Научная статья на тему 'Совершенствование планирования маркетинга ресторанного предприятия'

Совершенствование планирования маркетинга ресторанного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА / ПЛАН МАРКЕТИНГА / СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА / СЕГМЕНТ РЫНКА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ СЕГМЕНТОВ / MARKETING / MARKETING PLANNING / MARKETING PLAN / MARKET SEGMENTATION / MARKET SEGMENT / SEGMENTS IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Михаил Васильевич, Старовойтова Яна Юрьевна

В работе представлены результаты сегментирования рынка ресторанных услуг (на примере г. Екатеринбурга). Перечислены основные сегменты рынка, описаны их характеристики. С учетом идентифицированных сегментов разработаны предложения по совершенствованию методов планирования маркетинга ресторанных предприятий. Систематизированы решения, которые целесообразно принять при планировании маркетинга ресторанного предприятия, учитывающие особенности выявленного состава сегментов рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancing planning techniques in the restaurant marketing

In the paper the results of the restaurant services market segmentation (for Ekaterinburg) are presented. The main segments of the market are listed, their characteristics are described. Recommendations to enhance the methods of restaurant marketing planning enterprises are developed. Decisions which should be taken in the process of marketing planning are systematized.

Текст научной работы на тему «Совершенствование планирования маркетинга ресторанного предприятия»

УПРАВЛЕНЕЦ / 5-6/21-22/2011

ФЕДОРОВ Михаил Васильевич

Ректор, профессор, доктор экономических наук, доктор геологоменера-логических наук

Уральский государственный экономический университет,

620144, Россия, г. Екатеринбург ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный тел.: (343) 257-02-46 E-mail: rector@usue.ru

СТАРОВОЙТОВА Яна Юрьевна

Ст. преподаватель кафедры туристического бизнеса и гостеприимства

Уральский государственный экономический университет,

620144, Россия, г. Екатеринбург ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный тел.: (343) 251-96-60 E-mail: lans-yana@yandex.ru

Ключевые слова

МАРКЕТИНГ

ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА ПЛАН МАРКЕТИНГА СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА СЕГМЕНТ РЫНКА ИДЕНТИФИКАЦИЯ СЕГМЕНТОВ

Аннотация

В работе представлены результаты сегментирования рынка ресторанных услуг (на примере г. Екатеринбурга). Перечислены основные сегменты рынка, описаны их характеристики. С учетом идентифицированных сегментов разработаны предложения по совершенствованию методов планирования маркетинга ресторанных предприятий. Систематизированы решения, которые целесообразно принять при планировании маркетинга ресторанного предприятия, учитывающие особенности выявленного состава сегментов рынка.

Совершенствование планирования маркетинга ресторанного предприятия

В условиях рынка деятельность по планированию маркетинга является одним из факторов, оказывающих непосредственное влияние на конкурентную позицию компании. Предлагаемые в литературе модели и методы планирования маркетинга носят, как правило, достаточно общий характер, не конкретизированы в достаточной степени для их использования в тех или иных сферах экономической деятельности.

Представляется, что они должны уточняться в зависимости от конкретного вида экономической деятельности и его специфики.

В настоящей статье уточняется состав решений, которые рекомендуется принять при планировании маркетинга ресторанного предприятия. Для этого было проведено маркетинговое исследование с целью сегментирования рынка ресторанных услуг (на примере г. Екатеринбурга), а также выделены основные типы ресторанных предприятий. Решения, рекомендуемые для принятия при планировании маркетинга, поставлены в зависимость от типа того или иного ресторанного предприятия и выделенных сегментов рынка.

Далее будут кратко представлены результаты проведенного исследования, а затем - рекомендации по систематизации типовых задач принятия решений планирования маркетинга ресторана.

Исследование проведено в два этапа: письменный опрос респондентов (потребителей) и экспертный опрос. В рамках первого этапа респондентам предлагался ряд утверждений, касающихся их отношения к ресторанным услугам и их использования. Для получения ответов применялась одномерная шкала с упорядоченным набором категорий - шкала согласия-несогласия (Лайкерта).

Исследование проведено в трех ресторанах средней ценовой категории г. Екатеринбурга. Обработка данных исследования проводилась методом кла-

стерного анализа, результаты которого верифицированы путем их обсуждения с рядом отраслевых экспертов (управляющих или владельцев ресторанов). Экспертные интервью проведены с целью идентификации сегментов, выделяемых по таким критериям, как особая ситуация использования, тип кухни, и ряду других.

