Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / РЫНОК / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Власова Ольга Владимировна

На сегодняшний день ситуация, сложившаяся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (недостаточный объем финансирования из бюджетных источников, длительные сроки ожидания приема, большие очереди, дефицит медицинских кадров и др.), способствует увеличению количества частных медицинских организаций, которые способны удовлетворить растущий спрос на медицинские услуги. В статье анализируется предпринимательская деятельность организации здравоохранения с целью разработки мероприятий по ее совершенствованию. Отмечается, что доля частных клиник в России достигла 38 %. Это значит, что платная медицина является востребованной и спрос на платные медицинские услуги растет. Высокий уровень конкуренции на рынке медицинских услуг, агрессивная внешняя среда актуализируют вопросы мониторинга и совершенствования предпринимательской деятельности коммерческих медицинских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF A HEALTHCARE ORGANIZATION

Today, the situation that has developed in state and municipal health care institutions (insufficient funding from budgetary sources, long waiting times for appointments, long queues, shortage of medical personnel, etc.) contributes to an increase in the number of private medical organizations that are able to meet the growing demand for medical services. The article analyzes the entrepreneurial activity of a healthcare organization in order to develop measures to improve it. It is noted that the share of private clinics in Russia has reached 38%. This means that paid medicine is in demand and the demand for paid medical services is growing. A high level of competition in the medical services market, an aggressive external environment actualize the issues of monitoring and improving the business activities of commercial medical organizations.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Научная статья УДК 338.46

doi: 10.47576/2782-4578_2022_4_54

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Власова Ольга Владимировна

Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия, olgavlasova82@mail.ru

Аннотация. На сегодняшний день ситуация, сложившаяся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (недостаточный объем финансирования из бюджетных источников, длительные сроки ожидания приема, большие очереди, дефицит медицинских кадров и др.), способствует увеличению количества частных медицинских организаций, которые способны удовлетворить растущий спрос на медицинские услуги. В статье анализируется предпринимательская деятельность организации здравоохранения с целью разработки мероприятий по ее совершенствованию. Отмечается, что доля частных клиник в России достигла 38 %. Это значит, что платная медицина является востребованной и спрос на платные медицинские услуги растет. Высокий уровень конкуренции на рынке медицинских услуг, агрессивная внешняя среда актуализируют вопросы мониторинга и совершенствования предпринимательской деятельности коммерческих медицинских организаций.

Ключевые слова: медицинская услуга; рынок; предпринимательская деятельность; учреждение здравоохранения.

Для цитирования: Власова О. В. Совершенствование предпринимательской деятельности организации здравоохранения // Региональная и отраслевая экономика. - 2022. - № 4. - С. 54-58. Со1: 10.47576/2782-4578 2022 4 54.

Original article

IMPROVING THE ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF A HEALTHCARE ORGANIZATION

Vlasova Olga V.

Kursk State Medical University, Kursk, Russia, olgavlasova82@mail.ru

Abstract. Today, the situation that has developed in state and municipal health care institutions (insufficient funding from budgetary sources, long waiting times for appointments, long queues, shortage of medical personnel, etc.) contributes to an increase in the number of private medical organizations that are able to meet the growing demand for medical services. The article analyzes the entrepreneurial activity of a healthcare organization in order to develop measures to improve it. It is noted that the share of private clinics in Russia has reached 38%. This means that paid medicine is in demand and the demand for paid medical services is growing. A high level of competition in the medical services market, an aggressive external environment actualize the issues of monitoring and improving the business activities of commercial medical organizations.

Keywords: medical service; market; entrepreneurial activity; health care institution.

For citation: Vlasova O. V. Improving the entrepreneurial activity of a healthcare organization. Regional and branch economy, 2022, no. 4, pp. 54-58. doi: 10.47576/27824578 2022 4 54.

В современном обществе предпринимательство в сфере здравоохранения получило широкое распространение. На сегодняшний день доля частных клиник в России достигает 38 % [1]. В 2013 г. данный показатель был на уровне 23,4 % [2]. Это значит, что платная медицина является востребованной и спрос на платные медицинские услуги растет. Однако до 2015 г. в России наблюдались стагнационные процессы на рынке платных медицинских услуг, но с 2016 г. до конца

2019 г. спрос на них рос в среднем на 5-10 % ежегодно [3].

В то же время пандемия коронавируса в

2020 г. оказала влияние на все сектора экономики как в мире, так и в России, включая рынок коммерческой медицины. Согласно статистическим данным, на конец 2020 г. объем рынка коммерческой медицины составил 738 млрд руб. в системе здравоохранения Российской Федерации [2]. Данный показатель приблизился к уровню 2012 г. (726 млрд руб.). В 2020 г. по сравнению с 2019 г. объем рынка платных медицинских услуг сократился на 14 % (объем рынка в 2019 г. - 857 млрд руб.). Основной причиной сокращения объема рынка платных медицинских услуг и количества пациентов связано с самоизоляцией и ограничениями по оказанию плановой медицинской помощи [3].

