Научная статья на тему 'Совершенствование профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов'

Совершенствование профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2128
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL CULTURE / COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бусыгина Алла Львовна, Секлетов Антон Васильевич

Данная статья посвящена рассмотрению профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной деятельности, проблем их профессионализма и профессиональной компетентности. Уделено внимание структуре навыков реализации профессиональной коммуникативной деятельности, профессиональному общению и нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бусыгина Алла Львовна, Секлетов Антон Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF OFFICERS IN LAW-ENFORCEMENT AUTHORITIES

This article is devoted to consideration of professional activity of employees of law-enforcement authorities, problems of their professionalism and professional competence. The attention is paid to the structure of skills of realization of professional communicative activity, professional communication and ethic life.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов»

УДК 378

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

©2012 А.Л.Бусыгина, А.В.Секлетов

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 11.10.2012

Данная статья посвящена рассмотрению профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной деятельности, проблем их профессионализма и профессиональной компетентности. Уделено внимание структуре навыков реализации профессиональной коммуникативной деятельности, профессиональному общению и нравственности. Клюжевье слова: профессиональная компетентность, профессиональная культура, коммуникативные навытки.

В настоящее время проблеме совершенствования профессиональной подготовки сотрудников сферы правоохранительной практики уделяется большое внимание. Лидирующие позиции занимают вопросы связанные не только с профессиональной осведомленностью и подготовленностью данных сотрудников, особое внимание уделено наличию профессиональной компетентности и профессиональной культуры. Достаточной коммуникативной компетентностью обладают не все сотрудники правоохранительных органов и этот фактор, негативно влияет на имидж правоохранительной структуры в целом, а также снижает результативность ее деятельности.

В соответствии со спецификой выполнения сотрудникам правоохранительной сферы профессиональной деятельности, им приходится часто взаимодействовать с категорией граждан, не склонной контактировать с представителями правоохранительных органов. При выполнении служебных задач сотрудники порой оказываются в экстремальной ситуации, бывает, что подозреваемые вооружены.

Общество и государство выдвигает высокие требования к личности, к качеству и результативности профессионального труда сотрудников правоохранительной деятельности. В этой связи сотрудник правоохранительных органов должен успешно решать поставленные задачи, поддерживать и усиливать положительный имидж правоохранительной системы у населения, формировать высокое чувство ответственности, любовь к своей работе и Родине, систематически повышать свою профессиональную культуру. Кроме того каждый представитель правоохранительных

Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры1 психологии. E-mail: a. l. busygina@mail. ru Секлетов Антон Васильевич, аспирант (очное отделение). E-mail: sekletow@mail. ru

органов должен уметь адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения; устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес при этом четко управлять ходом развития дискуссии; грамотно и уверенно выступать на публике; умело владеть психотехникой эмоциональной разгрузки, являющейся структурным элементом коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов.

В исследовании А.К.Марковой структура профессиональной компетентности включает профессиональные психологические и педагогические знания, позиции и установки, а так же личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями. Развитие профессиональной компетентности у специалистов рассмотрены в трудах В.А.Воденикова, Э.Ф.Зе-ера, Н.А.Доронина, П.Ф.Зеера, И.А.Колобкова. Приоритет в развитии следует отдавать развитию интеллектуальныгх способностей. В процессе интеллектуального развития пополняются знания, расширяется кругозор, формируются интеллектуальные умения, что реализует возобновляемую составляющую потенциала. Это, в свою очередь, способствует формированию новых интеллектуальных потребностей, целей и мотивов, то есть процесс развития интенсифицируется1.

В профессиональной педагогике раскрыта специфика формирования профессиональной компетентности учителя и руководителя образовательных учреждений в исследованиях А.С.Белкина, В.В.Нестеровой Особый интерес в изучении проблем развития профессиональной компетентности и ее различных видов, в том числе и коммуникативной компетентности, представляют работы А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин,

1 Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. - СПб.: 2003.

Н.В.Кузьмина и др. В их публикациях профессиональная компетентность рассматривается как главная составная часть профессионализма личности и деятельности, являющаяся важным условием становления профессионала.

Несмотря на то, что единого подхода к определению категории «компетентность» пока не выработано, в рамках научных представлений о профессиональной компетентности сформировалось несколько направлений в определении ее сущности, структуры и функций. Понятие компетентности связывается с определенной областью профессиональной деятельности и профессионализме ее субъекта. Когда говорят о профессионале, то возникает представление о таком работнике, который выполняет свою миссию компетентно. «Профессионал - это специалист на своем месте, стимулирующий интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий интерес к своей профессии в обществе»2.

Быть компетентным, значит, быть уверенным в себе и своих силах, уметь самостоятельно обучаться. Необходим регулярный самоконтроль и самостоятельность в мышлении. Кроме того, необходимы оригинальность мышления, настойчивость, умение принимать нестандартные решения, терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих. Несомненно, понимание персональной ответственности, а отсюда внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей.

