Научная статья на тему 'Совершенствование планирования процесса реализации инновационного проекта в строительстве'

Совершенствование планирования процесса реализации инновационного проекта в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ / АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ / INNOVATIVE DESIGN / PROCESS PLANNING / ADAPTING TO CHANGING CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Далгатов Д. М.-З., Далгатов М. Д.

Предлагаются различные инструменты, позволяющие совершенствовать процесс планирования и реализации инновационно-строительного проекта в нестабильных условиях экономической среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE PLANNING THE PROCESS TO REALIZATION INNOVACIONNOGO PROJECT IN CONSTRUCTION

Various tools to improve planning and implementation of innovative construction project in the unstable conditions of the economic environment.

Текст научной работы на тему «Совершенствование планирования процесса реализации инновационного проекта в строительстве»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Далгатов Д. М.-З., д.э.н., профессор, Далгатов М.Д., соискатель Дагестанский государственный технический университет

Предлагаются различные инструменты, позволяющие совершенствовать процесс планирования и реализации инновационно-строительного проекта в нестабильных условиях экономической среды.

Ключевые слова: инновационный проект, процесс планирования, адаптация к изменяющимся условиям.

IMPROVEMENT OF THE PLANNING THE PROCESS TO REALIZATION INNOVACIONNOGO PROJECT IN CONSTRUCTION

Dalgatov D., doctor of economics, Professor, Dalgatov M., the applicant, Dagestan state technical university Various tools to improve planning and implementation of innovative construction project in the unstable conditions of the economic environment. Keywords: innovative design, process planning, adapting to changing conditions.

Одной из актуальных проблем современного этапа российской экономики является управление переходом различных ее отраслей, в том числе и строительства, на инновационный путь развития. Особую роль при этом играет повышение эффективности планирования процесса реализации инновационных проектов в строительстве.

Основными задачами планирования являются:

- определение целей и подцелей реализации инновационного проекта, а также способов их достижения, путём формирования оптимальной последовательности выполняемых для этого операций и работ;

- применение методов и средств реализации работ, распределение ресурсов, требуемых для реализации запланированных работ;

- согласование действий и функций управления между различными участниками реализации проекта, в том числе и сроков поступления от заказчика проекта средств на его реализацию.

На этапе планирования определяются все необходимые параметры реализации проекта [1]: продолжительность реализации по каждому из контролируемых элементов проекта; потребность в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах; сроки поставки сырья, материалов, строительных конструкций, строительных машин и механизмов, а также сроки и объёмы привлечения проектных, строительных и других организаций. При этом процессы и процедуры планирования проекта должны обеспечивать его реализацию в заданные сроки с минимальной стоимостью, в рамках нормативных затрат ресурсов и с надлежащим качеством.

В хорошо организованном проекте за выполнение каждой подцели (оперативной цели) должно нести ответственность конкретное функциональное и проблемно - целевое подразделения организационной системы управления, например, руководитель проекта отвечает за своевременное достижение всех его целей, определенные подразделения системы управления - ответственны за частные цели и подцели и т.д. [2]. В этом случае дерево целей и подцелей проекта должно формироваться таким образом, чтобы его структура совпадала с организационной структурой подразделений строительного предприятия, отвечающей за реализацию проекта. Для выполнения данного условия разрабатывается специальная матрица ответственности, в которой по столбцам распределяются функциональные обязанности исполнителей по проекту, а строки определяются работами, за реализацию которых, персонально отвечают различные исполнители. Элементы матрицы на пересечении строк и столбцов определяются степенью ответственности исполнителя за закрепленные за ним работы.

В самом общем случае, основная задача планирования заключается в формировании информационно-аналитической модели процесса реализации проекта, которая отражает данные по координации деятельности различных участников проекта, определяет порядок реализации работ и отражает требуемые условия, которые должны выполняться во внешней и внутренней среде инновационного проекта для удачного завершения запланированных работ.

