РАЗДЕЛ 4. ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 796.332
DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2022)4.17
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ТРЕНЕРОВ ПО ФУТБОЛУ В ВОПРОСАХ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
Крыжевских Павел Вячеславович
аспирант 3 курса кафедры теории и методики конькобежного спорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», ул. Орджоникидзе, д. 1, г. Челябинск, 454091, Россия, E-mail:
Мищенко Наталья Юрьевна
к.п.н., доцент кафедры теории и методики физического воспитания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», ул. Орджоникидзе, д. 1, г. Челябинск, 454091, Россия, E-mail: [email protected]
IMPROVING PROFESSIONAL COMPETENCIES AT FOOTBALL COACHES IN MATTERS OF TECHNICAL TRAINING YOUNG ATHLETES
Kryzhevsky Pavel Vyacheslavovich
3rd year graduate student of the Department of Theory and Methods of Skating Sports Federal State Budget Educational Institution higher education «Ural State University physical culture», st. Ordzhonikidze, 1, Chelyabinsk, 454091, Russia, E-Mail: [email protected]
Mishchenko Natalya Yuryevna
Ph.D., Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Physical Education Federal State Budget Educational Institution higher education «Ural State University of Physical Culture», ul. Ordzhonikidze, 1, Chelyabinsk, 454091, Russia, E-Mail: [email protected]
Аннотация.
Дается характеристика футбола, как одного из самых востребованных среди детей и молодежи видов спорта в России. Представлена технология обучения игре в футбол.
Цель исследования заключалась в изучении опыта тренерской деятельности с целью выявления актуальных проблемных аспектов к применению средств и методов координационной подготовки, направленных на повышение технического мастерства юных футболистов 7-10 лет на этапе начальной подготовки и обозначении направлений совершенствования профессиональных компетенций тренеров по футболу в данном вопросе.
Методы и организация исследования. В исследовании использованы методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование,
анализ, математического анализа и статистики.
В организованном в сентябре 2022 г. анкетном опросе приняли участие 30 тренеров по футболу (10 тренеров - стаж работы до 10 лет; 20 тренеров - стаж работы более 10 лет), осуществляющих профессиональную деятельность на базе Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа «Академия футбола» города Челябинска (Россия) и Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Сигнал» города Челябинска (Россия).
Проведенное исследование позволило выявить существующие актуальные проблемы и обозначить пути совершенствования профессиональных компетенций у тренеров по футболу в вопросах технической подготовки с одновременным развитием координационных способностей юных спортсменов-футболистов.
Ключевые слова:
профессиональные компетенции, футбол, тренеры по футболу, техническая подготовка, юные футболисты, координационная подготовка, этап начальной подготовки, пути совершенствования профессиональных компетенций.
Annotation.
Football characteristics are given as one of the most difficult sports among children and youth in Russia. The technology for teaching football is presented.
The purpose of the study was to study the experience of coaching in order to identify relevant problematic aspects for the use of means and methods of coordination training aimed at increasing the technical skills of young football players 7-10 years at the stage of initial training and designating the directions for improving the professional competencies of football coaches in this question.
Methods and organization of research. The study uses methods: theoretical analysis and generalization of scientific and methodological literature, questionnaires, analysis, mathematical analysis and statistics.
In the survey organized in September 2022, 30 football coaches (10 coaches-work experience of up to 10 years; 20 coaches-work experience for more than 10 years), engaged in professional activity based on the municipal budgetary institution «Sports School» Academy «Football» in the city of Chelyabinsk (Russia) and the municipal budget institution" Sports School of the Olympic Football Reserve «Signal» of the city of Chelyabinsk (Russia).
The study made it possible to identify existing urgent problems and indicate ways to improve professional competencies among football coaches in technical training with the simultaneous development of the coordination abilities of young athletes-football players.
Key words:
professional competencies, football, football coaches, technical training, young football players, coordination training, the stage of initial training, ways to improve professional competencies.
Актуальность исследования. Футбол, являясь одним из самых востребованных среди детей и молодежи видом спорта в России, способствует укреплению здоровья, развитию физических качеств и в силу своей специфики связан с повышенной игровой и двигательной активностью. Обучение игре футбол на начальном этапе подготовки в нашей стране ведется в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и в секциях общеобразовательных школ, деятельность которых предусматривается в рамках внеклассной работы. В «Общенациональной стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года» (далее - Общенациональная стратегия развития футбола) [1] в качестве приоритетной цели признается развитие детско-юношеского и массового футбола. Для реализации данной цели в России осуществляется крупномасштабная государственная поддержка и благоприятствование развитию данного вида спорта, в частности, модернизируется система подготовки спортсменов, а также тренерских и управленческих
кадров, совершенствуется нормативно-правовая основа регулирования правоотношений в сфере профессиональных спортивных соревнований, проводятся важные международные футбольные турниры мирового футбола, такие как Кубок конфедераций FIFA (2017), чемпионат мира по футболу FIFA (2018), чемпионат Европы (2020) и т.д.
Как считают специалисты, в частности, Д. В. Петухов, Н. Г. Вольдимарова (2021) ввиду специфики двигательной активности (в соответствии с правилами игры двигательная активность в футболе совершается ногами, исключение составляют лишь вбрасывание мяча из-за боковой линии, а также игровая деятельность вратаря) «футбол в сравнении с другими спортивными играми наиболее результативно содействует совершенствованию координационных способностей и целевой точности движений, формированию техники точностных движений и развитию двигательных действий в целом, что оказывает позитивное влияние на процесс последующей жизнедеятельности обучающихся, создает благоприятные условия для овладения ими практическими навыками в различных сферах профессиональной деятельности, требующих совершенства координационных способностей и целевой точности движений» [2].
Высокая двигательная активность в футболе взаимосвязана с сопровождающим игру подъемом эмоций и коллективной мотивацией на победу, что во многом служит катализатором двигательных действий в игре, которые в иной обстановке (вне эмоционального фона игры и стремления к победе) требовали бы более значительных трудозатрат [3].
Цель обучения игре в футбол, как в общеобразовательной школе, так и в ДЮСШ, заключается в привитии обучающимся осознанной, мотивирующей потребности заниматься данным видом спорта, что является залогом последующего гармоничного психофизического развития личности. Достижение данной цели осуществимо посредством обучения учащихся начальных классов базовым элементам техники и тактики футбола, формирования на начальном этапе практических умений и навыков овладения системой технических приемов и тактических действий в футболе [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10].
Ученые обосновывают технологию обучения игре футбол, ранжируя процесс обучения на ряд этапов формирования практических умений и навыков в определенной последовательности. «На первом этапе дети должны овладеть умением наносить удар по неподвижному или движущемуся мячу. На втором этапе должны научиться бить и передавать мяч обеими ногами, контролировать его боковой стороной стопы и увеличивать контроль за мячом во время его ведения. На данной стадии происходит обучение базовым правилам ударов по мячу, его ведению и удержанию, при этом предпочтение отдается передачам мяча по кругу и салкам с мячом. На третьем этапе внимание уделяется передаче мяча, его ловле и ведению, изучаются специальные приемы удара по мячу, его остановке боковой стороной ноги и игре головой, а также вводится сложная по уровню игра нападающих и защитников» [11].
Результативность обучения футболу прежде всего зависит от применяемого комплекса физических упражнений. В особенности эффективными средствами физического воспитания при обучении игре футбол являются комплексы упражнений с использованием мяча, направленные на освоение базовых элементов техники футбола и тактических действий, формирование координационных способностей и целевой точности движений, ловкости и скоростно-силовых качеств [12; 13].
Эффективность обучения игре футбол, в свою очередь, определяет результативность соревновательной деятельности в футболе, как логический итог, цель любой спортивной игры. Факторами эффективности соревновательной деятельности в футболе являются следующие показатели [14; 15; 16]:
1) технико-тактические действия - как индивидуальные, так и коллективные (свидетельствуют о состоянии технико-тактической подготовки игроков и команды в целом);
2) двигательные действия (передвижения) игроков (свидетельствуют об уровне их физической подготовки).
