Научная статья на тему 'Совершенствование процесса найма персонала'

Совершенствование процесса найма персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1209
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЁМ ПЕРСОНАЛА / ПОИСК И ОТБОР ПЕРСОНАЛА / МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА НАЙМА ПЕРСОНАЛА / ЭТАПЫ НАЙМА ПЕРСОНАЛА / ФОРМА НАЙМА ПЕРСОНАЛА / HIRING OF PERSONNEL / SEARCH AND SELECTION OF PERSONNEL / THE MODEL OF THE PROCESS OF HIRING PERSONNEL / THE STAGES OF HIRING PERSONNEL / THE FORM OF HIRING PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плакса Ю.В.

В статье представлены различные интерпретации понятия «наём персонала», анализ которых позволяет сделать вывод о том, что процесс найма персонала это сложный и важный этап формирования кадрового состава организации. Рассмотрена российская практика найма персонала и даны рекомендации по ее совершенствованию. Особое внимание уделено типовой модели и этапам процесса найма персонала в организации. Выявлены характерные особенности современных форм найма персонала, которые применяются как отечественными, так и зарубежными организациями. В работе сделан акцент на то, что при выборе той или иной формы найма персонала необходимо учитывать специфику деятельности организации, организационную культуру, экономическую ситуацию, а также такие внешние факторы, как состояние рынка труда, уровень безработицы в регионе, демографические факторы и т. д. Сформулированы предложения по эффективной реализации процесса найма персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL HIRING IMPROVEMENT PROCESS

The article presents various interpretations of the concept of “staff hiring”, the analysis of which allows us to conclude that the process of hiring personnel is a complex and important stage in the formation of the organization staff. The Russian practice of hiring personnel is considered and recommendations for its improvement are given. Particular attention is paid to the model and the stages of the process of hiring personnel in the organization. Identified features of modern forms of hiring personnel, which are used by both domestic and foreign organizations. The emphasis is placed on the fact that when choosing this or that form of recruitment of personnel, it is necessary to take into account the specifics of the organization's activities, organizational culture, economic situation, as well as external factors such as labor market state, unemployment rate in the region, demographic factors, etc. The proposals for the effective implementation of the recruitment process have been formulated.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса найма персонала»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2018. Т. 4 (70). № 1. С. 91-96.

УДК 331.108.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА НАЙМА ПЕРСОНАЛА

Плакса Ю. В.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Российская федерация

E-mail: juliaplaksa@rambler. ru

В статье представлены различные интерпретации понятия «наём персонала», анализ которых позволяет сделать вывод о том, что процесс найма персонала - это сложный и важный этап формирования кадрового состава организации. Рассмотрена российская практика найма персонала и даны рекомендации по ее совершенствованию. Особое внимание уделено типовой модели и этапам процесса найма персонала в организации. Выявлены характерные особенности современных форм найма персонала, которые применяются как отечественными, так и зарубежными организациями. В работе сделан акцент на то, что при выборе той или иной формы найма персонала необходимо учитывать специфику деятельности организации, организационную культуру, экономическую ситуацию, а также такие внешние факторы, как состояние рынка труда, уровень безработицы в регионе, демографические факторы и т. д. Сформулированы предложения по эффективной реализации процесса найма персонала. Ключевые слова: наём персонала, поиск и отбор персонала, модель процесса найма персонала, этапы найма персонала, форма найма персонала.

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Наём новых кадров не только обеспечивает режим нормальной деятельности организации, но и является фундаментом будущего успеха. От того, насколько качественно производится работа по отбору, побору и найму персонала, в значительной степени зависит эффективность человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей предприятия и качество предоставляемых услуг или производимой продукции. Поиск, отбор и наём работников является продолжением кадровой политики российских организаций и одним из основных элементов системы управления персоналом.

В современных условиях проблема эффективного найма персонала становится все более актуальной в связи с ростом предложения на рынке труда. Взаимосвязь предприятия и рынка труда, представленная процессом найма персонала, является ключевой управленческой процедурой. В случаях, когда в организации существуют проблемы в системе отбора и найма кадров, они будут отражаться на всех уровнях ее деятельности.

Теоретическо-методологические проблемы работы кадровой службы исследованы в работах отечественных ученых. Среди ученых, которые внесли весомый вклад в разработку теоретических и практических подходов к изучению процесса найма и отбора персонала, в изучение методов, направленных на совершенствование процесса кадрового планирования, стоит отметить таких авторов, как: Кибанов А. Я. [2], Патласов О. Ю. [5], Прытков Р. М. [6], Шапиро С. А. [7].

Целью статьи является теоретическое обобщение и научная систематизация концептуальных положений по совершенствованию процесса найма персонала в организациях.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Наём персонала - вторая после планирования функция службы управления персонала, которая является одной из ключевых для эффективной деятельности организации в будущем.

