Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перрон Юлия Владимировна

В данной статье представлен обзор вопросов, возникающих при осуществлении общественного контроля и путей их решения (на основании правоприменительной и судебной практики разного уровня, в том числе, Европейского Суда по правам человека), а также, совершенствования правовых основ деятельности общественных наблюдательных комиссий. Рассмотрена необходимость расширения перечня мест лишения свободы, в перспективе подлежащих общественному контролю, размещения в средствах массовой информации сообщений о деятельности учреждений ФСИН после проведения проверок условий содержания в местах принудительного содержания, уточнения в законодательстве и порядок проведения беседы членами общественной наблюдательной комиссии с осужденными, подозреваемым или обвиняемым, содержащимися под стражей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Перрон Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE LEGAL FRAMEWORK FOR THE ACTIVITIES OF PUBLIC MONITORING COMMISSIONS

This article provides an overview of issues arising in the implementation of public control and ways to solve them (on the basis of law enforcement and judicial practice of different levels, including the European Court of Human Rights), as well as improving the legal framework for the activities of public oversight commissions. The necessity of expanding the list of places of deprivation of liberty subject to public control in the future, posting in the media reports on the activities of the FSIN institutions after checking the conditions of detention in places of detention, clarifying in the legislation and the procedure for conducting a conversation by members of the public monitoring commission with convicts, suspects or accused in custody.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ»

УДК 340

DOI 10.23672/q7111-9706-6469-d

Перрон Юлия Владимировна

кандидат юридических наук, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России yperron@mail.ru

Yulia V. Perron

Candidate of Legal Sciences, Vologda Institute of Law and Economics Federal Service Enforcement of Penalties in Russia yperron@mail.ru

Совершенствование правовых основ деятельности общественных наблюдательных комиссий

Improving the legal

framework for the activities of public monitoring commissions

Аннотация. В данной статье представлен обзор вопросов, возникающих при осуществлении общественного контроля и путей их решения (на основании правоприменительной и судебной практики разного уровня, в том числе, Европейского Суда по правам человека), а также, совершенствования правовых основ деятельности общественных наблюдательных комиссий. Рассмотрена необходимость расширения перечня мест лишения свободы, в перспективе подлежащих общественному контролю, размещения в средствах массовой информации сообщений о деятельности учреждений ФСИН после проведения проверок условий содержания в местах принудительного содержания, уточнения в законодательстве и порядок проведения беседы членами общественной наблюдательной комиссии с осужденными, подозреваемым или обвиняемым, содержащимися под стражей.

Ключевые слова: общественный контроль, общественные наблюдательные комиссии, Европейский Суд по правам человека, Конституционный суд Российской Федерации.

Annotation. This article provides an overview of issues arising in the implementation of public control and ways to solve them (on the basis of law enforcement and judicial practice of different levels, including the European Court of Human Rights), as well as improving the legal framework for the activities of public oversight commissions. The necessity of expanding the list of places of deprivation of liberty subject to public control in the future, posting in the media reports on the activities of the FSIN institutions after checking the conditions of detention in places of detention, clarifying in the legislation and the procedure for conducting a conversation by members of the public monitoring commission with convicts, suspects or accused in custody.

Keywords: public control, public monitoring commissions, the European Court of Human Rights, the Constitutional Court of the Russian Federation.

Общественные наблюдательные комиссии (далее - ОНК) представляют собой одну из форм проявления гражданского общества, действуя в его интересах. Руководствуясь принципами приоритета прав человека, добровольности, равноправия, объективности и законности, нетерпимости к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство, общественные наблюдательные комиссии осуществляют общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

С момента принятия Федерального закона от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [1], контроль со стороны ОНК занял достойное место в системе контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы. Однако нуждаются в доработке и уточнении

некоторые нормы законодательства и вопросы правоприменительной практики.

Так, требует уточнения перечень объектов принудительного содержания лиц под стражей для целей Федерального закона от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Так, предлагается включить в данный перечень конвойные помещения судов, в том числе, и конвойные помещения военных судов, а также, помещения, где содержатся задержанные или арестованные лица, транспортные средства для перевозки подозреваемых, обвиняемых и осужденных (в части конечных и промежуточных пунктов их транспортировки), а также, дома ребенка при женских исправительных колониях (в соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 2 указанного выше федерального закона) и, как следствие, распространить на лиц,

находящихся в данных помещениях, правовые гарантии, предусмотренные в вышеуказанном законе.

В настоящее время вопросы контроля за соблюдением прав и законных интересов лиц, находящихся в конвойных помещениях судов, решаются в рамках прокурорского надзора, порядок которого определяется Приказом Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 08.08.2011 года «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов Федеральной службы безопасности России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)» [2].

