УДК/UDC 377.12
DOI 10.54509/22203036_2024_3_131 EDN MCYZLX
Тетина Светлана Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск
Гутрова Юлия Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск
Tetina Svetlana V.
Candidate of Pedagogy Sciences, Docent, Head of the Department of Foreign Languages, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk
Gutrova Yulia V.
Candidate of Pedagogy Sciences, Docent of the Department of Foreign Languages, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ КАК ГОТОВНОСТИ К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A TEACHER AS A READINESS FOR THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF STUDENTS
Аннотация. В статье рассматривается проблема совершенствования у учителей компетенции по формированию функциональной грамотности обучающихся. Проанализирован методологический подход к трактованию понятия «компетенция». Рассмотрены существующие в науке подходы к изучению процесса формирования функциональной грамотности у обучающихся и самого понятия «функциональная грамотность». Проанализированы результаты диагностического мониторинга учителей по профессиональным дефицитам. Для решения проблемы восполнения профессиональных дефицитов разработаны и внедрены в практику профессионального дополнительного образования профессиональные программы, направленные на повышение предметной, методической и психолого-педагогической составляющих компетенции по формированию функциональной грамотности обучающихся. Программы носят прикладной характер, отражают стратегические цели и направления государственной политики в сфере образования, а также ориентированы на развитие профессиональных компетенций, поддерживающих реализацию трудовых функций специалистов системы общего образования.
Abstract. The article deals with the problem of improving the competence of teachers in the formation of functional literacy of students. The methodological approach to the interpretation of the concept of "competence" is analyzed. The existing scientific approaches to the study of the process of formation of functional literacy among students and the con-
cept of "functional literacy" are considered. The results of diagnostic monitoring of teachers on professional deficits are analyzed. To solve the problem of filling professional deficits, professional programs aimed at improving the competencies of the subject, methodological, psychological and pedagogical component have been developed and introduced into the practice of professional additional education. The programs are applied in nature, reflect the strategic goals and directions of state policy in the field of education, and are also focused on the development of professional competencies that support the implementation of the labor functions of specialists in the general education system.
Ключевые слова: профессиональные дефициты педагогов, функциональная грамотность, дополнительные профессиональные программы, активные методы обучения
Keywords: professional deficits of teachers, functional literacy, additional professional programs, active teaching methods.
Введение
Профессиональное становление и совершенствование необходимых качеств учителя относятся к научному полю исследований, которые с каждым годом набирают актуальность и значимость. Существующие тенденции рассмотрения подходов к структуре, компонентам профессиональной деятельности учителя отражают необходимость учета постоянно меняю-
щегося социально-экономического контекста профессиональной реализации педагогических работников. Современная ситуация российского образования предъявляет к квалификационным характеристикам педагога достаточно высокий уровень требований в области преподаваемого учебного предмета, сформированной мобильности как профессионально-личностной характеристики, знаний в различных сферах социально-психологической направленности.
Актуальность исследования продиктована проблемами, связанными с необходимостью достижения образовательных результатов обучающихся, регламентированных в нормативных документах, а именно:
- недостаточным уровнем готовности педагогического сообщества к формированию функциональной грамотности обучающихся как конечного результата образования;
- недостаточным уровнем владения педагогов методической составляющей для формирования инструментальных компонентов функциональной грамотности обучающихся.
Обобщение последних изменений в нормативных документах российского образования позволяет сделать вывод о ведущих направлениях в повышении качества и конкурентоспособности образования в Российской Федерации - это единые подходы к проектированию и организации образовательного пространства обучающихся и формированию функциональной грамотности обучающихся как основного критерия качества освоения образовательных программ общего образования. Понятие функциональной грамотности достаточно прочно вошло в круг научных и прикладных исследований и в настоящее время безоговорочно признается педагогическим сообществом существенной характеристикой образованной личности.