В современных условиях постоянно растущей конкуренции каждое предприятие нуждается в хорошо обученных, квалифицированных сотрудниках, которые будут оказывать содействие в достижении целей и задач, поставленных руководством. Профессионализм и деловые качества работников являются важными показателями качественного функционирования предприятия. Однако если брать во внимание тот факт, что персональные отличия работников в умениях, навыках, знаниях, мотивации и других характеристиках весьма велики, напрашивается вывод о том, что предприятиям необходимо разрабатывать собственные специфические методики найма наиболее подходящего персонала.

Кибанов А. Я. в своей работе отмечает, что «наём в свою очередь - это сложная процедура (процесс) привлечения персонала на вакантные должности, предполагающая поиск нужных кандидатов, определение их пригодности (или непригодности) через систему отбора, заключение контракта или принятие решения об отказе» [2].

Малова В. М. делает акцент на том, что «наём на работу - ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Это комплекс организационных мероприятий, включающий все этапы набора кадров, а также оценку, отбор кадров и прием сотрудников на работу» [4].

По мнению Прыткова Р. М., «наём персонала - это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих профессиональными личными качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных предприятием» [6].

Понятие найма персонала можно рассматривать с разных сторон, в широком и узком смысле. Можно заметить, что в некоторых работах наём персонала рассматривается как отдельный процесс конкретно приема и оформления нового сотрудника в организации.

Тараненко О. Н. в своей работе «Основы управление персоналом» дает следующее определение отбора персонала: «Отбор персонала - процесс, посредством которого организация выбирает из списка претендентов того человека, который наилучшим образом соответствует вакантному рабочему месту».

Отбор персонала - это процесс анализа профессиональных и психологических качеств работника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенной должности или рабочем месте и выбора из совокупности кандидатов наиболее подходящего с учетом соответствия его специальности, квалификации, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого.

В толковом словаре по управлению персоналом Масловой В. М. можно найти следующее определение термину «подбор персонала»: «Подбор персонала - процесс поиска кандидатов на имеющиеся вакантные должности через внутренние и внешние

источники с учетом квалификационных требований к должности и рабочему месту»

[4].

Все вышеуказанные понятия позволяют увидеть, что наём персонала - сложный и важный этап, в процессе которого предприятие обеспечивает себя высококвалифицированными сотрудниками для эффективного функционирования системы управления персоналом и организации в целом.

Сущность найма персонала заключается не только в подписании трудового контракта, но и других мероприятиях, направленных на определение долгосрочной потребности в работниках. Эти меры включают установление политики в сфере привлечения работников и стратегическое планирование персонала. Необходимо также отметить, что основные положения, связанные с процессом найма персонала, отображаются в Трудовом Кодексе РФ (ст. 17 ТК РФ) и таких локальных нормативных актах предприятия, как: положение о подборе персонала, положения структурных подразделений, трудовой договор, должностная инструкция работника, правила внутреннего трудового распорядка.

При осуществлении отбора, подбора и найма персонала организация неукоснительно должна следовать положениям законов РФ, касающихся трудовых отношений, Постановлений Правительства РФ, ведомственных и других нормативно-правовых актов, касающихся трудовых отношений.

Соответствие законодательству является обязательным требованием ко всем системам управления персонала и во всех странах. Следует сказать, что спросом за рубежом пользуются нестандартные способы поиска кадров. В основном к ним относят: рекламную рассылку в Интернете по электронным почтам, поиски на конференциях тематического характера и на профессиональных выставочных мероприятиях, привлечение собственного штата работников для поиска новых специалистов с последующей выплатой премии, подписку на множество тематических веб-ресурсов, занимающихся размещением объявлений соискателей и работодателей, завлечение персонала разных профессий из провинциальных регионов с низким уровнем жизни населения и другие методы.

Сегодня российский опыт найма персонала во многом стал ориентироваться на западную практику, но всё же сохранил свои отличительные черты.

На российском рынке труда работодатели начали интенсивно инвестировать в человеческий капитал своих работников. В связи с этим вакансии в организациях теперь чаще заполняются в большей мере внутренними кандидатами. Согласно недавним опросам руководителей, большая их часть обучает персонал на рабочих местах или обращается к сторонним организациям (различные курсы повышения квалификации).

В российской практике приоритетным каналом поиска персонала является поиск по рекомендациям сотрудников, коллег и знакомых, а решающими критериями служат технические, специальные навыки и возраст. Для усовершенствования российской практики найма персонала следует в будущем создавать различные новые разработки, порядки или дополнения к существующей методике найма сотрудников.

Типовая модель осуществления найма и взаимосвязанных с ним процедур в организации представлена на рис. 1.

