Научная статья на тему 'Совершенствование профилактической деятельности амбулаторно-поликлинического звена'

Совершенствование профилактической деятельности амбулаторно-поликлинического звена Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
первичная медико-санитарная помощь / профилактика. / primary health care / prevention.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Р А. Камалиева, В П. Резникова

Доказывается необходимость усиления профилактики заболеваний путем формирования здорового образа жизни на уровне первичной медико-санитарной помощи как главного направления охраны здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PREVENTIVE ACTIVITY OF THE OUT-PATIENT AND POLYCLINIC LINK

The main component of policy of health care now in the field of strengthening of health is the healthy lifestyle formation, directed on population preservation and promotion of health by means of hygienic training and education, active involvement of the population in programs of strengthening of health, development of individual skills of a healthy lifestyle and prevention of diseases.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профилактической деятельности амбулаторно-поликлинического звена»

Вестник КазНМУ, №2(4)- 2014

УДК.614.2

Р.А. КАМАЛИЕВА, В.П. РЕЗНИКОВА

ТОО "Эдл-Ем", г. Семей Восточно-Казахстанской области

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ЗВЕНА

Доказывается необходимость усиления профилактики заболеваний путем формирования здорового образа жизни на уровне первичной медико-санитарной помощи как главного направления охраны здоровья населения. Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, профилактика.

Сегодня, оценивая состояние здоровья населения, можно с уверенностью утверждать то, что распространенность сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, хронических обструктивных болезней легких и других хронических неинфекционных болезней характеризуется тенденцией дальнейшего роста.

По данным ВОЗ, в настоящее время на долю основных неинфекционных заболеваний приходится

приблизительно 60% всех случаев смерти и 43% заболеваний, а к 2020 году они составят приблизительно 73% всех случаев смерти и 60% глобального бремени болезней [1,2].

Одновременно, результаты самого крупного за всю историю ВОЗ исследовательского проекта обозначили 10 ведущих факторов риска, определяющих уровень заболеваемости и смертности населения на глобальном уровне: недостаточность питания, табакопотребление, гипертензия, неудовлетворительное состояние водоснабжения, санитарии, а также личной и бытовой гигиены; гиподинамия, профессиональная деятельность, небезопасный секс, употребление алкоголя, загрязнение атмосферного воздуха, неуточненные факторы риска [2]. Установление тесной связи факторов риска со смертностью и заболеваемостью населения послужило основанием для разработки и осуществления профилактических программ во многих странах, которые направлены на первичную профилактику заболеваний и включают: стимулирование изменения поведения личности (режим питания, физические упражнения, курение, сексуальная активность); устранение вредных факторов окружающей среды (загрязнение воздуха и воды, переносчики болезней); медицинские мероприятия (вакцинация, массовая

химиопрофилактика, массовое обследование и направление к врачу-специалисту) [3]. Здоровье одновременно является личной собственностью и социальной ценностью. Ответственность за сохранение и укрепление здоровья обеспечивается на индивидуальном уровне личными мерами по самосохранению здоровья, на социальном -системой здравоохранения. Именно с этих позиций представляется целесообразным провести системный и ситуационный анализ для обоснования возможных механизмов усиления профилактической деятельности. Отсутствие позитивных сдвигов в состоянии здоровья, несмотря на улучшение профилактической деятельности в последнее время, в основном обусловлено несколькими факторами, в числе которых недостаточная подготовка врачей первичного звена в области профилактики, отсутствие финансирования

профилактической работы в лечебно-профилактических организациях (ЛПО) и взаимосвязи в работе центров

формирования здорового образа жизни и медицинского персонала ЛПО. Следует отметить также недостаточное внимание к профилактике и в реализуемых на территориях программах. Как и раньше наблюдается крен в усилении обеспечения качества лечения, в то время как профилактические мероприятия чаще всего направлены лишь на некоторые социально-значимые болезни.

Необходимость изменения характера профилактической помощи населению, создания приемлемых моделей профилактики в современных условиях становится одним из основных направлений в здравоохранении. Наиболее действенным стратегическим направлением является реформирование организационного обеспечения профилактики на уровне ПМСП. Основными направлениями деятельности по укреплению здоровья и профилактики заболеваний, способными обеспечить устойчивость всей системы, являются:

разработка соответствующей государственной политики и ее законодательного обеспечения;

- вовлечение всех социальных секторов в работу по формированию здоровья, расширение межсекторального сотрудничества и совершенствование системы и инфраструктуры укрепления здоровья и медико-социальной профилактики, в том числе на местном уровне;

- активное вовлечение населения в программы укрепления здоровья, предусматривающие развитие индивидуальных умений и навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний;

- реальное усиление профилактической направленности служб здравоохранения, обеспечение подготовки медицинских работников по вопросам укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни;

- лицензирование медицинских организаций по вопросам гигиенического образования и воспитания населения, что позволит отнести их к обязательному виду медицинской деятельности ЛПО;

- система дифференцированного финансирования профилактических мероприятий.