В научной психолого-педагогической литературе появляются новые исследования по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях образования. Основная часть исследований опирается на методологию компетентностного подхода, предполагающего формирование, развитие и совершенствование компетенций и компетентности личности. Научная позиция авторов настоящего исследования состоит в разведении изучаемой категории на части и ее составляющих, а именно: под компетентностью будем понимать обобщенную характеристику сформировавшегося качества личности, тогда как компетенции - это какой-то узкий навык, характеризующий обучающегося как субъекта учебной деятельности.
В русле компетентностного подхода авторы приводят к одному знаменателю такие понятия, как «ключе-
вые компетенции» (Ф. Вайнерт, А. В. Хуторской), «ключевые квалификации» (Дитер Мертенс), «универсальная инструментальная грамотность» (М. Добрякова, Е. Д. Патаркин) и «функциональная грамотность» [1]. Резюмируя отечественные и зарубежные исследования в области ключевых компетенций и ключевых квалификаций, можно сделать вывод об определенном наборе личностных характеристик обучающихся, которые выделены в исследованиях: коммуникативные способности, креативность, способность к кооперации, гибкость, мышление во взаимосвязях, самостоятельность, способность к критике, способность видеть и решать проблемы, способность к переносу навыка, готовность учиться, логическое мышление, абстрактное мышление, способность добиваться своего, способность принимать решения, надежность, чувство ответственности, способность учиться, способность к концентрации на объекте изучения, выдержка, точность, аналитическое мышление, самостоятельное обучение, готовность добиваться успехов, способность выносить суждения, знание иностранных языков и т.д.
Современный этап в исследовании процесса формирования функциональной грамотности обучающихся характеризуется тенденцией выделять непрерывность, системность, многоплановость изучаемой компетентности в течение всего времени обучения на уровне общего образования. Отечественные авторы, Е. А. Басова, И. Г. Пчелинцева, связывают процесс формирования функциональной грамотности с целенаправленным погружением обучающихся в усложняющуюся продуктивную деятельность [2]. Зарубежные исследователи, М. Коул и С. Скрибнер, исследуют обусловленность уровня сформированности функциональной грамотности личности социально-общественными мотивами, противопоставляя при этом влияние психофизиологических процессов, в том числе когнитивных [3]. Ученые выдвигают и поддерживают гипотезу о корреляции коммуникативных, рефлексивных умений и уровня сформированности функциональной грамотности личности.
Современные исследователи сходятся во мнении, что формирование функциональной грамотности необходимо рассматривать через такие категории, как «деятельность», «отношения со средой», «социализация», «социальная ориентация», при этом акцент делается на способности личности интегрировать знания из различных областей науки в многоплановой жизни человека (А. Н. Леонтьев, Э. Г. Азимова, Н. Ф. Виноградова).
Данный период исследования вопросов формирования функциональной грамотности обучающихся ознаменовался расширением количества исследований
в области определения направлений функциональной грамотности, при этом ряд авторов придерживаются интеграции нескольких видов компетенций, тем самым углубляя рамки понимания концепта функциональная грамотность. Так, авторы предлагают формировать многомодульную грамотность, полиграмотность, многократную грамотность, мультиграмотность, трансграмотность. Е. В. Штифанова, А. В. Киселева апеллируют к появлению нового типа коммуникации, а именно письменно-визуального типа общения на основе современных научно-технических ресурсов, выдвигается гипотеза о необходимости формирования мультимо-дальной грамотности, которая включает в себя письменную, аудиовизуальную, математическую, компьютерную и медиаграмотность [4].
Ученые настаивают на необходимости введения данной дефиниции как способа распознавания, оценки, интерпретации, перекодировки информационной структуры изучаемого объекта. Анализ проблемы позволил авторам выделить компоненты мультимедийной грамотности: критическое мышление, способность устанавливать нелинейные связи между различными источниками информации, интегрировать полученные сведения, самостоятельно интерпретировать полученный познавательный результат.
Таким образом, контент-анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод об актуальности вопроса формирования функциональной грамотности обучающихся, поиска новых компонентов грамотности, выделения приоритетных направлений в формировании изучаемой дефиниции, вместе с тем эффективность формирования данной категории коррелирует с уровнем сформированности профессиональных компетенций учителя.