Рис. 1. Типовая модель осуществления процесса найма Источник: составлено автором по материалам [1].

Процесс найма работников имеет свою специфику на каждом предприятии, однако это не мешает выделить основные его этапы, которые работники отдела кадров (департамента управления человеческими ресурсами, службы персонала и т. д.) или отдельные должностные лица обязаны по большей части соблюдать.

Основные этапы процесса найма персонала представлены на рис. 2.

Наём на работу осуществляет кадровая служба компании (отдел кадров). Она занимается и поиском, и подбором персонала, и его обучением. В современных условиях принято выделать следующие формы найма персонала:

1) контрактная форма найма на работу. Представляет собой заключение срочного договора с определением конкретного срока начала и окончания работы. Отличается эта форма от обычного трудового договора более свободным определением его условий для обеих сторон;

2) постоянная работа. При такой форме найма гарантируется полный социальный пакет, определяются строгие условия, касающиеся выполнения обязанностей работника, а именно график работы и система оплаты труда;

Рис. 2. Этапы процесса найма персонала на предприятии Источник: составлено автором по материалам [3].

3) работа по найму с частичной занятостью. Является подработкой для людей, имеющих постоянное место работы либо для пенсионеров или студентов;

4) добровольная работа. Данный вид найма не предполагает оплаты труда, и основывается на добровольном согласии кандидата на должность;

5) лизинг - персонал предоставляется агентством для решения трудовых задач вашего предприятия, но фактически работники находятся в штате нашей компании;

6) удаленная работа - сотрудники работают вне офиса;

7) аутстаффинг - передача своих сотрудников в штат другой компании;

8) временный персонал - нанимается на короткий период времени для решения текущих задач;

9) аутсорсинг - рабочие задачи решают сотрудники сторонней компании.

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно сделать вывод, что наём персонала - многогранное понятие, содержащие в себе сложные процессы и процедуры, тщательное выполнение которых способствует успешному функционированию всей

организации. При изучении данного явления многими авторами выделены такие связанные понятия, как отбор и подбор персонала. В этой связи необходимо рассматривать и оценивать сам процесс найма не как отдельного звена, включающего лишь прием и оформление на работу. При анализе необходимо рассматривать все процедуры, начиная с поиска персонала. При выборе той или иной формы найма персонала необходимо учитывать специфику деятельности организации, организационную культуру, экономическую ситуацию предприятия, ее имидж и такие внешние факторы, как состояние рынка труда, уровень безработицы в регионе, демографические факторы и т. д.

Для более эффективной реализации процесса найма персонала следует:

- рассматривать маркетинг и отбор кадров не только как поиск подходящего специалиста для выполнения конкретной работы; поиск и отбор должны быть связаны с общим контекстом стратегического кадрового плана и со всеми реализуемыми программами в сфере управления персоналом;

- принимать во внимание не только уровень профессиональной компетенции претендентов, но и то, как новые сотрудники будут вписываться в социальную и культурную структуру организации;

- организовать полный учет всех требований трудового законодательства и обеспечить справедливый подход ко всем соискателям-кандидатам на должность;

- различать понятие отбор и подбор персонала. В ходе отбора осуществляется поиск людей под установленные требования к определенной должности, виду деятельности, решению других задач работы с персоналом. В процессе же подбора происходит поиск, идентификация требований различных должностей, видов деятельности с известными возможностями, профессиональным опытом, стажем, способностями человека.

Список литературы

1. Веснин В. Р. Управление персоналом в схемах: учебное пособие. М.: Проспект, 2015. 96 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252087 (дата обращения: 13.01.2018).

2. Кибанов А. Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации [Электронный ресурс]: учеб. пособие. М.: КноРус, 2014. 360 с. URL: https://elanbook.com/book/53574 (дата обращения: 15.01.2018).

3. Колетвинова Е. Ю. Стратегическое управление персоналом: краткий курс: учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 144 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443784 (дата обращения: 15.01.2018).

4. Маслова В. М. Управление персоналом: толковый словарь [Электронный ресурс]. М.: Дашков и К, 2014. 120 с. URL: https://e.lanbook.com/book/50254 (дата обращения: 15.01.2018).

5. Патласов О. Ю. Маркетинг персонала: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. 384 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452888 (дата обращения: 15.01.2018).

6. Прытков Р. М. Формирование эффективной системы найма персонала на основе системного подхода [Электронный ресурс] // Интеллект. Инновации. Инвестиции. Электрон. дан. 2017. № 9. С. 49-53. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/302858 (дата обращения: 15.01.2018).

7. Шапиро С. А. Инновационные подходы к процессу управления персоналом организации: монография. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 172 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=272155 (дата обращения: 15.01.2018).

Статья поступила в редакцию 18.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.