Интерпретация результатов кластерного анализа совместно с отраслевыми экспертами позволила выделить сегменты и группы сегментов, представленные на рис. 1.

На верхнем уровне «дерева» иерархии можно выделить два наиболее крупных сегмента - «активных» и «неактивных» потребителей, основным классифицирующим признаком которых является частота посещения ресторана («активные», судя по их ответам, ходят в ресторан как минимум 1-2 раза в месяц). Для них характерны четко сложившиеся закономерности покупательского поведения, что проявляется в их ответах относительно обычных целей похода в ресторан и ситуаций потребления ресторанной услуги.

Сегмент «активных», в свою очередь, разделился на два меньших сегмента: очень активных «любителей ресторанов» и неоднородную группу потребителей «со средней активностью».

«Любители ресторанов» представляют собой относительно однородную группу обеспеченных людей, которые пользуются ресторанами часто, в связи с самыми различными ситуациями и мотивами - от деловых встреч до поиска новых гастрономических ощущений. Они могут позволить себе ходить по разным ресторанам и заказывать дорогие блюда.

«Любители ресторанов» разделились на две группы: «частые посетители», характеристики которых в целом соответствуют «любителям ресторанов», и особую группу «питаются в ресторане» - в нее входят преимущественно обеспеченные мужчины среднего и старшего возраста, которые

Enhancing planning techniques in the restaurant marketing

не только активно пользуются ресторанами для отдыха - они их используют как замену еде, приготовленной дома.

Кластер потребителей «со средней активностью» оказался более разнородным.

В частности, в него вошли следующие сегменты:

• «Гурманы»: ходят в ресторан не очень большими группами (часто вдвоем) чтобы попробовать что-нибудь новое; любители новых гастрономических ощущений. Не так материально обеспечены, как активные пользователи;

• «Недорого посидеть»: один из наиболее крупных сегментов, по консенсуальному мнению опрошенных в ходе исследования отраслевых экспертов. Это - лица, которые рассматривают рестораны как возможность общения в приятной атмосфере. Часто заказывают не полный обед, а 1-2 блюда, не стремятся сытно поесть;

• «По работе»: относительно узкий сегмент потребителей, которые используют рестораны преимущественно в связи с рабочей необходимостью;

• «Отдых без экономии»: люди с разным уровнем дохода, посещающие рестораны не очень часто, но регулярно и не стремящиеся сэкономить. Этот сег-

мент далее может быть классифицирован еще на два в зависимости от уровня дохода. «Отдых без экономии - обеспеченные» и «отдых без экономии - живущие не по средствам». К последним относятся преимущественно молодые мужчины, недостаточно обеспеченные, но стремящиеся произвести впечатление таковых;

• «любители выпить»: достаточно узкий сегмент лиц, которые любят употреблять алкогольные напитки в ресторанах. Это преимущественно отдыхающие с друзьями мужчины среднего и старшего возраста, достаточно обеспеченные.

Еще одна выделенная в результате кластеризации группа сегментов получила название «неактивные», которое отражает низкую частоту посещений ресторанов представителями данной группы. В рамках данной группы удалось выделить следующие сегменты:

• «любимое блюдо»: небольшой сегмент, в основном женщины с невысокими и средними доходами, которые изредка ходят в один и тот же ресторан, сохраняя лояльность не только ресторану, но и конкретному подающемуся там блюду. Не заказывают полный обед. Ходят в ресторан в компании с кем-то, не в одиночку;

Mikhail V. Fedorov

Rector, Dc. Sc. (Ec), Dc. Sc. (Mining), Professor

The Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg, ul. 8 Marta / Narodnoi Voli, 62/45 Phone: (343) 257-02-46 E-mail: rector@usue.ru

Yana Yu. Starovoitova

Sr. lecturer of Tourism Business and Hospitality Dprt

The Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg, ul. 8 Marta / Narodnoi Voli, 62/45 Phone: (343) 251-96-60 E-mail: lans-yana@yandex.ru

Key words

MARKETING MARKETING PLANNING MARKETING PLAN MARKET SEGMENTATION MARKET SEGMENT SEGMENTS IDENTIFICATION

Summary

In the paper the results of the restaurant services market segmentation (for Ekaterinburg) are presented. The main segments of the market are listed, their characteristics are described. Recommendations to enhance the methods of restaurant marketing planning enterprises are developed. Decisions which should be taken in the process of marketing planning are systematized.