Как отмечается в пункте 1.12 настоящего приказа, прокурору предоставляется право раз в полгода проверять совместно с представителями территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации условия содержания задержанных и арестованных в помещениях для подсудимых и конвоя судов (военных судов). В рамках осуществляемой проверки прокурор должен обеспечить соблюдение федерального законодательства, включая вопросы санитарного и технического оснащения помещений. Вопрос о контроле обеспечения прав и свобод лиц, находящихся в транспортных средствах для перевозки подозреваемых, обвиняемых и осужденных (в части конечных и промежуточных пунктов их транспортировки) и несовершеннолетних в возрасте до трех лет, находящихся в домах ребенка при женских исправительных колониях, не урегулирован нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Таким образом, конвойные помещения, транспортные средства для перевозки подозреваемых, обвиняемых и осужденных (в части конечных и промежуточных пунктов их транспортировки), а также, дома ребенка при женских исправительных колониях являются местами принудительного содержания лиц, куда не допускаются представители общественных наблюдательных комиссий.

Настоящую практику нельзя признать правомерной, так как она носит дискриминационный характер в отношении лиц, содержащихся в конвойных помещениях судов, этапируемых лиц или несовершеннолетних, находящихся в доме ребенка при женских исправительных колониях. Необходимость осуществления контроля данных мест обусловлена тем, что при этапировании подозреваемых, обвиняемых и осужденных согласно практике Европейского Суда по правам человека, имеют место многочисленные нарушения (постановление Европейского Суда по правам человека «Томов и другие против Российской Федерации» от 09.04.2019 [3]), а контроль за домами ребенка при женских исправительных колониях позволит решить вопрос соблюдения прав и законных интересов лиц, сопряженных с уголовно-исполнительной системой. В первую очередь, это касается детей, которые не совершали преступление, однако, вынуждены «отбывать наказание»

вместе с матерью, следуя ее судьбе. Также отметим, что данные места не подпадают напрямую под категорию «места принудительного содержания».

Предлагаем внести в текст Федерального закона от 10.06.2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 24, ст. 2789; 2010, № 27, ст. 3416; 2011, № 49, ст. 7056; 2011, № 50, ст. 7353; 2018, № 30, ст. 4538; 2021, № 18, ст. 3060) следующие изменения:

1. Дополнить пункт 1 части 1 статьи 2 словами:

«лица, находящиеся в помещениях судов (военных судов) для задержанных и арестованных, лица, находящиеся в конвойных помещениях судов (военных судов); лица, находящиеся в транспортных средствах для перевозки подозреваемых, обвиняемых и осужденных (в части конечных и промежуточных пунктов их транспортировки); несовершеннолетние, находящиеся в домах ребенка при женских исправительных колониях»;

2. Дополнить пункт 2 части 1 статьи 2 словами: «помещения судов (военных судов) для содержания задержанных и арестованных, конвойные помещения судов (военных судов); места нахождения доставленных (этапированных) лиц и транспортные средства для перевозки подозреваемых, обвиняемых и осужденных (в части конечных и промежуточных пунктов их транспортировки); дома ребенка при женских исправительных колониях».

Одним из острых вопросов является размещение в средствах массовой информации сообщений о деятельности учреждений ФСИН после проведения в них проверок условий содержания в местах принудительного содержания.

Пунктом «з» статьи 3 Кодекса этики членов общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействию лицам, находящимся в местах принудительного содержания (утвержден решением Общественной палаты Российской Федерации от 14.04.2021 № 43-П [4]), установлено, что при осуществлении своих полномочий члены ОНК должны не допускать высказываний, заявлений, обращений от имени ОНК, не будучи на то уполномоченными, а в соответствии с пунктом «г» статьи 3, не допускать публичных высказываний, оценивающих деятельность своих коллег, стремясь к коллективному обсуждению и объективному разрешению возникающих конфликтных ситуаций в ОНК, а также - в случаях возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с администрацией и сотрудниками мест принудительного содержания.

В соответствии со статьей 8, в случае грубого нарушения членом ОНК Кодекса общественной

наблюдательной комиссии или руководящим коллегиальным органом общественного объединения, выдвинувшим кандидатуру члена ОНК, может быть принято решение о направлении в совет Общественной палаты Российской Федерации представления о досрочном прекращении полномочий члена ОНК. Одним из таких нарушений является размещение в средствах массовой информации сообщений от лица отдельных членов ОНК сведений о результатах проверки.

Однако не будет считаться нарушением размещение выдержек из судебных решений и других процессуальных документов, уже получивших оценку в ходе судебного разбирательства по другому гражданскому делу (апелляционное определение по жалобе ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области к С. Охотину о размещении в сети «Интернет» сведений, не соответствующих действительности, дело № 33-19172 [5]).

Следует уточнить в законодательстве и порядок проведения беседы членами общественной наблюдательной комиссии с осужденными, подозреваемым или обвиняемым, содержащимися под стражей, в частности, п. 3. ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.06.2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Конституционность данной нормы неоднократно оспаривалась в определениях Конституционного Суда РФ от 26.10.2021 № 2168-О и от 26.10.2021 № 2167-О [6,7]. Так, под сомнение ставилась законность прерывания беседы, в частности, заявители, являющиеся членами ОНК, в ходе визита в следственный изолятор начали беседу с обвиняемым, который пожаловался на ухудшение состояния здоровья. В связи с тем, что члены общественной наблюдательной комиссии задавали вопросы, не относившиеся непосредственно к условиям содержания (о применении физической силы к Н. в ходе его задержания), сотрудник следственного изолятора сделал им замечание, после чего прервал беседу. Заявитель, посчитав, что

Литература:

1. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (ред. от 30.04.2021) // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

2. Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 08.08.2011 года «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов Федеральной службы безопасности России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)» // Законность. 2011. № 12.

