Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленная политика / технологический суверенитет / устойчивое развитие / цифровая экономика / ESG / циркулярная экономика / industrial policy / technological sovereignty / sustainable development / digital economy / ESG / circular economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бургонов Олег Викторович, Рубашкин Михаил Валериевич

Статья посвящена анализу состояния и тенденций развития промышленной политики. Рассматриваются актуальные проблемы, разработки промышленной политики, а также пути их решения, направленные на обеспечение технологического суверенитета. В результате исследования были выявлено, что существенная роль в достижении технологической безопасности принадлежит цифровым инструментам промышленной политики, которая станет локомотивом изменения стратегических инициатив при переходе на модель циркулярного функционирования экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бургонов Олег Викторович, Рубашкин Михаил Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING RUSSIA’S INDUSTRIAL POLICY

The article is devoted to the analysis of the state and trends in the development of industrial policy. The current problems of industrial policy development are considered, as well as ways to solve them aimed at ensuring technological sovereignty. As a result of the research, it was revealed that an essential role in achieving technological security belongs to the digital instruments of industrial policy, which will become the locomotive of changing strategic initiatives when switching to the model of circular functioning of the economy.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»

УДК 338.45.01

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕНОй ПОЛИТИКИ РОССИИ

Бургонов Олег Викторович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры экономики таможенного дела, д-р экон. наук, e-mail: burgonov@list.ru

Рубашкин Михаил Валериевич

ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики», аспирант кафедры управления социально-экономическими системами, e-mail: mike_ru@mail.ru

Статья посвящена анализу состояния и тенденций развития промышленной политики. Рассматриваются актуальные проблемы разработки промышленной политики, а также пути их решения, направленные на обеспечение технологического суверенитета. В результате исследования были выявлено, что существенная роль в достижении технологической безопасности принадлежит цифровым инструментам промышленной политики, которая станет локомотивом изменения стратегических инициатив при переходе на модель циркулярного функционирования экономики

Ключевые слова: промышленная политика; технологический суверенитет; устойчивое развитие; цифровая экономика; ESG; циркулярная экономика

IMPROVING RUSSIA'S INDUSTRIAL POLICY

Burgonov Oleg V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of the Department of Economics of Customs Affairs, Doctor of Economic Sciences, Professor, e-mail: burgonov@list.ru

Rubashkin Mikhail V.

Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics, postgraduate student of the Department of Management of Socio-Economic Systems, e-mail: mike_ru@mail.ru

The article is devoted to the analysis of the state and trends in the development of industrial policy. The current problems of industrial policy development are considered, as well as ways to solve them aimed at ensuring technological sovereignty. As a result of the research, it was revealed that an essential role in achieving technological security belongs to the digital instruments of industrial policy, which will become the locomotive of changing strategic initiatives when switching to the model of circular functioning of the economy

Keywords: industrial policy; technological sovereignty; sustainable development; digital economy; ESG; circular economy

Для цитирования: Бургонов О.В., Рубашкин М.В. Совершенствование промышленной политики России // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 4(88). С. 64-68.

Экономическая ситуация в России во многом находится под влиянием последствий пандемии и многочисленных антироссийских санкций, что обуславливает необходимость построения новых логистических цепочек, структурной перестройки национального хозяйства, дальнейшей цифровизации в увязке с внедрением критериев ESG [1], создающих возможности для достижения технологического суверенитета и решения всех задач СВО.

Промышленная (структурная) политика не является чем-то новым, она активно применялась во многих странах мира посредством разработки и реализации государственных программ, оказывающих существенное влияние на структуру экономики, и особенно на развитие определенных видов экономической деятельности и отраслей промышленности, в первую очередь в тех секторах, которые недостаточно интересны частному капиталу, а данные проблемы рыночный механизм решает

долго и недостаточно эффективно [2, 3]. За последние годы в западных странах происходили значительные изменения в регулировании таких важных отраслей промышленности как энергетика, автомобилестроение, добыча ископаемых, направленные на построение зеленой экономики.

Российская модель экономики, сложившаяся к началу нового века, была в основном ориентирована на экстенсивное развитие преимущественно за счет добывающих отраслей, однако, как это не парадоксально, введение санкций вынуждает власти, бизнес и общество, осуществлять переход к сценарию, ориентированному на технологическую независимость с учетом критериев ESG. Реализация данного сценария требует перераспределения ресурсов для финансирования НИОКР и создания новых производств, что предполагает разработку и осуществление новой промышленной политики, зачастую именуемую новой индустриализацией.

