Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОСЛЕДНИХ СТУПЕНЕЙ МОРСКИХ ПАРОВЫХ АГРЕГАТОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОСЛЕДНИХ СТУПЕНЕЙ МОРСКИХ ПАРОВЫХ АГРЕГАТОВ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY-NC
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРОВАЯ ТУРБИНА / ПОСЛЕДНЯЯ СТУПЕНЬ / ПРОФИЛИРОВАНИЕ / КОНЕЧНО-ЭЛЕМЕНТНАЯ РАСЧЕТНАЯ МОДЕЛЬ / РАСЧЁТ ПРОЧНОСТИ / РАСЧЁТ ВИБРАЦИИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Киселев А.Ю., Погодин Ю.М.

Обоснован выбор рационального распределения площадей поперечных сечений по длине лопатки. Спрофилированы поперечные сечения. Сформирована трехмерная геометрическая модель. Создана конечно-элементная расчетная модель лопатки с участком ротора. Произведены прочностной и вибрационный расчёты рабочей лопатки последней ступени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Киселев А.Ю., Погодин Ю.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE LAST STAGES OF MARINE STEAM UNITS

The choice of a rational distribution of the cross-sectional areas along the blade length is substantiated. Cross-sections are profiled. A three-dimensional geometric model has been formed. A finite element design model of a blade with a rotor section has been created. Strength and vibration calculations of the last stage rotor blade have been made.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОСЛЕДНИХ СТУПЕНЕЙ МОРСКИХ ПАРОВЫХ АГРЕГАТОВ»

А.Ю. Киселев, Ю.М. Погодин

Совершенствование последних ступеней морских паровых агрегатов

DOI: 10.24937/2542-2324-2021-1-S-I-116-117 УДК 621.165-226.2

А.Ю. Киселев, Ю.М. Погодин

СПбГМТУ, Санкт-Петербург

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОСЛЕДНИХ СТУПЕНЕЙ МОРСКИХ ПАРОВЫХ АГРЕГАТОВ

Обоснован выбор рационального распределения площадей поперечных сечений по длине лопатки. Спрофилированы поперечные сечения. Сформирована трехмерная геометрическая модель. Создана конечно-элементная расчетная модель лопатки с участком ротора. Произведены прочностной и вибрационный расчёты рабочей лопатки последней ступени.

Ключевые слова: паровая турбина, последняя ступень, профилирование, конечно-элементная расчетная модель, расчёт прочности, расчёт вибрации.

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-1-S-I-116-117 UDC 621.165-226.2

A.Yu. Kiselev, Yu.M. Pogodin

St. Petersburg State Marine Technical University, St. Petersburg

IMPROVEMENT OF THE LAST STAGES OF MARINE STEAM UNITS

The choice of a rational distribution of the cross-sectional areas along the blade length is substantiated. Cross-sections are profiled. A three-dimensional geometric model has been formed. A finite element design model of a blade with a rotor section has been created. Strength and vibration calculations of the last stage rotor blade have been made.

Key words: steam turbine, last stage, profiling, finite element design model, strength calculation, vibration calculation. Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Задача проектирования эффективных и надежных последних ступеней является одной из центральных в общем процессе создания мощного турбоагрегата. Одним из способов повышения эффективности турбоагрегата является увеличение площади выхлопа последней ступени. Обычно это приводит к увеличению длины рабочих лопаток. Рабочая лопатка последней ступени в паровых турбинах представляет собой критический элемент, определяющий саму возможность изготовления турбины при принятых параметрах конструктивной схемы, так как в рабочей лопатке последней ступени будут самые высокие напряжения, самая большая влажность и будут наибольшие проблемы в обеспечении вибронадежности.

Целью данной работы является проектирование рабочей лопатки последней ступени для

турбины низкого давления морского парового агрегата с длинной лопатки, близкой к предельной.

Решалась задача подбора распределения по высоте лопатки площадей поперечных сечений под желаемое распределение напряжений при заданных ограничениях максимальных напряжений. В основу метода положена одномерная стержневая модель напряженного состояния лопатки. Рассматривалась задача в прямой и обратной постановке. Прямая задача предусматривает определения напряжений по заданному закону изменения площадей поперечных сечений.

Выполнено профилирование поперечных сечений лопатки. Профилирование выполнялось на основе готовых профилей из атласа профилей М.Е. Дейча [1]. Исходными данными для подбора

Для цитирования: Киселев А.Ю., Погодин Ю.М. Совершенствование последних ступеней морских паровых агрегатов. Труды Крыловского государственного научного центра. 2021; Специальный выпуск 1: 116-117.

For citations: Kiselev A.Yu., Pogodin Yu.M. Improvement of the last stages of marine steam units. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2021; Special Edition 1: 116-117 (in Russian).

116

Труды Крыловского государственного научного центра. Специальный выпуск 1, 2021

A.Yu. Kiselev, Yu.M. Pogodin Improvement of the last stages of marine steam units

профилей служили углы Р1 и Р2, числа Маха, полученные из Ш и 2Б расчёта. По данным атласа для каждого профиля определялись оптимальный угол установки и относительный шаг. С целью получения требуемых площадей сечений, выполнено масштабирование атласных профилей, а также произведена корректировка некоторых сечений получившейся лопатки.

Построена трехмерная твердотельная модель спроектированной лопатки с подобранным вильчатым хвостовиком и сектором диска ротора.

Создана конечно-элементная расчетная модель лопатки в программном комплексе А№У8.

Произведен расчет напряженно-деформированного состояния лопатки. Осредненные расчетные напряжения в пере лопатки получены достаточно близкими к напряжениям, заложенным в стержневой теории. Лопатка близка к равнопрочной. Запас по пределу текучести в корневом сечении пера лопатки п = 2,5, что удовлетворяет требованиям прочности [2].

Определены частоты собственных колебаний лопатки. Получены заниженные значения частот собственных колебаний по первой форме. С целью настройки на нужную частоту произведен повторный вибрационный расчет с учетом проволочных связей. При добавлении проволочных связей удалось отстроиться от критической частоты [2].

В первом приближении создана модель рабочей лопатки последней ступени. Произведен расчет прочности и оценка вибронадёжности спроектированной лопатки в программном комплексе ANSYS. Статическая и динамическая прочность пера удовлетворяют требованиям, предъявляемым к приводам электрогенераторов [2].

Список использованной литературы

1. Дейч М.Е. Атлас профилей решеток осевых турбин. М.: Машиностроение, 1965. 96 с.

2. Моисеев А.А., Розенберг А.Н. Конструирование и расчёт прочности судовых паровых и газовых турбо-зубчатых агрегатов. Л.: Судостроение, 1964. 298 с.

Поступила / Received: 15.11.21 Принята в печать / Accepted: 08.12.21 © Киселев А.Ю., Погодин Ю.М., 2021

ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.