УДК 378
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
©2012 А.Л.Бусыгина, А.В.Секлетов
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 11.10.2012
Данная статья посвящена рассмотрению профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной деятельности, проблем их профессионализма и профессиональной компетентности. Уделено внимание структуре навыков реализации профессиональной коммуникативной деятельности, профессиональному общению и нравственности. Клюжевье слова: профессиональная компетентность, профессиональная культура, коммуникативные навытки.
В настоящее время проблеме совершенствования профессиональной подготовки сотрудников сферы правоохранительной практики уделяется большое внимание. Лидирующие позиции занимают вопросы связанные не только с профессиональной осведомленностью и подготовленностью данных сотрудников, особое внимание уделено наличию профессиональной компетентности и профессиональной культуры. Достаточной коммуникативной компетентностью обладают не все сотрудники правоохранительных органов и этот фактор, негативно влияет на имидж правоохранительной структуры в целом, а также снижает результативность ее деятельности.
В соответствии со спецификой выполнения сотрудникам правоохранительной сферы профессиональной деятельности, им приходится часто взаимодействовать с категорией граждан, не склонной контактировать с представителями правоохранительных органов. При выполнении служебных задач сотрудники порой оказываются в экстремальной ситуации, бывает, что подозреваемые вооружены.
Общество и государство выдвигает высокие требования к личности, к качеству и результативности профессионального труда сотрудников правоохранительной деятельности. В этой связи сотрудник правоохранительных органов должен успешно решать поставленные задачи, поддерживать и усиливать положительный имидж правоохранительной системы у населения, формировать высокое чувство ответственности, любовь к своей работе и Родине, систематически повышать свою профессиональную культуру. Кроме того каждый представитель правоохранительных
Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры1 психологии. E-mail: a. l. busygina@mail. ru Секлетов Антон Васильевич, аспирант (очное отделение). E-mail: sekletow@mail. ru
органов должен уметь адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения; устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес при этом четко управлять ходом развития дискуссии; грамотно и уверенно выступать на публике; умело владеть психотехникой эмоциональной разгрузки, являющейся структурным элементом коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов.
В исследовании А.К.Марковой структура профессиональной компетентности включает профессиональные психологические и педагогические знания, позиции и установки, а так же личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями. Развитие профессиональной компетентности у специалистов рассмотрены в трудах В.А.Воденикова, Э.Ф.Зе-ера, Н.А.Доронина, П.Ф.Зеера, И.А.Колобкова. Приоритет в развитии следует отдавать развитию интеллектуальныгх способностей. В процессе интеллектуального развития пополняются знания, расширяется кругозор, формируются интеллектуальные умения, что реализует возобновляемую составляющую потенциала. Это, в свою очередь, способствует формированию новых интеллектуальных потребностей, целей и мотивов, то есть процесс развития интенсифицируется1.
В профессиональной педагогике раскрыта специфика формирования профессиональной компетентности учителя и руководителя образовательных учреждений в исследованиях А.С.Белкина, В.В.Нестеровой Особый интерес в изучении проблем развития профессиональной компетентности и ее различных видов, в том числе и коммуникативной компетентности, представляют работы А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин,
1 Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. - СПб.: 2003.
Н.В.Кузьмина и др. В их публикациях профессиональная компетентность рассматривается как главная составная часть профессионализма личности и деятельности, являющаяся важным условием становления профессионала.
Несмотря на то, что единого подхода к определению категории «компетентность» пока не выработано, в рамках научных представлений о профессиональной компетентности сформировалось несколько направлений в определении ее сущности, структуры и функций. Понятие компетентности связывается с определенной областью профессиональной деятельности и профессионализме ее субъекта. Когда говорят о профессионале, то возникает представление о таком работнике, который выполняет свою миссию компетентно. «Профессионал - это специалист на своем месте, стимулирующий интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий интерес к своей профессии в обществе»2.
Быть компетентным, значит, быть уверенным в себе и своих силах, уметь самостоятельно обучаться. Необходим регулярный самоконтроль и самостоятельность в мышлении. Кроме того, необходимы оригинальность мышления, настойчивость, умение принимать нестандартные решения, терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих. Несомненно, понимание персональной ответственности, а отсюда внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей.
Подлинный и последовательно осуществляемый процесс саморазвития, как правило, имеет место лишь у тех людей, которые настроены именно на достижение крупномасштабных целей в жизни. Это заставляет их направленно работать над развитием у себя... индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик, развитием отношений и способностей, которые все вместе оказываются одной из обязательных предпосылок осуществления намеченных жизненных целей3. Качествами, существенно затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими результативность общения, являются: замкнутость, легкоранимое самолюбие, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность. Профессиональное общение является одним из структурных компонентов деятельности и в основе коммуникативных способностей лежат такие черты характера, как активность, самостоятельность, инициативность, решительность. Обязательно наличие определенных воле-
2 Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: 1996.
