Научная статья на тему 'Совершенствование профессиональной готовности обучающихся в вузах Министерства внутренних дел России'

Совершенствование профессиональной готовности обучающихся в вузах Министерства внутренних дел России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВУЗОВ МВД РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / PROFESSIONAL READINESS / LEVELS OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко Андрей Андреевич

Статья посвящена рассмотрению вопросов совершенствования профессиональной готовности курсантов и слушателей, обучающихся в вузах МВД России, как необходимого условия, подготовки квалифицированных специалистов, способных выполнять возложенные на МВД России функции и задачи. В статье раскрывается сущность и содержание понятия «профессиональная готовность». Для оценки состояния и качества совершенствования профессиональной готовности, в процессе обучения, предложено внедрение уровней сформированности профессиональной готовности, а также определены этапы обучения в процессе которых происходит совершенствование профессиональной готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеенко Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of professional readiness of students at higher education institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs

The article is devoted to the issues of improving the professional readiness of the cadets and students studying at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as a necessary condition, training of the qualified specialists who are able to fulfill the functions and tasks assigned to the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article reveals the essence and content of the concept of “professional readiness”, the levels of formation and the state of improving professional readiness in the learning process, as well as possible directions for improving the quality of training of the students.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессиональной готовности обучающихся в вузах Министерства внутренних дел России»

230.

2. Koshkin, Ye.V., Mikhaylov, A.S., Nokhrin, M.Yu. and Smirnov, A.A. (2019), "Differentiated approach in the development of special physical qualities of sambo wrestlers ", Chelovek. Sport. Meditsina, No. 2 (19), pp. 133-138.

3. Mikhailov, A.S. and Koshkin, Ye.V. (2015), "Improving the technical and tactical preparedness of athletes of shock martial arts using lead exercises", Physical education: upbringing, education, training, No. 6, pp 41-43.

Контактная информация: starioss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2020

УДК 378

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Андрей Андреевич Моисеенко, старший преподаватель, Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел России

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопросов совершенствования профессиональной готовности курсантов и слушателей, обучающихся в вузах МВД России, как необходимого условия, подготовки квалифицированных специалистов, способных выполнять возложенные на МВД России функции и задачи. В статье раскрывается сущность и содержание понятия «профессиональная готовность». Для оценки состояния и качества совершенствования профессиональной готовности, в процессе обучения, предложено внедрение уровней сформированности профессиональной готовности, а также определены этапы обучения в процессе которых происходит совершенствование профессиональной готовности.

Ключевые слова: курсанты вузов МВД России, профессиональная готовность, уровни сфор-мированности профессиональной готовности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p214-217

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL READINESS OF STUDENTS AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL

AFFAIRS

Andrey Andreevich Moiseenko, the senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry ofInterior of Russia

Abstract

The article is devoted to the issues of improving the professional readiness of the cadets and students studying at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as a necessary condition, training of the qualified specialists who are able to fulfill the functions and tasks assigned to the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article reveals the essence and content of the concept of "professional readiness", the levels of formation and the state of improving professional readiness in the learning process, as well as possible directions for improving the quality of training of the students.

Keywords: cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, professional readiness, levels of formation of professional readiness.

Обучение курсантов и слушателей в вузах МВД России определяется спецификой будущей профессиональной деятельности и направлено на приближение содержания образовательных программ к условиям оперативно-служебной деятельности. Для подготовки высококвалифицированных специалистов в процессе обучения необходимо совершенствовать профессиональную готовность.

В психолого-педагогической литературе понятие профессиональная готовность рассматривается с нескольких точек зрения. Сторонники личностного подхода (М.И.

Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Крутецкий) рассматривают профессиональную готовность как характеристику личности, которая обладает знаниями, умениями, навыками необходимыми в профессиональной деятельности, склонность к ней, увлеченность и наличие психических качеств, позволяющих успешно выполнять профессиональные обязанности. В свою очередь сторонники деятельностного подхода (Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе и др.) рассматривают профессиональную готовность в тесной взаимосвязи с деятельностной установкой. По их мнению, готовность не может возникать без связи с установками деятельности, кроме того готовность - сложное образование, которое содержит в себе осознанные и неосознанные установки, понимание задач, выбор оптимальных способов деятельности, оценку своих способностей.