В методике обучения игре футбол выделяют следующие технико-тактические показатели:
1) передачи мяча: короткие, средние (вперед, назад, поперек) и длинные;
2) ведение мяча;
3) обводка мяча;
4) отбор мяча;
5) перехват мяча;
6) игра головой;
7) удары по воротам - головой и ногами.
Залогом эффективности соревновательной деятельности является согласованная деятельность футболистов, основанная на слаженном групповом взаимодействии, которая проявляется в точных передачах мяча (технике точностных движений игроков), скоростном ведении и дальности броска мяча, точности и результативности ударов в ворота соперника.
Эффективность передач определяется дислокацией партнеров, расстоянием между ними и целевой точностью движений. Эффективность поражения ворот соперника зависит от расстояния до ворот, точности совершения удара, положения вратаря и защитника и других факторов.
В общеобразовательной школе и ДЮСШ необходимо совершенствование методики начального обучения технике футбола в целях повышения эффективности учебного и спортивно-тренировочного процесса. В частности, необходимо акцентировать внимание на развитии скоростно-силовых и координационных способностей и целевой точности движений как важных отправных компонентов обучения технике игры футбол, формировании за счет этого техники ведения мяча, передач, техники точностных движений, овладении практическими двигательными умениями и навыками [17; 18; 19; 20; 21; 22].
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 (ред. от 30 декабря 2020 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон физической культуре и спорте) [23] и Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «футбол», утвержденным Приказом Минспорта России № 880 от 25 октября 2019 года [24; 25] в процессе обучения и осуществления спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы:
1) спортивно-оздоровительный этап;
2) этап начальной подготовки (7-12 лет);
3) тренировочный этап (этап спортивной специализации) (13-15 лет);
4) этап совершенствования спортивного мастерства (спортивного совершенствования) (16-18 лет);
5) этап высшего спортивного мастерства.
Содержание указанных этапов спортивной подготовки определяется программами спортивной подготовки, разработанными и реализуемыми организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
Учебный процесс (обучение) и спортивно-тренировочный процесс на начальном этапе подготовки в футболе исходя из принципов их построения и организации представляют собой комплекс педагогических средств и методов, предполагающих в качестве общей (единой) цели укрепление здоровья, формирование практических умений и навыков овладения системой технических приемов и тактических действий, развитие скоростно-силовых и координационных способностей и целевой точности движений, психофизическое совершенствование личности, вовлечение обучающихся в активное занятие спортом и пропаганда здорового образа жизни. Необходимыми составными и взаимосвязанными элементами единого целостного процесса обучения игре футбол являются также техническая и тактическая виды подготовки, развитие физических качеств юных футболистов и их психофизическое совершенствование. Только высокий уровень данных показателей в сочетании их между собой позволяет достичь высоких результатов в освоении футбола. Изложенное подтверждается исследованиями ученых [26; 27].
«Качество обучения футболу зависит от количества занятий в неделю, продолжительности одного занятия, условий проведения занятий и наличия соответствующего оборудования. Если футбол избран в учебно-воспитательном процессе как основной вид спорта, то имеют место три урока физической культуры в неделю с данной спортивной
дисциплиной в рамках запланированной четверти. Если в это время ведутся еще и учебно-тренировочные секционные занятия (2-3 раза в неделю) продолжительностью 60 минут, то суммарное время занятий футболом в недельном цикле составит 5-6 часов, что можно признать вполне удовлетворительным для обучения данной спортивной игре» [28; 29].
На основе изложенного следует резюмировать, что в общеобразовательной школе и ДЮСШ необходимо совершенствование методики начального обучения технике футбола в целях повышения эффективности учебного и спортивно-тренировочного процесса. В частности, следует акцентировать внимание на развитии у обучающихся скоростно-си-ловых и координационных способностей и целевой точности движений как важных отправных компонентов обучения технике игры футбол, формировании за счет этого техники ведения мяча, передач, техники точностных движений и овладения практическими двигательными умениями и навыками.
Как подчеркивает С. В. Алексеев (2010), «базой для формирования эффективной техники футбола является фонотека движений ребенка, то есть его координационно-двигательные возможности» [30]. Наиболее характерными для футболистов координационными способностями принято считать следующие: способность к перестроению двигательных действий, способность к кинестатическому дифференцированию, способность к пространственной ориентации, способность к ритму, статическое равновесие. Кроме того, в структуре координационных способностей футболистов выделяют быстроту реагирования и динамическое равновесие [31; 32]. В игровых видах спорта, в том числе в футболе, значимость высокого уровня развития координационных способностей и их вклад в успешное освоение технических действий и игровую результативность неоднократно подчеркивалась исследователями и практиками [33; 34; 35; 36; 37]. Так, В. Н. Селуяновым (2012) установлено, что «увеличение в тренировке юных футболистов объема средств, направленных на повышение координационных способностей (до 30 % общего объема нагрузок, дифференцированных по степени сложности и в зависимости от возраста), приводит к положительной динамике большинства показателей как физической, так и технической подготовленности игроков» [38].
В практике координационная подготовка осуществляется чаще всего с применением комплексного подхода, то есть отсутствует узкая целевая направленность на развитие разных компонентов этих способностей. Тренеры по футболу основное внимание уделяют технико-тактической и физической подготовке, подразумевая, что развитие координационных способностей происходит автоматически во время отработки технико-тактических комбинаций, игровой практики. При этом, специалисты в области физической культуры и спорта, отмечают, что механизмы формирования и проявления разных видов координационных способностей (реагирующих, ориентационных, кинестетических, способностей к ритму и равновесию) не одинаковы [39; 40; 41; 42]. Один и тот же игрок может обладать высокой точностью по пространственным параметрам движения, однако, сниженный уровень способностей к динамическому равновесию.
Из сказанного следует, что структура координационных способностей футболистов является многокомпонентной, а это, в свою очередь является одной из причин сложности и недостаточности изученности вопроса их развития. В этой связи, вопрос поиска эффективных технологий развития широкого спектра разных видов координационных способностей с одновременным совершенствованием технических действий юных футболистов остается актуальным в настоящее время.
На основании изложенного, существует противоречие между:
- необходимостью совершенствования методики начального обучения технике футбола в целях повышения эффективности учебного и спортивно-тренировочного процесса и недостаточно эффективной деятельностью детских спортивных учреждений, занимающихся подготовкой юных футболистов;
- потребностью общества в профессионально компетентностных специалистах -тренеров по футболу, соответствующих современным стандартам в области физической культуры и спорта и существующими у тренерских кадров затруднениями в вопросах совершенствования технической подготовки с одновременным применением рациональных
средств координационной подготовки и современного оборудования и тренажеров.
В связи с вышесказанным, нами обозначена проблема исследования: каковы актуальные проблемы и направления совершенствования профессиональных компетент-ностей тренеров по футболу в вопросах модернизации технической подготовки юных футболистов на основе одновременного применения средств координационной тренировки.
Цель исследования: 1) изучить опыт тренерской деятельности с целью выявления актуальных проблемных аспектов к применению средств и методов координационной подготовки, направленных на повышение технического мастерства юных футболистов 710 лет на этапе начальной подготовки и обозначить направления совершенствования профессиональных компетенций тренеров по футболу в данном вопросе.
Методы и организация исследования. В исследовании использованы методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, анализ, математического анализа и статистики.