Промышленная политика является предметом

исследования российских и зарубежных ученых. Среди российских экономистов можно выделить труды А.А. Афанасьева, посвященные методологическим и организационно-институциональным основам механизму разработки и реализации промышленной политики [4]. В научной школе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого разработана концепция эффективного устойчивого ESG-развития промышленных экосистем в циркулярной экономике [5]. И.Н. Макаров, О.В. Пивоварова, Е.А. Рязанцева, В.В. Колесников рассматривают информационно-интеллектуально-инфраструктурное обеспечение промышленной политики, говоря о необходимости применения искусственного интеллекта при разработке и мониторинге промышленной политики государства [6, с.50]. А.В. Алексеев проводит анализ стратегии развития обрабатывающей промышленности в рамках реализации закона о промышленной политике, отмечая относительно низкий эффект от разработанного в рамках традиционного подхода механизма управления [7, 8].

Теоретический и статистический анализ показывают, что промышленная политика также будет способствовать созданию более конкурентной среды, что окажет положительный эффект на развитие новых промышленных экосистем в циркулярной экономике. Результаты многочисленных исследований демонстрируют, что промышленная политика США, ЕС и КНР оказывает значительное влияние на экономический рост, а структурная рационализация промышленности является потенциальным механизмом не только для информатизации существующих технологических процессов, но и изменения бизнес-модели промышленного предприятия, достижения технологического суверенитета [9]. В России, по мнению доктора экономических наук, профессора С.А. Толкачева в области промышленной политики есть все: доклады (в том числе от Совета Федерации), Федеральный Закон, множество статей и монографий, существовал Госкомитет, журнал, но самой промышленной политики нет [10].

Объектом настоящего исследования является механизм формирования и реализации промышленной политики в условиях цифровой циркулярной экономики. Цель работы заключается в анализе проблем в области промышленной политики и разработке предложений по их разрешению, оценки эффективности данного инструмента регулирования экономики.

По оценкам экспертов промышленность занимает важное место в экономике: так в ЕС на ее долю приходится около 20 % ВВП, в ней занято порядка 35 млн человек и на продукцию промышленности приходится порядка 80 % экспорта [11]. При этом переход к циркулярной модели экономического роста предполагает изменение инструментов промышленной политики, направленных на стимулирование внутреннего спроса, учета критериев

инвестиционного инвестирования, субсидирование, проведение мониторинга и пропаганду результатов структурной политики [12].

Цифровая циркулярная внешняя среда формирует приоритетные направления государственной промышленной политики, поскольку оказывает влияние на трансформационные процессы национальной социально-экономической системы:

- помимо земли, труда и капитала потенциал повышения технологической безопасности опирается на используемую информационную инфраструктуру, которая становится главным источником поступательного развития и устойчивого функционирования на долгосрочную перспективу;

- оптимизация логистических цепочек, скорости и объема трансакций предпринимательской сферы;

- постепенный рост объемов инвестиций в инфраструктурные проекты, которые направлены на развитие цифровых социально-экономических систем региона, который трансформировал финансовые потоки, направляемые в производственный сектор;

- возросшие требования к улучшению качественных характеристик, применение в практической деятельности бизнеса критериев ESG, которые внесли коррективы в планирование, логистику и маркетинг в рамках предпринимательства с учетом внешних и внутренних рисков;

- повышение требований к профессиональным характеристикам человеческого капитала и системе постоянного реформирования кадрового потенциала компаний с учетом тенденций мирового и регионального рынка товаров и услуг;

- достижение технологического суверенитета и безопасности на всех уровнях социально-экономической системы, в том числе за счет расширения кооперации с дружественными странами.

Хотя последствия пандемии и санкций различны для разных отраслей и фирм, ключевыми проблемами, вызванные ими, являются:

- ограничение свободного передвижения людей, товаров и услуг, капиталов;

- разрыв глобальных цепочек поставок, снизившее на доступность некоторых товаров и технологий;

- уход крупных игроков с рынка;

- снижение совокупного спроса и предложения;

- рост военных расходов и необходимость оборонной трансформации экономики.

Для решения этих проблем необходимо активно реализовать промышленную политику, направленную на преодоление негативных последствий санкций, поддержание и структурное изменение характера и направления инвестиций. Решение данных проблем предполагает расширение и углубление рынка стран единого таможенного союза с перспективным развитием данных инструментов на страны БРИКС: гармонизация стандартов ключевых бизнес-услуг, применение цифрового надзора

за рынком и другие целевые меры для структурной перестройки.

Особое внимание следует уделять контроллингу за состоянием следующих видов экономической деятельности: оборонная и аэрокосмическая промышленность, телекоммуникации, производство электроники и компонентов, энергетика, включая применение возобновляемых источников энергии, обрабатывающая промышленность и прежде всего станкостроение робототехника, транспорт, автомобилестроение, строительство, производство продуктов питания и их переработка.