3 Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: 1998.
вых качеств и способности предвидеть результаты своей целенаправленной деятельности.
Толковый словарь русского языка раскрывает несколько составляющих коммуникативной компетентности: - компетентность - свойство компетентного, способность (перевод с английского); -компетентный (о людях) - обладающий способностью, силой, властью, умением, знанием и пр. (чтобы сделать то, что требуется); компетентный (о качествах) - достаточный, адекватный.
Можно выделить профессионально важные качества личности служащего правоохранительных органов, такие как: проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его потребности и мотивы поведения, а так же состояние психики. Кроме того представители правоохранительных структур должны быть способны установить эмоциональные контакты с различными участниками общения и поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения. Одними из важнейших качеств характера являются доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать собеседника, а в конфликтных ситуациях суметь провести адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения. В зависимости от обстоятельств для достижения компромиссов уметь мягко поменять стиль общения. Не последнюю роль играет и наличие чувства юмора.
Опытные сотрудники хорошо знают, что при доброжелательном и вежливом общении собеседники становятся откровеннее, этому способствует и приветливый взгляд, и тактическая постановка вопросов. Порой простая забывчивость или нежелание предложить посетителю стул и угрюмый взгляд сотрудника отбивают у гражданина желание к общению, даже если он пришел с просьбой об оказании ему содействия. Следует отметить, что недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов, убогость его интерьера являются факторами вызывающими даже у сотрудников гнетущее состояние. Однако это не объясняет и не оправдывает, что некоторые сотрудники позволяют себе отсутствие элементарных правил служебного этикета.
Нравственные качества сотрудников правоохранительных органов выступают как устойчивые элементы морального сознания и поведения как следователей, так и прокуроров, адвокатов и судей. Для того чтобы уголовно-процессуальные отношения были подлинно нравственными, все эти лица должны обладать высочайшими моральными качествами, быть глубоко нравственно воспитанными. Коммуникативные навыки и умения выступают одним из главных и трудно-формируемых структурных элементов коммуни-
кативной компетентности сотрудников правоохранительных органов. Действие, ставшее навыком, выполняется быстро, спокойно и легко, с наименьшими потерями и наивысшими результатами. Навыки помогают в сложной обстановке сосредоточиться на решении главной задачи.
В отечественной педагогике структуру навыков реализации профессиональной коммуникативной деятельности рассматривают как логическую совокупность и последовательность действий, основой которых является система восприятий и представлений, воображения и мышления интегрированная в целях оптимизации данного вида деятельности.
Таким образом, психолого-педагогический анализ системы коммуникативных навыков и умений в деятельности сотрудника правоохранительных органов дает возможность для следующих выводов: 1) во-первых, сотрудник правоохранительных органов в своей профессиональной деятельности в целях повышения своей коммуникативной компетентности должен стремиться к осознанному формированию необходимого и достаточного уровня профессиональных коммуникативных навыков и умений; 2) во-вторых, коммуникативные навыки и умения сотрудников правоохранительных органов взаимосвязаны с профессиональными навыками и умениями; 3) в третьих содержание коммуникативных навыков и умений можно рассматривать как логическую совокупность и последовательность действий, оптимизирующих коммуникативную деятельность в обстановке решения служебных задач профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов.
Одним из элементов служебной эстетики является внешняя культура сотрудника правоохранительных органов, охватывающая культуру устной речи, включающую форму обращения и приветствий, отношение к форменной одежде и манеру ее носить. Аккуратные и подтянутые служащие в форменной одежде вызывают уважение у населения и оказывают на окружающих воспитывающее, дисциплинирующее влияние. И, напротив, неряшливый сотрудник вызывает к себе негативное отношение окружающих. Отношение сотрудника к своим профессиональным обязанностям, к форменной одежде и общению с гражданами является выражением его отношения к своей профессиональной деятельности. И нравственно-устойчивый сотрудник будет стараться не уронить «честь мундира». Кроме того, правовая эстетика стоит на страже авторитета всей структуры правоохранительных органов и требует от них того же по отношению к гражданам. Важные для выполнения сотрудниками правоохранительных органов нормы служебного поведения содержатся в таких в меж-
дународных актах как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Кодекс поведения должностныгх лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН. Они однозначно регламентируют должное поведение сотрудника и их выполнение обеспечивается профессионально-этическим воспитанием дисциплинированности. Следует подчеркнуть, что профессиональная служебная этика и профессиональная компетенция сотрудника правоохранительных органов связаны между собой и взаимообусловливают друг друга. Это проявляется в тождественности, однозначности оценок поступков сотрудников. В процессе несения службы сотрудники правоохранительного органа постоянно совершенствуют личностный рост и формируют новые профессионально важные качества. Самовоспитание происходит в виде педагогической деятельности над самим собой, а контроль со стороны окружающих как система внешнего воспитания, целью которой является содействие совершенствованию воспитанности каждого сотрудника правоохранительных органов. Результатом будет самореализация, самоутверждение и успешное решение профессиональных задач.
