Научная статья на тему 'Совершенствование принципов управления рыбными ресурсами СВА'

Совершенствование принципов управления рыбными ресурсами СВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев А. М.

В статье излагается метод распределения общедопустимого улова (ОДУ) различных биологических водных объектов как между субъектами РФ, так и между хозяйствующими субъектами по промысловому потенциалу с учетом вылова неквотируемых объектов лова, поставок рыбопродукции на внутренний рынок и степени уплаты налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование принципов управления рыбными ресурсами СВА»

Совершенствование принципов управления рыбными ресурсами СВА

А.М. Васильев

Институт экономических проблем КНЦ РАН

Аннотация. В статье излагается метод распределения общедопустимого улова (ОДУ) различных биологических водных объектов как между субъектами РФ, так и между хозяйствующими субъектами по промысловому потенциалу с учетом вылова неквотируемых объектов лова, поставок рыбопродукции на внутренний рынок и степени уплаты налогов.

Abstract. In the paper the method of distribution of the total admissible catch (TAC) of the various biological marine resources between the subjects of Russian Federation as well as between the fleets has been considered. This distribution method takes into account the catch of the unlimited marine products, the delivery of the fish products on the Russian market and degrees of the tax payment.

1. Введение

В рыбной отрасли до сего времени нет общепринятой методики распределения квотируемых объектов промысла между различными субъектами. Проводимые в последние годы эксперименты не дали положительного результата. Задачей исследования является выработка объективного метода распределения квотируемых объектов промысла, стимулирующего добычу неквотируемых рыб, поставки продукции на внутренний рынок и уплату налогов.

2. Принципы распределения биоресурсов

В Конституции Российской Федерации записано: "В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование" (ст. 72 п. 1 п.п. "в" и "г"). Толкование понятия "совместное ведение" не дано, в какой степени сказанное относится к континентальному шельфу и территориальным водам - не сказано. Поэтому для уяснения порядка пользования водными биологическими ресурсами следует обратиться к другим законодательным актам, основополагающим из которых, по нашему мнению, является Федеральный Закон "О континентальном шельфе Российской Федерации", принятый Думой 25 октября 1995 г.

В этом Законе, в частности, сказано: "В компетенцию Федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе входит: определение общего допустимого улова живых ресурсов по районам вылова и видам живых ресурсов; контроль за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов, их защита и охрана; установление порядка использования живых ресурсов, включая выдачу лицензий на промысел".

Приведенные формулировки оставляют широкое поле для произвольного толкования Закона, что и сделал Госкомрыболовство, издав в 1995 г. "Временное положение о порядке распределения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов", запутывающее этот вопрос до абсурда. Согласно этому документу, Госкомрыболовство оставил за собой контроль, а по сути дела -распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами. Занявшись не свойственными центральному правительственному органу, по сути дела, хозяйственными функциями, Госкомрыболовство в то же время не управляет эксплуатацией биологических ресурсов в интересах общества. Флот не обновляется, береговая рыбообработка почти прекращена, прибрежные поселения влачат жалкое существование из-за отсутствия производств.

Исходя из вышеизложенного, основными целями системы управления биоресурсами должны

быть:

1. Обеспечение поставок рыбного сырья и готовой продукции на региональные рынки в объемах, достаточных для создания конкурентной среды.

2. Содействие структурной перестройки рыбной отрасли и развитию предприятий.

3. Обеспечение поступления налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из принципов совместного ведения и управления биологическими ресурсами, компетенцией центрального правительственного органа должно быть: изучение ресурсов, определение общего допустимого улова, разработка правил рыболовства и контроль за их соблюдением, наделение

регионов рыбными квотами. Использование выделенных правительством региональных квот должно стать прерогативой региональных властей.

Наиболее объективным критерием для наделения регионов квотами, по нашему мнению, является рыболовный (промысловый) потенциал, измеряемый возможностями по вылову.

Важным и принципиальным является вопрос учета при определении промысловых потенциалов судов типа БМРТ и БАТов. Официальных документов, запрещающих этим судам добычу трески и пикши в Баренцевом море, нет. Они не используются здесь по рекомендации ученых ПИНРО для уменьшения промыслового пресса и из-за возможности большого прилова молоди. Тогда по этим причинам не должны добывать треску и новые суда-фабрики, что противоречит их основному назначению.