Повышение результативности государственной промышленной политики связано как с использованием цифровых технологий, так и с применением системного подхода менеджмента при разработки стратегической цели поступательного функционирования российской модели сбалансированного социально-экономического развития.

Цифровые технологии позволяют повысить результативность экспертных оценок и системного подхода, используемых государственными административными органами управления, в проектировании концептуальных сценарных подходов промышленной политики, деятельность которых в конечном итоге обеспечивает результативность макроэкономических параметров. Цифровая экономика позволяет обеспечить гибкую оперативную реакцию государства и фирм на структурные изменения мировой экономической системы:

- единой сетевой оболочки, как фактора, влияющего на модели функционирования предприятий, которая может способствовать поступательному социально-экономическому развитию системы в целом, но требует комплексной оценки рисков и обеспечения экономической безопасности страны;

- трансформации фирм и прежде всего глобальных предпринимательских хозяйствующих субъектов в качестве бизнес-структур в многосторонние экосистемы, что отражается в разрабатываемых управленческих решениях, обеспечивающих устойчивость и конкурентоспособность российской социально-экономической системы в целом;

- смене приоритетных направлений предпринимательской деятельности в контексте разрабатываемого государственного регулирования и промышленной политики посредством управленческого воздействия соответствующими региональными структурными подразделениями;

- возникновению рисков, связанных с использованием цифровых технологий в предпринимательской деятельности, влияющих на административные управленческие воздействия в контексте учета государственных национальных интересов и технологической безопасности, формирующих приоритетные сегменты региональной конкурентной среды.

Россия является крупным экспортером сырья и импортером готовой продукции. Ограничения в торговой и финансовой сферах являются

факторами снижения темпов экономического роста. В связи с этим необходимо создать стратегическую автономию в ключевых областях, обеспечив технологический и оборонный суверенитет. Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011г. № 899 утвержден Перечень критических технологий РФ и Приоритетные направления развития науки, технологий и техники. Он включает список из восьми направлений и двадцати восьми технологий [13]. Данный перечень за прошедшие 12 лет изменялся один раз в 2015 году добавлением робо-тотехнических комплексов. Однако для решения поставленных задач по развитию инновационных технологий необходимо разработать соответствующие программы, обеспечив их необходимыми источниками финансирования.

Диверсификация международных хозяйственных связей с переориентацией их на дружественные страны позволит обеспечить поставку необходимых товаров, в том числе через параллельный импорт и приток инвестиций как ключевого фактора экономической устойчивости.

Другим инструментом промышленной политики может стать создание стратегических альянсов с крупными компаниями дружественных стран, прежде всего Китаем, что будет способствовать восстановлению автомобилестроения, облачным технологиям, авиакосмической отрасли, производства процессоров и полупроводников, привлечению частных инвестиций для циркулярных технологий, создания высокоэффективных рабочих мест. Альянсы обеспечивают платформу, которая создаст возможности инклюзивности для стартапов и СМСП с учетом стандартов ESG.

Достижение технологического суверенитета предполагает постоянный мониторинг стратегических уязвимостей страны от импортных товаров и технологий. Следует определить и осуществлять контроллинг потребностей в важнейших экосистемах, в отношении которых РФ сильно зависит от иностранных источников, а также мер по преодолению этой зависимости.

Государственная промышленная (структурная) политика в условиях расширения сетевого промышленного взаимодействия в циркулярной экономике должна опираться на комплексное исследование параметров, влияющих как на факторы и условия, обеспечивающие устойчивое функционирование объектов, формирующие его инновационный потенциал с учетом информационно-методической базы, так и обеспечение национальной безопасности.

Процесс разработки управленческих решений, связанных со структурными изменениями предпринимательства в циркулярной экономике должен обеспечить целевые показатели социально-экономического развития региона и страны в целом. Разработка дорожной карты внедрения промышленной политики требует существенного объема инвестиционных потоков, распределение которых

Таблица

Комплексный анализ приоритетных направлений промышленной политики

Информационно-аналитическая сеть мониторинга и комплексного анализа приоритетов развития промышленности в регионах

PEST - анализ и SWOT-анализы потенциала использования прорывных технологий Прогноз параметров, влияющих на устойчивость хозяйствующих субъектов

Ситуационный анализ и моделирование сценария долгосрочного экономического роста

Обоснование бизнес-моделей цифрового промышленного пространства Оценка внешних и внутренних угроз, параметров экономической безопасности

Распределение бюджетных инвестиций по приоритетным сегментам развития

Экспертное заключение прогнозируемых сценариев промышленного развития Поэтапное измерение управленческого эффекта (положительного и отрицательного)

Источник: составлено авторами

осуществляется по приоритетным направлениям, обеспечивающих технологический суверенитет. Дорожная карта включает временной период для корректировки направлений и инструментов промышленной политики с целью повышения результативности управленческих решений. Большая роль в данном процессе принадлежит экспертному сообществу, которое на всех этапах проводит комплексную оценку реализуемым мероприятий.

