10. «Глобальный инновационный индекс - 2013»: http://www.wipo.int/pressroom/ru/ artides/2013/artide_0016.html
Информация об авторе
Андреева Екатерина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89500650444, e-mail: aes444@mail.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Andreeva E.S., Candidate of Economical Sciences, associate professor of chair of economic theory and finance, tel.: 89500650444, e-mail: aes444@mail.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 334.025
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ 1
© М.Э. Буянова, Н.А. Михайлова
В статье отмечается, что в настоящее время происходит процесс объединения менеджмента качества с принципами общего менеджмента в деятельности некоммерческих учреждений и организаций, к которым относятся государственные и муниципальные предприятия. Современная концепция управления качеством - это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, сфере услуг и других областях. Авторами сформулированы преимущества и недостатки реализации основных принципов менеджмента качества в управлении государственными учреждениями, оказывающими бесплатные услуги населению.
Ключевые слова: государственное и муниципальное управление; менеджмент качества; международные стандарты качества; контроль качества; управление по целям.
PERFECTION OF INTEGRATION PROCESS OF QUALITY MANAGEMENT AND THE SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT
© M.E. Buianova, N.A. Mikhailova
In this article it is pointed out that nowadays there is a unification process of quality management with the principles of general management in the activity of noncommercial establishments and organizations which involve state and municipal enterprises. Modern concept of quality management is the concept of managing any determined type of activity which allows to achieve success not only in the sphere of production, but in state and municipal management as
1 Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 15-12-34002 при поддержке администрации Волгоградской области «Повышение результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления»
well, in the sphere of service and others. The authors formulated advantages and disadvantages in realization of the main principies of quality management in managing state establishments which provide the citizens with free services.
Key words: state and municipal management; quality management; international quality standards; quality control; management according to the targets.
Напряженная макроэкономическая ситуация в стране в связи с изменениями внешнеэкономической и политической конъюнктуры, действия масштабных международных санкций и ответных санкций со стороны России по ограничению импорта по отдельным товарам обусловливает необходимость кардинального изменения технологий, методов и инструментов системы государственного и муниципального управления. Динамичная, неопределенная внешняя среда усиливает зависимость достижения целей развития системы государственного и муниципального управления от условий и действия факторов внешней среды [3, c. 40]. Это влечет за собой изменение поведения субъектов управления, повышение способности органов власти осуществлять стратегическое управление и взаимодействие органов государственной и муниципальной власти с градообразующими предприятиями.
Одной из новых технологий, которая с успехом начинает применяться в системе государственного и муниципального управления, является менеджмент качества.
Менеджмент качества - это фундаментальное всеобъемлющее правило общего руководства качеством или совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, относящихся к сфере руководства и управления организацией и имеющих целью постоянное улучшение работы на протяжении длительного периода времени посредством предоставления основного внимания потребителю при выполнении требований всех остальных заинтересованных сторон [1, с. 29].
В настоящее время происходит процесс объединения менеджмента качества с принципами общего менеджмента в деятельности некоммерческих учреждений и организаций, к которым относятся государственные и муниципальные предприятия. Складывается система управления нового четвертого поколения, направленная не только на обеспечение повышения качества продукции (услуг), но и на постоянное улучшение качества всех систем, процессов деятельности внутри региональных и муниципальных органов власти. Уровень компетентности государственных гражданских служащих в современном управлении, их способность активно, последовательно и ответственно реализовать менеджмент качества на практике, определяет степень достижения цели социально-экономического развития территориальных образований: повышение уровня и качества жизни каждого жителя, социально-экономического развития муниципального образования и региона в целом.
Одним из условий успеха деятельности государственного и муниципального предприятия или организации является выполнение дополнительных функций и внедрение новых видов обслуживания, улучшающих результат через пристальное внимание к потребностям всех заинтересованных сторон [2, с. 60]. Успех управления здесь зависит от того, насколько это делается систематично и методически правильно.
Государственные и муниципальные предприятия, так же как и коммерческие организации, зависят от своих потребителей, а потому должны понимать его текущие и будущие потребности, удовлетворять их и стремиться превзойти потребительские ожидания. Это актуализируют целесообразность реализации основных принципов менеджмента качества, которые необходимо учитывать при разработке и внедрении системы управления качеством, удовлетворяющей требованиям ИСО 9001 : 2008. В результате применения указанных принципов выигрывают все: потребители, учреждения и служащие, поставщики государственных и муниципальных услуг, местные жители и общество в целом. Все ключевые положения ИСО 9001 : 2008 основаны на этих восьми принципах (рис. 1).