Учитывая вышеизложенное, а также необходимость стимулирования добычи пелагических рыб, предлагаем при расчете промысловых потенциалов учитывать суда всех типов при следующих условиях:

- суда типа БМРТПТ и "Алтай" должны добывать и доставлять на внутренний рынок продукцию массовых пелагических рыб в объеме 10 т на 1 т выделенных квот трески и пикши;

- остальные типы БМРТ и БАТы - 15 т на 1 т.

Суда типа БМРТПТ и "Алтай", учитывая их большой возраст, незначительную мощность силовых установок, наличие филитировочных машин, допустимо использовать и в Баренцевом море, в том числе на треске и пикше.

При расчете коэффициентов по производительности лова следует учитывать только суда, находящиеся в эксплуатации или в ремонте на судоремонтных предприятиях. Предлагаем не учитывать суда, у которых закончился срок регистровых документов, и в течение 3-х месяцев после этого не начат ремонт под класс Регистра.

Одной из главных целей управления эксплуатацией биоресурсов является обеспечение поступлений налогов от их добычи и переработки в соответствии с законами РФ.

Целесообразно уже на стадии раздела квот между регионами при подсчете коэффициентов не учитывать суда, зарегистрированные в оффшорных зонах, поскольку они не платят налогов в России.

В табл. 1 представлен расчет региональных квот в виде долей от общероссийской части ОДУ, подлежащего разделу между областями. В соответствии с расчетами Мурманская область должна получить около 65 % ОДУ, подлежащего разделу, Архангельская - около 23 % и республика Карелия -около 12 %.

Распределение биоресурсов между хозяйствующими субъектами на региональном уровне в настоящее время производится по методикам и методам, предписываемым Департаментом по рыболовству Минсельхозпрода России. Результаты подлежат рассмотрению и утверждению в вышеназванном органе, где они зачастую подвергаются необоснованной корректировке. Так трактуется Департаментом "совместное ведение" управления биоресурсами.

Многочисленные нарекания к критериям и методам распределения квот со стороны рыбопромышленников, большие задержки с распределением квот в последние два года, являющиеся одной из основных причин их неосвоения по треске и пикше, неэффективное использование рыбных ресурсов свидетельствуют о назревшей необходимости передачи этой, по сути дела, хозяйственной функции в регионы. Тем более, что на местах имеются для этих целей соответствующие государственные органы - управления, департаменты, отделы по рыболовству при республиканских (областных) администрациях. Принципы "совместного ведения" не будут нарушены, так как методические документы по управлению биоресурсами в регионах могут согласовываться с Минсельхозпродом России.

В целях обеспечения лучших сроков вылова тех или иных гидробионтов и повышения экономической эффективности работы предприятий до наступления очередного года региональные квоты должны быть полностью распределены за минусом объемов, предназначенных для создания регионального фонда содействия развитию рыбной отрасли (квота развития). Величину "квоты развития" определяют региональные власти, но она не должна превышать 15 % региональной квоты. "Квота развития" является одной из составляющих "конкурсной квоты".

Основой для распределения региональных квот, также как и при распределении ОДУ по областям, могут служить коэффициенты производительности по судам. При поиске дополнительных -стимулирующих, компенсационных - критериев целесообразен дифференцированный подход по усмотрению регионов. Например, на Северном бассейне из-за недостатка соответствующих добывающих мощностей и малой их экономической эффективности остро стоит проблема освоения российских квот массовых пелагических рыб - путассу, сельди, мойвы, сайки. Большие морозильные

траулеры типов "Лесков" и "Кронштадт" находятся за пределами нормативных сроков эксплуатации, и их осталось мало; средний возраст морозильных траулеров типа "И. Бочков" - свыше 16 лет, т.е. приближается к нормативному; РТМ-С "Моонзунд" и "Горизонт" переданы в долгосрочную аренду иностранным компаниям и в основном оперируют за пределами СВА. Приобретение судов, эффективных на промысле пелагических объектов, пока что не наблюдается. По этим причинам необходимо стимулировать добычу пелагических рыб.

