Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки конкурентоспособных кадров управления'

Совершенствование подготовки конкурентоспособных кадров управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головин Алексей Анатольевич, Пархомчук Марина Анатольевна, Андросов Дмитрий Вячеславович

Исследовано состояние численности населения, подготовки и занятости специалистов с высшим образованием. Предложены квалификационные требования к кадрам управления, ориентированным на конкурентоспособность в соответствии с современными тенденциями перспектив развития России, а также система подготовки кадров управления на основе международных стандартов ISO 9000:2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки конкурентоспособных кадров управления»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ

А.А. Головин, М.А.Пархомчук, Д.В. Андросов

Аннотация. Исследовано состояние численности населения, подготовки и занятости специалистов с высшим образованием. Предложены квалификационные требования к кадрам управления, ориентированным на конкурентоспособность в соответствии с современными тенденциями перспектив развития России, а также система подготовки кадров управления на основе международных стандартов ISO 9000:2000.

Ключевые слова: занятость, безработица, квалификационные требования, конкурентоспособность, международные стандарты.

Текущий период развития всех стран мира, включая Россию, характеризуется как переходный от индустриальной эпохи к постиндустриальной, когда взамен ограниченной концепции экономического роста предлагаются новые - организационный, социальный, психологический и иные аспекты экономики. Такие радикальные перемены требуют инновационной направленности и трансформации факторов экономического роста, что определяет необходимость изменения в науке и научных знаниях, технике и технологии производства, а также возникновении социально-экономических и организационно-управленческих инноваций. Важным критерием в данных процессах всё более востребованными ресурсами становятся человеческие ресурсы, где человек рассматривается во всей совокупности его качественных характеристик, интеллектуального потенциала и трудовой мотивацией.

Поэтому одной из главных проблем государства на всех уровнях функционирования и развития экономики является подготовка специалистов, соответствующих происходящим переменам. Особенно это наглядно отражается на уровне социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов по главному фактору - эффективности управления человеческими ресурсами, их воспроизводству и занятости. Анализ динамики состояния численности населения Курской области, подготовки специалистов и занятости выявил негативные тенденции [1, 2] (таблица 1).

В частности, численность общего и экономически активного населения сократилась на 4 %, а в 2011 г. темпы сокращения увеличились с 1 до 2 %.

Выпуск специалистов с высшим образованием увеличился на 15 %, а их занятость - на 2,3 %. Кроме того, число безработных повысилось на 22 %, их средний возраст - 37 лет, в т.ч. с высшим образованием - 19 %.

Вместе с тем сохраняется потребность в специалистах высококвалифицированных, обладающих новыми знаниями, способных к самообучению, владеющих экономико-математическими методами и иностранными языками. Процессы глобализации экономики и общества требуют повышения качества образования, соответствующего мировым стандартам.

В настоящее время в науке при подборе на должность оценку деловых и личных качеств руководителя рекомендуют осуществлять по таким критериям: интеллект; эрудиция (общая, экономическая, правовая); профессиональные знания и навыки; организаторские способности и навыки; коммуникативные способности и навыки; личностные способности (психологический портрет); здоровье и работоспособность; внешний вид и манеры; мотивация (готовность и заинтересованность выполнять предлагаемую работу в данной организации) [3]. В качестве методов оценки деловых качеств - их анализ; психологическое тестирование; оценочные деловые игры; квалификационное тестирование; проверка отзывов; собеседование как наиболее распространенный метод.

Перечисленные качества руководителя не ориентированы на обеспечение (повышение) конкурентоспособности как руководителя (менеджера), так и управляемых объектов. Поэтому требования к менеджерам предлагают формировать исходя из двух аспектов: 1) уровня иерархии управления, к которой относится менеджер; 2) комплексности проблем менеджмента, нацеленного на выпуск конкурентоспособных товаров [4]. При этом, чем выше уровень иерархии управления, тем в структуре рабочего дня должно быть больше отведено времени на решение стратегических задач (например, 50%, остальное время отводится на решение тактических и оперативных задач).