Подлинный и последовательно осуществляемый процесс саморазвития, как правило, имеет место лишь у тех людей, которые настроены именно на достижение крупномасштабных целей в жизни. Это заставляет их направленно работать над развитием у себя... индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик, развитием отношений и способностей, которые все вместе оказываются одной из обязательных предпосылок осуществления намеченных жизненных целей3. Качествами, существенно затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими результативность общения, являются: замкнутость, легкоранимое самолюбие, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность. Профессиональное общение является одним из структурных компонентов деятельности и в основе коммуникативных способностей лежат такие черты характера, как активность, самостоятельность, инициативность, решительность. Обязательно наличие определенных воле-

2 Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: 1996.

3 Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: 1998.

вых качеств и способности предвидеть результаты своей целенаправленной деятельности.

Толковый словарь русского языка раскрывает несколько составляющих коммуникативной компетентности: - компетентность - свойство компетентного, способность (перевод с английского); -компетентный (о людях) - обладающий способностью, силой, властью, умением, знанием и пр. (чтобы сделать то, что требуется); компетентный (о качествах) - достаточный, адекватный.

Можно выделить профессионально важные качества личности служащего правоохранительных органов, такие как: проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его потребности и мотивы поведения, а так же состояние психики. Кроме того представители правоохранительных структур должны быть способны установить эмоциональные контакты с различными участниками общения и поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения. Одними из важнейших качеств характера являются доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать собеседника, а в конфликтных ситуациях суметь провести адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения. В зависимости от обстоятельств для достижения компромиссов уметь мягко поменять стиль общения. Не последнюю роль играет и наличие чувства юмора.

Опытные сотрудники хорошо знают, что при доброжелательном и вежливом общении собеседники становятся откровеннее, этому способствует и приветливый взгляд, и тактическая постановка вопросов. Порой простая забывчивость или нежелание предложить посетителю стул и угрюмый взгляд сотрудника отбивают у гражданина желание к общению, даже если он пришел с просьбой об оказании ему содействия. Следует отметить, что недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов, убогость его интерьера являются факторами вызывающими даже у сотрудников гнетущее состояние. Однако это не объясняет и не оправдывает, что некоторые сотрудники позволяют себе отсутствие элементарных правил служебного этикета.

Нравственные качества сотрудников правоохранительных органов выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения как следователей, так и прокуроров, адвокатов и судей. Для того чтобы уголовно-процессуальные отношения были подлинно нравственными, все эти лица должны обладать высочайшими моральными качествами, быть глубоко нравственно воспитанными. Коммуникативные навыки и умения выступают одним из главных и трудно-формируемых структурных элементов коммуни-

кативной компетентности сотрудников правоохранительных органов. Действие, ставшее навыком, выполняется быстро, спокойно и легко, с наименьшими потерями и наивысшими результатами. Навыки помогают в сложной обстановке сосредоточиться на решении главной задачи.

В отечественной педагогике структуру навыков реализации профессиональной коммуникативной деятельности рассматривают как логическую совокупность и последовательность действий, основой которых является система восприятий и представлений, воображения и мышления интегрированная в целях оптимизации данного вида деятельности.

Таким образом, психолого-педагогический анализ системы коммуникативных навыков и умений в деятельности сотрудника правоохранительных органов дает возможность для следующих выводов: 1) во-первых, сотрудник правоохранительных органов в своей профессиональной деятельности в целях повышения своей коммуникативной компетентности должен стремиться к осознанному формированию необходимого и достаточного уровня профессиональных коммуникативных навыков и умений; 2) во-вторых, коммуникативные навыки и умения сотрудников правоохранительных органов взаимосвязаны с профессиональными навыками и умениями; 3) в третьих содержание коммуникативных навыков и умений можно рассматривать как логическую совокупность и последовательность действий, оптимизирующих коммуникативную деятельность в обстановке решения служебных задач профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов.

Одним из элементов служебной эстетики является внешняя культура сотрудника правоохранительных органов, охватывающая культуру устной речи, включающую форму обращения и приветствий, отношение к форменной одежде и манеру ее носить. Аккуратные и подтянутые служащие в форменной одежде вызывают уважение у населения и оказывают на окружающих воспитывающее, дисциплинирующее влияние. И, напротив, неряшливый сотрудник вызывает к себе негативное отношение окружающих. Отношение сотрудника к своим профессиональным обязанностям, к форменной одежде и общению с гражданами является выражением его отношения к своей профессиональной деятельности. И нравственно-устойчивый сотрудник будет стараться не уронить «честь мундира». Кроме того, правовая эстетика стоит на страже авторитета всей структуры правоохранительных органов и требует от них того же по отношению к гражданам. Важные для выполнения сотрудниками правоохранительных органов нормы служебного поведения содержатся в таких в меж-

