Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки будущих специалистов на основе личностно-ориентированного подхода в обучении'

Совершенствование подготовки будущих специалистов на основе личностно-ориентированного подхода в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DEMANDED AND COMPETITIVE ABILITY / THE PERSONAL ORIENTED TRAINING / ТүЛГАНЫң өЗіН-өЗі ЖЕТіЛДіРУі / КәСіБИ ЦүЗЫРЛЫЛЫЦ / БәСЕКЕГЕ қАБіЛЕТТі / ТүЛГАЛЪЩ -БАГДАРЛЫ ОқЫТУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ищенко Г.А.

В статье описывается развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе обучения. Рассматривается сущность личностно-ориентированного подхода в обучении и при прохождении геодезической практики с позиции методического компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки будущих специалистов на основе личностно-ориентированного подхода в обучении»

■

Ищенко Г.А.,

преподаватель специальных дисциплин, КГКП «Костанайский строительный колледж»

Неггзгг свздер: тулганыц взгн-взг жетыдгруг, кэсгби цузырлылыц, бэсекеге цабыеттг, тулгалъщ -багдарлы оцыту.

Ключевые слова: самореализация личности, профессиональная компетенция, востребованность и конкурентноспособность, личностно-ориентированное образование

Keywords: self-realization of the personality, professional competence, demanded and competitive ability, the personal oriented training.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

Ацдатпа

Макалада окыту YPДiсi барысында педагогтардьщ кэаби кузыреттшпн дамыту суреттеледь Окытуда тулгалык-багытталган амалдыц, эдютемелш ком-поненттщ тургысынан геодезиялы; практиканыц мацыздылыгы карастырылады.

Аннотация

В статье описывается развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе обучения. Рассматривается сущность личностно-ориентиро-ванного подхода в обучении и при прохождении геодезической практики с позиции методического компонента.

Annotation

In this article is described the development of professional competence of teachers in the process of training. It is determined the essence of personal-orientated approach with the position of methodical component in training of surveying practice.

В настоящее время стране требуются кадры способные решать профессиональные проблемы, умеющие принимать решения в нестандартных ситуациях, восполнять недостаток профессиональных знаний. Важнейшим условием успешного развития и становления молодого поколения является качественное образование [2].

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана сказано, что образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации [1]. Это означает, что выпускники должны быть компетентными.

Наличие профессиональной компетентности является важным условием востребованности и конкурентоспособности. Для формирования личностно-индивидуальной компетентности не-

S

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

и

К <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[—I

О ч

о «

о н м

з

м

и ©

О

и

о -

©

обходимо комплексный подход к развитию общего уровня культуры студентов путем, личностно-ориентированной и развивающей направленности обучения

[3].

Личностно-ориентированный подход, как одно из направлений контекстного обучения, является темой моего самообразования и работы по совершенствованию уроков в этом направлении. Я познакомлю вас с элементами моего опыта работы при прохождении геодезической практики студентов строительного колледжа.

При планировании практики я опираюсь на профессиональные компетенции, которые указаны в стандарте и образовательной программе, и которыми должен обладать студент согласно типовой программе по предмету, а именно:

-быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач;

-работать с геодезическими приборами;

-решать задачи по карте, изображать рельеф и наносить точки на план;

-выполнять обработку полученных результатов;

-использовать методы переноса проекта в натуру.

Педагогическим условием, обеспечивающим профессиональную направленность обучения на основе личностно - ориентированного подхода на уроках геодезии, является то, что содержание курса дополняется вариативной составляющей, имеющей профессиональную направленность и позволяющей учитывать компоненты индивидуального субъектного опыта [3]. Приоритетными задачами при организации процесса обучения по предмету «Геодезия» являются формирование способностей по постановке и решению проблем, разработке алгоритмов, групповая работа, обеспечивающая дифференцированный подход

к овладению содержанием основных разделов по предмету и формированию компонентов субъектного опыта.

В качестве закрепления учебного материала я использую нетрадиционные виды уроков: «Геодезическая эстафета», «Геодезический КВН», интегрированные уроки («Самый умный», «Умники и умницы»). Немаловажную роль для формирования знаний, умений и навыков играет дополнительная информация, с которой студенты могут ознакомиться на тематических стендах, оборудованных в кабинете геодезии.

В качестве одного из направлений личностно-ориентированного обучения это технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Это, прежде всего, предпосылка отхода от авторитарных методов обучения [4]. Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. Также использование и изучение на уроках геодезических приборов повышает интерес и профессиональную грамотность у студентов.

Проведение уроков в нетрадиционной форме уже провожу не только в рамках строительного колледжа, но и в сотрудничестве со студентами других колледжей. В этом учебном году так прошел КВН по предмету «Геодезия» между командами двух колледжей строительного и индустриально-педагогического. В традициях настоящего КВН между командами студентов специальности: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и специальности: «Землеустройство» были разыграны шесть конкурсов, в которых участники соревновались в теоретических знаниях и умениях работать с геодезическими приборами, а также представлены конкурсы «Капитанов», «Домашнее задание», участники пели под гитару, соревнова-

лись в знаниях и навыках по предмету «Геодезия» .