В организованном в сентябре 2022 г. анкетном опросе приняли участие 30 тренеров по футболу (10 тренеров - стаж работы до 10 лет; 20 тренеров - стаж работы более 10 лет), осуществляющих профессиональную деятельность на базе Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа «Академия футбола» города Челябинска и Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Сигнал» города Челябинска.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе решения задачи, направленной на выявление проблемных аспектов, анализа применяемых подходов к модернизации технической подготовки с применением средств координационной подготовки юных футболистов на этапе начальной подготовки, нами была разработана анкета для проведения анализа мнений тренеров, вопросы которой затрагивали моменты, касающиеся оценки, развития координационных способностей, их значения и вклада в спортивную результативность, проблемных вопросов, возникающих при развитии координационных способностей, а также совершенствования тренировочного процесса в части технической подготовки с одновременным развитием разных видов координационных способностей с применением современного оборудования и тренажеров. Бланк анкеты состоял из 18 вопросов (таблица 1), часть из которых подразумевала развернутые подробные ответы, содержащие личное мнение тренера по футболу по вопросам организации и реализации, средств, методов и форм координационной подготовки, направленной на совершенствование технических действий и навыков юных футболистов на этапе начальной подготовки, а также было предусмотрено несколько вопросов, направленных на выявление наиболее предпочитаемой тренерами по футболу формы повышения квалификации, предусматривающей формирование профессиональных компетентностей спортивных педагогов в обозначенной проблеме.
Остановимся более подробнее на выявленных основных проблемных вопросах и затруднений, которые были определены в результате проведенного анкетирования тренеров по футболу. Так, все 30 респондентов, или 100 % опрошенных тренеров по футболу считают, что на современном этапе «существует необходимость в модернизации технической подготовки юных футболистов на этапе начальной подготовки». В качестве составляющих компонентов совершенствования этой системы наиболее значимыми факторами 26 респондента, или 86,7 % выделили усовершенствование и обновление «методики тренировки»; 24 респондента, или 80,0 % подчеркнули необходимость более качественной «подготовки тренерских кадров»; 22 респондента, или 73,3 % обратили внимание на оптимизацию управления тренировочным процессом «управленческий фактор»; важность «научно-методического обеспечения» спортивной подготовки отметил 21 респондент, или 70,0 %; кроме того 20 респондентов, или 66,7 %, обратили внимание на необходимость улучшения состояния «материально-технической базы»; 23 респондента, или 76,7 % на расширение, систематизацию «критериев, методики и организации отбора» (таблица 1; рисунок 1).
Таблица 1 - Результаты анкетного опроса тренеров по футболу, направленного на выявление актуальных проблем и затруднений в вопросах организации и реализации средств и методов координационной подготовки, направленной на совершение
технических действий и навыков юных футболистов на этапе начальной подготовки (в %)_
Вопрос анкеты Кол-во че- %
ловек (n=30)
1 Считаете ли Вы, что на современном этапе существует
необходимость в модернизации технической подготовки
юных футболистов на этапе начальной подготовки?:
- да; 30 100
- нет; 0 0
- затрудняюсь ответить. 0 0
2 Назовите, наиболее значимые, на Ваш взгляд факторы
совершенствования технической подготовки юных футбо-
листов на этапе начальной подготовки (проставить номер
по степени значимости с 1 по 6):
- управленческий; 22 73,3
- подготовка тренерских кадров; 24 80,0
- методика тренировки; 26 86,7
- материально-техническая база; 20 66,7
- научно-методическое обеспечение; 21 70,0
- критерии, методика и организация отбора; 23 76,7
- затрудняюсь ответить. 0 0
3 По Вашему мнению, совершенствование технической
подготовки юных футболистов на этапе начальной подго-
товки с применением средств координационной подготовки
и современного оборудования и тренажеров является пер-
спективным направлением, требующим дальнейшего раз-
вития?: 30 100
- да; 0 0
- нет; п 0 0
- затрудняюсь ответить.
4 Считаете ли Вы целесообразным одновременное разви-
тие координации и техники («координация+техника») в тре-
нировочном процессе юных футболистов?:
- да; 30 100
- нет; 0 0
- затрудняюсь ответить. 0 0
5 В процессе тренировочных занятий по футболу с юными
футболистами, решаете ли Вы задачу одновременного раз-
вития координации и техники («координация+техника»)?:
- да; 25 83,3
- нет; 5 16,7
- затрудняюсь ответить. 0 0
6 Какими, на Ваш взгляд, способами ведения мяча должен
овладеть начинающий футболист?»:
- ведение мяча носком; 10 33,3
- ведение мяча внутренней стороной стопы; 24 80
- ведение мяча внутренней частью подъема; 25 83,3
- ведение мяча средней частью подъема; 21 70
- ведение мяча внешней частью подъема; 27 90
- затрудняюсь ответить. 0 0
7 Какой, на Ваш взгляд, способ ведения мяча наиболее эф-
фективен для юного футболиста?»:
- ведение мяча носком; 10 33,3
- ведение мяча внутренней стороной стопы; 21 70
- ведение мяча внутренней частью подъема; 23 76,7
- ведение мяча средней частью подъема; 20 66,7
- ведение мяча внешней частью подъема; 25 83,3
- затрудняюсь ответить. 10 33,3
8 На Ваш взгляд, какие виды координационных способно-
стей необходимо развивать для повышения технико-такти-
ческих действий юных футболистов на этапе начальной
подготовки?: 1 3, 3
- способность к ориентации в пространстве; 2 6,7
- способность к реакциям и переключению; 1 3,3
- способность к ритму; 10 33,3
- способность к сохранению статического и динамического
равновесия; 8 26,6
- способность к точности дифференцирования, (способ-
ность к дифференцированию пространственных, времен-
ных и силовых параметров движения); 9 30,0
- затрудняюсь ответить.
9 По Вашему мнению, сколько необходимо выделять вре-
мени на тренировке с целью развития координационных
способностей, направленных на повышение технико-такти-
ческих действий юных футболистов на этапе начальной
подготовки?: 5 10 10 5 16,7
- до 10 минут; 33,3
- от 20 до 30 минут; 33,3
- от 30 до 40 минут; 16,7
- затрудняюсь ответить.
10 Как Вы считаете, в какой части тренировочного занятия
необходимо применять упражнения, направленные на раз-
витие координации юных футболистов на этапе начальной
подготовки?:
- в подготовительной; 10 33,3
- в основной; 6 20,0
- в подготовительной и основной; 8 16,7
- в заключительной; 0 0
- в подготовительной, основной и заключительной; 0 0
- затрудняюсь ответить. 6 20
11 Какие средства координационной подготовки Вы приме-
няете в тренировочном занятии с целью повышения техни-
ческих действий юных футболистов на этапе начальной
подготовки?: 16 53,3
- ОФП; 16 53,3
- СФП; 6 20
- ТП; 5 16,7
- затрудняюсь ответить.