дународных актах как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Кодекс поведения должностныгх лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН. Они однозначно регламентируют должное поведение сотрудника и их выполнение обеспечивается профессионально-этическим воспитанием дисциплинированности. Следует подчеркнуть, что профессиональная служебная этика и профессиональная компетенция сотрудника правоохранительных органов связаны между собой и взаимообусловливают друг друга. Это проявляется в тождественности, однозначности оценок поступков сотрудников. В процессе несения службы сотрудники правоохранительного органа постоянно совершенствуют личностный рост и формируют новые профессионально важные качества. Самовоспитание происходит в виде педагогической деятельности над самим собой, а контроль со стороны окружающих как система внешнего воспитания, целью которой является содействие совершенствованию воспитанности каждого сотрудника правоохранительных органов. Результатом будет самореализация, самоутверждение и успешное решение профессиональных задач.

Воспитание - целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к жизни в обществе на уровне человеческой цивилизации, формирование гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, уважение к закону, правам и свободам человека, гуманистичности, уважение общечеловеческих ценностей, удовлетворение потребностей личности обеспечение условий для самоопределения в свободном, интеллектуальном и культурном развитии, в самореализации. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека, общности граждан. Частью общего воспитания выступает профессиональное, нацеленное на формирование воспитанности и ее компонентов у юриста, коллектива правоохранительного органа. Правовое воспитание профессионалов-юристов и граждан - составная часть их общего и профессионального. Оно специализировано на достижение правомерного поведения профессионалов-юристов и граждан, активное и плодотворное участие их в укреплении законности и правопорядка4.

4

Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. - М.: 2000.

Повышение интеллектуального уровня развития сотрудников правоохранительных органов напрямую свидетельствует о повышении уровня коммуникативной компетентности и повышении уровня личной компетентности, а также выступает стимулом к формированию новых навыков и умений, профессиональному росту. Развитие компетентности положительно влияет на мотивацию личностных и профессиональных достижений. Коммуникативная компетентность сотрудников правоохранительных органов подразумевается как система целенаправленно сформированных и обобщенных субъектом знаний о разных аспектах профессионального общения, развитых коммуникативных способностях, трансформированных в коммуникативные навыки и умения, сопоставимые задачам профессиональной деятельности.

Воспитание, как и другие педагогические процессы, является закономерным. В педагогической системе воспитания персонала правоохранительных органов и качественным особенностям можно выделить три группы закономерностей, отражающихся в педагогических принципах: содержательные, организационные и методические5. Они способствуют достижению порядка в организации воспитательной работы и отвечают за максимально конкретизированные способы воспитания. Процесс формирования у сотрудников правоохранительных органов коммуникативной компетентности учитывает систему мероприятий подготовки и личностные качества ее участников. Наиболее успешно формирование профессиональных знаний, умений и навыков проходит у сотрудников, которые отличаются стремлением к соблюдению этических норм, наблюдательностью, развитой системой нравственно-коммуникативных качеств и нравственно-психологических ценностей профессионального общения.

В процессе формирования и совершенствования и профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов необходимо стремиться к овладению системой коммуникативных умений и навыков. На уровне умений: наблюдать и оценивать собеседника и ориентироваться в ситуации общения. Уметь читать невербальные признаки поведения партнера и осознанно использовать невербальные средства общения. В процессе ведения диалога дискуссировать, оказывать убеждающее воздействие; устанавливать психологический контакт с различными категориями собеседников, создавать неформальную или деловую обстановку в процессе общения. Кроме того, важно уметь в общении устанавливать и поддерживать доверительные отношения, управлять инициативой и дистанцией. Знать, как урегулировать психологические состояния собеседников, контролировать эмоции партнеров по общению. Самое важное, в ходе общения, необходимо управлять собственным состояниям.

Профессиональную компетентность сотрудников правоохранительных органов необходимо определить как развивающийся потенциал высокообразованного специалиста, включающего мотивацию развития профессионализма деятельности, а именно: совершенствование профессиональных навыков и умений, освоение новых способов принятия эффективных решений. Кроме того в развитии профессионализма личности необходимо учитывать развитие личностно-деловых качеств, повышение потребности в самореализации и развитие мотивации.

5Бабанский Ю.К. Различные варианты принципов воспитания в общей, вузовской и профессиональной педагогике -М.: 1982.

THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF OFFICERS IN LAW-ENFORCEMENT AUTHORITIES

©2012 A.L.Busygina A.L., A.V.Sekletov

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article is devoted to consideration of professional activity of employees of law-enforcement authorities, problems of their professionalism and professional competence. The attention is paid to the structure of skills of realization of professional communicative activity, professional communication and ethic life. Keywords: professional competence, professional culture, communicative skills.

Alla Lvovna Busygina, Doctor of pedagogical sciences, professor of chair of psychology. E-mail: a. l. busygina@mail. ru

Anton Vasiljevich Sekletov, post-graduate student (full-time department). E-mail: sekletow@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.