Научная статья на тему 'Совершенствование профессиональной подготовки руководящего состава ОВД на основе информационного моделирования объектов управления'

Совершенствование профессиональной подготовки руководящего состава ОВД на основе информационного моделирования объектов управления Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
249
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / РУКОВОДИТЕЛИ ОВД / МВД РОССИИ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ACTIVE FORMS OF TRAINING / INFORMATION PATTERN / LEADERS OF LAW ENFORCEMENT DEPARTMENTS / MINISTRY OF LAW ENFORCEMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / LEGAL FUNDAMENTALS / COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лукашов Николай Васильевич

В статье рассмотрены вопросы совершенствования профессиональной подготовки руководящего состава ОВД на основе активных форм обучения, с применением современных технологий динамического информационного моделирования. Методика позволяет достичь высокой степени погружения обучаемого в актуальное информационное пространство объекта управления в роли руководителя соответствующего подразделения или ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advancement of Law Enforcement Departments’ Leading Staff Professional Training based on Informational Simulation of Managed Objects

The article touches on the issues of advancement of law enforcement departments’ leading staff professional training based on active forms of training with the use of modern techniques of dynamic informational simulation. The method under study allows the learner (as the leader of a corresponding unit or a law enforcement department) to immerse deeply into real information space of the managed object.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессиональной подготовки руководящего состава ОВД на основе информационного моделирования объектов управления»

11. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. М., 2006. С. 379, 413-414.

12. Сергеев-Ценский С.Н. Неторопливое солнце: роман, повести, рассказы. М., 1985.

13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1998.

Поступила в редакцию 3.04.2008 г.

Neprokina Yu.A. The key role of the lexeme sky in a poem S.N. Sergeyev-Tsenski «The sadness of fields». The

analysis of linguistic gist, key words plays an important role in comprehension of writer's work all meaning stages. Semantic volume augmentation of key lexeme SKY in the texts of Tambov writer is closely connected with a natural change of seasons, for the sky is a universal reality, which is always present in human consciousness. As a result, the said lexeme is perceived from the viewpoint of heathen outlook, and it contains Christianity traditions as well, by this way keeping the information of people’s life and culture.

Keywords: semantics, structure of the text, key lexeme, season.

ЭПИТЕТ КАК СРЕДСТВО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ПРИРОДА» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ Н. РУБЦОВА)

А.А. Пустовалова

В статье рассматриваются концептуальные представления о природе, закрепленные в поэтическом языке Н. Рубцова. Одним из основных средств репрезентации концепта «природа» выступает эпитет. Анализ поэтических текстов показывает востребованность и многофункциональность данного языкового явления в лирике Н. Рубцова.

Ключевые слова: эпитет, концепт, природа, репрезентация.

Научное понимание термина «природа», как известно, отражено в энциклопедической и специальной литературе. Анализ ее показывает, что данный термин в содержательном плане оказывается неоднозначным. Эта неоднозначность обусловлена тем, что различные науки (языкознание, география, геология, экология, биология, ботаника, химия, физика, астрономия, философия, социология, история, психология, этика, право, методология науки) используют для определения понятия «природа» разные признаки. Так, для лингвистики - это языковой аспект, представленный в лексических номинациях природы, для философии и социологии - это место человека в системе знаний о природе и мире, развитие общественных отношений и т. д.

Безусловно, в понимании термина «природа» человеку в большей степени присуще бытовое осмысление, ориентация на т. н. обыденное, практическое сознание. В этом случае научное определение как бы корректирует бытовое понимание термина, хотя последнее оказывается первичным в повседневном познании действительности. Оно складывается под влиянием круга общения человека, его житейского опыта, художест-

венного сознания и осмысления данного понятия в произведениях литературы. Особый интерес представляют фольклорные тексты -пословицы и поговорки, - наиболее ярко иллюстрирующие обыденное познание природы в целом и ее проявлений.

Так, в словаре пословиц В.И. Даля в основе народного, бытового понимания природы лежит идея Бога, божественного происхождения земли, мира: «Земля русская вся под богом»; «Божья тварь богу работает». Вместе с тем, исходя из основ христианской морали, в пословицах заключена мысль о высшем начале добра и справедливости, свойственном природе и ее проявлениям: «Пчела жалит только грешника» [1].