г ч Принцип 1. Ориентация на потребителя к л Г ^ Принцип 4. Процессный подход к. л Г 1 Принцип 7. Основанный на фактах подход к принятию решений к- л
■
г ч Принцип 2. Лидерство руководителей А Г Ч Принцип 5. Системный подход к менеджменту к. л Г Т Принцип 8. Взаимовыгодшле отношения с поставщиками к. А
■
г ^ Принцип 3. Вовлечение людей к. л Г Ч Принцип 6. Постоянное улучшение Г ^ Последующие шаги к л
Рис. 1. Система принципов менеджмента качества
Сост. автор по: [4, с. 72]
Применение принципа «ориентации на потребителя» означает:
- понять весь спектр потребностей и ожиданий потребителя относительно продукции, поставок, цены, надежности и т. д.;
- добиться применения сбалансированного подхода между потребностями и ожиданиями потребителей и потребностями и ожиданиями других заинтересованных сторон (владельцев, персонала, поставщиков, местных жителей и общества в целом);
- довести информацию о существовании таких потребностей и ожиданий до каждого сотрудника;
- проводить оценку удовлетворенности потребителей и действовать исходя из полученных результатов;
- управлять отношениями, складывающимися с потребителем.
К плюсам применения этого принципа можно отнести:
- с точки зрения выработки политики и стратегии - потребности как потребителя, так и всех других заинтересованных сторон, становятся понятны всем и каждому в организации;
- с точки зрения формирования цели и постановки задач - вырабатываемые цели и задачи напрямую увязываются с потребностями и ожиданиями потребителей;
- с точки зрения оперативного руководства - работа государственных и муниципальных предприятий и учреждений над удовлетворением потребностей потребителей улучшается;
- с точки зрения управления персоналом - обеспечивается наличие у сотрудников знаний и навыков, необходимых для удовлетворения запросов потребителей государственных и муниципальных услуг.
Высшее руководство устанавливает единство между целью, направлением движения и внутренней средой. И в этой связи оно отвечает за создание и поддержание такой внутренней среды, которая позволяет максимально использовать потенциал всех служащих для достижения целей, стоящих перед учреждением.
Высшее руководство должно «вести» компанию, задать направление ее движения и создать среду, позволяющую организации функционировать.
Именно такие действия руководства дадут возможность сотрудникам максимально работать на достижение стоящих перед организацией целей.
Применение принципа лидерства означает:
- работа на упреждение и увлечение сотрудников личным примером;
- понимание изменений, происходящих во внешнем окружении, и соответствующая реакция со стороны компании;
- учет потребностей всех заинтересованных сторон, в том числе потребителей, владельцев, сотрудников, поставщиков, местных жителей и общества в целом;
- выработка четкого представления о будущем организации;
- поощрение, стимулирование и признание вклада сотрудников;
- постановка непростых, но интересных целей и задач;
- внедрение стратегии, позволяющей достигнуть поставленные цели и задачи.
К плюсам применения этого принципа можно отнести:
- с точки зрения выработки политики и стратегии - формирование четкого представления о будущем компании и доведение этой информации до всех;
- с точки зрения формирования цели и постановки задач - перевод представления о будущем организации в измеряемые цели и задачи;
- с точки зрения оперативного руководства - наделение людей полномочиями и вовлечение их в процесс достижения стоящих перед организацией задач;
- с точки зрения управления персоналом - превращение трудового персонала в стабильный коллектив, обладающий необходимыми полномочиями, мотивацией и информацией.
Основная сила государственных и муниципальных организаций в сотрудниках, вне зависимости оттого, какую должность они занимают, и оттого, насколько полно сотрудники вовлечены в работу, зависит, в какой степени их способности используются на благо организации. Сотрудники, вне зависимости от их должности, способны влиять на достижение поставленных целей.
К примеру, муниципальные службы развитых стран в последние годы подверглись коренному изменению. Здесь происходит процесс восприятия новых технологий менеджмента, сотрудники учреждений озабочены снижением затрат, повышением эффективности, они стали учитывать изменения внешней среды и изменяющиеся запросы потребителей услуг муниципальных структур. Акцент делается на групповую работу и методы коллективной выработки управленческих решений.
