Научная статья на тему 'Совершенствование процесса стандартизации и регламентации государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации'

Совершенствование процесса стандартизации и регламентации государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2053
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / ГОСУДАРСТВО / УСЛУГА / СТАНДАРТЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / MUNICIPAL MANAGEMENT / ADMINISTRATIVE REFORM / ADMINISTRATIVE REGULATIONS / AUTHORITY / STATE / SERVICE / STANDARDS / RUSSIAN FEDERATION / ИДОРАИ МУНИСЖАЛӣ / ИСЛОҳОТИ МАЪМУРЙ / РЕГЛАМЕНТИ МАЪМУРЙ / ДАВЛАТ / ХИЗМАТ / СТАНДАРТҳО / ФЕДЕРАТСИЯИ РУСИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бергер Юлия Александровна, Косенко Анна Сергеевна, Филиппова Татьяна Сергеевна

В данной статье рассматриваются проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг в России. Анализируется понятие «государственная и муниципальная услуга». Приводится правовое регулирование государственных и муниципальных услуг в РФ. Рассматриваются понятия административной реформы и административного регламента, раскрывается их значение. Приводятся результаты внедрения административных регламентов муниципальных услуг. Делается акцент на эффективное взаимодействие органов власти и потребителей услуг. Описываются характеристики государственной услуги и процесс её оказания. Анализируется значимость стандарта государственной услуги для процесса муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROCESS OF STANDARDISATION AND REGULATION OF PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article dwells on the problems of providing public and municipal services in Russia. The authors analyze the notion of "public and municipal service”. They adduce the examples of legal regulation in reference to public and municipal services in the RF. They consider the notions of administrative reform and administrative regulation and disclose their meanings. The results of inculcation of administrative regulation of municipal services are exposed in the article. An emphasis is laid on efficient interaction between authorities and consumers of services. Characteristics of public services and the process of their rendering are described. The significance of the standard of public services for municipal management is analyzed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса стандартизации и регламентации государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации»

УДК 332 ББК 65.050.14

Бергер Юлия Александровна, преподаватель кафедры экономики и управления Волгоградского института бизнеса

Косенко Анна Сергеевна, студентка группы 4МТ131бд экономического факультета ВИБ Филиппова Татьяна Сергеевна, студентка группы 4МТ131бд экономического факультета ВИБ (г. Волгоград, Российская Федерация)

Бергер Юлия Александровна, омузгори кафедраи щтисодиёт ва идораи Донишкадаи бизнеси Волгоград

Косенко Анна Сергеевна, донишцуй гурууи 4МТ131 бд факултаи ицтисодиёти ДБВ Филиппова Татьяна Сергеевна,донишцуй гурууи 4МТ131 бд факултаи ицтисодиёти ДБВ (ш. Волгоград, Федератсияи Русия)

Berger Juliya Alexandrovna, lecturer of the department of economics and management under Volgograd Institute of Business; Russia, Volgograd E-MAIL :berger1981@list. ru

Kosenko Anna Sergeevna, student of group 4МТ131bd under the faculty of economics under Volgograd Institute of Business; Russia, Volgograd

Filippova Tatyana Sergeevna, student group 4МТ131bd of the faculty of economics under Volgograd Institute of Business; Russia, Volgograd E-MAIL :filippovatanya2@mail ru

Ключевые слова: муниципальное управление, административная реформа, административный регламент, государство, услуга, стандарты, Российская Федерация

В данной статье рассматриваются проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг в России. Анализируется понятие «государственная и муниципальная услуга». Приводится правовое регулирование государственных и муниципальных услуг в РФ. Рассматриваются понятия административной реформы и административного регламента, раскрывается их значение. Приводятся результаты внедрения административных регламентов муниципальных услуг. Делается акцент на эффективное взаимодействие органов власти и потребителей услуг. Описываются характеристики

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТАНДАРТИЗАЦИИ И РЕГЛАМЕНТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАКМИЛИ РАВАНДИ СТАНДАРТОНЙ ВА РЕГЛАМЕНТОНИИ ХИЗМАТХ,ОИ ДАВЛАТЙ ВА МУНИСИПИАЛЙ ДАР ФЕДЕРАТСИЯИ РУСИЯ

IMPROVING THE PROCESS OF STANDARDISATION AND REGULATION OF PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION

государственной услуги и процесс её оказания. Анализируется значимость стандарта

государственной услуги для процесса муниципального управления.