Таким образом, подходы к понятию профессиональная готовность достаточно многочисленны, исследователи, рассматривая различные характеристики выделяют общую и специальную готовность (Б.Г. Ананьев); функциональную и личностную (Ф.Т. Гецов, В.А. Сластенин); постоянную и ситуативную (Л.С. Нерсесян); психологическую и практическую готовность (Ю.К. Некрасов, А.И. Щербаков).

Если рассматривать профессиональную готовность сотрудника полиции то она характеризуется наличием необходимых для успешной профессиональной деятельности знаний, умений и навыков, готовностью ежедневно выполнять профессиональные обязанности (постоянная), готовностью к действиям в экстремальных ситуациях (ситуативная), психологическая готовность к внезапному изменению окружающей обстановки и необходимости незамедлительного принятия решений и реагирования на такие изменения. Другими словами, профессиональная готовность включает в себя мотивационный, психологический, физический, теоретический и практические компоненты. Необходимо отметить, что совершенствование всех элементов профессиональной готовности происходит в комплексе и взаимосвязи.

Рассматривая мотивационный компонент профессиональной готовности, необходимо отметить, что он частично присутствует у абитуриентов вузов МВД России, но сформирован на разных уровнях, что подтверждается тем, что некоторые курсанты увольняются в первые месяцы обучения.

Данный факт обусловлен тем, что у таких курсантов мотивационный компонент профессиональной готовности на этапе поступления находится на низком уровне, сталкиваясь с трудностями обучения в ведомственных вузах (распорядок дня, необходимость соблюдения субординации, строевая подготовка, несение службы в нарядах, уборка закрепленной за подразделением территории) делают вывод о том, что ошиблись с выбором будущей профессии и пишут рапорт об отчислении.

В процессе обучения мотивационный компонент развивается с получением знаний об истории органов внутренних дел, выбранной профессии, что способствует повышению мотивации к обучению, результативности труда, успешной профессиональной деятельности, карьерному росту.

Психологический компонент профессиональной готовности, как и мотивационный, совершенствуется в процессе занятий и повседневной служебной деятельности, что связано с описанными выше особенностями обучения в вузах МВД России.

Совершенствование физического компонента происходит также в процессе соблюдения распорядка дня (например: на утренней физической зарядке, уборке закрепленной территории), несении службы в нарядах, строевой подготовке, а также на занятиях специальными дисциплинами.

Теоретический компонент профессиональной готовности играет важную роль в подготовке курсантов, он закладывает основную базу, которая позволяет трактовать нормы права, применять в практической деятельности законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Таким образом, он совершенствуется на протяжении всего обучения, в процессе изучения общих и специальных дисциплин, а также во время дальнейшей службы.

Эффективность изучения дисциплин оценивается в процессе промежуточных и итоговых аттестаций.

Практический компонент совершенствуется в процессе выполнения практических заданий, решения задач в и прохождения практик в органах внутренних дел. Для улучшения качества совершенствования практического компонента и реализации требований о практической направленности обучения организуются учебные и внеучебные виды практик. В процессе прохождения практик курсанты и слушатели знакомятся с оперативной обстановкой на территории, участвуют в охране общественного порядка, профилактике, раскрытии и расследовании преступлений.

Прохождение практики проводится под наблюдением преподавателей и наставников из числа сотрудников территориальных органов, что позволяет закрепить полученные теоретические знания.

Как известно, курсанты вузов МВД России, преимущественно получают юридическое образование. Существует множество вузов, в которых возможно получить юридическое образование, вузы МВД России отличаются от них наличием специальных дисциплин, в процессе изучения которых совершенствуется постоянная и ситуативная готовность. К таким специальным дисциплинам относятся физическая, тактико-специальная и огневая подготовка.

В процессе изучения физической подготовки у курсантов и слушателей совершенствуется общая и специальные выносливости, сила, быстрота реакции, осваиваются боевые приемы борьбы, способы задержания и досмотра правонарушителей.

На занятиях по тактико-специальной подготовке получают навыки ориентирования и маскировки на местности, действия в составе различных нарядов, поисковых групп, слаженности при совместных действиях в составе подразделения и другие. Кроме того тактико-специальная подготовка достаточно успешно совершенствует физический компонент профессиональной готовности, что достигается при проведении занятий с использованием средств индивидуальной бронезащиты и специальных средств (щиты, палки резиновые).