Требования к менеджерам, ориентированным на конкурентоспособность всех областей экономики и общества в наибольшей степени отвечают современным тенденциям перспектив развития России (таблица 2).

Таблица 1 - Состояние численности и занятости населения и специалистов с высшим образованием в Курской области

Наименование показателя 2007 2008 2009 2010 2011

Всё население, тыс. чел. 1171 1162 1155 1149 1125

Численность экономически

активного населения, тыс. чел. 592 600 599 588 589

Занятые с высшим образованием, % 24,7 26,1 26,3 26,4 27,0

Выпущено специалистов с высшим образованием,

человек 7686 8087 7805 8846 8816

Численность безработных, тыс. чел. 8,2 7,5 7,8 11,0 10,0

Средний возраст безработных, лет 36,0 34,0 35,8 36,0 37,3

в т.ч. с высшим образованием, % 19,9 11,7 17,6 18,8 18,9

Таблица 2 - Квалификационные требования к специалистам, ориентированным на конкурентоспособность

_Группа (блок требований) /Конкретные требования_

1. Общая подготовка

Образование высшее: менеджер, экономист, психолог, юрист, инженер и т.д. (в зависимости от вида деятельности).

Знание основ естественных, технических, гуманитарных, общественных наук_

2. Экономико-правовая подготовка Знание основ макро- и микроэкономики, финансов и кредита, статистики, бухгалтерского учета и аудита, информатики, экономического анализа, экономико-математических методов прогнозирования и оптимизации, налоговой системы; хозяйственного, административного, международного, трудового, финансового и других видов права_

3. Профессиональная подготовка Глубокие знания теории управления конкурентоспособностью различных объектов, их конкурентными преимуществами, стратегического и тактического маркетинга, теории организации, разработки управленческого решения, управления персоналом, качеством, ресурсами, стратегического, информационного, инвестиционного, инновационного, финансового, производственного менеджмента, международного маркетинга_

4. Умение разрабатывать конкурентоспособные управленческие решения Глубокие знания экономических законов и законов организации, научных подходов управления, принципов и методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования решений_

5. Умение организовывать коллектив на постановку и достижение

высоких целей

Знание основ психологии личности и коллектива, социологии. Умение координировать производственные и управленческие процессы по разработке и реализации инновационных, инвестиционных и других проектов, ориентированных на повышение конкурентоспособности объектов_

6. Умение общаться с людьми, коммуникабельность, ведение нормального образа жизни

Знание коммуникации, социально-психологических методов формирования конкурентоспособного коллектива с нормальным морально-психологическим климатом. Умение четко формулировать (устно и письменно) свои мысли.

Поддержание себя в хорошей форме (душа, тело, разум), нормального образа жизни_

7. Практический опыт и навыки Для менеджера высшего уровня практический стаж работы в данной сфере должен быть не менее 5 лет, среднего уровня - 3 года_

Требования по любой функции, стадии жизненного цикла объекта, решению любой проблемы должны быть ориентированы на обеспечение (повышение) конкурентоспособности управляемого объекта. Конкурентоспособность на современном этапе усиления глобальной конкуренции (вступление России в ВТО) должно стать основой прогресса во всех сферах деятельности: образовании, науке, технике, здравоохранении, культуре и т. д.

Новая технология (система) подготовки экономистов и менеджеров - МЭТУК (методика = экономика + техника + управление = конкурентоспособность), предложенная для внедрения Фатхутдиновым Р.А., содержала всё лучшее из естественнонаучной и гуманитарной систем подготовки специалистов, с применением нового научного инструментария может быть основой сегодня. Система реализует концепцию единства экономики, техники и управления, нацеленные на повышение конкурентоспособности России. Структура и взаимосвязи компонентов МЭТУК, дополненная нами, представлена в таблице 3.

Первая подсистема МЭТУК: методика - обеспечение конкурентоспособности управляемого объекта: специалиста, товара, технологии, организации и т. д. Требует от экономистов и менеджеров владения методами анализа механизма действия экономических законов, законов организации в статике и динамике, методами применения научных подходов и принципов

управления объектами, методами и моделями анализа, нормирования, прогнозирования, оптимизации, оценки управленческих решений в различных областях науки, техники, экономики, управления.