12 Какие основные методические приемы, Вы применяете
в процессе развития и совершенствования координацион-
ных способностей, направленных на повышение техниче-
ских действий юных футболистов на этапе начальной под-
готовки?;
- необычные исходные положения при выполнении упраж- 8 26,7
нений; 11 36,7
- «зеркальное» выполнение упражнений; 7 23,3
- изменение направления движений; 8 26,7
- изменение условий выполнения упражнений; 5 16,7
- изменение способа выполнения упражнений; 9 30
- усложнение упражнений посредством дополнительных движений;
- создание непривычных условий выполнения упражнений;
- направленное варьирование внешних предметов, отягощений;
- изменение пространственных границ, в которых выполняется движение;
- использование различного оборудования и естественных средовых условий для расширения диапазона вариативности двигательных навыков;
- затрудняюсь ответить._
5 4
4
4
18
16,7 13,3
13,3
13,3
60
13 Какие способы и формы организации тренировочных занятий, направленных на развитие и совершенствование координационных способностей и технических приемов юных футболистов Вы применяете?:
- индивидуальный способ;
- фронтальный способ;
- поточный способ;
- групповой способ;
- круговая тренировка в различных вариантах;
- затрудняюсь ответить._
8
14 12 11
15 15
26,7 46,7 40 36,7 50 50
14 Как Вы считаете, при планировании нагрузок, направленных на повышение уровня развития координационных способностей, какие необходимо учитывать основные их параметры?:
- координационная сложность упражнений;
- интенсивность работы;
- продолжительность выполнения одного задания (подхода);
- количество повторений;
- продолжительность и характер интервалов отдыха между повторениями и сериями;
- затрудняюсь ответить_
15 15 13 17
4 13
50 50 43,3 56,7
13,3 43,3
15 Какие подходы, направленные на «двустороннюю» координационную подготовку Вы применяете в тренировочном процессе юных футболистов?:
- тренинг с воздействием, как на ведущую сторону тела, так и неведущую;
- средства общей направленности (ОФП) с включением заданий на правую и левую ногу;
- средства СФП с включением заданий на правую и левую ногу;
- не применяю;
- затрудняюсь ответить_
4
4
14 12
13,3
13,3
46,7 40
16 Какое современное оборудование и тренажеры Вы используете в тренировочном процессе юных футболистов на этапе начальной подготовки с целью развития координационных способностей, направленных на повышение их технических действий?:
- координационная лестница;
- балансировочная платформа «Bosu»
- докабол Universal;
- баланс-платформа SKYFIT SF-BPI;
- рокеборд ORIGINAL;_
14 14 0 0 0
46,7 46,7 0 0 0
- пилатес диск; 4 13,3
- балансировочная подушка-диск Sprinter; 0 0
- балансировочный брус Airex Balance-Beam; 0 0
- мягкий мяч сокс «JUMBO»; 0 0
- балансировочный мат BALANCE-BEAM; 0 0
- балансировочная подушка; 0 0
- степ-платформа; 0 0
- фитбол; 5 16,7
- интерактивный тренажерный комплекс; 0 0
- батут; 0 0
- FootBot; 0 0
- «Умный футбольный мяч adidas MiCoach»; 0 0
- петли TRX; 0 0
- надувные резиновые диски; 0 0
- другое (напишите); 0 0
- затрудняюсь ответить. 0 0
17 Считаете ли Вы, что Вам необходимо повышение своей
профессиональной компетентности в вопросах совершен-
ствования технической подготовки юных футболистов с од-
новременным развитием координации?:
- да; 30 100
- нет; 0 0
- затрудняюсь ответить. 0 0
18 Какую форму повышения квалификации Вы предпочита-
ете?:
- курсы повышения квалификации в организации (ДЮСШ); 16 53,3
- курсы повышения квалификации в учебном заведении 11 36,7
(центре);
- обучение в организации с привлечением преподавателя 14 46,7
(тренера) со стороны;
- самообразование; 23 76,7
- тематический семинар; 10 33,3
- посещение тренировочных занятий, проводимых более
опытными коллегами; 26 86,7
- проведение открытого тренировочного занятия самостоя-
тельно с последующим его разбором коллегами; 5 16,7
- конкурсы профессионального мастерства; 4 13,3
- научно-практические конференции; 3 10
-мастер-классы; 4 13,3
- другая форма (напишите) ; 12 40
- затрудняюсь ответить. 0 0
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
73,3
80
86,7
Управле ий к р р е н е П о д г о
р т
о о ки о в
X W к
ч х
е р
о
к
66,7
70
76,7
т н о И ои и е р а к и а и а I
я Я "
1%
Рисунок 1 - Состав компонентов перспективного совершенствования системы технической подготовки юных футболистов на этапе начальной подготовки (по результатам анкетного опроса тренеров по футболу; в %)
Анализ полученных результатов анкетирования показал, что все без исключения тренеры по футболу, 30 респондентов, или 100 %, сошлись во мнении, что одним из перспективных направлений совершенствования технической подготовки юных футболистов на этапе начальной подготовки является целесообразность одновременного совершенствования технических действий и развитие координационных способностей спортсменов с применением различного современного оборудования и тренажеров (таблица 1). Между тем, в процессе тренировочных занятий по футболу с юными футболистами, задачу одновременного развития координации и техники («координация+техника») решает лишь 25 опрошенных тренеров, или 83,3 %, респондентов, не уделяют должного внимания обозначенной задаче 5 тренеров, или 16,7 %респондентов (таблица 1).
Анализ ответов тренеров по футболу на вопрос «Какими, на Ваш взгляд, способами ведения мяча должен овладеть начинающий футболист?» показал, что по мнению спортивных педагогов, юные футболисты на этапе начальной подготовки должны овладеть всеми существующими способами ведения мяча, такими как: ведение мяча носком; внутренней стороной стопы; внутренней частью подъема; средней частью подъема; внешней частью подъема. Распределение процентов ответов составило от 33,3 % до 90,0 % (таблица 1). В то же время, было определено, что наиболее эффективен на этапе начальной подготовки, с точки зрения тренеров, такой способ, как «Ведение мяча внешней частью подъема», что соответствует 25 ответам респондентам, или 83,3 %. Между тем, было выявлено, что на данном этапе большинство тренеров по футболу считают, что «существует необходимость в обучении всем способам ведения маяча» при обучении техническим приемам юных футболистов. Необходимо отметить, что данный вопрос вызвал затруднение у 10 респондентов, или 33,3 %, и, они не дали на него ответ (таблица 1; рисунок 2).
Рисунок 2 - Наиболее эффективные способы ведения мяча
юными футболистами (по результатам анкетного опроса тренеров по футболу; в %)
В рамках нашего исследования, при проведении анкетирования, очень важно было собрать информацию о различных видах координационных способностей, необходимых для успешной игровой деятельности юных футболистов, в том числе развития их технико-тактических действий. Анализ ответов респондентов показал, что среди специалистов по футболу по данному вопросу имеются значительные разногласия. Так, было выявлено, что большинство респондентов - 10 человек, или 33,3 %, считают, что «одной из наиболее важных координационных способностей является способность к равновесию, то есть к сохранению устойчивого положения тела в условиях, затрудняющих сохранение равновесия». Очень важна, по мнению 8 тренеров, или 26,7 % «способность к дифференцированию, которая выражается в достижении высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом необходима для любого футболиста». В тоже время, лишь незначительное количество респондентов от 1, или 3,3 % до 2 человек, или 6,7 % отнесли к факторам успешности футболиста развитие таких способностей как «способность к реагированию», «способность к ориентации» и «ритмической способности». Оставшаяся часть тренеров - 9 человек, или 30,0 %, затруднились выделить виды координационных способностей необходимых для успешной игровой деятельности юных футболистов (таблица 1; рисунок 3). На наш взгляд, это свидетельствует о недостаточных имеющихся знаниях тренеров по вопросам видов координационных проявлений, их специфичности, связи с игровой деятельностью в футболе.
35 30 25 20 15 10 5 0
3,3
6,7
3,3
р о р о я □ е Р et о я о я
о и о е о о
о е о к л 3 о о
т а о к о кт о
р т Ol ц б Ol
а к а м у а
а ц о ч я о о
о к о е к о о
т к т а т т
и к к к к к
et в к 3 к к
26,6
30
i%
Рисунок 3 - Виды координационных способностей, необходимые для успешной игровой деятельности юных футболистов
(по результатам анкетного опроса тренеров по футболу; в %)
Выполненный анализ ответов тренеров по футболу на вопрос о длительности выделяемого времени на тренировки с целью развития координационных способностей показал, что большая часть респондентов, а именно - 20 человек, или 66,6 % уделяют времени на тренировке от 20 до 40 минут, 5 тренеров, или 16,7 % респондентов отводят на решение этой задачи всего до 10 минут. Кроме того, у 5 тренеров, или 16,7 % данный вопрос вызвал затруднение (таблица 1).
На следующий вопрос анкеты: «В какой части тренировочного занятия необходимо применять упражнения, направленные на развитие координации юных футболистов на этапе начальной подготовки?», в большинстве случаев , а именно 10 респондентов, или 33,3% ответили, что в подготовительной (разминочной) части тренировочного занятия и лишь 6 тренеров, или 20,0 % указали основную часть занятия. Этот вопрос вызвал затруднение у 6 тренеров, или 20,0 % респондентов (таблица 1).
