Научная статья на тему 'Совершенствование процесса оценки персонала в организации'

Совершенствование процесса оценки персонала в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / PERSONNEL MANAGEMENT / ПЕРСОНАЛ / ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА / PERSONNEL / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / ASSESSMENT METHODS / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / PERSONNEL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резникова Ольга Сергеевна, Исмаилова Алие Таировна

В работе представлены теоретические и практические принципы оценки персонала. Оценка персонала занимает одно из основных мест в работе с сотрудниками организации, позволяет измерять результаты работы и уровень профессиональной компетентности, а также получать самую точную информацию о слабых и сильных сторонах сотрудника. Предлагаются рекомендации по совершенствованию процесса оценки персонала компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Резникова Ольга Сергеевна, Исмаилова Алие Таировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the process of personnel assessment in the organization

The paper presents theoretical and practical principles of personnel assessment. Personnel assessment occupies one of the main places in the work with employees of the organization, it allows to measure the results and the level of professional competence, as well as to obtain the most accurate information about the weaknesses and strengths of the employee. Recommendations for improving the process of assessing the company''s personnel are proposed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса оценки персонала в организации»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 4 (21) • 2018

УДК 331.108.43

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА

В ОРГАНИЗАЦИИ

Резникова Ольга Сергеевна, доктор экономических наук, доцент, Исмаилова Алие Таировна, студент, Институт Экономики и Управления Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, Симферополь, РФ.

В работе представлены теоретические и практические принципы оценки персонала. Оценка персонала занимает одно из основных мест в работе с сотрудниками организации, позволяет измерять результаты работы и уровень профессиональной компетентности, а также получать самую точную информацию о слабых и сильных сторонах сотрудника. Предлагаются рекомендации по совершенствованию процесса оценки персонала компании.

Ключевые слова: управление персоналом; персонал; оценка персонала; методы оценки; организация.

IMPROVING THE PROCESS OF PERSONNEL ASSESSMENT IN THE ORGANIZATION

Reznikova Ol'ga Sergeevna, PhD (Doc. Econ. Sci.), associate professor, Ismailova Alie Tairovna, student, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia

The paper presents theoretical and practical principles ofpersonnel assessment Personnel assessment occupies one of the main places in the work with employees of the organization, it allows to measure the results and the level of professional competence, as well as to obtain the most accurate information about the weaknesses and strengths of the employee. Recommendations for improving the process of assessing the company's personnel are proposed.

Keywords: personnel management; personnel; personnel assessment; assessment methods; organization.

Для цитирования: Резникова О. С., Исмаилова А. Т. Совершенствование процесса оценки персонала в организации^_

HR-деятельность является ключевым элементом сфере управления организацией в целом, поскольку качество работы сотрудников непосредственно влияет на эффективность деятельности организации. Одной из специфических функций HR-процесса является оценка персонала. Набор мероприятий, который позволяют установить характеристики и знания сотрудника, уровень компетенций и эффективность выполнения должностных обязанностей являются составными процесса

оценка персонала [1].

Оценка персонала основана на информации, полученной из сравнительного анализа нормативных и конкретных показателей оцениваемых сотрудников, на уровне их профессиональной подготовки, занимаемой ими должности, степени их деловых качеств, их психологических и личностных характеристик, а также анализе потенциала [2, с. 26].

Условием для эффективной оценки является ее сложный характер. Ценность

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 4 (21) • 2018

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 1. Место оценки персонала в управлении персоналом организации

оценки персонала в организации велика, поскольку она затрагивает и объединяет все элементы управления. Т. И. Захарова считает, что оценку следует рассматривать вместе со всеми задачами, решаемыми в рамках системы управления персоналом [3, с. 92]. Как видно на рис. 1, оценка персонала необходима для определения потребностей сотрудников в обучении, возможностях карьерного роста и напрямую связана с увеличением мотивации отдельного работника.

Рассматривая методы оценки персонала, возможно, прийти к выводу, что все они практичны. При этом любой из методов обладает рядом преимуществ и недостатков. Это дает возможность прийти к выводу, что не существует единого метода, который будет соответствовать абсолютно всем требованиям, обеспечивающим экономичность и целостность технологии. При оценке персонала необходимо выбрать правильный метод, основанный на потребностях, целях и задачах организации. Сделать такой выбор сложно, потому что сам процесс анализа включает в себя сочетание нескольких методов исследования. Необходимо брать в расчет соответствие методологии структуре и выбранной задаче. Поэтому необходимо объединить анализ личных и профессиональных качеств работника, а также результаты его работы. Изучая зарубежный и отечественный опыт оценки персонала, логично сделать заключение, что комплексный метод оценки персонала позволяет получить бо-

лее полную и надежную информацию.

Обратимся к наиболее распространенным методам оценки персонала.