Таблица 1

Расчет долей региональных квот, %

Регион, тип судна Количество судов Коэффициент производительности лова Сумма коэффициентов Процент от ОДУ, подлежащего разделу между регионами

Мурманская область 232 - 269,67 66,46

1. БМРТ типа "Алтай" 1 1,39 1,39 -

2. БМРТ прочих типов 18 1,39 25,02 -

3. БМРТ типа "И. Бочков" 17 2,75 46,75 -

4. Судно - филетировщик 1 2,75 2,75 -

5. ТСМ типа "Орленок" 19 1,29 21,93 -

6. СРТР типа "Баренцево море" 38 1,22 35,38 -

7. СРТМ разных типов 94 1,00 88,00 -

8. СТР типа "Альпинист" 22 0,83 22,41 -

9. Малые суда 16 0,30 4,20 -

10. Суда типа "Шаньков" 6 1,38 8,28 -

Архангельская область 71 - 89,11 21,97

1. Супертраулеры типа "Моонзунд" 2 3,00 6,00 -

2. БМРТ типа "Пулковский Меридиан" 2 3,00 6,00 -

3. БМРТ типа "И. Бочков" 5 2,75 13,75 -

4. БМРТ прочих типов 1 1,39 1,39 -

5. Траулеры типа "Зверобой" 2 1,26 2,52 -

6. СРТР типа "Баренцево море" 19 1,22 23,18 -

7. СРТМ разных типов 30 1,00 30,00 -

8. СТР типа "Альпинист" 3 0,83 2,49 -

9. СРТР разных типов 7 0,54 3,78 -

Республика Карелия 40 - 46,96 11,57

ТСМ типа "Орленок" 24 1,29 30,96 -

СРТМ разных типов 16 1,00 16,00 -

Всего по Северному бассейну 343 - 405,74 100,0

Примечания: 1. Расчет долей произведен по формуле: Бр=^Кр1^Кб, (1)

где: Бр - доля региона (процент) в ОДУ, подлежащем разделу; ЦСр - сумма коэффициентов по региону, адекватная промысловому потенциалу; ¿Кб - сумма коэффициентов по бассейну, адекватная промысловому потенциалу.

2. Количество судов принято по форме 63-ТП за 1997 г.

3. Промысловые потенциалы (коэффициенты производительности) приняты по данным ПИНРО о добыче на сутки лова.

4. Суда Союза Рыбопромышленников Севера разделены по регионам.

Важной проблемой, решение которой на данном этапе можно стимулировать за счет соответствующей системы распределения квот, является учет объемов продукции, сырья и полуфабрикатов, поставляемых для переработки на береговых заводах, а также на внутренний рынок.

К сожалению, невозможно определить достаточно обоснованный формализованный критерий для этих целей. Поэтому необходимо ежегодно выделять в определенном размере "стимулирующую квоту", которую затем распределять по коэффициентам участия в вылове пелагических рыб, в поставках продукции на внутренний рынок и береговые заводы.

Общая формула для определения квот вылова хозяйствующих субъектов будет иметь следующий вид:

В*=(Ш7вх£р-£р-£с) *Кх/Жхр+ВсХ (Бхп/^Врп+ Бер/^Бер+ Б3/2Б3), (2)

где: Бх - величина квоты хозяйствующего субъекта, т;

ООУБ - российская часть общедопустимого улова, подлежащая разделу между регионами, т;

Бр - доля региона в ОБУв, подлежащем разделу, %;

Бр - квота развития рыбной отрасли региона, определяемая властями субъекта РФ, т;

Бс - квота для стимулирования добычи пелагических рыб, поставок рыбопродукции на внутренний рынок и рыбозаводы, определяемая властями субъекта РФ, т;

Кх - сумма коэффициентов производительности добычи хозяйствующего субъекта;

2Кхр - сумма коэффициентов производительности добычи хозяйствующих субъектов региона;

Бхп - вылов пелагических рыб хозяйствующего субъекта в году, предшествующему планируемому,

т;

2Брп - вылов пелагических рыб хозяйствующими субъектами региона, т;

Бер - поставки готовой продукции хозяйствующим субъектам на внутренний рынок в году, предшествующем планируемому, т;

2Бвр - поставки готовой продукции на внутренний рынок всеми хозяйствующим субъектами региона, т;

Бз - поставки сырья, полуфабрикатов хозяйствующим субъектам для рыбозаводов, т;

2Бз - поставки сырья, полуфабрикатов всеми хозяйствующими субъектами региона для рыбозаводов, т.

Полученный по формуле (2) результат необходимо умножить на коэффициент "Кн", отражающий степень уплаты налогов текущего года.

Кн Супл./Снач., (3)

где: Супл. - величина налогов уплаченных;

Снач. - величина налогов начисленных.

Величину уменьшения квот на коэффициент уплаты налогов предлагаем присовокуплять к " квоте развития".

