Научная статья на тему 'Совершенствование преподавания безопасности жизнедеятельности способом ранговых оценок'

Совершенствование преподавания безопасности жизнедеятельности способом ранговых оценок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ТЕМЫ / РАНГ / АНКЕТА / ЭКСПЕРТ / КОЭФФИЦИЕНТ КОНКОРДАЦИИ / РЕЗУЛЬТАТЫ РАНЖИРОВАНИЯ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ / EDUCATIONAL THEMES / GRADE / QUESTIONNAIRE / EXPERT / COEFFICIENT OF CONCORDANCE / RESULTS OF RANGING / DISTRIBUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильященко Анатолий Алексеевич

Рассмотрен способ и результаты ранговых оценок учебных тем по безопасности жизнедеятельности с целью оптимального распределения учебного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF TEACHING OF SAFETY VITAL FUNCTIONS BY METHOD OF GRADE ESTIMATIONS

A method and results of grade estimations ofeducational themes are Considered on safety of vitalfunctions with the purpose of optimal distribution ofeducational time.

Текст научной работы на тему «Совершенствование преподавания безопасности жизнедеятельности способом ранговых оценок»

УДК 378.145.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБОМ РАНГОВЫХ ОЦЕНОК

Ильященко Анатолий Алексеевич

к.т.н., доцент кафедры Безопасности жизнедеятельности Красноярский государственный аграрный университет Россия, город Красноярск

Аннотация: Рассмотрен способ и результаты ранговых оценок учебных тем по безопасности жизнедеятельности с целью оптимального распределения учебного времени.

Ключевые слова: учебные темы, ранг, анкета, эксперт, коэффициент конкордации, результаты ранжирования, распределение времени.

PERFECTION OF TEACHING OF SAFETY VITAL FUNCTIONS BY METHOD OF

GRADE ESTIMATIONS

Anatoliy A. Ilyashchenko

Cts, Associate Professor of department of Safety of vitalfunctions Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk

Abstract: A method and results of grade estimations ofeducational themes are Considered on safety of vitalfunctions with the purpose of optimal distribution ofeducational time.

Keywords: educational themes, grade, questionnaire, expert, coefficient of concordance, results of ranging, distribution.

Качество усвоения учебного материала по той или иной дисциплине зависит от многих факторов: наличие базового образования, обеспеченность учебно-методическими материалами, квалификация преподавателя и т.д. Одним из значимых факторов также является распределение учебного времени, отводимого на изучение дисциплины.

Как правило, при составлении тематического плана, планов проведения занятий преподаватель распределяет учебное время по темам, учебным вопросам, исходя из рекомендуемых примерных учебных программ, собственного опыта и опыта коллег.

Собственный опыт предполагает наличие обратной связи «обучаемый - преподаватель». То есть преподаватель после проведения различных форм контроля знаний обучаемых вносит соответствующие временные корректировки в тематический план и планы проведения занятий.

Для рационального распределения учебного времени предлагается усилить обратную связь «обучаемый - преподаватель» за счет применения экспертного метода. В качестве «экспертов» выступают сами обучаемые.

На кафедре безопасности жизнедеятельности Красноярского государственного университета был применен экспертный метод после изучения студентами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». В данном исследовании использовался способ ранговых оценок, являющийся разновидностью экспертного метода.

На первом этапе была разработана анкета (экспертный лист), в которой учебные темы и вопросы были разделены на десять групп. Данные группы предлагалось ранжировать по двум критериям: по степени сложности тем, вопросов при изучении и относительному объему учебного времени, необходимого для изучения данных учебных тем и вопросов. При заполнении анкеты «эксперт» (студент) присваивал группе, являющейся наиболее сложной при изучении, самый высокий ранг - 10, другим группам - ранги 9, 8 и т.д. по мере убывания сложности. Аналогично группы ранжировались и по относительному объему учебного времени.

Результаты, полученные способом ранговых оценок, можно использовать только в случае, если имеется достаточная согласованность мнений экспертов. М. Кэндэллом предложен способ определения показателя согласованности или коэффициента конкордации, который приводится в работах /1,2/. Коэффициент конкордации (согласованности) W может принимать значения от 0 до 1. Значение W=1 свидетельствует о наличии полной согласованности. В связи с тем, что вероятность полной согласованности мала, в исследовании принята минимально допустимая согласованность - W=0,67.

В нашем случае коэффициент конкордации W в разных учебных группах принимал значения от 0,5 до 0,6, что явно недостаточно. Причиной недостаточной согласованности является разная степень подготовки студентов. Например, слабоуспевающие (в силу объективных и субъективных причин) студенты не могли выступать в качестве «экспертов», так как для них почти все учебные темы или вопросы оказывались одинаково сложными и они затруднялись их ранжировать.

Как известно особое внимание при реализации экспертного метода анализа следует обращать на формирование групп экспертов. Каждый эксперт должен быть достаточно компетентен в оценке рассматриваемых вопросов. Поэтому в нашем случае были выбраны и проанализированы анкеты «хорошо» успевающих студентов, у которых коэффициент конкордации при ранжировании групп по двум критериям составил соответственно 0,77 и 0,79.

Результаты исследования, а также предлагаемое распределение учебного времени по темам и учебным вопросам приведены в таблице.

Таблица - Обобщенные результаты ранговых оценок, фактическое и предлагаемое распределение учебного времени по учебным темам и вопросам_

Наименование учебных тем и вопросов Ранжи ровани е по сложно сти Ранжиров ание по относител ьному объему часов Распределение учебного времени, часы

Фактич еское Пред лагае мое

1 2 3 4 5

1. Основы безопасности жизнедеятельности 3 1 12 8

2. Среда обитания. Характеристика человека как элемента системы «Человек-машина-среда» 5 5 8 10

3. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности 8 8 20 14

4. Негативные факторы в системе «человек - среда обитания» 7 7 20 12

5. Идентификация травмирующих и вредных факторов 10 10 16 30

6. Методы и средства защиты от негативных факторов производственной среды 9 9 24 25

7. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени 1 3 2 5

9. Прогнозирование и оценка обстановки в чрезвычайных ситуациях 6 6 10 10

8. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД 4 4 6 8

10. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД 2 2 8 4

Полученные результаты исследования помогают более рационально распределять отведенное учебное время. Кроме того, полученные ранговые оценки учебных тем и вопросов по сложности позволяют преподавателю сделать ряд полезных выводов и предложений. Так, например, 5 группа вопросов требует не только больше времени для изучения, но и лучшее обеспечение занятий наглядными пособиями, измерительными инструментами. Учитывая, что 4 и 5 вопросы тесно взаимосвязаны, следует объединить их под одной темой.

В заключении отметим, что метод ранговых оценок является неточным. Поэтому результатами экспертного опроса следует пользоваться осторожно, соотносить их с реальным положением вещей. Тем не менее, польза рассматриваемого метода очевидна, так как он помогает решать ряд задач по совершенствованию преподавания учебной дисциплины.

Список литературы:

1. Кенделл М. Ранговые корреляции. - М.: Статистика, 1975. - 216 с.

2. Лагутин М. Б. Наглядная математическая статистика: учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 472с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.