прерывание беседы с обвиняемым нарушило его права на осуществление общественного контроля в местах принудительного содержания, обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий администрации следственного изолятора. В удовлетворении административного иска ему было отказано решением районного суда, с чем согласились вышестоящие суды.

Члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляя предусмотренные законодательством полномочия, в том числе, на проведение беседы с подозреваемым или обвиняемым, содержащимися под стражей (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и статья 18.1 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [9]), не преследуют в таком качестве личных интересов, а содействуют защите и обеспечению прав и законных интересов указанных участников уголовного процесса.

Соответственно, предусмотренная оспариваемыми законоположениями возможность прерывания такой беседы, если она затрагивает не вопросы обеспечения надлежащих условий содержания под стражей, а иные обстоятельства и факты, не может расцениваться как нарушающая субъективные конституционные права заявителей в обозначенном ими аспекте. Следовательно, обжаловать указанные нормы может только надлежащий субъект - в данном случае, подозреваемый, обвиняемый в совершении преступлений или осужденный.

Введение указанных изменений позволит более полно построить работу общественных наблюдательных комиссии, обеспечить соблюдение прав и законных интересов личности на всех стадиях уголовного преследования, а также - предотвращать злоупотребления со стороны должностных лиц.

Literature:

1. Federal Law № 76-FZ of 10.06.2008 «On Public control over ensuring human rights in places of forced detention and on assistance to persons in places of forced detention» (ed. of 30.04.2021) // SZ RF. 2008. № 24. Art. 2789.

2. The Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation dated 08.08.2011 «On the organization of prosecutorial supervision over compliance with the law when holding suspects and accused persons in temporary detention facilities of internal affairs bodies, border agencies of the Federal Security Service of Russia, in guardhouses, in convoy premises of courts (military courts)» // Legality. 2011. № 12.

3. Постановление ЕСПЧ от 09.04.2019 «Дело «Томов и другие (Tomov and Others) против Российской Федерации» (жалоба № 18255/10 и и пять других жалоб) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. 2019. № 7.

4. Кодекс этики членов общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (утв. решением Общественной палаты РФ 14.04.2021 № 43-П) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте URL : http://files.oprf.ru по состоянию на 17.05.2021.

5. Апелляционное определение по жалобе ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области к С. Охотину о размещении в сети «Интернет» сведений, не соответствующих действительности, дело № 33-19172.

6. Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2021 № 2168-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Еникеева Евгения Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и частью четвертой статьи 18.1 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2021 № 2167-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Теплицкой Яны Игоревны и Ширшова Романа Валерьевича на нарушение их конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и частью четвертой статьи 18.1 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СПС «Консультант-Плюс».

8. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

3. ECHR ruling of the 09.04.2019 Case «Tomov and Others v. The Russian Federation» (complaint № 18255/10 and five other complaints ) // Bulletin of the European Court of Human Rights. Russian edition. 2019. № 7.

4. Code of Ethics for Members of Public Monitoring Commissions for Public Monitoring of Human Rights in Places of Forced Detention by the decision of the Public Chamber of the Russian Federation 14.04.2021 № 43-P )//The text of the document is given in accordance with the publication on the URL : http://files.oprf.ru as of 17.05.2021.

5. Appeal decision on the complaint of the PKU IK-29 GUFSIN of Russia in the Kemerovo region to

5. Okhotin about posting information on the Internet that does not correspond to reality, case № 33-19172.

6. Definition of the Constitutional Court of the Russian Federation of 26.10.2021 № 2168-O «About refusal in acceptance to consideration of the complaint of the citizen Evgeny Vladimirovich Enikeev to violation of his constitutional rights Paragraph 3 of Part 1 of Article 16 of the Federal law «About public control over ensuring human rights in places of detention and about assistance to persons, in places of compulsory detention «and part four of article 18.1 of the Federal Law» On the Detention of Suspects and Accused of Crimes» // SPS «ConsultantPlus».

7. Definition of the Constitutional Court of the Russian Federation of 26.10.2021 № 2167-O «About refusal in acceptance to consideration of the complaint of citizens Yana Igorevna Teplitskaya and Roman Valeryevich Shirshov to violation of their constitutional rights Paragraph 3 of Part 1 of Article 16 of the Federal law «About public control over ensuring human rights in places of detention and about assistance to persons, Persons in Detention «and Part 4 of Article 18.1 of the Federal Law» On the Detention of Suspects and Accused of Crimes» // SPS «Con-sultantPlus».

8. Federal Law of 15.07.1995 № 103-FZ (ed. From 26.05.2021) «On the detention of suspects and accused of committing crimes» //SZ of the Russian Federation. 1995. № 29. Art. 2759.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.