Научная статья на тему 'Совершенствование педагогической деятельности преподавателя военного вуза в условиях модульного обучения'

Совершенствование педагогической деятельности преподавателя военного вуза в условиях модульного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Антон Сергеевич

В статье говорится о совершенствование педагогической деятельности преподавателя военного вуза в условиях модульного обучения. Автором выделены направления совершенствования: усиление междисциплинарного взаимодействия кафедр в процессе модульного обучения; оптимизация отбора необходимого содержания учебных дисциплин, исключение дублирования преподаваемого материала; определение частоты повторяемости и наращивания сложности воспроизводимых компетенций, осваиваемых курсантами; закрепление осваиваемых курсантами профессиональных компетенций; стандартизация методических приемов в действиях преподавателей и обучающихся; моделирование поэтапного продвижения курсантов в освоении учебного материала и воспроизводство в учебной работе условий, максимально приближенных к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петренко Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование педагогической деятельности преподавателя военного вуза в условиях модульного обучения»

УДК 378.14

Петренко Антон Сергеевич

кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры социальной педагогики Московского городского психолого-педагогического университета [email protected]

Совершенствование

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Anton S. Petrenko

candidate of pedagogical sciences, associate professor, teacher of department of social pedagogics of the Moscow city psychology and pedagogical university [email protected]

Improving the pedagogical

ACTIVITY OF THE TEACHER OF MILITARY INSTITUTE IN CONDITIONS OF MODULAR TRAINING

Аннотация. В статье говорится о совершенствование педагогической деятельности преподавателя военного вуза в условиях модульного обучения. Автором выделены направления совершенствования: усиление междисциплинарного взаимодействия кафедр в процессе модульного обучения; оптимизация отбора необходимого содержания учебных дисциплин, исключение дублирования преподаваемого материала; определение частоты повторяемости и наращивания сложности воспроизводимых компетенций, осваиваемых курсантами; закрепление осваиваемых курсантами профессиональных компетенций; стандартизация методических приемов в действиях преподавателей и обучающихся; моделирование поэтапного продвижения курсантов в освоении учебного материала и воспроизводство в учебной работе условий, максимально приближенных к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: модуль, компетенция, модульное обучение, совершенствование, педагогическая деятельность преподавателя.

Annotation. The article talks about the improvement of the pedagogical activity of the teacher of military Institute in conditions of modular training. The author distinguishes areas improvement: strengthening of interdisciplinary cooperation departments in the process of modular training; optimizing the selection of necessary content of training courses, taught to avoid duplication of the material; determining the frequency of repetition and increase the complexity of reproducible competencies mastered cadets; pinning mastered cadets professional competencies; standardization of teaching methods in the actions of teachers and cadets; modeling the gradual progress of students in the development of educational material and reproduction in educational work conditions as close as possible to the profession.

Keywords: module, competence, modular training, improvement, pedagogical activity of the teacher.

Определяющая роль в организации и осуществлении профессионального обучения курсантов в образовательной организации принадлежит преподавателю. Именно от его педагогического мастерства, профессиональной компетентности, умения творчески мыслить, сочетать традиционные и инновационные способы, формы и методы воспитания и обучения во многом зависит результативность образовательной деятельности. Основная цель совершенствования педагогической деятельности преподавателя заключается в том, чтобы преподаватели приняли главную идею модульного обучения, осознали ее полезность для учебного процесса и стали активными участниками процесса внедрения.

Модульное обучение - это взаимосвязанная алгоритмизированная система последовательных действий и операций по использованию в обра-

зовательной деятельности последовательно реализуемых учебных модулей посредством методов, способов, приемов и техник, направленных на формирование и развитие социальноличностных и профессиональных компетенций обучающихся [2].

В настоящее время существуют несколько видов модульного обучения, основанных на принципах программированного блочного обучения: проблемно-модульная, модули трудовых навыков, адаптивное обучение. Каждая из модульных систем предполагает свою сферу применения: проблемно-модульное обучение чаще всего используется при изучении предметов школьного курса; адаптивное обучение можно применять в условиях высшей школы; модули трудовых навыков предназначены для формирования профессиональных умений и навыков

212

В современных условиях модульное обучение находит широкое применение, благодаря таким их особенностям, как строго выстраиваемая последовательность освоения учебного материала, четкое дозирование учебного материала, распределение его по логически взаимосвязанным учебным блокам, применение активных методов обучения, информационно-методическое обеспечение, использование новых форм и методов оценки формируемых компетенций.