Пример расчета долей вылова основных предприятий Мурманской области по данным о наличии флота на 1.01.1998 г. приведен в табл. 2.

Предлагаемые принципы совершенствования управления государственными биологическими ресурсами будут способствовать решению наиболее важных проблем рыбной отрасли Северного бассейна: повышению экономической эффективности промысла; полному использованию биологических объектов СВА, в том числе массовых пелагических; развитию прибрежного промысла и береговой рыбообработки; уплате налогов в соответствии с законами РФ; эксплуатации судов под российским флагом.

В соответствии с Законом РФ "О животном мире" и проектом Закона РФ "Об исключительной экономической зоне", предполагается введение платы за биологические ресурсы. Эта плата носит рентный характер, и поэтому наибольший размер ее должен быть на треску, пикшу и другие донные объекты промысла Баренцева моря.

Введение платы вызовет рост затрат на производство и цен реализации продукции, что, в свою очередь, приведет к дальнейшему оттоку с российских рынков белой рыбы, к сокращению вылова малорентабельных массовых пелагических рыб. Поэтому целесообразно вводить плату поэтапно.

Таблица 2

Пример распределения региональной квоты Мурманской области на 1998 год

Предприятие, тип судна Коэффициенты по типам судов Количество судов Сумма коэффициентов производительности Доля предприятий в региональ-ной квоте, % Доля предприятий в стимулирующей квоте, %

1. ОАО "Мурманский тралфлот" - 53 67,52 25,24 0,0

БМРТА 1,39 1 1,39

БМРТПТ 1,39 4 5,56

СТМ 1,29 15 19,35

ПСТ 1,22 27 32,94

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суда типа "И. Шаньков" 1,38 6 8,28

2. ОАО "Мурманрыбпром" - 40 66,65 24,91 73,1

БМРТИБ 2,75 15 41,25

БМРТПТ 1,39 7 9,73

ПСТ 1,22 1 1,22

СТРА 0,83 15 12,45

СРТМ 1,00 2 2,0

3. ГП "Севрыбпромразведка" - 18 23,09 8,63 18,1

БМРТИБ 2,75 2 5,50

СТМ 1,29 1 1,29

ПСТ 1,22 8 9,76

СРТМ-502 1,00 6 6,00

СРТР-502 0,54 1 0,54

4. ОАО "Севрыбхолодфлот" 8 5,89 2,24 0,3

Ин. 3000 л.с. 1,39 1 1,39

БМРТПТ 1,39 1 1,39

СРТМ 1,00 2 2,00

Малые суда 0,30 4 1,2

5. Союз рыбопромышл. Севера 77 71,40 26,69 7,7

БМРТПТ 1,39 6 8,34

СТМ 1,29 3 3,87

ПСТ 1,22 2 2,44

СРТМ 1,00 49 49,00

СТРА 0,83 5 4,15

Малые суда 0,30 12 3,60

6. Мурманский "Рыбакколхозсоюз" 36 32,90 12,3 0,8

СТРА 0,83 2 1,66

СРТМ 1,00 28 28,00

СРТР-502Р 0,54 1 0,54

СРТР 0,54 5 2,70

Б С Е Г О - 232 267,54 100,0 100,0

На первом этапе, до завершения процесса обновления производственного аппарата (ориентировочно до 2005 г.), целесообразно ввести плату (возможно, пошлину) на рыбопродукцию, вывозимую с моря за рубеж без пересечения таможенной границы Российской Федерации. Лишь после перевооружения флота новыми высокопроизводительными судами возможно введение платы в полном объеме, дифференцированной по объектам и районам промысла.

Следует также отметить сложности введения платы за биоресурсы российского шельфа, связанные с миграцией рыб и проведением определенных жизненных периодов в Российской и Норвежской экономических зонах.

Определенные надежды на улучшение экономической среды рыбопромышленники Северного бассейна связывают с выходом Закона РФ "О рыболовстве и охране биологических ресурсов". Однако ознакомление с его проектом показывает, что перемен к лучшему, в том числе в вопросах управления биоресурсами, ожидать не следует.

3. Заключение

Предлагаемые принципы совершенствования управления государственными биологическими ресурсами будут способствовать решению наиболее важных проблем рыбной отрасли Северного бассейна: повышению экономической эффективности их использования, развитию прибрежного промысла и береговой рыбообработки; уплате налогов в соответствии с законами РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.