru (ТулГУ)
Т.А. Панфёрова, магистрант, (4872) 33-22-88, ptm@tsu.tula.ru (ТулГУ)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН
Представлен механизм совершенствования управления качеством технической эксплуатации подъемно-транспортных машин на основе процессного подхода. Разработана структурно-функциональная модель процесса технической эксплуатации подъемно-транспоотных машин.
Ключевые слова: техническая эксплуатация, процессный подход, менеджмент качества, структурно-функциональное моделирование.
Современна концепция Всеобщего Управления Качеством (TQM) [1] делает акцент на процессный подход, в соответствии с которым производственный процесс предлагается рассматривать в виде последовательности взаимосвязанных процессов [2]. Поэтому при управлении качеством продукции необходимо уделять внимание качеству протекания каждого из данных процессов, в том числе обслуживающим и вспомогательным.
Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в международных стандартах ИСО серии 9000. Они включают в систему менеджмента качества, кроме функций управления качеством (проверк продукции, меры корректирующего воздействия и др.), и элементы управления производственным процессом, конструкторским и технологическим проектированием, снабжением, ремонтным производством, а также другие компо-нены, существенно влияющие на качество, независимо от того, к каким сферам деятельности он относятся. Поэтому проблему обслуживания и ремонта подъемно-транспортных машин следует рассматривать кк часть общей задачи обеспечени надежности всей производственной системы.
В настоящее время характерны такие направления развития подъемно-транспортных машин, как увеличение уровня автоматизации, повышение рабочих параметров - нагрузок, скоростей, температур; уменьшение габаритных размеров и массы; ужесточение требований к точности функционирования, к эффективности их работы (производительности, мощности, КПД); объединение машин в системы с единым управлением [3]. Причем, если при проектировании и расчете подъемно-транспортных машин закладывается их надежность, при изготовлении она обеспечивается, то при эксплуатации надежность машин реализуется. Поэтому параллельно с развитием технологии подъемно-транспортного машиностроения совершенствуется технология обслуживания и ремонта подъемно-транспортных машин.
Для компенсации износа и поддержания подъемно-транспортных машин в нормальном, работоспособном состоянии требуются систематическое техническое их обслуживание и выполнение ремонтных работ, а также проведение мероприятий по технической диагностике. Эффективность использования машин, уровень их надежности во многом зависят от развития технического сервиса, важнейшим элементом которого являются выполнение качественного ремонта техники, поддержание ее в работоспособном состоянии в течение всего периода эксплуатации.
Значительное влияние на надежность подъемно-транспортных машин оказывает применяемая на предприятии система технического обслуживания и ремонта (СТОИР), реализуемая ремонтной службой предприятия. Ключевым звеном данной системы является отдел главного механика, представляющий собой орган заводоуправления, отвечающий за обеспечение постоянной работоспособности и за хорошее техническое состояние всех машин, эксплуатируемых на предприятии, в том числе и подъемно-транспортных [4]. Отдел возглавляет ремонтную службу и осуществляет руководство ею; он имеет аппарат, организующий и панирующий работу ремонтной службы предприятия, осуществляющий техническое руководство ремонтом, обеспечивающий ремонтную службу технической документацией. Отдел главного механика отвечает за проведение ремонта прогрессивными методами, доброкачественно и с минимальными затратами.
Ремонтная служба решает большое количество различных задач, причем каждое предприятие стремится решать проблемы ремонта с учетом своих особенностей: структуры, размеров и характера эксплуатируемых машин и выпускаемой продукции, степени загрузки мощностей, размещения предприятия, наличия рабочей силы, необходимой квалификации работников, существующей рыночной конъюнктуры и т.д. [5]. Отказы машин, их простои во время ремонта не должны нарушать ход
производственного процесса, так как могут повлечь за собой такие виды потерь, как несостоявшиеся сделки, вызванные простоем малтин, простои рабочих на основных и вспомогательных работах, задержки на последующих стадиях производственного процесса, рост количества пришедших в негодность и подлежащих ликвидации машин, недовольство потребителей из-за возможного запоздания поставок. Поэтому возникает необходимость постоянного диспетчирования и управления процессом эксплуатации, технического обслуживания и ремонта машин.
Однако, несмотря на широкий круг задач, решаемых ремонтной службой предприятия, при ее организации и управлении ее функционированием недостаточное внимание уделяется ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортных машин, что не допустимо, поскольку этот вид машин находится также в ведении отдела главного механика и оказывает существенное влияние на эффективность производственной деятельности предприятия. Поэтому необходимо совершенствовать систему СТОИР подъемно-транспортных машин предприятий.
Система СТОИР должна иметь такие структуры ремонтного цикла и содержание отдельных видов ремонта и ТО, чтобы при наименьших затратах времен и средств обеспечить поддержание подъемнотранспортных машин в работоспособном состоянии. Для разработки рациональной СТОИР должна быть выбрана та стратегия борьбы с возникающими или потенциальными отаазами, которая может обеспечить требуемый уровень эксплуатационной надежности подъемно-транспортных машин с наименьшими затратами времени и средств для восстановлени их работоспособности в условиях посменной эксплуатации.