Большие затруднения вызвал у большинства тренеров по футболу блок вопросов, касающихся средств, методических приемов, подходов, форм организации и планирования физической нагрузки, применяемых ими в процессе координационной подготовки, что свидетельствует о том, что на практике этому не уделяется должного внимания (таблица 1). На наш взгляд, это связано с тем, что чаще всего тренер действует интуитивно, что затрудняет реализацию контроля координационной подготовленности юных спортсменов, свидетельствует об отсутствии системного подхода в данном аспекте подготовки.
Продолжая анализ результатов анкетного опроса тренеров по футболу, нам было важно узнать о том, какое современное оборудование и тренажеры используется в тренировочном процессе юных футболистов на этапе начальной подготовки с целью развития координационных способностей и технико-тактических действий. В процессе выполненного анализа ответов респондентов, мы установили, что в основном тренерами применяется «координационная лестница», балансировочная платформа «Bosu», фитболы и пилатес-диск (таблица 1). Такое оборудование как, например, «Умный футбольный мяч adidas MiCoach», докабол и другое не используется в процессе тренировочных занятий юных футболистов. На наш взгляд, это связано, как с недостаточным оснащением материально-технической базы спортивных школ, так и с имеющимися недостаточными знаниями тренеров по футболу в вопросах использования современного оборудования и тренажеров в тренировочном процессе юных спортсменов.
Кроме того, результаты анкетного опроса тренеров по футболу показали, что для них проблема повышения профессиональных компетенций в вопросах технической подготовки юных футболистов является актуальной и своевременной. Так, все 30 опрошенных специалистов, или 100 %, ответили, что «считают необходимым повысить уровень профессиональных компетенций в вопросах технической подготовки юных футболистов». Большинство тренеров - 26 респондентов, или 86,7 %, наиболее приемлемой для себя формой повышения квалификации определили «посещение тренировочных занятий, проводимых более опытными коллегами», 23 тренера, или 76,7 % - самообразование; 16 тренеров, или 53,3 % - курсы повышения квалификации в организации (ДЮСШ) (таблица 1; рисунок 4).
Необходимо отметить, что тренер в ДЮСШ по футболу может принимать участие в подготовке футболистов на любом из вышеуказанных этапов спортивной подготовки
[43].
Требования к компетенции тренера и его квалификации на каждом из этапов спортивной подготовки, установлены Приказом Минтруда России от 07.04.2014 № 193н (ред. от 12.12.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2014 № 33035 (далее - «Профессиональный стандарт»)
[44]. Профессиональный стандарт на этапах спортивной подготовки предъявляет различные требования к уровню образования и опыту работы тренера. Например, на этапе начальной подготовки тренер должен иметь среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, или среднее профессиональное образование, а также профессиональную переподготовку в области физкультуры и спорта, а на этапе совершенствования спортивного мастерства, тренер должен иметь высшее образование
- программы бакалавриата в области физической культуры и спорта, а также иметь опыт работы не менее трех лет в должности: тренер, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, либо разряд не ниже кандидата в мастера спорта по футболу.
На наш взгляд, работа с тренерским коллективом по повышению квалификации в решении актуальных вопрос технической подготовки юных футболистов может строиться в двух направлениях: во первых, через теоретическую подготовку (проблемные курсы), где преимущественно осуществляется лекционная форма работы в сочетании с дискуссиями за круглым столом и, во вторых, через научно-методическую работу, где доминируют семинары по более глубокому изучению теоретических вопросов, направленных на изучение передовых технологий построения спортивной тренировки, а также практикумы по освоению практических приемов, рациональному подбору тренировочных упражнений, которые бы максимально способствовали росту мастерства юных футболистов. Вся работа должна выстраиваться с помощью дифференцированного подхода на основе отслеживания хода и результатов уровня профессионализма и мастерства в профессионально-педагогической деятельности.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
76,7
86,7
53,3
I
36,7
3
и
Q d
Q.
>
Ю 5
Ш 5
Т I
>• OJ
Ч
г- ш
_ ш
.о ГО
и m
33,3
49,34
49,34
49,34
0
3
и
Q d
.
>
6
со
¿4 <
+
S
.
о
е
3
и
Q d
.
>
Ю s
Ш 5
Т I
>• OJ
^ ч
г- ш
_ ш
.D ГО
U «1
1%
Рисунок 4 - Наиболее предпочитаемые формы повышения квалификации (по результатам анкетного опроса тренеров по футболу; в %)
Нами была разработана программа самообразования для тренеров по футболу, которая может быть использована в системе повышения квалификации тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта, а также при организации учебно-воспитательного процесса в вузах физической культуры по направлению «Физическая культура и спорт». Программа носит практико-ориентированный характер. Самостоятельная работа предполагает прохождение интерактивных лекций, выполнение заданий, работу в форумах и чатах в системе электронного и дистанционного обучения на платформе Моо^е.
Таким образом, полученные результаты анкетного опроса тренеров создают новые условия для разработки экспериментальной методики технической подготовки юных футболистов 7-10 лет на основе дифференцированного развития специфических координационных способностей с использованием современного оборудования и тренажеров.
Выводы. 1 Проведенное анкетирование позволило выявить проблемы и затруднения существующие у тренеров по футболу в вопросах организации и реализации методики технической подготовки с одновременным развитием координации в работе с юными футболистами на этапе начальной подготовки, обусловленные:
- существующим выраженным «разрывом» теории и практики по вопросам техни-
ческой подготовки с акцентированным развитием специфических координационных способностей юных футболистов;
- низким уровнем информированности о специфичности формирования и развития разных видов координационных способностей, направленных на формирование технико-тактических действий;
- использованием недостаточно широкого «арсенала» средств и подходов к оценке и развитию различных видов координационных способностей, направленных на повышение технической подготовки;
- уделением недостаточного количества времени на реализацию координационной подготовки футболистов в структуре тренировочного процесса юных спортсменов;
- существенным дефицитом практико-ориентированных технологий, позволяющих эффективно осуществлять координационную подготовку и развивать технико-тактические действия юных футболистов с использованием современного оборудования и тренажеров.
2 Выполненный анализ результатов проведенного анкетирования позволил получить информацию, которая послужила основой дальнейших этапов исследования, а именно, разработки и обоснования экспериментальной методики технической подготовки юных футболистов 7-10 лет на основе дифференцированного развития специфических координационных способностей с использованием современного оборудования и тренажеров.
3 Проведенный анализ анкетного опроса тренеров позволил выявить тенденции и пути совершенствования профессиональных компетенций тренеров по футболу, требующие в дальнейшем учета при разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования для тренеров-педагогов детских спортивных школ по футболу.
Библиографический список
1. Общенациональная стратегия развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. приказом Минспорта России от 11 сентября 2017 г. № 797 «Об утверждении общенациональной стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года (в новой редакции)») // Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта РФ. - 2017. - № 10.
2. Петухов, Д. В. Педагогические и правовые предпосылки совершенствования методики обучения игре футбол на этапе начальной подготовки / Д. В. Петухов, Н. Г. Воль-димарова // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 3. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-i-pravovye-predposylki-sovershenstvovaniya-metodiki-obucheniya-igre-futbol-na-etape-nachalnoy-podgotovki (дата обращения: 01.11.2022).
3. Кураш, В. П. Формирование у школьников техники игры в футбол на основе развития целевой точности движений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. П. Кураш. - М., 2006. - 21 с.
4. Бобровский, Е. А. «Чувство мяча» и его развитие у юных футболистов в учебно-тренировочном процессе / Е. А. Бобровский, А. В. Володин // Теория и практика физического воспитания. - 2014. - № 1. - С 14-16.