Пословицы фиксируют модели устройства и организации мира природы, отражают иерархию ее элементов, основных проявлений, важнейших для человеческой жизни: огонь - царь, вода - царица, земля - матушка, небо - отец, ветер - господин, дождь -кормилец, солнце - князь, луна - княгиня. Имея указания на все четыре стихии природы, народная мудрость как о первоэлементе все же говорит о земле, о земной тверди:

«С огнем, с водой, с ветром не дружись, а с землею дружись».

Пословицы отражают обилие и многообразие природного мира, подчеркивают его всемогущество по сравнению с человеческими возможностями: «Земля мать - подает клад»; «Мир, что огород: в нем все растет». Неотъемлемой частью такого мира, безусловно, выступает человек, который является венцом творения: «Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля». Важно, что пословицы также характеризуют и самого русского человека, основы менталитета и миропонимания, не всегда положительные его черты: «Русский человек любит авось, небось да как-нибудь».

В отличие от научного определения термина «природа», бытовое понимание, закрепленное в обыденном сознании, не всегда объективно отражает реальную суть явлений в силу присутствия в нем элементов поэтизации, мифологичности, волшебства: «У этого озера чудится»; «От сухого сырта вода бежит»; «Богу все чудеса доступны».

В наиболее общем виде компоненты структуры термина «природа» [2] могут быть представлены схемой (рис. 1).

Природа - в широком смысле - все сущее, весь мир в многообразии форм, употребляется в одном ряду с понятиями «универсум», «Вселенная». Также это объект естествознания и среда обитания человека, человеческого сообщества, которая включает и «вторую природу» - созданные человеком материальные условия его существования.

Атмосфера - воздушная среда вокруг Земли, атмосферные осадки: дождь, град, снег; облака, тучи.

Гидросфера - совокупность всех водных объектов земного шара (океаны, моря, реки, озера, болота, подземные воды, ледники).

Литосфера - внешняя оболочка «твердой» Земли, включающая земную кору и часть верхней мантии.

Животные - одноклеточные и многоклеточные организмы, составляющие одно из царств органического мира. Общие свойства животных и растений (клеточное строение, обмен веществ, наследственность и изменчивость) обусловлены единством их происхождения. Насекомые - класс животных типа членистоногих; самая распространенная и многочисленная группа животных на Земле. Птицы - класс позвоночных животных; самая молодая и многочисленная группа среди наземных животных.

Растительность - совокупность растительных сообществ (фитоценозов) Земли и отдельных регионов. Распределение растительности определяется в основном общеклиматическими условиями и подчиняется законам зональности и поясности. От растительности отличают флору - совокупность видов, родов, семейств на данной территории. В результате деятельности человека (посевы, посадки растений, вырубки лесов, осушение болот) естественные сообщества растений в значительной степени заменены т. н. антропогенной растительностью.

Природа

Земные проявления

Вселенная

птицы

Атмосфера Литосфера Гидросфера

Планеты

Звезды

Созвездия

Рис. 1. Компоненты структуры термина «природа»

Термин «космос» в современном понимании имеет несколько значений: синоним Вселенной; все, что находится за пределами Земли и ее атмосферы; околоземное пространство.

Планеты - наиболее массивные тела Солнечной системы. Планеты земной группы -Меркурий, Венера, Земля, Марс; планеты-гиганты - Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Плутон по свойствам ближе к планетам земной группы.

Звезды - светящиеся газовые шары, подобные Солнцу.

Нужно принять во внимание некоторую ограниченность и узость представленной таксономической модели и невозможности по известным причинам отражения всего многообразия мира природы (астрономических объектов, с одной стороны, микроорганизмов - с другой и т. д.) в языке произведений Н. Рубцова. В частности, в вопросе соотношения языка и природы мы разделяем мнение В. Епишина, который доминирующую роль отводит (небезосновательно, с нашей точки зрения) языку: «Итак, никакой природы не существует - существует представление о природе. И это представление закрепляется прежде всего в языке. Со временем это представление развивается, является новое представление, и это последнее опять закрепляется в языке... То есть суть представления о природе, закрепленная в языке, определяет характер нашего отношения к природе, точнее - к материалу природы. Вот почему роль языка по отношению к природе является определяющей» [3]. Эти закономерности находят свое отражение в понятии «концепт».

В настоящей статье рассматривается концепт «природа». Из всех определений концепта мы используем следующее. По мнению Е.С. Кубряковой, концепт - это оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике: «Понятие концепт отвечает представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких «квантов» знания» [4]. Иными словами, концепт - мен-

тальное национально-специфическое образование, репрезентированное различными языковыми средствами. Планом содержания концепта является вся совокупность знаний о данном объекте, а планом выражения - совокупность языковых средств (грамматических, лексических, фразеологических и др.). Концептами становятся только те явления действительности, которые актуальны и ценны для данной культуры, имеют большое количество языковых единиц для своей фиксации, служат темой пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов. Выступая посредниками между словами и экстралин-гвистической действительностью, концепты являются носителями культурной памяти народа.