Рио. 1. Сегменты, полученные в результате кластеризации после верификации результатов с отраслевыми экспертами

CPRAVLENETS / 5-6/21-22/2011

УПРАВЛЕНЕЦ / 5-6/21-22/2011

Таблица 1. Сегменты ресторанного рынка, идентифицированные экспертным путем

База или переменная сегментирования Идентифицированные сегменты

По ситуации использования Банкеты (включая праздники, «корпоративы», свадьбы и проч.)

Бизнес-ланчи (обеденный перерыв), завтраки

Завтраки

Спортивные трансляции

Распитие пива

Романтический вечер

Семейный поход (с детьми)

Встреча с друзьями (подругами)

Импульсная покупка (клиенты «из человеко-потока»)

Живая музыка/ развлекательные программы

По типу кухни Любители «понятной» (привычной) еды

Любители японских блюд (суши)

Любители других этнических кухонь (по видам кухни)

По принадлежности к социальной группе Устойчивые элитные социальные группы

Устойчивые социальные группы, группы по интересам/увлечениям

По географии Рынок пешей доступности (локальный рынок)

Рынок короткой поездки (дойти пешком трудно, но можно быстро доехать или заехать по дороге)

Удаленный рынок (требуется длительное время, чтобы доехать до ресторана)

По типу поиска информации Активные пользователи, использующие Интернет для поиска ресторанов/предложений

• «редкая роскошь»: лица со средним и невысоким уровнем доходов, рассматривают рестораны как возможность изредка хорошо провести время; они, однако, в целом более избирательны в своих расходах, чем сегмент «отдых без экономии»;

• «случайные»: не может быть назван сегментом рынка в том смысле, в котором он рассматривался в первой главе. Эта группа характеризуется редким посещением ресторанов и не сформировавшимися, трудно интерпретируемыми предпочтениями, однако их анкеты не были отбракованы в ходе предварительной обработки данных по причине отсутствия явных внутренних противоречий.

В табл. 1 представлены сегменты, идентифицированные в ходе интервью с отраслевыми экспертами.

Далее необходимо определить основные характеристики, которые позволили бы выделить наиболее существенные группы ресторанных предприятий, однородные до такой степени, что для них было бы целесообразным предлагать схожие рекомендации в области типовых решений при маркетинговом планировании в отношении некоторых из описанных выше сегментов.

Прежде всего ресторан, как и ресторанный продукт, может быть характеризован по такой переменной, как «уровень цен» соответствующего ресторанного заведения. Общепризнанных стандартов здесь не существует; представляется распространенной точка зрения о существовании «дорогих» ресторанов и ресторанов «средней ценовой категории» (также называемых в отрасли «демократичными»). Также применяются устоявшиеся термины fine dining (буквально - «прекрасная еда») и casual dining (буквально - «обычная еда»). При этом четкой границы для разделения этих групп не существует. Тем не менее представляется, что рестораны средней ценовой категории - это рестораны, уровень цен которых позволяет относительно активно их использовать лицам со средними доходами в соответствующем регионе. Поэтому придерживаемся интуитивно понятных терминов «дорогой ресторан» и «ресторан средней ценовой категории» (последний для краткости также может именоваться «демократичным» рестораном).

Вторая ключевая переменная, по которой могут быть выделены рестораны - «степень (уровень) специализа-

ции» ресторана, определяется охватом его кухни. Рестораны с высокой специализацией предлагают, как правило, узкую кухню, соответствующую (или условно соответствующую) тому или иному этносу либо той или иной группе блюд. Рестораны широкой кухни, наоборот, предлагают более широкий набор блюд. Встречается такой термин, как «новая московская кухня», представляющая собой смесь блюд русской, итальянской, европейской, грузинской и других этнических кухонь. Предлагаемые блюда в данном случае объединяет не принадлежность к какой-либо этнической кухни, не единая концепция, а всего лишь тот факт, что эти блюда относятся к числу привычных и понятных

' IV

для российского пользователя ресторанных услуг [1].

Взаимодействие двух названных переменных («уровень цен» и «степень специализации») можно схематично представить, как представлено на рис. 2.

Взаимодействие переменных «уровень цен» и «степень специализации» позволяет выделить четыре типовые ситуации, соответствующие четырем квадрантам матрицы, образуемой высокими и низкими уровнями этих переменных.

