Научная статья на тему 'Совершенствование преподавания курса "антикризисное управление"'

Совершенствование преподавания курса "антикризисное управление" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИС / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ / ПРОФИЛАКТИКА КРИЗИСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оберемченко А. И.

Современное состояние экономики диктует необходимость прививать студентам практические навыки и умение принимать оптимальные управленческие решения в условиях неопределенности, острой конкурентной борьбы, дефицита ресурсов, всевозможных кризисных ситуаций. В то же время антикризисное управление особый тип управления. Здесь надо предвидеть и предварять кризисы, смягчать их течение, устранять отрицательные последствия. В связи с этим становится очевидной необходимость введения в учебную программу темы "Исследование систем антикризисного управления".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование преподавания курса "антикризисное управление"»

№ 5 - 2007 г.08.00.00 экономические наукиУДК 372.8:338.24

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ” АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ”

А.И. Оберемченко НФ РГТЭУ (г. Новосибирск)

Современное состояние экономики диктует необходимость прививать студентам практические навыки и умение принимать оптимальные управленческие решения в условиях неопределенности, острой конкурентной борьбы, дефицита ресурсов, всевозможных кризисных ситуаций.

В то же время антикризисное управление - особый тип управления. Здесь надо предвидеть и предварять кризисы, смягчать их течение, устранять отрицательные последствия. В связи с этим становится очевидной необходимость введения в учебную программу темы "Исследование систем антикризисного управления".

Ключевые слова: кризис, функционирование и развитие, профилактика кризисов

Курс "Антикризисное управление" [2] входит в состав обязательных дисциплин по специальности 080507 (061100) - Менеджмент организации и не только подтверждает свою актуальность, но и повышает востребованность, учитывая острую значимость высококвалифицированных менеджеров (антикризисных управляющих) для вывода нашей страны из пока еще крайне тяжелого экономического состояния.

Поводом же для написания данной статьи послужили впечатления от заслушиваемых рефератов и дискуссий, вопросов студентов-выпускников дневной и заочной форм обучения на семинарах и консультациях по ходу чтения курса. Наиболее интересными показались следующие рассуждения:

1. Для понимания сущности кризиса и его природы рассматривали две тенденции существования организации: функционирование и развитие. Суть понятна: связь функционирования и развития имеет диалектический характер - функционирование тормозит развитие, в свою очередь, развитие разрушает многие процессы функционирования. Но причем здесь кризис? Ведь руководители и менеджеры знают, что надо выходить на новую продукцию в соответствии с требованиями (запросами) потребителей, рынка, заранее готовятся, обеспечивая необходимые финансовые и иные ресурсы. Так почему это естественное, поддающееся здравому смыслу действие (понятно, не без риска), мы называем "кризисом"? Да, цикличность имеет место, но это не кризис, которому есть четкое определение. Не логичнее ли будет в таких случаях говорить о переходе организации (предприятия, фирмы) на новый этап развития?

2. В лекциях постоянно подчеркивалось первостепенное значение принятия мер по предупреждению кризисных ситуаций в организациях. Рассматривали симптомы, факторы, причины их проявления. Приоритет - профилактике кризисов, но не досудебной санации, тем более - процедурам банкротства. Но вот в широко известном учебнике профессора Э.М. Короткова говорится: <Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие:

• предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;

• выжидание зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления>.

В учебнике приводятся и другие стратегии. Но как это понимать: с одной стороны "предупреждение кризиса" и тут же рядом - "выжидание зрелости кризиса"?

3. В учебной программе нашего курса приводятся темы, в расшифровке которых есть такие

направления: "Гражданский кодекс РФ о доверительном управлении имуществом и приоритетном удовлетворении требований граждан при ликвидации банков и других кредитных учреждений". Это по теме 2.4 "Банкротство предприятий и банков" второго раздела "Механизмы антикризисного управления". В третьем разделе "Стратегия и тактика антикризисного управления> следует: "Реинжиниринг", его особенности и условия применения" (тема 3.2). По теме 3.6 этого раздела необходимо раскрыть роль социального и экономического партнерства в условиях кризиса. Вопрос в следующем: где найти более подробные ответы по этим направлениям? Ведь в списке основной и дополнительной литературы нет ни одного источника по реинжинирингу, не указан и Гражданский кодекс, Трудовой кодекс тоже не упоминается. Может, следует периодически обновлять учебнометодическое обеспечение программы?