Понятие «природа» лежит в основе концепта «природа», однако термин «концепт» значительно шире термина «понятие».

Н.Н. Болдырев пишет: «В отличие от понятия, которое отражает наиболее общие, существенные (логически конструируемые) признаки предмета или явления, концепт может отражать один или несколько, любые, не обязательно существенные, признаки объекта» [5]. Концепт «природа» - это универсальное понятие, но в то же время он имеет свои собственные специфические черты -национальные особенности (колорит), отношения между человеческой жизнью и природой и др. - в системе художественного текста, особенно поэтического.

Общеизвестно, что характерной, неотъемлемой чертой поэтического текста и поэтического языка является их большая (по сравнению с обычным языком и текстом) информативность и смысловая нагружен-ность, что достигается использованием художественных приемов и изобразительновыразительных языковых средств. Одно из важных средств репрезентации концепта «природа», которое широко используется в художественной литературе, - эпитет. В этой связи представляет интерес троичная оппозиция «эпитет - сравнение - метафора», которая состоит из трех поэтических приемов, тропов (различных вариантов сравнительных конструкций), предложенная И.В. Подольской и В.Г. Руделевым в работе «Языковые средства создания художественного образа (на материале поэтических текстов Евгения Харланова)» [6].

В настоящей статье под эпитетом понимается образ, имеющий сравнительную основу и потому предполагающий возможность трансформации в сравнение (зеркальная река - река, как зеркало; атласный снег -снег, как атлас; туманный чад - туман, как чад и др.). В этом состоит принципиальное отличие эпитета от логического определения, которое не является производным от сравнения элементом, соответственно, не может быть разложимо на его составляющие. Иными словами, невозможна та художественная операция выявления нового поэтического смысла, нового содержательного наполнения, которая применима к эпитету.

Постоянный эпитет - один из способов репрезентации концепта «природа», который наиболее часто встречается в произведениях устного народного творчества и в силу своей привычности в художественном тексте практически не ощущается. Мотивация авторского употребления постоянных эпитетов в отношении вполне определенных позиций концепта «природа» - свет (в значении окружающий мир), небо, солнце, лес, поле -объясняется с точки зрения практической значимости для человека и формирования его знаний и представлений о мире. Данные компоненты были хорошо известны и, что наиболее важно, остаются значимыми до сих пор. Поэтому они являются неотъемлемой частью художественной системы Н. Рубцова вообще и концепта «природа» в частности (белый свет, синее небо, чистое поле, глухой лес, темный лес, красное солнце).

Мы не разделяем точку зрения Г.Н. Поспелова, который считает, что в художественной литературе Х1Х-ХХ вв. постоянные эпитеты применялись только в произведениях, следующих традициям устного народного творчества, имитирующих, воссоздающих его стиль [7]. Употребление постоянных эпитетов в поэзии отнюдь не обусловлено только стилизацией под произведения устного народного творчества, примером чего является творчество Н. Рубцова, где автор придает этим эпитетам новое, свежее звучание, не ограничиваясь тематикой фольклорных произведений [8]:

1) Привет, Россия, - родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли Любовь к своим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

(Привет, Россия .)

Лазурный - светло-синий цвет, в устном поэтическом творчестве соотносимый с цветом неба. Н. Рубцов создает новый неповторимый образ, построенный по принципу сравнения таких позиций природного мира, как небо и поле; в основе образа лежит расширение значения лексической единицы с семантикой цвета.

Основными функциями эпитета являются изобразительная и выразительная; эпитет используется как средство характеристики окружающего мира с различных точек зрения [8]:

2) А ночью под аспидным небом В томительных сумерках юга

Г руженные спиртом и хлебом Суда окликают друг друга.

(Волнуется южное море)

3) Как за окном скулил, не умолкая, Бездомный ветер, шляясь над землей...

(Уж сколько лет .)

4) Гранитным громом грянуло с небес!

(В гостях)

5) Что же делать - себе говорю, -Чтоб на родине жидкий рассвет Стал похож на большую зарю?

(На кладбище)

Помимо данных функций, эпитет может являться способом выражения разнообразных эмоциональных состояний человека и особенностей его восприятия мира в конкретный момент [8]:

6) Прошел октябрь. Пустынно за овином. Звенит снежок в траве обледенелой,

И глохнет жизнь под небом оловянным.