Обобщение научных материалов в контексте рассмотрения вопроса совершенствования профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся позволяет выделить основные траектории обучения педагогов.
Научная новизна исследования. Профессиональная компетентность учителя в формировании функциональной грамотности обучающихся основной школы характеризуется как сочетание педагогических знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств, необходимых для достижения социально-педагогических результатов по формированию информационной, проблемной, коммуникативной и организационной компетенций выпускников основной школы, особенно компетенции в решении жизненных проблем, необходимых для их скорейшей адаптации и полноценного функционирования в современном обще-
стве. В структуру профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся включены следующие компетенции: предметно-методологическая, психолого-педагогическая, компетенция в области валеологии образовательного процесса, коммуникативная, компетенция в области управления качеством образовательной системы «учитель - ученик».
Цель настоящего исследования - определить направления совершенствования профессиональных компетентностей педагогов в формировании функциональной грамотности обучающихся.
Задачи исследования:
1. Провести эмпирическое исследование профессиональных компетенций педагогов для формирования функциональной грамотности обучающихся.
2. Определить необходимые и достаточные условия обучения педагогов в русле совершенствования профессиональной компетентности для формирования функциональной грамотности обучающихся.
Значимость совершенствования профессиональных компетенций учителя подтверждается в том числе и проведенными эмпирическими исследования по изучению профессиональных дефицитов педагогических работников Челябинской области. Общие подходы к оцениванию профессиональных компетенций педагогов применялись в рамках обновленной Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов с учетом утвержденных действующих профессиональных стандартов в сфере образования, а также на основе региональных рекомендаций по разработке контрольно-измерительных материалов. Диагностическая работа профессиональных дефицитов педагогов содержала четыре основных направления: «Предметная компетентность», «Методическая компетентность», «Психолого-педагогическая компетентность», «Коммуникативная компетентность». Совокупность четырех компетентностей составляет, на наш взгляд, профессиональные качества, определяющие создание образовательной среды для формирования функциональной грамотности обучающихся.
Представим результаты обследования на примере учителей английского языка. Всего в диагностическом мероприятии участвовал 361 педагог. Работа предметного раздела по английскому языку состояла из 10 заданий. Наиболее успешно выполнили работу и показали высокий уровень 89 человек (24,7 %), повышенный уровень - 155 человек (42,2%), 99 педагогов продемонстрировали базовый уровень сформирован-
Таблица 1
Качество выполнения заданий раздела «Предметная компетентность» учителями английского языка
Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Весь раздел
Качество выполнения, % 81,7 58,4 78,1 87,3 67 63,4 26,9 54,3 72,3 70,6 66
ности профессиональных компетенций (27,4%), низкий уровень у 18 человек (5,7 %).
Первое задание предметного раздела направлено на проверку предметных знаний учителей английского языка, в том числе умения определять основные понятия современного языкознания. Показатель результативности выполнения задания выше среднего уровня -81,7 %, что свидетельствует о знании и понимании кате-горийного поля учебного предмета. Второе задание направлено на умение определять понятия из содержания учебного предмета. Результативность выполнения задания свидетельствует о некоторых затруднениях в части освоенности содержательной части предмета, так средний процент выполнения данного задания равен 58,4%. Третье задание определяет уровень предметных умений педагогов в части умения определить лексическое значение слова. Высокий показатель результативности задания (78,1 %) говорит об отсутствии профессионального дефицита в контексте работы с иноязычной лексикой. Четвертое задание нацелено на оценку предметных умений педагогов определять грамматические формы слов. Высокий уровень результативности выполнения задания (87,3 %) не обнаруживает у участников затруднения в части освоенности содержания. Пятое и шестое задания предметного раздела направлены на проверку умений использовать речевые обороты. Уровень результативности выполнения заданий свидетельствует о затруднениях в части освоенности содержания, так средний процент выполнения данных заданий равен 67 % (задание 5) и 63,4% (задание 6). Седьмое задание направлено на установление соответствия в парах английских высказываний. Уровень результативности выполнения задания обнаруживает у учителей английского языка значительные затруднения в части освоенности содержания, средний процент выполнения данного задания равен 26,9%. Восьмое задание этого раздела направлено на проверку предметных знаний участников диагностической работы на установление верного звучания гласных звуков в соответствующих буквосочетаниях. Результативность выполнения задания показывает успешность лишь у половины педагогов, у остальных выявлены значительные затруднения в части
освоенности содержания, средний процент выполнения данного задания равен 54,3%. Девятое и десятое задания направлены на проверку умений различать лексическое значение слов в соответствии со смыслом высказывания. Высокий уровень результативности выполнения этих заданий не обнаруживает у педагогов затруднений в части освоенности содержания, так средний процент выполнения данного задания равен 72,3 % (задание 9) и 70,6 % (задание 10). По результатам распределения качества выполнения заданий диагностической работы учителями английского языка было выявлено, что средний процент успешного выполнения заданий по предметной части составляет 66 %, что соответствует повышенному уровню сформированно-сти предметных профессиональных компетенций. При этом наибольшая дефицитарность выявлена в недостаточном знании английских высказываний (задание 7), а также в недостаточном владении фонетикой частью участников (задание 8).