Калидвожа^о: идораи мутсипалй, ислоуоти маъмурй, регламенти маъмурй, давлат,

хизмат, стандартно, Федератсияи Русия

Дар мацола масоили хизматрасонии давлатию мунисипиалй дар Русия мавриди бар-расй царор гирифтааст. Таулили мафуумуои «хизмати давлатй» ва «хизмати мунисипиалй» дар ФР ба субут расидааст. %амчунин мафуумуои ислоуоти маъмурй ва регламентии маъмурй таулил ва ташреу шудааст. Натицауои цорй намудани регламенти маъмурии хизматуои мунисипиалй пешниуод гардида, ба таъсири мутацобилаи самарабахши мацомоти давлатй ва истеъмолкунандагони хизмат диццати хоса дода шудааст. Мушаххасауои хизматуои давлатй ва раванди расонидани онуо тавсиф шу-даанд. Ауамияти стандарти хизмати давлатй барои раванди идораи мунисипиалй мавриди таулил царор гирифтааст.

Key words: municipal management, administrative reform, administrative regulations, authority,

state, service, standards, Russian Federation.

The article dwells on the problems of providing public and municipal services in Russia. The authors analyze the notion of "public and municipal service ". They adduce the examples of legal regulation in reference to public and municipal services in the RF. They consider the notions of administrative reform and administrative regulation and disclose their meanings. The results of inculcation of administrative regulation of municipal services are exposed in the article. An emphasis is laid on efficient interaction between authorities and consumers of services. Characteristics of public services and the process of their rendering are described. The significance of the standard ofpublic services for municipal management is analyzed.

Введение

Изученность проблемы состоит в том, что государство должно предоставлять своим гражданам качественные и доступные услуги. Эти услуги должны обладать следующими свойствами: открытостью, оперативностью и адекватностью к запросам окружающей среды.

Актуальность данной работы заключается в том, что предоставление муниципальных услуг является основной составляющей частью муниципального управления, а проблема муниципальных услуг является важнейшей для успешного восприятия всех социально-экономических процессов. В соответствии с Конституцией Российская Федерация является социальной страной, и ее политика должна быть направлена на создание условий, направленных на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.

Целесообразность работы заключается в теоретическом осмыслении и обобщении сущности понятия «государственная и муниципальная услуга».

Научная новизна состоит в новом подходе к рассмотрению и систематизации процесса регулирования государственных и муниципальных услуг в России, а также в обосновании путей оптимизации доступности и качества государственных и муниципальных услуг.

Целью данной статьи является выявление проблем предоставления государственных и муниципальных услуг в России.

Задачами исследования являются:

• изучение понятий «государственная» и «муниципальная услуга»;

• изучение правового регулирования государственных и муниципальных услуг;

• рассмотрение понятия «административная реформа».

Совершенствование процесса стандартизации и регламентации государственных и

муниципальных услуг в РФ является критерием оценки работы государственных органов власти. Поэтому улучшение процессов оказания государственных услуг выдвигается на уровень стратегических задач современного социального государства. Кроме того, четкая и прозрачная система оказания государственных услуг посредством «единообразных» регламентов вносит ясность в отношения между услугодателем и потребителем услуг, минимизирует субъективный подход при их оказании, повышает эффективность предоставления услуг и сокращает расходы, связанные с их исполнением.

Сложность реализации процесса оказания государственных и муниципальных услуг объясняется прежде всего тем, что это относительно новое направление в государственной политике страны. Поэтому выбрать путь и определить основные методы совершенствования процесса оказания услуг достаточно проблематично.

Впервые понятия «государственные услуги» и «муниципальные услуги» в России стали применяться в процессе проведения административной' реформы.

В 2010 году истек срок осуществления Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (далее - Концепция административной реформы), одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р. За эти годы сформирована нормативная и методическая база повышения качества и предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), а также созданы механизмы управления и стимулирования реализации административной реформы.