Планирование представляет собой совокупность связанных между собой взаимными отношениями процедур и расчётов. Первым этапом планирования проекта является разработка первоначальных планов, являющихся основой для разработки бюджета

проекта, определения потребности в ресурсах, организации обеспечения проекта, заключения контрактов и т.д.[3].

Планирование проекта является основой для контроля над ходом его реализации, который сводится к наблюдению внешних воздействий и выявлению различий между плановыми и фактическими значениями всех показателей проекта.

Одной из основных проблем планирования проектов, является организация разбиения инновационного проекта на подзадачи с последующей их детализацией на различном уровне общности, вплоть до выполняемых в них строительно-монтажных работ.

Получаемая, в результате декомпозиции модель проекта должна обеспечивать эффективное решение следующих задач управления:

- определять работы и пакеты работ, обеспечивающие достижение подцелей проекта;

- проверять все ли цели будут достигнуты в результате реализации проекта;

- создавать удобную, соответствующую целям проекта структуру отчётности;

- определять на соответствующем уровне детализации плана вехи (ключевые результаты), которые должны стать контрольными точками процесса реализации проекта;

- распределять ответственность за достижение подцелей проекта между его исполнителями и тем самым гарантировать, что все работы по проекту контролируются и не выпадут из поля зрения;

- обеспечивать всем участникам реализации проекта понимание общих целей и задач по проекту.

Процедуры реализации разбиения работ проекта в самом общем случае должны удовлетворять следующим требованиям и условиям:

- разбиение должно производиться на основе плана выполнения мероприятий, связанных с реализацией проекта. Процесс разбиения продолжается до тех пор, пока не будут выделены все значимые работы и пакеты работ, дальнейшее разбиение которых нецелесообразно или невозможно. Данные работы должны непосредственно планироваться и выполняться, т.е. для них можно было бы сформировать бюджет и составить расписание, выполнить функции мониторинга и контроля;

- для наглядности, простоты и обеспечения автоматизации использования структуры разбиения работ каждому элементу декомпозиции присваивается уникальный идентификатор, соответствующий, например, содержанию выполняемых работ;

- для каждой работы (пакета работ, части проекта), выделенной определённым образом, определяются поставщики (ответственные исполнители, продолжительность, объёмы, бюджет и затраты, оборудование, материалы, спецификации и т.д.), имеющие к ним отношение;

- каждый следующий уровень декомпозиции добавляет более детальные элементы, каждый из элементов связан с более общим элементом, расположенным на уровень выше. На любом из уровней группе «дочерних» (детальных) элементов соответствует только один «родительский» элемент. Это правило обеспечивает корректность суммирования стоимостей, вывода объединённых

календарных графиков и обобщения информации о работах при переходе с одного уровня на другой;

- наиболее важной информацией являются данные по персональной ответственности и за выполняемые работы - матрица ответственности, в которой определяется, кто и за что отвечает. Она служит основой для решения проблемы координации работ по проекту, выявления узких мест, где нет баланса между правами и обязанностями исполнителей;

- по каждой из выделенных работ, пакета работ, части проекта проводится критический анализ с участием их исполнителей (участниками проекта) для подтверждения правильности разбиения. После подтверждения правильности декомпозиции можно использовать агрегирование ресурсных требований, графиков, взаимосвязей частей проекта от уровня к уровню, сверху - вниз. Самый верхний уровень разбиения предоставляет суммарную информацию о проекте в целом, о его бюджете, графике и т.д.;

- для стоимостной оценки предложений поставщиков или определения соотношений доходов и затрат по проекту его общий бюджет должен включать: накладные расходы по проекту, состоящие из общих и административных затрат, затрат на маркетинг и рекламу, возможных штрафных санкций и других затрат, общих для проекта. Сюда также входит резерв на случай непредвиденных обстоятельств, а также баланс, включающий доход от проекта, который периодически может быть и отрицательным. Причём бюджет, используемый для калькуляции цен или для расчёта дохода, не должен соответствовать бюджету, используемому для управления проектом;

- график и план по вехам должен отражаться с помощью модели разбиения в виде главного, укрупнённого графика, в котором указаны основные компоненты и этапы проекта. Он является всеобъемлющим и может включать конкретные обязательства, ключевые контакты, порядок действий, важные события и отчёты о ходе выполнения работ.