4. Наш курс имеет явно выраженный междисциплинарный характер, тесно связан с такими управленческими дисциплинами, как "Управление персоналом", "Маркетинг", "Инновационный менеджмент", "Финансы и кредит" и многими другими, но почему в программе и рекомендуемых основных учебных пособиях [1, 3, 4, 5] не нашел достойного отражения курс "Исследование систем управления"? Нам преподавали эту дисциплину, но в рамках традиционного менеджмента. В то же время антикризисное управление - особый тип управления. Здесь надо предвидеть и предварять кризисы, смягчать их течение, устранять отрицательные последствия. Не стоит ли ввести в учебную программу хотя бы одну тему - "Исследование систем антикризисного управления"? И здесь для тех или иных случаев конкретнее показать, где наиболее эффективен соответствующий метод исследования социально-экономических систем: "мозговой атаки", экспертных оценок, синектики, типа "Дельфи", "дерева целей" или SWOT-анализ? Кстати, в учебнике Э.М. Короткова последнему дается предпочтение и очень высокая оценка. В рамках предлагаемой темы можно было бы рассмотреть системный подход к исследованию систем антикризисного управления. И в течение четырех часов аудиторных занятий и 7-8 часов самостоятельной работы студента вполне реально изучить направленность применения ИСУ к особенностям и специфике кризисных явлений.

Анализ таких, а также многих других соображений и мнений молодых людей - завтрашних менеджеров - весьма полезен для преподавателя. Прежде всего, начинаешь размышлять по поводу термина "кризис", который в советской плановой экономике вовсе не использовался. В капиталистических странах - да и очень часто. Советские ученые-экономисты применяли другие термины: "трудности роста", "проблемы развития". Но дело ведь не только в терминах и определениях. Главное, что за ними стоит. Об этом тоже приходится говорить любознательным студентам.

И второе. Россия круто повернула на рыночный путь развития с начала 90 х годов прошлого столетия. Экономика "зашагала такой поступью", что сразу же потребовалось введение в российское право института несостоятельности (банкротства). Затем стали появляться другие законодательные акты и нормативные материалы, возник термин "Антикризисное управление". В отличие от намного ранней и многочисленной зарубежной литературы по кризис-менеджменту, в России первые учебные пособия по управлению организациями, предприятиями, фирмами, объединениями, банками и другими социально-экономическими системами в совершенно новых и неизвестных доселе рыночных условиях появились в высших учебных заведениях лишь в начале нового столетия. Вполне понятно, что из-за спешности и далеко не полного осмысления авторами глубоких изменений в экономике, учебно-методическое обеспечение антикризисного управления и до настоящего времени нуждается в многоплановом качественном обновлении. И об этом тоже приходится говорить выпускникам - завтрашним управленцам.

А как чувствует себя преподаватель: уютно или не очень? Ведь он должен глубоко знать проблему, включая и зарубежный опыт, постоянно анализировать литературные источники, законодательные акты, нормативные материалы. То есть самому постоянно учиться, чтобы в яркой и доходчивой форме передать необходимые знания студентам. Привить им практические навыки и умение принимать оптимальные управленческие решения в условиях неопределенности, острой конкурентной борьбы, дефицита ресурсов, всевозможных кризисных ситуаций.

С учетом сказанного, преподавателю должна быть предоставлена возможность периодических стажировок в ведущих научных и учебных центрах страны и за рубежом с целью пополнения

собственного научного и учебно-методического багажа.

Список литературы

1. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учеб.-практ. Пособие // - М.: Дело, 2001. - 840 с.

2. Антикризисное управление: Программа для студентов специальности 061100 - Менеджмент организации / Сост. О.В. Барбашина // М.: Московский госуд. ун-т коммерции, 2002. - 16 с.

3. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова // М.: ИНФРА-М, 2000. -432 с.

4. Антикризисный менеджмент / Под ред. А.Г Грязновой // - М.: ЭКМОС, 1999. - 368 с.

5. Кошкин В.И. Антикризисное управление / Кошкин В.И. [и др.] // Модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 11. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.