Второй раздел диагностической работы направлен на оценку методической компетентности учителей английского языка. Для проведения оценки был разработан и использован комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности и отбору содержания. Выбор контрольно-измерительных материалов осуществлялся с учетом профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н). Объектами контроля (методические компетенции) выступают:
- знание общетеоретических основ методики преподавания;
- знание основных принципов деятельностного подхода;
- знание видов и приемов современных педагогических технологий;
- умение планировать специализированный образовательный процесс;
- знание и умение использовать способы объективного оценивания образовательных результатов обучающихся.
Таблица 2
Распределение количества/долей педагогических работников по уровню сформированности методической компетентности
Учебный предмет Всего педагогов Низкий (0-29%) Базовый (30-59%) Повышенный (60-89 %) Высокий (90-100 %)
чел. % чел. % чел. % чел. %
Английский язык 361 57 15,8 214 59,3 90 24,9 0 0
Задания второго раздела предполагали проверку следующих компетенций, предполагающих готовность к конкретным видам деятельности: разработке программ учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП общего образования; планированию учебного занятия в соответствии с поставленной целью; выбору методических средств; организации проблемного, дифференцированного обучения на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов, ориентированных на формирование функциональной грамотности обучающихся.
Наибольшие затруднения при выполнении данного раздела у учителей вызвали задания, в которых требовалось проявить умение определить цели применения педагогических технологий в образовательном процессе; знание типологии планируемых результатов обучающихся, умение определить задачи соответствующих групп универсальных учебных действий; знание потенциала эффективности различных этапов урока;знание способов активизации деятельности обучающихся на уроке. Затруднения могут быть связаны как с недостаточной реальной подготовкой учителей по выявленным затруднениям, так и с проблемами организационного характера, в том числе недостаточным количеством времени на выполнение значительного числа методических заданий и недостаточной валидности самих заданий.
Методология
Методологической основой обучения педагогов по совершенствованию профессиональных компетенций в условиях реализации дополнительных профессиональных программам на общенаучном уровне мы рассматриваем системный и личностно-деятельностный подходы. В решении поставленных нами задач важными являются подходы к проектированию систем управления качеством образования взрослых (В. П. Панасюк и др.); развитие мотиваци-онной сферы и самореализация взрослых в системе профессионального образования(Е. П. Тонконогая, В. В. Горшкова, Т. А. Загривная и др.); теория образования взрослых (А. В. Даринский, В. И. Подобед, Л. Н. Тихонов и др.).
Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта образования взрослых и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Личностно-деятельностный подход в совершенствовании профессиональных компетенций педагогов опирается на признание своеобразия профессионального развития личности учителя ориентацией на достигнутый уровень мастерства в процессе овладения профессиональной деятельностью, учет индивидуального стиля деятельности педагога.