Декомпозиция процесса реализации проекта проводится либо сверху вниз, либо снизу вверх, либо путём сочетания обоих способов решения задачи. Применяемые при этом алгоритмы могут иметь различное содержание и использовать различную информацию о проекте для организации разбиения задач на подзадачи. При этом должны быть учтены все цели проекта и созданы все предпосылки для его успешной реализации.

Учитывая, что современный этап развития рыночных отношений в России характеризуется высоким уровнем динамики, протекающих в экономической среде процессов, формируемая при декомпозиции редукционная модель проекта должна обладать свойствами адаптивности. Иными словами, обладать умением приспосабливаться к быстрой смене условий функционирования исполнителей и внешних условий реализации строительного проекта. Однако известные методы разбиения работ на составляющие, позволяют сформировать только модели реализации строительного проекта, лишённые свойств адаптации, к тому же данные методы не могут быть автоматизированы, т.к. не поддаются структуризации и алгоритмизации.

Обойти указанные недостатки можно, используя интеллектуальные методы планирования и разбиения задач на подзадачи или автоматического формирования процесса реализации проекта в пространстве состояний.

При различных непредвиденных сбоях, например, срыве поставок, система планирования и управления проектом должна обладать возможностью выполнять перепланирование, связанное с обеспечением наиболее выгодного выполнения подрядных работ в новых условиях функционирования. Задача планирования и перепланирования процесса реализации проекта в динамических средах является на сегодняшний день одной из актуальнейших проблем управления инновационными проектами. На наш взгляд, для ее решения может быть использован сценарный метод для описания допустимых альтернативных планов решения различных задач, связанных с реализацией проекта, с определением условий перехода от одного сценария реализации к другому, более адекватному текущим условиям функционирования.

Для построения адаптивных планов реализации инновационных строительных проектов могут быть использованы следующие методические основы их формирования и корректировки.

1. Проведение анализа сформированного плана на предмет выявления узких мест и определения внешних и внутренних факторов, которые могут повлиять на результаты его реализации.

2. Выполнение описания ситуаций, отражающих внешние и внутренние условия реализации сформированного плана в узких местах.

3. Описание фактических ситуаций, в которые могут быть преобразованы запланированные ситуации (полученные в п.2) в результате проявления в них различных факторов, выявленных в п.1.

4. Построение сценариев перехода от фактических ситуаций или к запланированным ситуациям, с учетом характера воздействий непредвиденных факторов, или другим новым путем достижения поставленных целей.

5. Корректировка плана реализации проекта с учетом произошедших изменений с целью выполнения условий его реализации по времени.

6. Формирование базы данных, отражающей возможные негативные изменения сформированного плана реализации проекта и соответствующие этим изменениям мероприятия, направленные на устранение связанных с ними последствий.

Распределение и перераспределение ресурсов между различными компонентами проекта (строящимися объектами), в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, зависит от характера строительного проекта (промышленное строительство или жилищно-гражданское строительство) и выполняется с учётом сложившейся ситуации в его экономической среде.

Базовую основу формирования всех производственных ресурсов, необходимых для успешной реализации инновационного строительного проекта, составляют имеющиеся у предприятия в наличии финансовые средства. Другими словами, при наличии определённых финансовых средств, строительное предприятие в условиях рынка, практически, может обеспечить себя всеми необходимыми материально-техническими, людскими и информационными ресурсами. Учитывая, что поступающий в распоряжение строительного предприятия от заказчика аванс ограничен по своему объёму, возникает проблема эффективного его использования, решаемая задачей оптимального распределения имеющихся финансовых средств между различными объектами строительного проекта с целью получения максимальной прибыли.