5. Герасименко, А. П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов / А. П. Герасименко. - Волгоград : ВГАФК, 2002. - 87 с.
6. Годик, И. А. Типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / М. А. Годик, Г. Л. Борознов, И. В. Котенко и др. - М., 2011. - 156 с.
7. Голомазов, С. В. Теория и методика футбола. Техника игры / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. - М. : СпортАка-демПресс, 2002. - 472 с.
8. Губа, В. П. Методология подготовки юных футболистов : учебно-метод. пособие / В. П. Губа, А. Стула. - М. : Человек, 2015. - 183 с.
9. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профес-
сионально-прикладных форм физической культуры) : учебник / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 2015. - С. 113.
10. Мищенко, Н. Ю. «Давайте играть в мини-футбол!»: технология планирования, организации и проведения уроков по мини-футболу [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. Ю. Мищенко, Е. В. Романова, П. Я. Дугнист ; АлтГУ, Каф. физ. воспитания. -Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2020. - 1 CD-R (2 Мб). - № гос. регистрации 0322002878. - Текст : электронный.
11. Футбол : типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва / Российский футбольный союз. - М. : Советский спорт, 2011. - 160 с.
12. Платонов, В. Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов [Электронный ресурс] : [монография] / В. Н. Платонов. - М. : Спорт, 2019. - 656 с. - Режим доступа : https://rucont.ru/efd/682593
13. Якимова, Е. А. Методические положения и общие принципы организации координационной тренировки юных футболистов / Е. А. Якимова, А. Н. Фатькин // Science Time. - 2015. - № 5 (17). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-polozheniya-i-obschie-printsipy-organizatsii-koordinatsionnoy-trenirovki-yunyh-futbolistov (дата обращения: 06.11.2022).
14. Плон, Б. Новая школа в футбольной тренировке / Б. Плон. - М. : Терра спорт, 2003 - 209 с.
15. Селуянов, В. Н. Физическая подготовка футболистов : учеб. пособие / В. Н. Се-луянов, С. К. Сарсания, К. С. Сарсания. - М. : ТВТ Дивизион, 2004. - 192 с.
16. Якимов, А. М. Основы тренерского мастерства [Электронный ресурс] : учеб. пособие для высш. учеб. заведений физ. культуры / А. М. Якимов. - М. : Спорт, 2015. -177 с. - Режим доступа : https://rucont.ru/efd/641239
17. Крыжевских, П. В. Актуальные пути совершенствования технической подготовки юных футболистов с использованием средств развития координационных способностей / П. В. Крыжевских // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии : мат-лы Х Всерос. с междун. участием науч.-практич. конф. магистрантов и молодых ученых (22 апреля 2022 г.) / под ред. Н. Ю. Мищенко, Е. В. Быкова. - Челябинск : УралГУФК, 2022. - С. 153-156.
18. Крыжевских, П. В. Повышение технической подготовленности юных футболистов 7-8 лет на этапе начальной подготовки с использованием специальных тренажеров / П. В. Крыжевских // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 200-207. - DOI 10.34835/issn.2308-1961.2021.10. p 200-207.
19. Крыжевских, П. В Развитие координационных способностей и технических навыков юных футболистов / П. В. Крыжевских // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров : опыт и перспективы : сб. науч. тр. молодых ученых УралГУФК. -Вып. 19 / Под ред. к.п.н., доцента Е. Б. Малетиной. - Челябинск : УралГУФК, 2022 - С. 107-11.
20. Крыжевских, П. В. Развитие координационных способностей юных футболистов 7-8 лет на этапе начальной подготовки / П. В. Крыжевских // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии : мат-лы IX Всерос. с междун. участием науч.-практич. конф. магистрантов и молодых ученых (20 апреля 2021 г.) / под ред. Н. Ю. Мищенко, Е. В. Быкова. - Челябинск : УралГУФК, 2021. - С. 116-118.
21. Крыжевских, П. В. Обучение техническим приемам юных футболистов / П. В. Крыжевских, Т. М. Мелихова // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма : мат-лы Всерос. науч.-практич. конф. молодых ученых, аспирантов, магисрантов, соискателей и студентов (17-18 декабря 2020 г., г. Омск). В 2-х частях. Часть 2 / под общ. ред. Н. В. Колмогоровой. - Омск : СибГУФК, 2021. - С. 196-202.
22. Kryzhevsky, P. The use of «COMBI» training method for developing technical competence in 7-8-year-old football players / P. Kryzhevsky, N. Mischenko, M. Kolokoltsev, A. Vo-rozheikin, O. Limarenko, T. Martirosova, E. Romanova // Journal of Physical Education and Sport ® (JPES). - 2022. - Vol. 22 (issue 1). - Art 19. - Pp. 153-159, January 2022 online ISSN:
2247 - 806X; p-ISSN: 2247 - 8051; ISSN - L = 2247 - 8051 © JPES.
23. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 2 августа 2019 г.) // СЗ РФ. - 2007. - № 50. - Ст. 6242.
24. Профессиональные стандарты. Сб. 1: «Спортсмен», «Тренер», «Инструктор-методист» [Электронный ресурс] : документы и метод. материалы / И. И. Григорьева. - 42 М. : Спорт, 2015. - 271 с. - Режим доступа : https://rucont.ru/efd/641258
25. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «футбол», утвержденный Приказом Минспорта России № 880 от 25 октября 2019 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://minsport.gov.ru/. - (дата обращения: 30.09.2022).
26. Ал, А. М. А. М. Психолого-педагогическое сопровождение юных спортсменов командных видов спорта (на примере футбола и хоккея) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ал Арджа Мохаммед Али Мохаммед. - Санкт-Петербург, 2016. - 22 с.
27. Кудяшев, Н. Х. Техническая подготовка юных футболистов на начальном этапе обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Х. Кудяшев. - Набережные Челны, 2011. -29 с.
28. Горская, И. Ю. Значимость координационной подготовки юных футболистов (проблемы и реалии практики) / И. Ю. Горская, Г. С. Баймаков, И. В. Аверьянов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11(189). - С. 137-142.
29. Кураш, В. П. Футбол в физическом воспитании школьников / В. П. Кураш, С. К. Городилин / Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе : тез. междунар. науч.-практ. конф. - Минск, 2003. - С. 259.
30. Алексеев, С. В. Педагогические условия совершенствования начального обучения технике футбола с учетом общего и частного в ее содержании : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. В. Алексеев. - Чебоксары, 2010. - 22 с.
31. Григорьева, И. И. Образование и спортивная подготовка : процессы модернизации. Вопросы и ответы. Ч. I. Организация тренировочного процесса [Электронный ресурс] / Д. Н. Черноног, ред. : Ю. Д. Нагорных, И. И. Григорьева. - М. : Спорт, 2016. - 297 с.
- Режим доступа : https://rucont.ru/efd/641230
32. Каныгин, С. В. Совершенствование специальных способностей юных футболистов на основе индивидуальных тренировочных занятий / С. В. Каныгин, А. В. Лексаков // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 5. - С. 10.
33. Аверьянов, И. В. Исследование психомоторных показателей футболистов 8-17 лет, значимых для точности технико-тактических действий / И. В. Аверьянов, С. В. Осипов // Омский научный вестник. - Омск. - 2015. - № 2 (136). - С. 177-180.
34. Артемьева, С. С. Физиологическое обоснование методики повышения кинестетических координационных способностей у футболистов детей младшего школьного возраста / С. С. Артемьева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 28-32.
35. Барков, В. А. Научно-методические подходы к формированию у школьников техники игры в футбол на основе развития целевой точности движений : монография / В. А. Барков, С. Г. Ковель, В. П. Кураш, Ю. К. Рахматов. — Гродно: ГрГУ, 2003. - 90 с.