Таким образом, главным компонентом политики здравоохранения в настоящее время в области укрепления здоровья является формирование здорового образа жизни, направленная на сохранение и укрепление здоровья населения посредством гигиенического обучения и воспитания, активное вовлечение населения в программы укрепления здоровья, развитие индивидуальных умений и навыков здорового образа жизни и профилактику заболеваний.

Вестник КазНМУ, №2(4)- 2014

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Здоровье-21. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. / Европейская серия для достижения здоровья для всех. // ВОЗ. -Копенгаген: ЕРБ, 1999.- № 6. - 56 с.

2 The World Health Report 2002. Reducing Risk./Promoting Healthy Life//. - WHO. 2002. - 248 p.

3 Приоритеты в области здравоохранения / Д.Т. Джеймисон, Дж.Дж. Бримэн, Э.Р. Мишэм и др. - Всемирный Банк. -Вашингтон: 2006. - 49 с.

Р.А. КАМАЛИЕВА, В.П. РЕЗНИКОВА

"Вдп-Ем"ЖШС, Семей запасы, Шыгыс ^азацстан облысы

АМБУЛАТОРЛЫК-ЕМХАНАЛЬЩ БУЫННЫН АЛДЫН АЛУ КЫЗМЕТ1Н ЖЕТ1ЛД1РУ

Туйш: Денсаульщ са^тау саясатынык 1^аз1рп тацдагы денсаулы^ты ныгайту саласындагы непзп компонентi гигиенага о^ыту мен тэрбиелеу ар^ылы халы^тык денсаулыгын ныгайту жэне са^тауга, денсаулы^ты ныгайту багдарламаларына белсендi турде халы^ты тартуга,аурудык алдын алу жэне салауатты вмiр салтынык жеке дагдылары мен икемдiлiгiн дамытуга багытталган салауатты вмiр салтын ^алыптастыру. ТYiндi сездер: бiрiншiлiк медико-санитарлыщ квмек, са^тандыру.

R.A. KAMALIYEVA, V.P. REZNIKOVA

"Bdin-EM" LLC, Semei City, East Kazakhstan region

IMPROVEMENT OF PREVENTIVE ACTIVITY OF THE OUT-PATIENT AND POLYCLINIC LINK

Resume: The main component of policy of health care now in the field of strengthening of health is the healthy lifestyle formation, directed on population preservation and promotion of health by means of hygienic training and education, active involvement of the population in programs of strengthening of health, development of individual skills of a healthy lifestyle and prevention of diseases.

Keywords: primary health care, prevention.

УДК 378.146:378.661

М.А. КАМАЛИЕВ, А.М. ШАХИЕВА, А.Н. НУРБАКЫТ

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Данная статья посвящена проблеме использования в обучении студентов-медиков Казахского национального медицинского университета современных активных технологий и методов обучения. На кафедре общественного здравоохранения КазНМУ используют методы: дискуссии, деловые игры, кейс-стадии, малые группы, презентации и др. Таким образом, использование на занятиях активных технологий обучения помогает студентам осваивать практические навыки, закреплять знания по данной проблеме, повышает качество подготовки специалистов медицинского вуза.

Ключевые слова: медицинское образование, инновационные технологии обучения, методы обучения.

В связи с вхождением в международное образовательное пространство образовательный процесс в КазНМУ развивается в контексте основных положений Болонской Декларации. В Университете ведется формирование новой образовательной среды для подготовки специалистов-медиков нового поколения конкурентоспособных и востребованных на рынке труда. Созданная в нашем университете система менеджмента качества образования ставит перед педагогами нашего вуза новые сложные задачи.

В стратегических планах развития университета приоритетное значение уделяется внедрению активных методик обучения. Кафедра общественного здравоохранения КазНМУ на практических занятиях использует деловые игры, кейс - стадии, ситуационные

задачи, моделирование ситуаций, дискуссии, работу в команде [1]. Разработаны планы-конспекты занятий по стратегии внедрения трехъязычного обучения студентов. На кафедре используются критерии бальной оценки компетенций студентов: знаний, практических навыков, коммуникативных и правовых навыков,

самосовершенствования [2]. Однако, оптимальный результат, достигается при сочетанном применении вышеперечисленных методик обучения. Современные технологии обучения повышают заинтересованность студентов в получении знаний, повышают качество образования и обучения, что подтверждается результатами промежуточного и итогового контролей знаний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.