Так, к дорогим ресторанам высокой специализации можно отнести концептуальные заведения высокой кухни, для которых характерны такие атрибуты, как приглашенный из-за рубежа шеф-

Специализированные средней ценовой категории Сетевые с высокой специализацией Высокой кухни

III II

Сетевые с низкой Дорогие

специализацией смешанной кухни

«Демократичные» рестораны

Уровеньцен

Рис. 2. Взаимодействие переменных «уровень цен» и «степень специализации»

повар, строгое соблюдение традиций приготовления блюд и т.д.

К ресторанам средней ценовой категории можно отнести сетевые рестораны, тиражирующие успешную концепцию, опирающуюся на относительно узкий набор блюд, а также специализированные рестораны средней ценовой категории, придерживающиеся определенной этнической концепции, но предлагающие относительно недорогой продукт.

Дорогие рестораны смешанной кухни ориентируются скорее на атмосферу, качество интерьера и обслуживание, чем на строгое соблюдение традиций определенной этнической кухни.

Ресторан с относительно низкой степенью специализации и невысокими ценами - это классический «демократичный» ресторан, предлагающий смешанную (например, упомянутую выше «новомосковскую») кухню и ориентирующийся, как правило, на локальный рынок, не претендуя на концептуальность, как и на то, что его клиенты будут совершать длительные поездки специально, чтобы попасть в это заведение.

Далее уточним состав маркетинговых решений, которые можно рекомендовать к принятию решений в зависимости от степени специализации ресторана и уровня цен.

Дорогие специализированные рестораны (высокой кухни): рестораны этой категории могут испытывать трудности с обслуживанием таких привлекательных сегментов, как «частые посетители» и «питаются в ресторане» - из-за недостаточного разнообразия меню. Подобным ресторанам можно рекомендовать, не меняя общей концепции, рассмотреть введение в меню дополнительных разделов, выходящих за рамки традиционной (специализированной) кухни.

Распространенный сегмент «недорого посидеть», особенно нижняя его часть (лица, покупающие только чай или кофе), может противоречить интересам подобного ресторана из-за низкого объема продаж на посадочное место - такие клиенты заполняют зал, способствуют усилению шума, но не приносят значительной прибыли. Целесообразно принятие решений по демаркетингу в области этого сегмента (например, введение минимальной стоимости заказа или другие меры).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегмент «отдых без экономии» требует принятия ряда решений, связанных с проектированием меню: сочетание

элементов маркетинг-микса «продукт» ^ и «цена» должно быть таковым, чтобы клиент имел возможность потратить столько денежных средств, сколько желает. Это требует включения дорогих и привлекательных элементов в меню. Некоторые рестораны допускают ошибку, не вводя в меню достаточно дорогих предложений, так что клиент не может потратить в ресторане столько денежных средств, сколько он мог бы.

Сегмент «гурманы» требует соответствующей представленности предложений ресторана в таких информационных источниках, как интернет-базы ресторанов.

Сегмент «по работе» требует принятия решений по введению соответствующих корректировок в элемент маркетинг-микса «продукт», адаптирующих его под потребности деловой встречи, например: обеспечение возможности подключения ноутбука, включение в меню предложений с сокращенным временем их ожидания, предоставление услуги распечатки и тиражирования документов.

Также для ресторанов этого типа могут представлять интерес выделенные по ситуации использования сегменты «бизнес-ланч» и «завтрак». Предложения для этих сегментов не являются типичными для дорогих ресторанов, однако в случае наличия соответствующей инфраструктуры предложение таких продуктов по более высоким ценам, чем в «демократичных» ресторанах.

Рестораны высокой кухни, как правило, ориентируются на достаточно широкий географический рынок, для которого должна быть разработана соответствующая программа продвижения. Для ресторанов этой группы также актуальным является вопрос продвижения услуг банкетов, что требует соответствующей маркетинговой программы.

Часть отмеченных выше решений актуальна и для ресторанов, относящихся к другим категориям, поэтому далее остановимся на наиболее существенных особенностях.

Для ресторанов категории «дорогие рестораны смешанной кухни» в значительной степени актуальны те же решения, что и для ресторанов высокой кухни, за исключением следующих оговорок:

• большую значимость играет локальный рынок, что требует разработки мероприятий, направленных на его коммуникационный охват;

Источники

1. Кейтеринг - об особенностях новой московской кухни [Электронный ресурс] URL: http://www.oresky.ru/node/2771.