36. Правдов, М. А. Техническая подготовка футболистов на основе развития способности к дифференцировке мышечных усилий / М. А. Правдов, Аль Рубайе Нухад Х Аббас, Д. М. Правдов // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании : сб. трудов Межвузовской науч.-практич. конф., 23 марта 2016 года : электронное издание. - М. : Моск. пед. гос. ун-т., 2016. - Ч. 2. - С. 167-176. - URL : http://mpgu.su/wp-content/uploads/2014/10/sbornik-2-chast-itogovyii-variant.pdf.
37. Крыжевских, П. В Взаимосвязь технической подготовленности и координации движений юных футболистов / П. В. Крыжевских // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров : опыт и перспективы : сб. науч. тр. молодых ученых Урал-ГУФК. - Вып.18 / Под ред. к. п. н., доцента Е. Б. Малетиной. - Челябинск : УралГУФК, 2021.
- С. 107-109.
38. Селуянов, В. Н. Футбол: проблемы физической и технической подготовки : учеб.
пособие / В. Н. Селуянов, К. С. Сарсания, В. А. Заборова. - Долгопрудный : ИНТЕЛЛЕК-ТиК, 2012. - 160 с.
39. Афоньшин, В. У. Обучение юных футболистов технике ведения мяча и обводки с применением интерактивного тренажерного комплекса / В. У. Афоньшин // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : Мат-лы VI междун. науч. практич. конфер. (Чебоксары, 17 ноября 2016 г) / Под ред. Г. Л. Драндрова, А. И. Пьянзина. - Чебоксары : Чуваш.гос. пед ун-т, 2016. - С. 211-215.
40. Мищенко, Н. Ю. Повышение состояния здоровья и двигательной активности мальчиков 11-12 лет средствами мини-футбола в условиях общеобразовательной школы / Н. Ю. Мищенко // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2021. - № 3 (31). - С. 53-65.
41. Мореев, Д. О. Специфика подготовки юных футболистов на начальном этапе в России и европейских странах / Д. О. Мореев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка: научно-методический журнал. - 2019 - № 2 - С. 12.
42. Нурматов, М. Х. Инновационные технологии совершенствования двигательно-координационных способностей юных вратарей / М. Х. Нурматов. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 8 (298). - С. 260-262. - URL : https://moluch.ru/archive/298/67491/ (дата обращения: 06.11.2022).
43. Кучмин, А. Ю. Квалификационные требования к тренерам в детско-юношеском футболе / А. Ю. Кучмин // Пробелы в российском законодательстве. 2018. - № 3. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kvalifikatsionnye-trebovaniya-k-treneram-v-detsko-yunosheskom-futbole (дата обращения: 13.11.2022).
44. Профессиональные стандарты. Сб. 1: «Спортсмен», «Тренер», «Инструктор-методист» [Электронный ресурс] : документы и метод. материалы / И. И. Григорьева. - М. : Спорт, 2015. - 271 с. - Сост. указан на обороте тит. л. - ISBN 978-5-9907239-1-7. - Режим доступа: https://rucont. ru/efd/641258
REFERENS
1. National football development strategy in the Russian Federation to the Pe-RID until 2030 (approved by Order of the Ministry of Sports of Russia dated September 11, 2017 No. 797 «On approval of a nationwide football development strategy in the Russian Federation for the period until 2030 (in the new edition)») // Collection of official documents and materials of the Ministry of Sports of the Russian Federation. - 2017. - No. 10.
2. Petukhov, D. V. Pedagogical and legal prerequisites for improving the training of the game football at the stage of initial training / D. V. Petukhov, N. G. Voldy-Marova // Education. The science. Scientific personnel. -201 : 01.11.2022).
3. Kurash, V. P. Formation in schoolchildren of the technique of playing football on the basis of the development of targeted accuracy of movements : abstract. dis. ... cand. ped. sciences / V. P. Kurash. - M., 2006. - 21 p.
4. Bobrovsky, E. A. «The sense of the ball» and its development among young players in the educational process / E. A. Bobrovsky, A. V. Volodin // Theory and practice of physical education. -2014. - No. 1. - S. 14-16.
5. Gerasimenko, A. P. Improving the basics of the technical and tactical skill of young football players / A. P. Gerasimenko. S. Volgograd : VGAFK, 2002. S. 87 p.
6. Godic, I. A. Typical training program of sports training for children's sports schools, specialized children and youth schools of the Olympic reserve / M. A. Godyk, G. L. Boroznov, I. V. Kotenko and others. - M., 2011. - 156 p.
7. Golomazov, S. V. Theory and methodology of football. Technique of the game / S. V. Golomazov, B. G. Chirva. - M. : Sports-Dempress, 2002. - 472 p.
8. Guba, V. P. Methodology for the training of young players : educational-method. Manual / V. P. Guba, A. Stula. - M. : Man, 2015. - 183 p.
9. Matveev, L. P. Theory and methodology of physical culture (general foundations of the theory and methodology of physical education; theoretical and methodological aspects of sports and professional and applied forms of physical culture) : Textbook / L. P. Matveev. - M.
: Physical education and sports, 2015. - S. 113.
10. Mishchenko, N. Yu. «Let's play a mini-football!»: Technology for planning, organizing and conducting lessons on mini-football [Electronic resource]: Textbook. manual / N. Yu. Mishchenko, E. V. Romanova, P. Ya. Dugnist; AltSU, caf. physical. education. - Barnaul : Publishing House AltSU, 2020. -1 CD-R (2 MB). - No. state. Registration 0322002878.-Text: Electron.
11. Football : a typical training program for sports training for children and youth sports schools, specialized children and youth sports schools of the Olympic Reserve / Russian Football Union. - M. : Soviet sport, 2011. - 160 p.
12. Platonov, V. N. Motor qualities and physical training of athletes [Electronic resource]: [monograph] / V. N. Platonov. - M. : Sport, 2019. - 656 p. - Access mode : https://rucont.ru/efd/682593
13. Yakimova, E. A. Methodological provisions and general principles of organizing the coordination training of young football players / E. A. Yakimova, A. N. Fatkin // Science Time. -2015. - No. 5 (17). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-polozheniya-i-ob-schie-printsipi-organizatsii-koordinations-trenirovki-yunyh-futbolistov (date of circulation: 06.11.2022).
14. Plon, B. New School in football training / B. Plon. - M. : Terra Sport, 2003. - 209 p.
15. Seluyanov, V. N. Physical training of football players: textbook. The manual / V. N. Selu-Yanov, S. K. Sarsania, K. S. Sarsania. - M. : TVT Division, 2004. - 192 p.
16. Yakimov, A. M. Fundamentals of coaching skills [Electronic resource] : Textbook. manual for the Higher. textbook. establishments physical. Cultures / A. M. Yakimov. - M. : Sport, 2015. - 177 p. - Access mode: https://rucont.ru/efd/641239
17. Kryzhevskiy, P. V. Actual ways to improve the technical training of young players using the means of developing co-order abilities / P. V. Kryzhevski // Physical Culture, Sports, Tourism: Science, Education, Technology : Mat-lall. with the international. participation of scientific-practical. conf. undergraduates and young scientists (April 22, 2022) / Ed. N. Yu. Mishchenko, E. V. Bykov. - Chelyabinsk : Uralgufk, 2022. - S. 153-156.
18. Kryzhevskiy, P. V. Improving the technical preparedness of young football players 78 years at the initial training stage using special simulators / P. V. Kryzhevsky // Scientific Notes of the University named after P. F. Lesgft. - 2021. - No. 10 (200). - S. 200-207. - DOI 10.34835/ISSN.2308-1961.2021.10. - P 200-207.
19. Kryzhevsk, P. V. In the development of coordination abilities and technical skills of young football players / P. V. Kryzhevski // Problems of scientific and scientific-pedagogical personnel: experience and prospects: Sat. scientific. tr. young scientists Uralgufk. - Issue. 19 / ed. Ph. D., Associate Professor E. B. Maletina. - Chelyabinsk : Uralgufk, 2022. - S. 107-11.