Для инновационных проектов жилищно-гражданского строительства, задача оптимального распределения ресурсов между строящимся жильем и объектами бытового назначения должна решаться, с учётом рыночного спроса, который может быть спрогнозирован, например, используя метод временных рядов. Иначе, при оптимальном планировании, без учёта спроса на различные виды жилья, в условиях рынка, могут возникнуть ситуации, когда оптимальный план распределения ресурсов показывает такое количество планируемых к строительству объектов определённого вида, которое превышает спрос. Это приводит к потерям финансовых средств, связанных с вынужденной распродажей излишне построенных объектов по заниженным ценам. Таким образом, оптимальное распределение финансовых ресурсов между различными видами строящихся объектов, должно выполняться не только с учётом ограниченного их объёма, но и с учётом ограничений по объёму выпускаемой продукции, определяемых на основе прогнозирования рыночного спроса на различные виды строительной продукции.

Для вычисления объёмов спроса обычно используют статистические данные по спросу на каждый вид жилых домов, взятые за прошедший период хозяйствования предприятия в условиях рынка, которые для этого обрабатываются методами временных рядов изменений. Учитывая, что спрос на инновационные проекты может оказаться неустойчивым из-за действия на рынке конкурентов, распределение финансовых ресурсов необходимо выполнять таким образом, чтобы минимизировать риски в виде потерь, вызванных снижением ликвидности различного вида проектов.

После разбиения проекта на подзадачи и соответствующие им работы, а также распределения имеющихся финансовых средств между подцелями и подзадачами проекта, процесс планирования переходит к следующей фазе. Она связана с детальным планированием, построением сетевых, сметных, календарных и ресурсных графиков реализации строительного проекта. Учитывая, что методики реализации данных графиков достаточно полно и подробно описаны в литературе, остановимся, только коротко, на сути решения данных задач.

Детальное планирование связано с разработкой детальных графиков для управления на уровне ответственных исполнителей. Детальный график в самом общем случае должен включать:

-все ключевые события и даты. Если для составления отчёта по работе требуется участие заказчика, соответствующие даты (вехи) также должны быть внесены в график. Если по каким-либо причинам ключевые даты нарушаются, необходимо незамедлительно поставить заказчиков в известность об изменениях;

-точную последовательность работ. Логика выполнения работ фиксируется в сетевой модели, в которой можно было бы проследить все виды зависимостей между работами и взаимосвязь событий проекта;

-взаимосвязь графика со структурированной моделью реализации проекта. Система планирования должна позволять строить укрупнённые графики, в соответствии с различными уровнями детализации сетевой модели реализации проектов;

-все графики должны служить основой для определения этапов, фаз и прочих временных интервалов по проекту. Кроме того, при необходимости, определять потребность ресурсов для каждой из частей, фрагментов или событий проекта.

При этом в зависимости от назначения графиков и уровня управления, на котором их используют, они могут иметь различные уровни детализации работ. Начиная от графика целей и основных подцелей проекта, до построения графика взаимодействия отдельных элементарных операций и работ. После формирования, все детальные графики работ обсуждаются и корректируются с заказчиками.

Сетевые графики (диаграммы) представляют собой графическое отображение работ проекта и зависимостей между ними. В планировании и управлении проектами под сетевой моделью, понимается полный комплекс работ и вех проекта, с установленными между ними зависимостями. В качестве прототипа сетевой диаграммы, можно использовать работы и взаимосвязь между ними, полученные на последнем уровне сетевой редукционной модели реализации строительного проекта.

Ресурсные графики представляют собой распределение во времени потребностей различного вида ресурсов, требующихся для своевременной реализации работ, связанных с реализацией проекта.