Анализ современных методов повышени эффектности функцио-нировани предприятий с различной серийностью выпускаемой продукции покзывает, что решение проблемы совершенствовани управления качеством СТОИР подъемно -транспортных машин должно осуществляться на основе применения достижений современного менеджмента, в том числе менеджмента качества, который предполагает широкое использование принципов процессного подхода и стандартизацию соответствующих видов деятельности [1]. В ее основу должен быть положен плановый контроль состояни машины с помощью диагностических средств и проведение ТО и ремонта в зависимости от этого состояни. Такт СТОИР обеспечит почти полное использование технического ресурса составных частей в целом, а также предотвращене отказов машин, и тем самым обусловит высокую безотаазность и долговечность их в процессе эксплуатации.
Практическая реализация процессного подхода на предприятиях предусматривает детальный анализ и описание процессов с учетом всех компонентов, необходимых для его надлежащего функционировани. Ре-
шить управленчески задачи на кждом уровне процесса технической эксплуатации подъемно-транспортных маши невозможно без его детального описания и последующего анаиза. Описание процесса и каждой из входящих в него работ (деятельности, подпроцесса, процесса второго или последующих уровней или функций) должно происходить с применением особых методик и приемов графического изображения процессов, достаточно хорошо раработанных и позволяющих исключить многие ошибки. Необходимо рарабатывать и равивать рекомендации в направлении от-ражени особенностей деятельности именно ремонтной службы предпри-яти, так как общие рекомендации к внедрению процессного подо да на предприятии и раработке необходимых для этого корпоративных стандартов, составляющих документацию системы менеджмента качества, не учитывают специфику процесса технической эксплуатации подъемнотранспортных машин.
Для достижения данных целей сформулирована задача управлени процессом технической эксплуатации подъемно-транспортных машин, выявлены и описаны основные характеристик данного процесса, раработан метод организации и стандартизации процесса технической эксплуатации подъемно-транспортных машин в соответствии с принципами процессного подхода с целью повышения кчества работ, выполняемых ремонтной службой.
Для решения задачи повышения качества управления процессом технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования необходимо выполнить структурно-функционаьный анаиз данного процесса. В качестве инструмента данного анаша целесообрано использовать технологию ШЕБ-моделировани [6].
IDEF-моделирование (технология структурного анаиза и проектирования) - это способ уменьшить количество дорогостоящи ошибок за счет структуризации процесса на ранних этапах создани интеллектуальной системы управлени процессом, улучшени контактов между пользователями и раработчикми и сглаживани перехода от анализа к проектированию. IDEF - это язык моделировани, согласно которому анаизируемый процесс представляется в виде совокупности множества взаимосвязанных действий, работ (Activities), которые взаимодействуют между собой на основе определенных правил (Control), с учетом потребляемых информационных, человечески и производственных ресурсов (Mechanism), имеющих четко определенный вход (Input) и не менее четко определенный выход (Output).
Структурно-функциональная модель процесса технической эксплуатации подъемно-транспортных машин
Здесь диаграмма А-0, находящаяся на вершине модели, обобщает весь рассматриваемый процесс. Диаграмма АО следующего уровня представляет важнейшие подпроцессы с их взаимосвязями.
Применение пред ставлен ого подхода на промышленных предпри-ятих будет способствовать повышению качества использовани основных
191
фондов, что является одним из важнейших факторов повышения эффективности производства, так как среди условий, призваных обеспечить полное и рациональное использоване основных фондов, важное место принадлежи и своевременному ремонту и поддержанию в надлежащем состояли. Ожиается повышене качества стабиьности и эффективности функционировани подъемно-транспортных машин, путем упорядочени структуры СТОИР непосредственно на промышленых предпритиях, по-вышени уровня специализации и централизации рмонпых работ, улуч-шенм органзации труда ремонных рабочи, лучшее использование производственны мощностей, точное и своевременное определение материальны и трудовых ресурсов, сокращение расходов на ремонт и документооборота.
Список литературы1
1. Всеобщее управлене кчеством: учебнк для вузов / О.П. Глуд-кип, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин; под ред. О.П. Глудкина. М: Радио и связь, 1999. - 6GG с.
2. Корольков В.Ф. Процессы управления организацией / В.Ф. Корольков, В.В. Брагин. - Ярославль: Ред. - изд - центр Яртелекома, 2001. 416 с.
3. Александров М.П. Подъемно-транспортаые машині. Учебнк для вузов / М.П. Александров. М.: Высшая школа, 1985. 52G с.
4. Справочни механиа машиностроотельного завода: в 2 т. Т. 1. Организация и конструкторскя подготовка ремонных работ / Р.А Носки [и др.]. 2-е изд. М.: Машиностроение, 197G. 263 с.
5. Анфрив В.И. Ремонт строительных, дорожніх и подъемно-транспортаых машин: учебное пособие / В.И. Ануфриев, В.И. Коноплев. Тула: Изд-во ТулГУ, 2GG4. Ч. 1. 298 с.
б. Черемніх С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Структурній анализ систем: roEF-технологии. М.: Финансы и статистика, 2GG1. 2G8 с.
V. Antsev, E. Ignatenko, T. Panferova
Perfection ofprocess of technical operation ofhoisting-and-transport machines
The mechanism of perfection of quality management of technical operation of hoist-ing-and-transport machines on the basis of the process approach is presented. The structurally functional model of process of technical operation of hoisting-and-transport machines is developed
Получено 07.04.09