2. Dibb S., Simkin L. Marketing Planning: A Workbook for Marketing Managers. South-Western Cengage Learning, 2008.

3. Gilligan C., Wilson R. Strategic Marketing Planning. Butterworth-Heinemann, 2009.

4. Stevens R., Loudon D. Marketing planning guide. Routledge, 2005. P. 362.

5. Wood M. Marketing planning: principles into practice. Financial Times/Prentice Hall, 2004.

References

1. Catering - on the features of the new Moscow cuisine. URL: http://www.oresky.ru/ node/2771.

2. Dibb S., Simkin L. Marketing Planning: A Workbook for Marketing Managers. SouthWestern Cengage Learning, 2008.

3. Gilligan C., Wilson R. Strategic Marketing Planning. Butterworth-Heinemann, 2009.

4. Stevens R., Loudon D. Marketing planning guide. Routledge, 2005. 362 p.

5. Wood M. Marketing planning: principles into practice. Financial Times/Prentice Hall, 2004.

UPRAVLENETS / 5-6/21-22/2011

УПРАВЛЕНЕЦ / 5-6/21-22/2011

• ресторанам этой группы проще ориентироваться на сегменты «частые посетители» и «питаются в ресторане»; можно рекомендовать разработку соответствующих элементов маркетинг-микса, ориентированных на данные сегменты.

Специализированные рестораны средней категории могут столкнуться с проблемой сочетания недостатков «демократичных» ресторанов и ресторанов высокой кухни. С одной стороны, недорогие рестораны, как правило, ориентированы на локальный рынок. Это требует разработки предложений для сегментов активных пользователей. В свою очередь, это может требовать расширения меню за пределы первоначальной концепции ресторана. С другой стороны, наличие интересных для рынка предложений предполагает ориентацию на сегменты «гурманы» и «отдых без экономии». Это требует реализации мероприятий по продвижению за

Таблица 2. Систематизация типовых задач принятия решений

Сегмент Ключевые решения Тип ресторанов

Частые посетители Расширение меню 1, 4

Питаются в ресторане Расширение меню 1, 4

Питаются в ресторане Программа маркетинга отношений 1, 2, З,4

Недорого посидеть Демаркетинг 1, 2

Отдых без экономии Дорогие предложения в меню 1, 2, З,4

Гурманы Продвижение ресторана в специализированных (в т.ч. Интернет) источниках 1, 4

По работе Услуги по копированию/распечатке, возможность подключения ноутбука, блюда сокращенного времени ожидания 1, 2, З,4

Локальный рынок Мероприятия по продвижению на рынке «пешей доступности» 2, З, 4

Бизнес-ланч, завтрак Решения о целесообразности данной услуги и ее уровне цен 1, 2

Бизнес-ланч, завтрак Разработка соответствующей программы при наличии соответствующих объектов на рынке ресторана З, 4

Банкеты Создание и продвижение банкетного меню, решения о возможности закрытия ресторана 1, 2, З,4

Семейный поход (с детьми) Демаркетинг при отсутствии изолированного помещения для клиентов с детьми 1, 2, З,4

Любители «понятной» (привычной) еды Оценка необходимости расширения меню ресторана 1, 2

К вопросу о развитии аэропортов-хабов в Российской Федерации

Вязовская Вероника Владимировна

ассистент кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта / Народной Воли, 62/45 Контактный тел.: (961) 573-13-28 E-mail: veronika.vyazovskaya@gmail.com

Ключевые слова

АВИАТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА УЗЛОВОЙ АЭРОПОРТ ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПАССАЖИРОПОТОК СИСТЕМА «СТУПИЦА И СПИЦЫ» ТРАНСФЕРНЫЙ ПАССАЖИР ИНДЕКС КОНЦЕНТРАЦИИ МАРШРУТНАЯ СЕТЬ КОМПЛЕКС АЭРОПОРТОВЫХ УСЛУГ

В современных условиях полноценная интеграция страны в международную транспортную систему невозможна без развития национальной отрасли авиаперевозок. На авиатранспорт приходится наибольший объем международных пассажирских перевозок, (более 50% международного пасса-жирооборота). Регулярные и чартерные

Аннотация

В статье рассматриваются основные условия, при которых возможна интеграция российских региональных аэропортов в систему международных воздушных перевозок. Характерной чертой современного развития аэропортов в России является концентрация пассажиропотока в нескольких крупных авиационных узлах, что не позволяет использовать в полной мере транзитно-трансферный потенциал страны. Состояние объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры российских аэропортов неудовлетворительно и характеризуется значительным износом. Представлен анализ процесса формирования сети узловых российских аэропортов на основе критериев, существующих в международной практике.

