Научная статья на тему 'Совершенствование проблемных ситуаций на уроках избирательного права'

Совершенствование проблемных ситуаций на уроках избирательного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВА ГРАЖДАН / КОНСТИТУЦИЯ РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черненко Галина Романовна

Статья знакомит с совершенствованием проблемных ситуаций на уроках обществознания, а также способствует способам их создания, а именно: знакомит с противоречащими фактами; необходимостью выбора нужной информации; противоречиями между имеющимися знаниями и необходимыми; побуждает к сравнению, сопоставлению, обобщению. Знание ситуаций практического характера требует оценки самостоятельной, совместной с учителем, групповой и коллективной деятельности учащихся на уроках избирательного права [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование проблемных ситуаций на уроках избирательного права»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА Черненко Г.Р.

Черненко Галина Романовна - учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа № 16, г. Красногорск, Московская область

Аннотация: статья знакомит с совершенствованием проблемных ситуаций на уроках обществознания, а также способствует способам их создания, а именно: знакомит с противоречащими фактами; необходимостью выбора нужной информации; противоречиями между имеющимися знаниями и необходимыми; побуждает к сравнению, сопоставлению, обобщению. Знание ситуаций практического характера требует оценки самостоятельной, совместной с учителем, групповой и коллективной деятельности учащихся на уроках избирательного права [1].

Ключевые слова: правовое государство, права граждан, Конституция РФ.

Важнейшая задача цивилизации -научить человека мыслить Эдисон

Совершенствованию проблемных ситуаций на уроках обществознания способствуют способы их создания, а именно: знакомство с противоречащими фактами; необходимость выбора нужной информации; противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми; побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению, предъявление парадоксов. Знание ситуаций практического характера требуют оценки самостоятельной, совместной с учителем, групповой и коллективной деятельности учащихся на уроках избирательного права. [1]

Как известно, среди методов обучения, направленных на интенсификацию урока, особое место занимает проблемное обучение, а в нем проблемная ситуация, которая является для учащегося интеллектуальным затруднением, как при изучении нового материала, так и закреплении пройденного. [1] Таким образом, проблемное обучение не терпит стандарта и постоянно требует нового, творческого подхода в обучении.

Предмет «Обществознание» 9 класс

Тема: Гражданские права человека

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с содержанием статей Конституции РФ, касающихся гражданских прав человека, с основами гражданских прав.

2. Развивать у учащихся политическое, аналитическое мышление.

3. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине.

Основные понятия: правовое государство, права граждан, Конституция РФ.

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

Использованная технология: технология проблемного обучения.

Оборудование: Конституция РФ, рабочая тетрадь, учебник «Обществознание».

Эпиграф:

Свобода есть право делать всё, что дозволено законами (Ш. Мотескьё)

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какое государство называется правовым?

Учащиеся: это демократическое государство, в нем обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека.

Учитель: Задача государства защищать права человека, и не допускать их нарушения. У человека много прав, они делятся на группы. Какие группы прав вам известны?

Учащиеся: культурные, гражданские, социальные, экономические, политические.

III. Работа в группах.

Учитель: Прав много, но именно гражданские права составляют большую часть всех прав и свобод человека. Вашим домашним заданием к этому уроку было необходимо найти статьи в газетах, где говорится о нарушении прав человека. Анализируя данные статьи, мы определим, какие из прав гражданина и человека нарушаются. А потом рассмотрим статью в Конституции, касающуюся нарушения данного гражданского права. Для этого мы разделимся на три группы:

• I группа - Правительство РФ

• II группа - депутаты Государственной Думы

• III группа - журналисты

(на столы ставятся таблички с названиями групп)

Учитель: В одной из газетных статей говорится о том, что гражданка М. возмущена тем, что детские сады в городе С. муниципальные власти передают в частные руки. А как мы знаем, что в РФ острый дефицит с местами для детей в детских садах. Молодые семьи становятся в очередь, как только рождается ребёнок. Какие права граждан нарушены в данном случае? А сейчас каждая группа с позиции Правительства РФ, Государственной Думы и журналистов должна выразить свою точку зрения.

Ответ I группы: Правительство РФ в первую очередь заинтересовано в строительстве новых детских садов и сохранении старого государственного имущества. При этом Правительство ежегодно выставляет на торги (приватизирует) государственное имущество. Все эти сделки должны совершаться в строгом соответствии с Конституцией РФ.

Ответ II группы: депутаты Государственной Думы обязаны отстаивать интересы, как каждого гражданина, так и общества в целом. Они должны препятствовать незаконным сделкам, которые организовывают и проводят местные муниципальные власти, делать депутатские запросы, при необходимости обращаться в суд.