Метод опроса. Анкета для оценки - это определенный набор вопросов и описаний. Оценщик анализирует наличие или отсутствие указанных признаков в аттестованном сотруднике и отмечает соответствующий вариант;

Описательный метод оценки. Оценщик должен идентифицировать и описать положительные и отрицательные особенности поведения сотрудника. Этот метод не обеспечивает четкой фиксации результатов и поэтому часто используется в качестве дополнения к другим методам;

Метод сравнения по парам. В этом методе в группе сотрудников, которые находятся в одном и том же положении, каждый сравнивается с другим, тогда подсчитыва-ется количество раз, когда аттестованный человек оказывается лучшим в своей паре. На основе полученных результатов создается общий рейтинг группы;

Метод «360 градусов» - одна из лучших технологий в мире менеджмента и HR-практики. Этот метод предполагает всестороннюю оценку кадров: менеджеров, коллег, подчиненных, клиентов и конкретного сотрудника. Механизмы оценки могут быть разными: от заполнения вопросника до выражения мнения о сотруднике в свободной форме [4]. Анкета состоит из 50 вопросов, процедура ведется в письменном виде строго конфиденциально. В результате сотрудник может сравнить свое

эКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 4 (21) • 2018

мнение о себе с мнением своих коллег. В отличие от других методов «360 градусов» позволяет оценивать деятельность сотрудника в реальных ситуациях;

Тестирование - определение профессиональных знаний, способностей, мотивов, психологии человека с помощью тестов с последующей интерпретацией с использованием «ключей» - содержит четыре части:

1. Психологический тест, состоящий из 200 вопросов, позволяет установить личные и психофизиологические характеристики работника;

2. Тест Люшера - предоставляет возможность оценить состояние работника в данный момент;

3. Тест Щ - определение уровня интеллекта, фокусируется на таких областях, как восприятие, коммуникативные навыки, визуальный и вербальный интеллект, логическое мышление;

4. Тест лояльности сотрудников помогает выявить отношение к руководству и организации в целом.

На отечественных предприятиях широко используется методология экспертных оценок профессиональных качеств специалистов и менеджеров. Для объективности оценки создается группа экспертов, состоящая из: экспертов, занимающих более высокое положение на карьерной лестнице, чем предполагаемый сотрудник, включая непосредственного руководителя; два эксперта - сотрудники, занимающие должности того же ранга, что и оцениваемый сотрудник; два эксперта - сотрудники, которые подчиняются лицу, подлежащему оценке; один представитель обществен-

ной организации. Оценщик проводит обучение экспертов, чтобы объяснить задачи и порядок проведения этой работы. После брифинга организатор оценки выдает экспертам по каждому оцениваемому вопроснику в конверте, содержащем набор качеств, подлежащих оценке, указывается ФИО оцениваемых и прочие данные. Оценка качества обязана рассматривать научные данные о структуре личности оцененного работника, требованиях к нему как о лидере. Оценка проводится по пятиточечной системе. Каждый заполненный вопросник помещается в отдельный конверт, который отправляется оценщику. По завершению работы экспертов заполняется бесплатная форма опроса экспертов (лист оценки).

Перечисленные методы оценки персонала организации являются всеобъемлющими и универсальными, поскольку являются сложным по своей природе. Раскрытие и максимизация потенциала каждого сотрудника является одной из задач управления.

Оценка персонала является одним из основных мест в работе с персоналом. Это дает возможность оценить результаты работы и уровень профессиональной компетентности сотрудников, а также их потенциал в контексте стратегических целей компании. Таким образом, эта процедура позволяет строить долгосрочные планы, направлять средства для развития персонала, объективно анализировать индивидуальный вклад каждого сотрудника, рассматривать варианты развития карьеры, улучшать качество управления и эффективность организации в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Оценка персонала в организации: учеб. пособие / А. М. Асалиев, Г. Г. Вукович, О. Г. Кириллова, Е. А. Косарева. М., 2016. 171 с.

2. Денисов А. Отбор и оценка персонала: учебно-методическое пособие. М., 2016. 98 с.

3. Захарова Т. И., Стюрина Д. Е. Оценка персонала: учебно-практическое пособие. М., 2011. 168 с.

НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 4 (21) • 2018

эКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

4. Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Федорова И. А. Управление персоналом: теория и практика. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала. М., 2013. 260 с.

REFERENCES

1. Asaliev A. M., Vukovich G. G., Kirillova O. G., Kosareva E. A. Otsenka personala v organizatsii: ucheb. posobie [Evaluation of staff in the organization]. Moscow, 2016, 171 p.

2. Denisov A. Otbor i otsenka personala: uchebno-metodicheskoe posobie [Staff selection and evaluation]. Moscow, 2016, 98 p.

3. Zaharova T. I., Styurina D. E. Otsenka personala: uchebno-prakticheskoe posobie [Staff assessment: training manual]. Moscow, 2011, 168 p.

4. Kibanov A. Ya., Zaharov D. K., Fedorova I. A. Upravlenie personalom: teoriya i praktika. Otsenka i otbor personala pri naime i attestatsii, vysvobozhdenie personala [Personnel management: theory and practice. Assessment and selection of personnel for recruitment and certification, release of personnel]. Moscow, 2013, 260 p.

Материал поступил в редакцию 17.04.2018 © Резникова О. С., Исмаилова А. Т., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.