Через вовлечение людей, использование их навыков и знаний государственные и муниципальные организации создают среду, в которой сотрудники могут обеспечивать достижение или помогать достижению организацией своих целей.
Применение принципа вовлечения персонала означает:
- принятие на себя проблем и ответственности за их разрешение;
- активный поиск участков, где можно провести улучшения;
- новаторство и творчество в ходе достижения целей организации;
- получение удовольствия от своей работы, энтузиазм и гордость за свою принадлежность к организации.
К плюсам применения этого принципа можно отнести:
- с точки зрения выработки политики и стратегии - эффективное участие сотрудников в усовершенствовании политики и стратегии организации;
- с точки зрения формирования цели и постановки задач - разделение сотрудниками целей и задач организации;
- с точки зрения оперативного руководства - участие сотрудников в поиске и принятии правильных решений и в проводимом улучшении процессов;
- с точки зрения управления персоналом - более высокая удовлетворенность сотрудников своей работой и их активное участие в личном и карьерном росте, от чего организация только выигрывает.
Желаемый результат достигается эффективнее, если необходимыми для успеха ресурсами и деятельностью управлять как процессами.
Любую деятельность, в ходе которой происходит преобразование входов (исходных данных) в выходы (в результаты), можно считать процессом. С точки зрения эффективности деятельности государственных и муниципальных организаций важно управлять всеми процессами наиболее рациональным образом. Планомерное определение процессов, применяемых в государственном администрировании, управление ими и их координацию можно назвать «процессным подходом».
Применение принципа процессного подхода означает:
- выявление и определение процессов, необходимых для достижения желаемых результатов;
- определение и измерение входов и выходов процесса;
- оценка связанных с процессом рисков, их последствий и влияния процессов на потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны;
- четкое закрепление ответственности, полномочий и отчетности за управление процессом.
К плюсам применения этого принципа можно отнести:
- с точки зрения выработки политики и стратегии - использование организацией формализованных процессов приводит к повышению предсказуемости получаемых результатов, лучшему использованию ресурсов, сокращению длительности циклов и снижению затрат;
- с точки зрения формирования цели и постановки задач - понимание возможностей процесса позволяет ставить более сложные цели и задачи;
- с точки зрения оперативного руководства - переход на процессный подход по всем операциям приводит к снижению затрат, предотвращению ошибок, возможности управлять отклонениями, к сокращению длительности циклов и получению более предсказуемых результатов.
- с точки зрения управления персоналом - применение рентабельных процессов при управлении человеческими ресурсами (принятие на работу, образование, обучение) помогает увязать эти процессы с потребностями организации и в результате работает на создание более квалифицированной рабочей силы.
Распознавание, понимание и управление системой взаимосвязанных друг с другом процессов в соответствии с заданной целью вносит свой вклад в построение результативной и рационально устроенной организации.
Управление связями между всеми выявленными процессами поможет в достижении конечной цели, поскольку выход одного процесса может стать входом другого. Поэтому государственные и муниципальные организации должны применять системный подход к своей деятельности.
Применение системного подхода означает:
- определение системы через выявление процессов, которые влияют на достижение заданной цели и их развитие;
- структурирование системы таким образом, чтобы позволить прийти к цели наиболее рациональным способом;
- понимание взаимозависимостей между процессами, составляющими систему;
- постоянное улучшение системы посредством проведения измерений и оценки;
- постановка ресурсных ограничений до начала работы.
Недостатки, имеющиеся в государственном и муниципальном управлении, системны, и обоснованные требования со стороны населения к качеству услуги обязывают власть взять на себя ответственность за их исправление. Поэтому все государственные
структуры должны среди своих неизменных целей записать «постоянное улучшение работы». Под улучшением понимаются мероприятия по усовершенствованию качеств и свойств товаров и/или повышение эффективности и результативности процессов, задействованных в их производстве или доставке.