К последней фазе планирования проектов можно отнести формирование матрицы ответственности, на основе структурной схемы организации проекта и редукционной сетевой модели его реализации. Эта матрица представляет собой форму описания, распределения ответственности за успешное выполнение различных работ и подзадач, связанных с реализацией проекта между его различными исполнителями.

Сравнение между собой планируемых и фактических значений приведённых в таблице ответственности показателей, позволяет ответственным за выполнение работ исполнителям, наглядно представить сложившуюся на текущий момент времени ситуацию, связанную с состоянием дел по контролируемым работам. Это, в свою очередь, даёт возможность ответственным исполнителям оперативно реагировать на возникшие в процессе реализации работ отклонения между планируемыми и фактическими значениями показателей, своевременной их реализации, а при необходимости, и корректировки ранее сформированного плана.

Литература:

1. Либерзян В.И. Основы управления проектами. - М.: Нефтяник, 1997.

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами: Справочник для профессионалов / Под ред. Мазура Н.И., Шапиро В.Д. -М.: Высшая школа, 2001.

3. Васильев Ю.П. Управление развитием производства: опыт США. - М.: Экономика, 1989.

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ ШРИ ЛАНКА

Ляско В.И д.э.н., профессор,

Унантенне В.М.Кавинда Д.Б.У., аспирант кафедры Экономики автомобильного транспорта, Московский Автомобильно-Дорожный

Государственный Технический Университет (МАДИ)

Связанные с ролью автотранспортных перевозок внутри страны в одном из основных сегментов экономики Республики Шри-Ланка

- производстве и реализации. Статья анализирует стратегические характеристики автотранспорта и определяет роль перевозки внутри страны, рассматривает возможности получения более эффективной работы автотранспорта, а также долю участия в этом процессе государства.

Ключевые слова: Стратегический Анализ; эффективности работы автотранспорта; Разработка методики

DEVELOPMENT OF METHODOLOGY FOR MORE EFFECTIVE TRANSPORT OF THE REPUBLIC OF SRI LANKA

Lyasko V. , Doctor of Economic Sciences, Professor Unantenne W.M.Kavinda D.B U., Post-graduate student Department of Economics of road transport, Moscow State Automobile & Road

Technical University

Road transport in Production and sale plays an important role in the major segments of the economy of Sri Lanka. Article analyze strategically conditions of Transportations and defines the role of the transport of inside the country, is considering the possibility of obtaining more effective methods for transportation, as well as its stake in the process of the state.

Keywords: Strategically Analysis; effectiveness of work in automobile transporting; Development of methodology

В акватории Индийского океана, близ Южно-Азиатского суб- Транспорт - важная составная часть экономики Шри-Ланки.

континента расположен остров Шри-Ланка. Официальное его на- Значение транспорта определяется его ролью в территориальном

звание - Демократическая Социалистическая Республика Шри-Лан- разделении общественного труда: специализация районов, их комка. плексное развитие невозможны без системы транспорта.

«Ланка» на древнеиндийском санскритском языке означает Транспорт, в Шри-Ланке объединяет 4 вида транспорта и до-

«страна, земля». Приставка «Шри», широко распространенная в рожное хозяйство, насчитывает 100 тысяч субъектов хозяйствен-

Южной Азии при обращении к высокоуважаемым людям, отража- ной деятельности, трудящихся свыше 1 млн. человек. В валовом

ет большую любовь, которую испытывает к своей родине 18-мил- общественном продукте на долю транспорта и связи приходится

лионный ланкийский народ. Он именует ее «благословенная, дос- 2,4 %.

топочтимая Ланка». Таблица 1.1 показывает нам, что в 2010 г. в структуре капита-

Общая длина дорог, пригодных для движения автотранспорта, ловложений в единую транспортную систему Шри-Ланки преоб-составляет 40,7 тыс. км, из них около 3/4 имеют твердое покрытие. ладали капиталовложения в автодорожный транспорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.