Воспитание - целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к жизни в обществе на уровне человеческой цивилизации, формирование гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, уважение к закону, правам и свободам человека, гуманистичности, уважение общечеловеческих ценностей, удовлетворение потребностей личности обеспечение условий для самоопределения в свободном, интеллектуальном и культурном развитии, в самореализации. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека, общности граждан. Частью общего воспитания выступает профессиональное, нацеленное на формирование воспитанности и ее компонентов у юриста, коллектива правоохранительного органа. Правовое воспитание профессионалов-юристов и граждан - составная часть их общего и профессионального. Оно специализировано на достижение правомерного поведения профессионалов-юристов и граждан, активное и плодотворное участие их в укреплении законности и правопорядка4.
4
Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. - М.: 2000.
Повышение интеллектуального уровня развития сотрудников правоохранительных органов напрямую свидетельствует о повышении уровня коммуникативной компетентности и повышении уровня личной компетентности, а также выступает стимулом к формированию новых навыков и умений, профессиональному росту. Развитие компетентности положительно влияет на мотивацию личностных и профессиональных достижений. Коммуникативная компетентность сотрудников правоохранительных органов подразумевается как система целенаправленно сформированных и обобщенных субъектом знаний о разных аспектах профессионального общения, развитых коммуникативных способностях, трансформированных в коммуникативные навыки и умения, сопоставимые задачам профессиональной деятельности.
Воспитание, как и другие педагогические процессы, является закономерным. В педагогической системе воспитания персонала правоохранительных органов и качественным особенностям можно выделить три группы закономерностей, отражающихся в педагогических принципах: содержательные, организационные и методические5. Они способствуют достижению порядка в организации воспитательной работы и отвечают за максимально конкретизированные способы воспитания. Процесс формирования у сотрудников правоохранительных органов коммуникативной компетентности учитывает систему мероприятий подготовки и личностные качества ее участников. Наиболее успешно формирование профессиональных знаний, умений и навыков проходит у сотрудников, которые отличаются стремлением к соблюдению этических норм, наблюдательностью, развитой системой нравственно-коммуникативных качеств и нравственно-психологических ценностей профессионального общения.
В процессе формирования и совершенствования и профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов необходимо стремиться к овладению системой коммуникативных умений и навыков. На уровне умений: наблюдать и оценивать собеседника и ориентироваться в ситуации общения. Уметь читать невербальные признаки поведения партнера и осознанно использовать невербальные средства общения. В процессе ведения диалога дискуссировать, оказывать убеждающее воздействие; устанавливать психологический контакт с различными категориями собеседников, создавать неформальную или деловую обстановку в процессе общения. Кроме того, важно уметь в общении устанавливать и поддерживать доверительные отношения, управлять инициативой и дистанцией. Знать, как урегулировать психологические состояния собеседников, контролировать эмоции партнеров по общению. Самое важное, в ходе общения, необходимо управлять собственным состояниям.
Профессиональную компетентность сотрудников правоохранительных органов необходимо определить как развивающийся потенциал высокообразованного специалиста, включающего мотивацию развития профессионализма деятельности, а именно: совершенствование профессиональных навыков и умений, освоение новых способов принятия эффективных решений. Кроме того в развитии профессионализма личности необходимо учитывать развитие личностно-деловых качеств, повышение потребности в самореализации и развитие мотивации.
5Бабанский Ю.К. Различные варианты принципов воспитания в общей, вузовской и профессиональной педагогике -М.: 1982.
THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF OFFICERS IN LAW-ENFORCEMENT AUTHORITIES
©2012 A.L.Busygina A.L., A.V.Sekletov
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
This article is devoted to consideration of professional activity of employees of law-enforcement authorities, problems of their professionalism and professional competence. The attention is paid to the structure of skills of realization of professional communicative activity, professional communication and ethic life. Keywords: professional competence, professional culture, communicative skills.
Alla Lvovna Busygina, Doctor of pedagogical sciences, professor of chair of psychology. E-mail: a. l. busygina@mail. ru
Anton Vasiljevich Sekletov, post-graduate student (full-time department). E-mail: sekletow@mail. ru