Разработка государственной промышленной политики в условиях санкций и построения многополярного мира предполагает при планировании управленческого воздействия опираться на программно-целевые методы, оценочный подход, ресурсный подход и методологию «дерева целей», экономико-статистический, математический аппарат, факторные и индексные исследования, маркетинговые оценки. Приоритетные направления промышленной политики формируются с учетом разработки управленческих решений в комплексной системе государственного регулирования предпринимательства (таблица).

Для оценки влияния промышленной политики на рост экономики предлагается использовать модифицированную производственную функцию, в которой кроме традиционных факторов - труд и капитал, использовать такие переменные, как размер финансовых средств на промышленную политику, уровень развития инфраструктуры (информация, транспорт) и уровень открытости экономики.

В макроэкономической модели оценки влияния промышленной политики на экономический рост предполагается, во-первых, что структурная перестройка оказывает значительное воздействие на темпы и качество экономического роста. Во-вторых, это воздействие неодинаково и зависит от региона, сферы хозяйственной деятельности и применяемых инструментов. В-третьих, можно оценивать влияние промышленной политики на экономический рост с помощью упрощенной модели, как на микро, так и на макроуровне. С другой стороны, результативность управленческих решений может быть оценена с помощью

интегрального показателя потенциала включения предпринимательских структур в единое экономическое пространство, которое формируется в концептуальной модели государственной промышленной политики.

В соответствии с предложенным выше подходом использования корреляционно-регрессионного анализа при оценке влияния промышленной политики в контексте циркулярной модели развития были изучены показатели статистической отчетности различных стран. Данные параметры отражают, что промышленная политика оказывает неодинаковое влияние на темпы и качество экономического роста в различных регионах и видах экономической деятельности, организационный уровень, стадии промышленного развития и зависят от направления и инструментов промышленной политики.

Библиографический список:

1. Бургонов О.В., Голубецкая Н.П., Чиркова Т.В. Теоретические и практические подходы к реализации принципов ESG в менеджменте российских компаний // Проблемы современной экономики. 2023. № 1 (85). С. 39-42.

2. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39299/

3. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». http://www.kremlin.ru/acts/ bank/17718

4. Афанасьев А.А. Теоретико-методологические основы промышленной политики и основные направления их совершенствования в современной России // Экономика, предпринимательство и право. 2023.Т. 13. № 1. С. 29-46.

5. Бабкин А.В., Шкарупета Е.В., Польщиков Т.И. Концепция эффективного устойчивого ESG-развития промышленных экосистем в циркулярной экономике // Экономическое возрождение России. 2023. № 1 (75). С. 124-139.

6. Макаров И.Н., Пивоварова О.В., Рязанцева Е.А.,

Колесников В.В. Информационно-интеллектуально-инфраструктурное обеспечение промышленной политики как отображения государственного менеджмента: реалии цифровой экономики // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 1. С. 47-60.

7. Алексеев А.В. Стратегия развития обрабатывающей промышленности: иллюзия прорыва // ЭКО. 2021. № 3 (561). С. 88-105.

8. Сводная стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. № 1512-р. URL: http://static.government.ru/ media/ files/Qw77Aau6IOSEIuQqYnvR4tGMCy6rv6Q m.pdf

9. Горин Е.А., Имзалиева М.Р. Современная промышленная политика: технологический суверенитет // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. № 1. С. 238-245.

10. Толкачев С.А. Промышленная политика / В книге: Экономическая политика. Альпидовская М.Л.,

Авдийский В.И., Говтвань О.Д., Единак Е.А., Дементьев В.В., Донцова О.И., Ильминская С.А., Илюхина И.Б., Колпаков А.Ю., Матвеев В.В., Новицкая А.А., Ползиков Д.А., Потапенко В.В., Смирнов В.М., Толкачев С.А., Шманев С.В., Широв А.А., Шапкин И.Н. Учебник. Москва, 2023. С. 319-371.

11. Landesmann Michael, Stöllinger Roman. The European Union's industrial policy: What are the main challenges? The Vienna Institute for International Economic Studies, Policy Notes and Reports, No. 36. URL: https:// www.econstor.eu/bitstream/10419/224164/1/16889088 2X.pdf

12. Перская В.В. Финансово-бюджетная политика как инструмент реализации стратегических приоритетов США // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16. № 1. С. 22-35.

13. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». URL: https://base.garant. ru/55171684/#block_1000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.