С целью создания мотивации студентов к углубленному изучению предмета «Геодезия» большое внимание уделяю организации самостоятельной деятельности студентов, опираясь на личност-но-ориентированный подход, а также сокращению до минимума ограничений студентов в их действиях и возможностях. Всё это послужило мотивацией к составлению электронного учебного пособия по предмету «Геодезия», которое получило высокую оценку рецензента Колодия Н. В., к.п.н., на него была получена лицензия.

Целью ставлю углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении курса "Инженерная геодезия", умение применять их, ознакомление с организацией геодезических работ в полевых условиях, решать возникающие проблемы при работе в бригадах.

Практическая деятельность моих студентов в период практики включает не только программный материал, но научные и исследовательские направления, в период практики мы берем данные для научно-исследовательских работ. Практика представляет значительный простор для формирования познавательного интереса, личност-но - ориентированного подхода. В этот период, как никогда, поддерживается самореализация личности студента, развитие его неповторимой индивидуальности. Личностно-ориентирован-ный подход способствует развитию не только социально типичных свойств, а отдельных, даже уникальных личностных качеств [3].

Самое важное научить студентов понимать практический смысл связи теории с практикой, применять знания в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность будущего специ-

алиста. Это получается при работе в бригадах. Каждая бригада (5человек) выбирает бригадира, который отвечает за работу бригады, ведет табель посещаемости, отвечает за сохранность приборов, распределяет КТУ (коэффициент трудового участия) при итоговом оценивании членов бригады. При этом соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. Это - чрезвычайно эффективная работа при прохождении практики каждым студентом. И сильный, и слабый студент затрачивает максимум усилий, каждый для достижения своего уровня.

Итак, во время работы в бригадах

- студенты учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения;

- каждый понимает, что успех бригады зависит от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, их применять в конкретных заданиях;

- у студентов формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение;

- студенты начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания;

- студенты учатся общаться между собой, с преподавателями, овладевают коммуникативными умениями;

- развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

У студентов формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение. Ребята начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания, учатся общаться между собой, с преподавателями, овладевают коммуникативными умениями. В ходе прохождения практики развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Как преподавателю в условиях лич-

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

м ^

и м

¡г1

[-4

О Ч

О «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

и

ностно - ориентированного подхода мне приходится выступать больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника. Я направляю свои профессиональные умения не просто на контроль знаний и умений студентов, а на диагностику их деятельности. В качестве диагностики используется мониторинг качества знаний по итогам семестра.

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения я предлагаю студентам «путешествовать» по миру знаний, получать мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности [5]. Началом применения информационных технологий в моей практике стало использование рекламных видеороликов в виде презентаций. В качестве творческой работы студенты делают свои презентации по предмету, создают видеоролики по выполнению практических заданий, разрабатывают карточки-задания в виде кроссвордов, а также игры, которые в § дальнейшем помогают им в работе при

^ выполнении заданий и способствуют

ер

О лучшему восприятию тем уроков.

го

^ Во время геодезической практики

студенты при помощи фотоаппарата или видеокамеры создают свои творческие работы в малых группах. Это сти-

«

мулирует самостоятельность мысли, С коллективизм, закрепление полученных 3 знаний, приобретение новой информа-^ ции и реализацию своих творческих воз-§ можностей.

Умения и навыки, полученные во вре-О мя геодезической практики, студенты О используют в дальнейшем в технологической практике на базовых предприя-

^ тиях.

м

§ Так, студенты строительных специ-

^ альностей во время строительства торго-

о

вого центра и жилых домов выставляли маяки для выравнивания пола, передавали отметки на верхние этажи, фиксировали и проверяли высоту объектов и выполняли другие геодезические работы. Во время летних каникул они работают стажерами геодезистов на предприятии «АБЗ плюс» и в частных фирмах по месту жительства в районах Костанайской области. Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для студентов фактором развития.

Важна организация самостоятельной деятельности студентов, которая способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, сокращению до минимума ограничения студента в его действиях и возможностях [4].

Чем больше выпускник учебного заведения будет знать, тем лучше он будет подготовлен к жизни и труду в обществе. "Если есть труд - значит, будет и успех!"

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан -2050: Новый политический курс состоявшегося государства , Астана, Акорда, 2012 .

2. Назарбаев Н.А. «Казахстанский путь», Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: Путь в будущее», Постановление правительства РК от 27.02.2013.

3. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]/В.П. Беспалько. М.,1995.

4. Подласый, И.П. Продуктивная педагогика [Текст]/ И.П. Подласый, М., 2003.

5. Рощин, А.Н. Занимательная геодезия [Текст]/А.Н. Рощин, М.,1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.