Результаты
С целью восполнения профессиональных дефицитов педагогов в русле совершенствования профессиональных компетенций для формирования функциональной грамотности обучающихся Челябинским институтом развития образования разработаны и внедрены дополнительные программы повышения квалификации педагогических работников. Авторами настоящего исследования разработаны программы, размещенные на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования: «Формирование функциональной грамотности младших школьников», «Формирование читательской грамотности младших школьников», «Образовательная среда для формирования функциональной грамотности». Предлагаемые дополнительные профессиональные программы представляют собой уникальное методическое решение, направленное на эффективное использование методического ресурса в проектировании образовательной среды для формирования функциональной грамотности современного школьника.
Актуальность и новизна подхода в предлагаемых дополнительных профессиональных программах заключается в следующем:
а) в ориентации педагогов на современную нормативно-правовую базу в сфере образования, учитывающую изменения федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования, профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в начальном
общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»;
б) представлении современных психолого-педагогических знаний проектирования образовательной среды, направленной на достижение качества образования, формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, позволяющих современным школьникам реализоваться в личностной и профессиональной сферах жизни;
в) практическом применении эффективных педагогических подходов к моделированию и проектированию образовательной среды в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом общего образования;
г) обучении педагогических работников моделированию и проектированию образовательной среды для формирования функциональной грамотности современных обучающихся. Основная цель вышеобозначен-ных программ - совершенствование профессиональных компетенций педагогов в части моделирования и проектирования образовательной среды, ориентированной на формирование личности современного школьника как зрелого субъекта, обладающего читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотностью, креативным мышлением и глобальными компетенциями.
Структурные компоненты дополнительных профессиональных программ позволяют восполнять диагностированные дефициты: предметные знания педагогов и знания в области методического осуществления образовательного процесса, что в полной мере позволяет создать условия для совершенствования профессиональных компетенций для формирования функциональной грамотности обучающихся.
Форма проведения курсов повышения квалификации проходит в очном формате в группе из 25 человек.
Применение активных (групповых) методов обучения опирается на идеи С. Ледер, Т. Высокиньска-Гонсер об обучении взрослых людей через участие во взаимодействии. На практических занятиях авторы настоящего исследования активно применяют деловые игры, которые делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные, комплексные. В контексте дополнительных профессиональных программ деловые игры ориентированы на профессиональное саморазвитие средствами создания творческой ситуации в процессе обучения. Организация и проведение деловых игр исходит из гуманистического постулата о том, что каждый педагог уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития. Активные формы обуче-
ния позволяют восполнять выявленные профессиональные дефициты в русле сформированного индивидуального профессионального стиля деятельности педагогов (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). Следует отметить, игровые методы в обучении взрослых включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные деловые игры. Игровой метод эффективен в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческого потенциала педагога (А. А. Вербицкий, П. Г. Щедровиц-кий). Групповые дискуссии, метод совместного обсуждения спорного вопроса, позволяющий прояснить (возможно изменить) мнения, позиции и установки педагогов в процессе непосредственного взаимодействия, являются наиболее эффективными в работе со взрослыми людьми. На занятиях групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности педагогам увидеть проблему с разных сторон, так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний. На практических занятиях авторами исследования организуются структурированные дискуссии с заданной темой для обсуждения по принципу «мозговой атаки» и неструктурированные дискуссии, когда лектор создает «провокацию» и тема дискуссии корректируется с точки зрения видения конкретной ситуации.
Заключение
В заключении следует отметить: реализация внедренных авторских профессиональных программ позволила обеспечить соответствие индивидуальных образовательных запросов педагогов с приоритетами развития образовательной системы, возможность решения одной из актуальных задач - совершенствование профессиональных компетенций учителя как готовности к формированию функциональной грамотности обучающихся.
Литература
1. Хуторской А. В. Педагогика : учебник для вузов. 2-е изд. М. : Эйдос, 2023. 608 с.
2. Басова Е. А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации (на материале гуманитарных предметов) : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. 221 с.
3. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление : психол. очерк / пер. с англ. П. Тульвисте; под ред. А. Р. Лурия. М. : Прогресс, 1977. 261 с.
4. Функциональная грамотность в образовании : науч.-мето-дич. пособие / под ред. А. В. Хуторского. М. : Издательство Института образования человека, 2023. 123 с.