Применение принципа постоянного улучшения означает:
- постоянное улучшение продукции, процессов и систем, которое становится задачей всех и каждого в организации;
- применение базовых концепций по улучшению - «накопление количественных изменений» и «переход количественных изменений в качественные»;
- проведение регулярных оценок по установленным критериям совершенства для выявления участков, где возможны улучшения;
- непрерывное улучшение результативности и эффективности всех без исключения процессов;
- поощрение проведения профилактических мероприятий;
- получение всем персоналом знаний и подготовки, необходимых для оперирования методами и инструментами постоянного улучшения, такими как:
а) цикл PDCA, также известен как принцип Деминга - Шухарта (рис. 2);
* Корр екцгш
* К ПК улу ЧШ11ТЬ в сл еду ю Щ1П1 р ач'"
• П.1 анировангге
• Что делать? •Как '»то делать?
'Проверка ♦Вещи получились с о гл л с но пл а ну
Выполнение •Делайте то, что было
•заплат гровоно
Рис. 2. Корректирующие действия и улучшение процессов: методология PDCA
Сост. автор по: [5]
Ь) методы устранения проблем
- разработка мероприятий и постановка целей, позволяющих направлять работу по улучшению и отслеживать результаты ее проведения.
К плюсам применения этого принципа можно отнести:
- с точки зрения выработки политики и стратегии - разработку и воплощение бизнес-планов, повышающих конкурентоспособность компании через включение «направленности на постоянное улучшение» составной частью в планируемую стратегию и разрабатываемый бизнес-план;
- с точки зрения формирования цели и постановки задач - постановку реалистичных, но вместе с тем требующих определенных усилий целей в области усовершенствования и выделение ресурсов для их достижения;
- с точки зрения оперативного руководства - вовлечение сотрудников организации в дело постоянного совершенствования процессов;
- с точки зрения управления персоналом - предоставление работающим в организации инструментария возможностей и поддержки, необходимых для усовершенствования продукции, процессов и систем.
От государственного гражданского служащего любого ранга требуется принимать решения. И эти решения будут влиять на то, как организация достигнет поставленные перед ней цели. Поэтому эффективные решения должны приниматься на основе анализа данных и информации.
Применение принципа принятия решений на основе фактов означает:
- проведение измерений и сбор данных и информации касательно поставленной цели;
- проверка данных и информации на предмет их достаточной точности, надежности и того, насколько удобно их получать;
- анализ данных и информации с помощью подходящих методик;
- понимание значения применения подходящих статистических методов;
- принятие решений и проведение мероприятий на основании результатов логического анализа и с учетом опыта и интуиции.
К плюсам применения этого принципа можно отнести:
- с точки зрения выработки политики и стратегии - стратегии основываются на значимых данных и относящейся к делу информации, а отсюда - более реалистичны и достижимы;
- с точки зрения формирования цели и постановки задач - использование значимых сравнительных данных и информации, что позволяет ставить реалистичные, но вместе с тем непростые цели и задачи;
- с точки зрения оперативного руководства - данные и информация становятся основой для понимания, как процессов, так и работы всей системы, что позволяет руководить вводимыми усовершенствованиями и предотвращать возникновение проблем;
- с точки зрения управления персоналом - анализ данных и информации следующих источников: результаты оценки персонала, поступающие предложения и фокусные группы, что позволяет направлять политику в области управления человеческими ресурсами.
Установление взаимовыгодных отношений с поставщиками повышает способности обеих сторон создавать то, что имеет ценность. При заключении договоров необходимо соизмерять качество приобретаемой продукции с ценой. Поэтому необходимо прекратить практику предоставления региональных и муниципальных заказов на основе низких цен.
Продукция, получаемая от поставщиков, является важной составляющей конечного продукта, доставляемого потребителю. Следовательно, улучшая свои отношения с поставщиками, государственные организации только выигрывают с точки зрения того, какое качество, надежность и постоянство характеристик продукции получит потребитель.
Применение принципа установления взаимовыгодных отношений с поставщиками означает:
- выявление и выбор основных поставщиков;
- установление таких отношений с поставщиком, в которых выгоды в ближайшей перспективе уравновешивались бы соображениями выгоды в долговременном аспекте, как для организации, так и для общества в целом;
- установление ситуации прямого и открытого общения;
- появление инициатив по совместной разработке и усовершенствованию продукции и процессов;
- проведение совместной работы с целью ясно понять, чего хочет потребитель;
- обмен информацией и участие в будущих планах друг друга;
- признание улучшений и достижений в работе поставщика.