Вторая подсистема МЭТУК: экономика - совокупность знаний и умений в различных областях макро-и микроэкономики, экономики предприятия, экономики конкурентоспособности, конкурентных преимуществ, ценностей, качества, ресурсосбережения, логистики, функционирования рыночных механизмов, статистики, финансов и кредита, бухгалтерского учета и аудита, налоговой и таможенных систем и т. д. Подсистема направлена на формирование конкурентоспособной экономики объектов управления.

Третья подсистема МЭТУК: техника - материальная основа разработки (проектирования), производства и применения объекта управления. Компоненты: технический уровень объекта, технология, технологическое оборудование и другие элементы средств труда. Требуют направления деятельности конструкторов, технологов, организаторов производства, экономистов, менеджеров на оптимизацию конструкции (компоновки, структуры, свойств и т. д.) объекта и технологии его изготовления, транспортирования, эксплуатации (применения) и ремонта (восстановления), экономию ресурсов по стадиям жизненного цикла объекта (в частности, по ресурсоемко-сти на единицу отдачи отечественная техника уступает лучшим зарубежным образцам в 3-5 раз).

Таблица 3 - Предлагаемая структура и взаимосвязи компонентов системы подготовки кадров управления -

_МЭТУК на основе международных стандартов ISO 9000:2000_

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ - МЭТУК

_(методика= экономика + техника + управление = конкурентоспособность)_

_1. Подсистема - Методика_

_2. Подсистема - Экономика_

_3. Подсистема - Техника_

_4. Подсистема - Управление на основе менеджмента качества ISO 9004:2000_

_5. Подсистема - Конкурентоспособность_

Четвертая подсистема МЭТУК: управление - основана на принципах менеджмента качества для применения высшим руководством с целью улучшения деятельности организации: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников, процессный и системный подходы к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решения на основе фактов; взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Это наиболее сложная работа для российских менеджеров, экономистов и специалистов, так как им еще не приходилось работать в условиях жесткой глобальной конкуренции и их еще не обучали методам конкуренции и выживания в условиях кризиса. Российские менеджеры должны быть подготовлены в области маркетинга и менеджмента на основе международных стандартов, ориентации в законах организации, научных подходах и принципах, методах и моделях оптимизации качества и ресурсоемкости объектов, изучения рыночных регуляторов.

Пятая подсистема МЭТУК: конкурентоспособность - Обобщающий результат реализации цели обучения или работы: подготовка конкурентоспособных кадров (экономиста, менеджера и т. д.), способных осуществить реализацию национальной идеи повышения конкурентоспособности России на основе модернизации и инновационного развития экономики. Подсистема является целевой, обобщающей результаты обучения или работы по предыдущим четырем подсистемам. Специалистов по управлению конкурентоспособностью должны готовить вузы в соответствии с новыми федеральными нормативными актами (законами, указами президента, постановлениями правительства, государственными стандартами и т. д.), а также специальными

программами обучения по управлению конкурентоспособностью организаций.

Предложенная система должна постоянно совершенствоваться в зависимости от состояния и развития факторов внешней среды организаций, региона, страны и мировой экономики.

Список использованных источников

1 Социальное положение и уровень жизни населения Курской области (2006-2010): Стат. сборник / Территориальный орган ФСГС по Курской области. - Курск, 2011. - 114 с.

2 Социальное положение Курской области (2011): Сборник/Территориальный орган ФСГС по Курской области. -Курск, 2012. - 123 с.

3 Управление персоналом организации: учебник /под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 638 с.

4 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент.-М.: Изд- во «Маркетинг», 2002. - 892 с.

5 Шинкаренко О.Н. Управление персоналом организации при внедрении стандартов ISO 9004:2000. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 368 с.

Информация об авторах

Головин Алексей Анатольевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет».

Пархомчук Марина Анатольевна, доктор экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет».

Андросов Дмитрий Вячеславович, соискатель ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.