Ключевым результатом явилось принятие Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", который стал основной правовой базой для воплощения важнейших мероприятий административной реформы. [1]

Административная реформа - это совокупность мер государственной власти по улучшению установления исполнительного аппарата государства, его функций, форм и методов деятельности. [2]

Главные цели и задачи управленческой реформы: 1. Ограничение вмешательства страны в финансовую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного правительственного регулирования; 2. Увеличение производительности и результативности работы органов исполнительной власти; 3. Создание и введение стандартов муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти; 4. Оптимизация функционирования органов исполнительной власти и внедрение элементов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти.

Одним из направлений управленческой реформы считается стандартизация и регламентация предоставляемых услуг. Итогом данной тенденции является обширное введение административных регламентов муниципальных услуг, которые дадут

возможность урегулировать и детализировать обязательства органов власти перед обществом, ввести конкретные операции по контролю и оценке деятельности.

Важным условием результативного общественного управления и высококачественного оказания муниципальных и государственных услуг, равно как и демонстрацией навыка управления в бизнесе (например теория TQM) считается регламентация и стандартизация главных процессов и итогов.

В органах исполнительной власти процесс оказания услуги можно проанализировать как комплекс последовательных административных процессов и операций, согласно итогам которых заявитель получает благо, соответствующее конкретным характеристикам, удовлетворяющим его потребности.

Для того чтобы взаимосвязь органов власти с населением была эффективной, немаловажно, чтобы обе эти стороны (государство и получатель услуг) осознавали, какими правами и обязательствами по отношению друг к другу они владеют. Для разрешения поставленной проблемы в рамках управленческой реформы организован список муниципальных услуг, упорядочены и конкретизированы обязательства органов исполнительной власти перед обществом и бизнесом посредством разработки и принятия административных регламентов.

Административный регламент - нормативный правовой акт, который устанавливает стандарты для выполнения функций государством. Административный регламент включает в себя: обязательные требования к показателям, содержанию, порядку совершения, качеству управленческих действий, процедур и процессов. Эти требования обеспечивают эффективную реализацию государственных функций исполнительным органом государственной власти [3]. В настоящий момент административные регламенты создаются на основании постановления Правительства РФ № 679 от 11.11.2005. (с изменениями и дополнениями). Но уже подготовлен проект Федерального закона «О стандартах и регламентах государственных услуг».

Главное предназначение административного регламента по предоставлению муниципальных услуг - оптимизация (повышение качества) предоставления государственных услуг. В частности, значимым аспектом качества предоставления государственных услуг считается сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения ими общегосударственной услуги. Это также применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами, в том числе за счет выполнения отдельных административных процедур (действий) на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации принципа «одного окна», предоставление государственной услуги в электронной форме.

Административные регламенты подробно описывают стандарты и механизмы осуществления прав граждан при предоставлении им государственных услуг. Любая государственная услуга, будь то назначение пособия, выдача лицензии либо предоставление земельных участков, участков недр, лесных участков, водных объектов, описывается вплоть до того, сколько минут чиновник должен потратить на исполнение отдельных действий, по каким вопросам ведется прием, по какому графику работает орган, сколько времени отпущено на предоставление ответов на запросы, сколько минут может длиться

ожидание в очереди и какими должны быть условия приема. Гражданам это удобно, так как они получают возможность требовать исполнения обязательных действий, процедур и стандартов, а в случае их неисполнения - обращаться с жалобой в вышестоящий орган или в суд.

В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1], государственные услуги предоставляются в соответствии с административными регламентами, содержащими всю информацию, предусмотренную законодательством и необходимую как для граждан, так и для должностных лиц:

• сроки оказания услуги,

• перечень документов,

• основания для отказа,

• административные процедуры,

• ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц,

• контактная информация,

• стандарт комфортности и другие.

Введение стандартов государственных и муниципальных услуг будет способствовать оптимизации расходов на их оказание, качественному улучшению взаимоотношений между органами государственной и муниципальной власти и населением. Это позволит использовать стандартизацию государственных и муниципальных услуг в качестве основного инструмента эффективного управления регионом.

Подобные характеристики государственной услуги и процессов её оказания закрепляются в нормативно правовых актах - административных регламентах предоставления ОИВ государственной (муниципальной) услуги и стандартах государственной (муниципальной) услуги (рис.1).