К плюсам применения этого принципа можно отнести:
- с точки зрения выработки политики и стратегии - создание преимущества перед конкурентами через развитие стратегических союзов или партнерств с поставщиками;
- с точки зрения формирования цели и постановки задач - постановка более сложных целей и задач через привлечение и участие поставщиков на ранних стадиях работы;
- с точки зрения оперативного руководства - установление взаимоотношений с поставщиком и руководство такими отношениями для обеспечения надежных, своевременных, бездефектных поставок;
- с точки зрения управления персоналом - развитие и расширение возможностей поставщика посредством предоставляемого ему обучения и благодаря совместным усилиям по усовершенствованию.
Таким образом, интеграция системы менеджмента качества, разработанной в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008), и системы государственного и муниципального управления позволит:
- создать мотивированную систему управления;
- обеспечить постоянное совершенствование системы управления;
- повысить эффективность работы за счет сокращения дублирующих процессов;
- снизить затраты на ресурсы, планы и проекты, обучение и переподготовку персонала;
- повысить качество производимой продукции и оказываемых услуг за счет своевременного контроля, наладки процессов, соблюдения требований стандартов в течение всего цикла работ;
- минимизировать риски нештатных ситуаций;
- повысить общую культуру и этику государственной гражданской службы.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что государственные и муниципальные учреждения многих развитых стран преобразуются с целью повышения эффективности своей работы, обеспечения более высокого уровня обслуживания и прозрачности своей деятельности, давая положительный пример для экстраполяции. В целом реализация менеджмента качества на государственном и муниципальном уровнях не только повышает эффективность управления, но и служит преградой для коррупции и бюрократии.
Статья поступила 19.10.2015 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агарков А.П. Управление качеством : учебник для бакалавров / Агарков А.П. М.: Дашков и К, 2015. 204 c.
2. Буянова М.Э., Широ М.С. Принятие решения о коммерциализации НТР в условиях деятельности экономического кластера // Вестник ВолГУ. Серия 3. Экономика. Экология. 2015. № 2. С. 58-64.
3. Михайлова Н.А., Бабич Т.В., Смирнова О.С. Модернизация механизма государственного регулирования регионального агропромышленного комплекса России в условиях новых социально-экономических конструктов // Вестник ВолГУ. Серия 3. Экономика. Экология. 2014. № 5. С. 35-42.
4. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 376 с.
5. Палагин В.С. Стандарты качества в государственном управлении (IS0-9001 для госуправления). Евразийский центр управления проектами, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.epmc.ru/docs/Paper_111024.pdf (01 октября 2015)
Информация об авторах
Буянова Марина Эдуардовна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории и экономической политики, тел.: 89023644849, e-mail: buyanovam@rambler.ru, Волгоградский государственный университет, 400062, Россия, г. Волгоград, Университетский проспект, 100.
Михайлова Наталия Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, тел.: 89173344841, e-mail: korish.m@volsu.ru, Волгоградский государственный университет, 400062, Россия, г. Волгоград, Университетский проспект, 100.
Information about the authors
Buianova M.E., doctor of economics sciences, professor, head of the chair of economic theory and economic politics, tel.: 89023644849, e-mail: buyanovam@rambler.ru, Volgograd State University, University Avenue, 100, Volgograd, 400062, Russia.
Mikhailova N.A., candidate of economical sciences, associate professor of state and municipal management, tel.: 89173344841, e-mail: korish.m@volsu.ru, Volgograd State University, University Avenue, 100, Volgograd, 400062, Russia.
УДК 69:003
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ
© Е.С. Дедюхина
Рассмотрены способы определения стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Иркутской области. Описаны сущность методов и возможность их использования при планировании инвестиций на реализацию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014-2043 годы. Произведен анализ сметной стоимости ремонтных работ, определенных с использованием поэлементных и укрупненных расчетов.
Ключевые слова: сметная стоимость; инновации; капитальный ремонт; программа капитального ремонта; инновационные решения.
VALUE DETERMINATION OF CAPITAL REPAIR OF COMMUNAL FACILITIES IN
BLOCK OF FLATS WITH THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES
© E.S. Dediukhina
We have considered the ways of value determination of capital repair of communal facilities in block of flats in Irkutsk region. We described the idea of methods and the possibility to use them during planning the investments to realize the regional programme of capital repair of communal facilities in block of flats at the territory of Irkutsk region for the period of 20142043. Analyses of budget value of repair works, defined with the use of element and estimation is executed.