авиарейсы формируют транспортную основу для развития международного туризма, поездок с деловыми и частными целями. При этом качество, разнообразие и стоимость авиатранспортных услуг напрямую зависит от развития авиаинфраструктуры, ключевым элементом которой выступают аэропорты.

Аэропорт, как комплекс сооружений, предназначенных для обслуживания воздушных судов, служит одновременно и отправной точкой, и завершающим звеном авиатранспортного процесса, а в ряде случаев - и перевалочным пунктом (когда речь идет о транзите). Аэропорт является местом концентрации и координации действий основных поставщиков авиатранспортных услуг -авиаперевозчиков, авиатранспортных предприятий и аэронавигационных служб, что определяет значение аэропортов для эффективной организации транспортного обслуживания. Выступая в качестве оператора перевозочного процесса, аэропорт предоставляет совокупность услуг для участников раз-

пределами локального рынка, а также предложения дорогих блюд для обслуживания клиентов, готовых потратить существенные средства в ресторане.

Ресторанам категории «демократичные» необходимо уделять особое внимание продвижению на локальном рынке, уделяя особое внимание сегменту «питаются в ресторане», формированию и продвижению предложений для сегментов «отдых без экономии» и «банкеты».

Отметим, что представленные решения могут быть охарактеризованы как «типовые», необходимость принятия иных решений определяется спецификой соответствующего рынка. Наиболее существенные типовые решения (задачи принятия решений) и соответствующие им сегменты представлены в табл. 2.

Таким образом, заинтересованное ресторанное предприятие может, определив свою позицию в модели на рис. 2, проверить, проработаны ли в его маркетинговом плане решения, представленные в табл. 2.

On development of the hub airports in the Russian Federation

Veronica V. Viazovskaya

Jr. lecturer of Global Economics Dprt.

The Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta / Narodnoi Voli, 62/45

Phone: (961) 573-13-28

E-mail: veronika. vyazovskaya@gm ail.com

личных уровней транспортной системы. С одной стороны, для авиакомпаний -техническое обслуживание, заправка топливом, стоянка, метеорологические услуги и т.д. С другой стороны, для пассажиров - залы ожидания, магазины, рестораны, камеры хранения и др. А также услуги, отвечающие интересам государства в целом - таможенный контроль, обеспечение безопасности полетов, анализ пассажиропотока и пр.

Наиболее перспективной формой организации транспортных узлов для аэропортов признаются хабы, обладающие специфическими характеристиками, необходимыми для повышения эффективности использования авиационного транспорта.

В мировой практике к понятию «хаб» относят узловой, достаточно крупный транзитный и пересадочный аэропорт, обладающий выгодным экономикогеографическим положением на пересечении транспортных маршрутов. Таким образом, хабы выступают как распределительные центры, используемые

для того, чтобы пассажирские потоки, стекаясь в одну точку и перераспределяясь там, расходились дальше по множеству направлений. При построении таких распределительных схем учитывается географическая направленность и мощность потоков. Главная цель создания хабов - это концентрация пассажиропотоков в узле, которая позволяет повысить рентабельность перевозок, увеличить количество направлений и частоту рейсов в конечные точки назначения, куда магистральному перевозчику летать невыгодно.

Несмотря на огромную значимость хабов для организации эффективных авиаперевозок, специалисты так и не пришли к единому мнению относительно их точного определения. Тем не менее возможно сформулировать ряд общих черт, характерных для хаба.

Во-первых, концентрация трафика в определенном времени и пространстве означает, что авиакомпания организует свои транспортные операции таким образом, что трафик из множества

Key words

AIR TRANSPORTATION SYSTEM HUB

TRANSPORT INFRASTRUCTURE PASSENGER TRAFFIC FLOW HUB-AND-SPOKE TRANSFER PASSENGER CONCENTRATION INDEX ROUTE NETWORK AIRPORT SERVICES

Summary

The article considers main conditions that favour Russian regional airports integration into the international air transportation system. The key feature of the modern airport development in Russia is the fact that passenger traffic is concentrated in several large air hubs. Consequently, country transit potential can not be used in full. In addition, the state of the land infrastructure in Russian airports is rather disappointing. Thus, the article presents the analysis of the Russian hub-and-spoke system formation based on the criteria accepted in the international practice.

UPRAVLENETS / 5-6/21-22/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.