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся : методическое пособие / сост. Л. Н. Храмова, О. Б. Лобанова, А. В. Фирер, Н. В. Басалаева, Л. С. Шмульская. Красноярск : Литера-принт, 2021. 130 с.
6. Шакирова Д. М., Рудик Г. А., Лушпаева И. И. Функциональная грамотность. Часть II. Казань : ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2021. Вып. 1 (8). 70 с.
7. Парандекар С., Патаракин Е., Яйла Г Современный аспект универсальной инструментальной грамотности: программирование // Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности : монография. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020. С. 371-394. EDN ARIIHH.
References
1. Hutorskoj A. V. Pedagogika. Uchebnik dlja vuzov [Pedagogy. Textbook for universities]. Moscow, 2023, 608 p. (In Russian).
2. Basova E. A. Formirovanie u podrostkov funkcional'noj gramot-nosti v sfere kommunikacii (na materiale gumanitarnyh predme-tov). Diss. ... kand. ped. nauk [Formation of functional literacy in the field of communication among adolescents (based on the material of humanitarian subjects). Thesis of Ph. D. habil]. Saint Petersburg, 2012, 221 p. (In Russian).
3. Koul M., Skribner S. Kul'tura i myshlenie. Psihol. ocherk [Culture and thinking]. Ed. A. R. Lurija, Moscow, 1977, 261 p. (In Russian).
4. Funkcional'naja gramotnost' v obrazovanii. Nauch.-metodich. posobie [Functional literacy in education]. Ed. A. V. Hutorskoj. Moscow, 2023, 123 p. (In Russian).
5. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti obuchajushhihsja. Metodicheskoe posobie [Formation of functional literacy of students. Methodical textbook]. Eds. L. N. Hramova, O. B. Lobanova, A. V. Firer, N. V. Basalaeva L. S. Shmul'skaja. Krasnoyarsk, 2021, 130 p. (In Russian).
6. Shakirova D. M., Rudik G. A., Lushpaeva I. I. Funkcional'naja gramotnost'. Chast' II [Functional literacy. Part II]. Kazan, 2021, iss. 1 (8), 70 p. (In Russian).
7. Parandekar S., Patarakin E., Jajla G. Sovremennyj aspekt universal'noj instrumental'noj gramotnosti: programmirovanie [The modern aspect of universal instrumental literacy: programming]. Universal'nye kompetentnosti i novaja gramotnost': ot lozungov k real'nosti, Moscow, 2020, pp. 371-394. (In Russian).
УДК/UDC 377.031.4
DOI 10.54509/22203036_2024_3_137
EDN OMOJMS
Якушева Кристина Николаевна
старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург
Yakusheva Kristina N.
Senior Lecturer of the Department of Theory and Methodology of Physical Education, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ
METHODOLOGICAL BASES OF PERSONNEL TRAINING FOR CREATIVE INDUSTRIES
Аннотация. В статье представлены результаты целенаправленного отбора перспективных методологических оснований подготовки специалистов для креативных индустрий. В силу роста значения этих инду-стрий как особой сферы экономики требуется методологическая ясность, которая позволила бы разработать надежную методологическую основу и опирающуюся на нее оптимальную практико-ориентированную теоретическую модель системы подготовки кадров. В статье объясняется выбор трех функционально отличающихся и дополняющих друг друга методологических составляющих: социокультурного подхода, позволяющего осмыслить креативные индустрии и подготовку кадров для них как специфический социокуль-
турный феномен; агонально-эволюционистского ориентира, обнаруживающего специфицирующую социокультурную differentia specifica креативных индустрий и требующего соответствующей модели содержания и форм подготовки кадров для них; иммерсивных культурно-образовательных практик как продуктивной и верифицируемой основы оптимальной модели профессиональной подготовки специалистов для креативных индустрий.
Abstract. The article presents the results of a targeted selection of promising methodological approaches and guidelines for training specialists for creative industries. Due to the growing importance of these industries as a special sphere of the economy, methodological clarity is required,