Ответ III группы: журналисты должны как можно более правдиво, объективно освещать происходящие события. Если такие вопросы возникают, то они должны решаться гражданами путём референдума или через другие выборные органы местного самоуправления и разъясняться в печати.

Учитель: Таким образом, можно сделать вывод, что затронутая в статье ситуация, происходящая в городе С., противоречит статье 130 Конституции РФ тем, что муниципальные власти не обеспечили проведение референдума (прямого волеизъявления) граждан данного населённого пункта. Поэтому согласно этой статье права граждан были нарушены. Как правило, такие ситуации разрешаются в суде. В данном случае нарушены личные права граждан. (По аналогичной схеме анализируются остальные статьи, подготовленные учащимися дома.)

Учитель: Продолжите предложения:

- Гражданские права делятся...

- Гражданские права закреплены.

- Гражданские права нужно знать для того, чтобы.

Учитель: Как общество может противостоять нарушению прав человека?

Каждая группа учащихся, представляющая депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, журналистов выражает свою точку зрения на поставленный вопрос.

Учитель: Таким образом, гражданских прав много, но самые главные права - это право свободы слова, право на жизнь, свободу перемещения.

ГУ.Игра «Пойми меня»

Целью игры является определение степени понимания подростками правовых терминов, уровня знаний прав и свобод. Для ее проведения формируется 2 команды по 5-6 человек. Остальные учащиеся составляют группу поддержки. Преподаватель задает вопросы, судья подсчитывает баллы.

Ход игры

I тур - «Команда-капитан»

Команды придумывают название, защищают её, выбирают капитана.

II тур - «Пойми меня»

Команды выстраиваются в ряд. Все игроки закрывают уши. Учитель называет капитанам один из типичных правовых терминов. Капитаны просят игрока, стоящего рядом, снять наушники. Объясняют термин, не используя ни жестов, ни рисунков. Второй игрок должен правильно назвать термин, а затем объяснить его следующему игроку. На передачу термина даётся 1 минута. Если вся команда назвала термин правильно, каждому игроку присуждается 1 балл. Если термин назван неправильно, команде не присуждается ни одного балла. Если термин назван неправильно на 3-4 шагах, команде засчитывается число баллов, соответствующее количеству правильных ответов. После окончания тура капитан переходит в конец шеренги и игру начинает второй игрок и т.д.

Термины для второго тура: право, свобода, закон, Конституция, ответственность, лидер, обязательства.

Учитель анализирует результаты, затем выходит на уровень понятий гражданского права:

• Основные права принадлежат человеку от рождения.

• Процедурные права защищают человека, попавшего в тяжёлые, экстремальные ситуации.

Учитель спрашивает у учащихся, какие бывают гражданские права у человека. Выслушивает их умозаключения.

Учитель предлагает и анализирует различные ситуации и определяет степень информированности детей о своих правах, о государственной и общественной инфраструктуре, обеспечивающих их реализацию.

III тур - «Мои права»

Командам раздается список возможных прав и свобод человека.

Задание: определить, какими правами пользуются дети и подростки в соответствии с Российским законодательством. Даётся 2 минуты на задание. Баллы подсчитываются по числу правильных ответов.

Перечень прав:

- Право на жизнь

- Право на гражданство

- Право на свободу совести и религиозных убеждений

- Право на труд

- Право на защиту жизни и здоровья

- Право на образование

- Право на жилище

- Право на получение информации

- Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

- Право создать семью.

IV тур - «Ассоциация»

Капитану называют термин. Просят назвать слова - ассоциации. Судья записывает слова. Затем ассоциации за 1 минуту называют все оставшиеся члены команды по

21

очереди. Фиксируются совпадения, за каждое из них даётся 1 балл. Подсчитывается общее число баллов, определяется и награждается победитель.

Термины для ассоциации: организация, ассамблея, коллектив, училище, дело, решение, парламент.

Затем преподаватель делает анализ о степени информированности учащихся. V. Подведение итогов урока.

Таким образом, на уроке путем применения проблемных ситуаций преподаватель побуждает обучающихся к закреплению и обобщению пройденного материала. В ходе работы учащиеся проявляют интерес к содержанию статей Конституции РФ, которые используются на практике [2].

Учителем совместно с учащимися дается оценка их самостоятельной и групповой деятельности. В результате подведения итогов урока подтверждается высказывание Эдисона, что важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить.

Список литературы

1. Махмутов М.Н. Организация проблемного обучения. Москва: «Просвещение», 1977.

2. Бухаркина М.Ю. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. Москва: «Академия», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.