Осуществление предпринимательской деятельности медицинскими организациями, а именно предоставление платных медицинских услуг, может рассматриваться как дополнительный источник финансирования в государственных учреждениях здравоохранения, а также как основной источник дохода в коммерческих организациях.

Целью исследования является анализ предпринимательской деятельности организации здравоохранения и разработка мероприятий по ее совершенствованию.

Объектом исследования является ООО «Центр педиатрии «Живели», находящийся в г. Курске и оказывающий различные виды платных медицинских услуг детскому населению. Штатная численность работников

составляет 48 штатных единиц, из них: врачей - 30, среднего медицинского персонала - 8; административно-управленческого персонала - 10.

Изучена динамика доходов и расходов медицинской организации. За 2018-2021 гг. наблюдается постоянный рост доходов: в 2019 г по сравнению с 2018 г. - на 60,4 %, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. - на 2,4 %, в 2021 г. по сравнению с 2020 г. - на 44,3 %. Со -кращение темпа прироста доходов в 2020 г. связано с сокращением поступлений от покупателей, которые занимают наибольшую долю в структуре доходов организации, в связи с началом пандемии коронавирусной инфекции.

Расходы организации также имеют тенденцию роста за исследуемый период. Так в

2019 г. по сравнению с 2018 г. расходы организации выросли на 44,7 %, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. темп прироста расходов составил 45,9 %.

В 2021 г. по сравнению с 2020 г. расходы организации увеличились на 25 % из-за роста расходов товары и материалы на 18,8 %, на приобретение товарно-материальных ценностей - на 7,1 %, на услуги сторонних организаций - на 42,5 %, на оплату труда -на 39,4 %, на налоги, взносы и НДФЛ - на 34,7 %. Однако прочие расходы сократились на 69,1 %.

Прибыль организации имела волнообразную динамику. В 2019 г. по сравнению с 2018 г. показатель вырос практически в три раза, а в 2020 г. по сравнению с 2019 г. прибыль сократилась на 68,3 %. Это произошло за счет резкого снижения прироста доходов и увеличения расходов вследствие начала в

2020 г. пандемии COVID-19. В 2021 г. в связи с улучшением эпидемиологической обстановки по сравнению с 2020 г. прибыль организации увеличилась на 204,3 %, приблизившись к уровню 2019 г.

На следующем этапе исследования проведен анализ ассортимента медицинских услуг ООО «Центр педиатрии «Живели», в том числе в сравнении с медицинскими ус-

лугами, предоставляемыми конкурентами. Основными конкурентами для исследуемой организации являются ООО «Медассист», ООО «Медицинский центр № 1», ООО Фирма «Альбина», ООО «Авиценна», так как данные организации предоставляют широкий перечень детских медицинских услуг. В ходе анализа выявлено, что ООО «Центр педиатрии «Живели» предоставляет достаточно большой ассортимент медицинских услуг (240 наименований), однако по сравнению с некоторыми конкурентами данный перечень уже. Так, не оказываются услуги по следующим направлениям: стоматология, офтальмология, дерматология, нейрохирургия, челюстно-лицевая хирургия. Наибольшую долю среди всех предоставляемых услуг занимают услуги оториноларинголога (17 %) и ультразвуковая диагностика (13 %).

С целью исследования удовлетворенности потребителей платными медицинскими услугами для детей проведено социологическое исследование в форме анкетирования. Анкета включала 25 вопросов, сгруппированных по следующим направлениям:

1) Первая группа вопросов позволяет составить социологический портрет потенциальных потребителей платных медицинских услуг. В данный блок включены вопросы, характеризующие пол, возраст, область проживания, количество детей и их возраст, уровень образования родителей, социальное положение, уровень доходов.

2) Вторая группа включает в себя вопросы, касающиеся оценки состояния здоровья детей.

3) В третью группу входят вопросы, позволяющие оценить отношение населения к платным медицинским услугам.

4) Четвертая группа вопросов нацелена на изучение оценки качества обслуживания и степени удовлетворенности предоставляемыми медицинскими услугами.

5) Пятая группа включает вопросы, связанные с источниками получения информации о платных медицинских услугах.

В ходе социологического исследования установлено, что потребителем ООО «Центр педиатрии «Живели» является женщина (96 %) в возрасте от 31 до 40 лет (50 %), проживающая в городе (98 %), с высшим образованием (68 %), работающая (78 %), с уровнем дохода выше среднего (64 %), имеющая одного ребенка (56 %) в возрасте от 4 до 7 лет (66 %). Состояние здоровья детей оценивается респондентами как хорошее (60 %), наиболее востребованными являются услуги врача-педиатра (100 %) и врача-оториноларинголога (100 %). Отношение респондентов к платным медицинским услугам оценивается как положительное (94 %).

В ходе анализа предпринимательской деятельности и социологического исследования потребителей ООО «Центр педиатрии «Живели» были выявлены сильные и слабые стороны деятельности организации. Основными проблемами являются рост расходов организации и наличие более узкого ассортимента медицинских услуг по сравнению с конкурентами (табл.).