Стандарт государственной услуги должен содержать:

• исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения государственной услуги;

• информацию о последовательности действий получателя государственной услуги и органа, оказывающего государственную услугу, включая исчерпывающее описание результата, который должен получить пользователь;

• исчерпывающий перечень оснований для отказа в оказании государственной услуги;

• особенности предоставления государственной услуги лицам, являющимся престарелыми и инвалидами, исходя из исключения необходимости их личной явки в орган, оказывающий государственную услугу.

Стандарт государственной услуги должен: обеспечивать минимизацию расходов времени и иных ресурсов получателя государственных услуг; предусматривать возможность обращения с запросом в орган, оказывающий государственную услугу, в письменном виде или с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); обеспечивать минимизацию действий, количества документов, требуемых от получателя услуг; закреплять измеряемые требования к качеству и доступности государственной услуги; учитывать мнения и интересы получателей государственной услуги.

Рис. 1. Административные регламенты и стандарты регулирования содержания публичной услуги и процессов её оказания [1]

Разработка стандарта предоставления услуг считается превосходным регламентирующим инструментом с целью типизации муниципальных услуг либо государственных услуг, переданных на муниципальный уровень. Классификация услуг считается еще одной существенной задачей субъектов РФ на пути проведения административной реформы. Субъекты РФ, имеющие в собственном территориальном составе с десяток муниципальных районов, в каждом из которых присутствует несколько муниципальных органов власти, предоставляющих один и тот же список услуг, могут оказывать их по-разному.

Создание подобных документов, которые прошли согласование с соответствующими государственными органами власти, позволит в последующем растиражировать услуги в электронном виде, что, в свою очередь, сэкономит не только время на разработку услуг, но и целевые бюджетные средства субъекта РФ.

Для повышения доступности и качества государственных и муниципальных услуг нужна оптимизация данной деятельности на уровне регионов. К тому же разрешение проблемы повышения качества государственных услуг даст возможность стабилизировать социальный, экономический и политический климат в нашей стране.

В практической деятельности органов государственной власти осуществляются несколько способов стандартизации и регламентации государственных услуг:

• проводится комплексный реинжиниринг по внедрению и использованию принципа «одного окна»;

• реализуются меры по оптимизации и автоматизации процессов оказания государственных услуг;

• внедряются механизмы стимулирования органов государственной власти к осуществлению мероприятий по совершенствованию процессов оказания государственных услуг.

В то же время наблюдаются сложности в реализации принимаемых мер по совершенствованию процессов оказания государственных услуг.

Представляется, что в оптимальном варианте комплексная система, способная обеспечить надлежащее качество оказания государственной услуги, должна иметь следующие взаимосвязанные составляющие:

• определенность ожидаемого качественного результата оказания услуги;

• адекватность требований к технологии и оборудованию, необходимому для достижения данного результата;

• наличие материальных ресурсов, обеспечивающих выполнение требований к технологии и оборудованию;

• заинтересованность специалистов в соблюдении установленных требований к технологии и в достижении высоких качественных результатов деятельности;

• систематическое наблюдение за тем, достигается ли результат, соблюдаются ли технологии, предоставляется ли финансирование и, главное, удовлетворены ли потребители, и, по его результатам, - корректировка состояния дел по предыдущим позициям.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N210-ФЗ (действующаяредакция, 2016).

2. Барабашев А.Г., Клименко A.B. Административная реформа и реформа государственной службы в России - вопросы реализации и координации.-М.: РАГС, 2010. - 98 с.

3. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12185976/#ixzz4Vq8KTkBV. (дата обращения:17.11.2016)

References:

1. Federal Law "On Organization of Rendering Public and Municipal Services" from 27.07.2010, -#.

210-FZ (functioning recension, 2016)

2. Barabashev A. G., Klimenko A. B. Administrative Reform and State Service Reform in Russia -Issues of Implementation and Coordination. -M.: RAGS, 2010. - 98pp.

3. Resolution of RF Government from May16, 2011 -# 373 "On Elaboration and Approval of Administrative Regulations of Execution of State Functions and Administrative Regulations Concerned with Rendering Public Services" (with alterations and addenda) «GUARNTEE» System: http://base.garant.ru/12185976Mixzz4Vq8KTkBV. (date of request: 22.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.