(Осенние этюды)

7) Я уношусь куда-то в мирозданье,

Я зарываюсь в бурю, как баклан, -За вечный стон, за вечное рыданье Я полюбил жестокий океан.

(Ты с кораблем прощалась .)

8) Сырое небо, не плещи Своей водою бесприютной!

(Цветок и нива)

9) Странный свет,

ядовитый,

зеленый,

болотный...

(Не пришла)

Однако нельзя считать эпитет только средством обозначения характерного, свойственного признака предмета или явления. Поэтому в поэтических текстах Н. Рубцова

достаточно закономерно представлены индивидуально-авторские эпитеты. Они расширяют свои основные функции, становясь призмой авторского мировидения, способом отражения действительности [8]:

10) Сладко вдыхая Ромашковый запах ночлега,

Мерзнуть порою

В предчувствии близкого снега.

(Листья осенние)

11) Я был один живой.

Один живой в бескрайнем мертвом поле!

(Русский огонек)

12) Под ветвями плакучих деревьев В чистых окнах больничных палат Выткан весь из малиновых перьев Для кого-то последний закат.

(Под ветвями.)

13) Грустно, грустно последние листья,

Не играя уже, не горя,

Под гнетущей погаснувшей высью,

Над заснеженной грязью и слизью Осыпались в конце октября.

(Осенняя луна)

Языковой анализ фактического материала (поэтических текстов Н. Рубцова) показывает, что в стихотворениях Н. Рубцова представлены такие компоненты концепта «природа», как атмосфера (небо, ветер, туман, молния, гром, воздух), литосфера (земля, поле, лес, бор, берег, луг, роща, песок, скала, камень, холм, сад, куст), гидросфера (вода, волны, лед, река, болото, океан, пруд, озеро, омут, дождь, ливень), огонь, небесные тела (солнце, месяц, звезда), растительный мир (деревья, трава, листва, цветы), человек, его бытие, животный мир, погодные условия и состояния природы (мороз, вьюга, буря, тишина, свет -мгла), времена года, время суток (день - ночь, заря, рассвет, закат). Ряд компонентов концепта «природа» - лес, бор, луг, роща, сад, куст - являются, на наш взгляд, смежными. С одной стороны, они представляют собой растительные сообщества, с другой - находятся непосредственно на земле, почве.

Наиболее часто с помощью эпитета реализуются в поэтическом тексте такие компоненты концепта «природа», как растительный мир и литосфера, земля, почва. Мотивация лежит в словах самого поэта: «жгучая, смертная» связь с землей, которыми он определял тематику своих лирических произведений. Земля в понимании автора - основа

основ, начало всего сущего, и человек ощущает с ней глубокую связь (печальная земля, святая и древняя земля, тревожная земля, пасмурная земля, потрясенная земля). Реже всего с помощью эпитета репрезентируется в лирике такой компонент концепта «природа», как «человек, человеческое бытие».

Таким образом, эпитет - неотъемлемая часть художественной системы Н. Рубцова; изобразительно-выразительное средство, которое обогащает содержание высказывания, характеризует предметы и явления окружающего мира с различных точек зрения. Кроме того, функцией эпитета может стать выражение эмоциональных состояний человека и природы в конкретный момент; шире - способ представления авторского мировидения. Обращение к эпитету позволяет автору выделить доминирующий, имманентный признак / свойство образа, наполнить его семантическое пространство новыми поэтическими смыслами. Это объясняет мотивацию авторского обращения к эпитету как одному из средств познания окружающего мира, формирования модели мироустройства и способу репрезентации этих представлений в поэтическом тексте.

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956.

2. Географический словарь. М., 1988.

3. Язык и природа. М., 1989.

4. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.

5. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Подольская И.В. Языковые средства создания художественного образа (на материале поэтических текстов Евгения Харланова): авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2004.

7. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М., 1988.

8. Рубцов Н.М. Собрание сочинений. М., 2000.

Поступила в редакцию 14.03.2008 г.

Pustovalova A.A. Epithet as a way of representation of the concept «nature» (exemplified by N. Rubtsov’s poetry). This article deals with the conceptual idea of nature in N. Rubtsov’s poetic language. The epithet is one of the basic ways of representation of the concept «nature». The analysis of the poetic texts shows necessity and multifunctionality of this linguistic phenomenon in N. Rubtsov’s poetry.

Key words: epithet, concept, nature, representation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.