Таблица - Сильные и слабые стороны предпринимательской деятельности ООО «Центр педиатрии «Живели»

Сильные стороны Слабые стороны

- Рост доходов от физических лиц (пациентов); - рост доходов от страховых медицинских организаций (по договорам ДМС); - достаточно высокий уровень платежеспособности потребителей медицинских услуг; - наличие постоянной клиентской базы; - высокая удовлетворенность потребителей отношением врачей и среднего медицинского персонала; - высокая удовлетворенность потребителей качеством, условиями ожидания приема и условиями предоставления медицинских услуг - Рост расходов на товары и материалы; - рост расходов на услуги сторонних организаций; - более узкий спектр предоставляемых медицинских услуг по сравнению с конкурентами; - отсутствие в прейскуранте услуг по направлениям: челюстно-лицевая хирургия, стоматология, офтальмология, дерматология, нейрохирургия

В целях совершенствования предпринимательской деятельности ООО «Центр педиатрии «Живели» разработаны следующие направления:

1. Сокращение расходов организации: - пересмотр условий контрактов с действующими поставщиками вследствие роста расходов за счет увеличе-

ния цен на приобретаемые товары и материалы;

- осуществление закупок вместе с другими покупателями у одного поставщика.

2. Расширение ассортимента медицинских услуг по профилям:

- оториноларингология, путем внедрения новой медицинской услуги - коагуляция кровоточащих сосудов носовой перегородки методом радиоволновой хирургии (до 10 мм);

- стоматология, офтальмология, дерматология, нейрохирургия, челюстно-лицевая хирургия. Данное направление следует рассматривать в долгосрочной перспективе, так как для его реализации необходимы крупные денежные вложения.

3. Создание комплексной системы поощрения и вознаграждения постоянных клиентов, что будет способствовать удержанию клиентской базы, стимулировать на повторное обращение в медицинскую организацию и повышать лояльность пациентов к клинике.

Виды услуг и предложений по программе лояльности:

- бонусная программа, которая предполагает начисление определенного процента баллов за посещение. Бонусами можно расплатиться за последующую услугу (до 50 % от стоимости).

- многоуровневая программа лояльности - каждому новому пациенту после первого обращения в медицинскую организацию предоставляется определенный бонус/ дисконт. После этого начинает функционировать модель стимулирования, при которой размер поощрения будет возрастать пропорционально объему использования.

- скидка при обращении в медицинскую организацию в день рождения пациента;

- скидка или начисление бонусов за каждого нового посетителя, приведенного в организацию;

- предоставление скидок в сторонних организациях (аптеки, детские лагеря, различ-

ные секции, детские сады) за прием в медицинском центре.

4. Разработка мобильного приложения, которое позволит потребителям наиболее быстро и удобно записаться на прием к специалистам, выбрать способ оплаты услуги, заранее оплатить или внести предоплату за прием, оценить оказанную медицинскую помощь и оставить отзыв, получить необходимую консультацию, получать уведомления о скидках, акциях, персональных предложениях, а также результаты анализов и другую информацию, касающуюся лечения или диагностики.

Данное направление является достаточно эффективным маркетинговым и техническим инструментом, которое поможет организации:

- расширить клиентскую базу, а также увеличить число повторных посещений;

- сократить количество пациентов, которые не пришли на прием, за счет онлайн-оплаты или предоплаты;

- снизить нагрузку на административный персонал, так как пациенты будут записываться на прием через приложение, где авто -матически будет формироваться электронная очередь;

- сэкономить средства за счет оптимизации штата, так как часть работы администраторов будет выполнять приложение;

- устранить слабые места деятельности организации, благодаря возможности потребителей оценить оказанную им медицинскую помощь.

Также нужно предоставить доступ в мобильное приложение для персонала, для того чтобы информация о записи на прием сразу же попадала к врачу-специалисту. Реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность предпринимательской деятельности и качество обслуживания пациентов.

Список источников

1. О тенденциях расширения рынка платной медицины в федеральных округах РФ / Д. А. Зюкин и др. // Вестник НГИЭИ. 2019. № 3 (94). С. 62-73.

2. Власова О. В. Тенденции развития рынка платных медицинских услуг в ЦФО // Наука и практика регионов. 2018. № 3 (12). С. 35-38.

3. Сергеева Н. М. Особенности развития рынка услуг здравоохранения Курской области // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 4(33). С. 341-343.

References

1. Zyukin D. A. et al. On the trends in the expansion of the paid medicine market in the federal districts of the Russian Federation. Bulletin of the NGIEI. 2019. No. 3 (94). Pp. 62-73.

2. Vlasova O. V. Trends in the development of the market of paid medical services in the Central Federal District. Science and practice of the regions. 2018. No. 3 (12). Pp. 35-38.

3. Sergeeva N. M. Features of the development of the healthcare services market of the Kursk region. Azimut of scientific research: economics and management. 2020. Vol. 9. No. 4(33). Pp. 341-343.

Сведения об авторе

ВЛАСОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия, olgavlasova82@mail.ru

Information about the author

VLASOVA OLGA V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management, Kursk State Medical University, Kursk, Russia, olgavlasova82@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.