Занятия по огневой подготовке включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть содержит знания об устройстве и принципах работы оружия, состоящего на вооружении, мерах безопасности при проведении стрельб, действиях по командам, подаваемым при стрельбе, приемах и правилах стрельбы из различного оружия. На практических занятиях отрабатываются и совершенствуются действия с оружием, выполняются упражнения стрельб.

Таким образом, совершенствование профессиональной готовности курсантов вузов МВД России достаточно сложный и многогранный процесс, направленный на создание педагогических и организационных условий, которые будут способствовать развитию, в процессе обучения перечисленных элементов профессиональной готовности. Необходимо учитывать, что процесс совершенствования зависит от начального уровня развития элементов профессиональной готовности, из чего следует вывод о необходимости проведения более тщательного профессионального отбора кандидатов к поступлению в вузы МВД России во время которого проверяется наличие предпрофессионального уровня готовности, который предполагает существование мотивации, психологических, физических и теоретических качеств, позволяющих сделать вывод о пригодности абитуриента к дальнейшему совершенствованию.

Также необходимо принимать во внимание, что на первом курсе происходит процесс адаптации к условиям службы, обучения, сплочение коллектива в учебных группах, которые проходят индивидуально (от одного до шести месяцев). В связи с этим при распределении учебной и других видов нагрузок необходимо учитывать этот адаптационный период и оптимизировать нагрузку на курсантов в первом семестре.

Для оценки сформированности профессиональной готовности предлагается использовать три уровня: допустимая, необходимая и оптимальная. По результатам первого года

обучения курсанты проходят профессиональную подготовку и получают свидетельство о должности служащего «Полицейский». Полученные навыки соответствуют допустимой ступени профессиональной готовности. В дальнейшем, обучаясь на втором, третьем, четвертом и пятом курсах курсанты и слушатели получают знания, умения и навыки позволяющие совершенствовать профессиональную готовность до необходимого уровня, который проверяется во время сдачи в десятом семестре экзаменов и прохождения государственной итоговой аттестации.

Важно понимать, что оптимальная ступень профессиональной готовности зависит от множества внешних факторов (техническая оснащенность и вооружение подразделения, появление новых способов и средств совершения правонарушений и преступлений) и может совершенствоваться бесконечно, на протяжении службы сотрудника в органах внутренних дел.

Эффективность совершенствования оптимальной ступени определяется условиями прохождения службы сотрудника, занимаемой должностью, профессионализмом закрепляемых за ним наставников, качеством проведения курсов повышения квалификации, мотивацией сотрудника к самосовершенствованию и другими факторами.

Таким образом, проведенное исследование, позволяет сделать вывод о том, что профессиональная готовность состоит из мотивационного, психологического, физического, теоретического и практического компонентов.

Совершенствование всех элементов профессиональной готовности происходит в комплексе и взаимосвязи, на протяжении всего периода обучения в вузе МВД России, в процессе изучения различных дисциплин, а также при выполнении других обязанностей (выполнение мероприятий, предусмотренных распорядком дня, несение службы в нарядах, участие в охране общественного порядка и т.д.).

В процессе исследования предложено ввести три уровня сформированности профессиональной готовности: допустимая, необходимая и оптимальная, которые позволят сделать вывод о качестве организации образовательного процесса в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Купавцев, Т.С. Обоснование содержания профессионального образования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / Т.С. Купавцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 79-85.

2. Моисеенко, А.А. О сущности и содержании феномена "профессиональная готовность" / А. А. Моисеенко // Проблемы современного педагогического образования. Серия : Педагогика и психология. - 2018. - № 61-4. - С. 229-232.

REFERENCES

1. Kupavtsev, T.S. (2012), "Justification of the content of professional education of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafia, Vol. 92, No. 10, pp. 79-85.

2. Moiseenko, A.A. (2018), "On the nature and content of the phenomenon of "professional readiness"", Problems of modern pedagogical education. Series: Pedagogics and psychology, No. 61 (4), pp. 229-232.

Контактная информация: moisseian@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.