20. Kryzhevskiy, P. V. Development of the coordination abilities of young football players 7-8 years at the initial training stage / P. V. Kryzhevsky // Physical Culture, Sports, Tourism: Science, Education, Technology: Mat-ly All-Russian. With the international. participation of scientific-practical. conf. undergraduates and molord scientists (April 20, 2021) / Ed. N. Yu. Mishchenko, E.V. Bykov. - Chelyabinsk : Uralgufk, 2021. - S. 116-118.
21. Kryzhevskikh, P. V. Teaching by the technical techniques of young football players / P. V. Kryzhevsky, T. M. Melikhov // Problems of improving physical education, sports and Olym-pism : Mat-l all. scientific and practical. conf. young scientists, graduate students, magisrants, applicants and students (December 17-18, 2020, Omsk). In 2 parts. Part 2 / under the general. Ed. N. V. Kolmogorova. - Omsk : SibGUFK, 2021. -S. 196-202.
22. Kryzhevsky, P. V. The Use of «Combi» Training Method for Developing Technical Competence in 7-8-Year-Lod Football Players / P. Kryzhevsky, N. Mischenko, M. Kolokoltsev, A. Martirosova, E. Romanova // Journal of Physical Education and Sport ® (JPES). - 2022. -Vol. 22 (Issue 1). - Art 19. - PP. 153-159, January 2022 Online Issn: 2247-806x; P-SSN: 22478051; ISSN - L = 2247 - 8051 © JPES.
23. Federal Law of December 4, 2007 No. 329-03 «On Physical Culture and Sports in the Russian Federation» (as amended on August 2, 2019) // SZ RF. - 2007. - No. 50. - Art. 6242.
24. Professional standards. Sat. 1: «Athlete», «Coach», «Instructor-methodist» [Electronic resource] : documents and method. Materials / I. I. Grigoriev. - 42 M. : Sport, 2015. - 271
p. - Access mode: https://rucont.ru/efd/641258
25. The Federal Sports Training Standard by sport «Football», approved by Order of the Ministry of Sports of Russia No. 880 of October 25, 2019 [Electronic resource]. - Access mode : https ://minsport.gov.ru/. - (Date of appeal: 09/30/2022).
26. Al, A. M. A. M. Psychological and pedagogical support of young athletes of team sports (for example, football and hockey) : author. dis. ... cand. psychol. sciences / Al Arja Mohammed Ali Mohammed. - St. Petersburg, 2016. - 22 p.
27. Kudyashev, N. Kh. Technical training of young football players at the initial stage of training : author. dis. ... cand. ped. sciences / N. Kh. Kudyashev. - Naberezhnye Chelny, 2011. - 29 p.
28. Gorskaya, I. Yu. The significance of the coordination training of young football players (problems and realities of practice) / I. Yu. Gorskaya, G. S. Baymakov, I. V. Averyanov // Scientific Notes of the University named after P. F. Lesgft. - 2020. - No. 11 (189). - S. 137-142.
29. Kurash, V. P. Football in the physical education of schoolchildren / V. P. Kurash, S. K. Gorodilin / Actual problems of a healthy lifestyle in modern society : tez. Intern. Scientific and practical. conf. - Minsk, 2003. - S. 259.
30. Alekseev, S. V. Pedagogical conditions for improving primary education of football technique, taking into account the general and private in its content : author. dis. ... cand. ped. sciences / S. V. Alekseev. - Cheboksary, 2010. - 22 p.
31. Grigoryeva, I. I. Education and sports training: processes of modernization. Questions and answers. Part I. Organization of the training process [Electronic resource] / D.N. Cher-nonog, ed. : Yu. D. Nagorny, I. I. Grigoriev. - M. : Sport, 2016. - 297 p. - Access re : https://rucont. ru/efd/641230
32. Kanygin, S. V. Improving the special abilities of young football players based on individual training sessions / S. V. Kanygin, A. V. Lexakov // Theory and practice of physical culture. - 2015. - No. 5. - S. 10.
33. Averyanov, I. V. The study of psychomotor indicators of football players 8-17 years old, significant for the accuracy of technical and tactical actions / I. V. Averyanov, S. V. Osipov // Omsk Scientific Bulletin. - Omsk. - 2015. - No. 2 (136). - S. 177-180.
34. Artemyeva, S. S. Physiological substantiation of the methodology for increasing kin-esthetic coordination abilities among players of primary school children / S. S. Artemyeva // Scientific Notes of the University named after P. F. Lesgft. - 2015. - No. 9 (127). - S. 28-32.
35. Barkov, V. A. Scientific and methodological approaches to the formation of students' technology in football on the development of targeted accuracy of movements: monograph / V. A. Barkov, S. G. Kovel, V. P. Kurash, Yu. Rakhmatov. - Grodno : GRGU, 2003. - 90 p.
36 Pravdov, M. A. Technical training of football players based on the development of the ability to differentiate muscle efforts / M. A. Pravdov, Al Rubaye Nuhad x Abbas, D. M. Pravdov // Innovation and traditions in modern physical education : Sat. the works of the inter-university scientific and practical. Conf., March 23, 2016: Electronic edition. - M. : Mosk. ped. state. University, 2016. - Part 2. - S. 167-176. - URL : http://mpgu.su/wp-content/up-loads/2014/10/sbornik-2-chast-itogovii-variant.pdf.
37. Kryzhevsky, P. V. In the relationship of technical preparedness and coordination of the movements of young football players / P. V. Kryzhevsky // Problems of training scientific and scientific-pedagogical personnel: experience and prospects: Sat. scientific. tr. young scientists Uralgufk. - Issue 18 / Ed. Ph.D., pre-Center E. B. Maletina. - Chelyabinsk : Uralgufk, 2021. -S. 107-109.
38. Seluyanov, V. N. Football : Problems of physical and technical training: textbook. Manual / V. N. Seluyanov, K. S. Sarsania, V. A. Zaborova. - Dolgoprudny : Intellectik, 2012. -160 p.
39. Afonshin, V. U. Training of young football players with the technique of maintenance of the ball and stroke using an interactive gym complex / V. U. scientific. Practical. Confer. (Cheboksary, November 17, 2016) / Ed. G. L. Drandrova, A. I. Pyanzin. - Cheboksary : Chu-Vash. Gos. Pedo un T, 2016. - S. 211-215.
40. Mishchenko, N. Yu. Improving the state of health and motor activity of boys 11-12 years old by means of mini-football in a comprehensive school / N. Yu. Mishchenko // Scientific
and Sports Bulletin of the Urals and Siberia. - 2021. - No. 3 (31). - S. 53-65.
41. Sea, D. O. The specifics of the training of young players at the initial stage in Russia and European countries / D. O. Sawyev // Physical Culture: Education, Education, Training: Scientific and Methodological Journal. - 2019 - No. 2 - P. 12.
42. Nurmatov, M. Kh. Innovative technologies for improving the motor and coordination abilities of young goalkeepers / M. Kh. Nurmatov. - Text : direct // Young scientist. - 2020. -No. 8 (298). - S. 260-262. - URL : https://moluch.ru/archive/298/67491/ (date of application: 06.11.2022).
43. Kuchmin, A. Yu. Qualification requirements for coaches in children and youth football / A. Yu. Kuchmin // Spaces in Russian legislation. 2018. - No. 3. - URL : https://cyber-leninka.ru/article/n/kvalifikatsionnye-trebovaniya-k-detsko-yunosheskom-futbole (date of 11.11.2022).
44. Professional standards. Sat. 1: «Athlete», «Coach», «Instructor-methodist» [Electronic resource]: documents and method. Materials / I. I. Grigoriev. - M. : Sport, 2015. - 271 p. - Comp. The Titus is indicated on the back. l. - ISBN 978-5-9907239-1-7. - Access mode: https://rucont. ru/efd/641258.