Модульное обучение разрабатывается преподавателем на основе определения основных дидактических единиц содержания учебных дисциплин (^рсов, предметов). Каждой такой дидактической единице может соответствовать, как минимум, учебный компетентностный модуль. Важно отметить, что в современной научной литературе пока что не прослеживается единства взглядов относительного того, что принимать за учебных модуль -дидактическую единицу, отдельную тему, раздел или учебную дисциплину в целом, хотя дискуссии по этой проблеме активно ведутся.

Компетентностный модуль - завершенный компонент образовательной программы, который представляет собой функционально-ориентированный блок учебного содержания, технологию его реализации и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей по формирования социально-личностных и профессиональных компетенций специалиста заданного профиля [2]. Он должен отвечать следующим дидактическим требованиям: функциональнодеятельностная относительная самостоятельность дидактического содержания модуля; наличие у модуля структуры, содержащей все компоненты завершенного учебного цикла - от целей обучения до планируемых результатов; преимущественно междисциплинарный характер учебного содержания модуля, интегрирующего различные учебные дисциплины, непосредственно связанные с осваиваемыми компетенциями; результат освоения модуля.

Главное отличие модульной системы обучения от традиционной заключается в системном подходе к изучению конкретной специальности, что предполагает комплексирование, интегрирование учебных дисциплин, их разделов в модули или модульные блоки.

По мнению автора, начинать каждый модуль необходимо с входного контроля знаний и умений и выдачи индивидуального задания, например, на подготовку реферата, выполнения расчетно-графические заданий, контрольной работы, решения тестов, ситуационных задач и т.п. Завершать модуль необходимо контрольной проверкой знаний, промежуточный и итоговый контроль направлен на проверку уровней сформированное™ компетенций в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем следует соответствующая доработка, корректировка, установка на следующий «виток», то есть на последующий компетентностный модуль.

Важное требование к построению модуля -структурирование деятельности обучающихся в

соответствии с логикой этапов формирования и развития универсальных и профессиональных компетенций специалиста на основе психологического механизма усвоения знаний: «знание -понимание - применение анализ - синтез -оценка - сформированные ценности, позиции, отношения» [1].

Модульный подход требует и новой профессиональной направленности обучения, что предполагает: предварительное проектирование учебного процесса с применением новых педагогических технологий; перемещение в центр внимания преподавательского состава учебно-познавательной деятельности самого обучающегося; систематическую диагностику качества обучения и объективный контроль результатов формирования компетенций; обеспечение целостности образовательного процесса как педагогической системы.

При реализации модульного обучения целесообразно выстраивать следующие приоритеты.

1. Анализ и совершенствование предметной системы обучения. Если анализировать источники предметной системы обучения формирования, то можно видеть, что она создается в начальный период интенсивного развития и дифференциации наук. Из практики профессионального обучения известно, что обучающиеся лучше воспринимают и усваивают комплексные, интегрированные знания. Поэтому актуализируется необходимость совершенствования соответствующей системы обучения, теоретических основ и методик интегрирования предметов, разработки образовательных программ на модульной основе.

2. Обеспечение гибкости модульного обучения. Модули могут группироваться в разные комплекты. Один и тот же модуль может отвечать отдельным частям требований, которые касаются разных курсов. Добавляя «новые» модули и исключая «старые», не изменяя структуры обучения, можно составить любую учебную программу с высоким уровнем индивидуализации.

3. Повышение активности обучающихся в образовательном процессе. Главным преимуществом модульного обучения становится активная самостоятельная деятельность обучающихся. Иными словами, акцент делается не на преподавание, а на самостоятельную индивидуальную работу с модулями с целью приобретения социальноличностных и профессиональных компетенций. В то же время модульное обучение требует повышенной ответственности за результат обучения. При таком подходе существенно повышается мотивация обучающихся, поскольку они могут свободно выбирать удобные для них способы, средства и темпы обучения. Но при этом не исключается роль преподавателя.

4. Изменение функций преподавателя. С появлением модульного обучения функции преподавателя меняются, он освобождается от рутинной работы - преподавания несложного учебного материала и все больше выполняет функцию

213

консультанта, а активный контроль знаний сменяется самоконтролем. Больше времени и внимания преподаватель уделяет стимулированию, мотивации обучения, личным контактам с обучающимися.

5. Взаимодействие обучающихся в образовательном процессе. Современное понимание сути обучения базируется на том, что обучение - это процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся, членов учебной группы между собой. Именно в процессе взаимодействия, общения происходит передача жизненных смыслов и профессиональных ценностей. Интенсивный контакт между обучающимися, постоянное взаимодействие является одним из важных факторов эффективности модульного обучения и одновременно способом индивидуализации обучения.

Модульное обучение включает определенную последовательность этапов.

Первый этап. На этом этапе определяется содержание обучения любой профессии и его отдельных составляющих. Формирование содержания модульного обучения предполагает последовательную детализацию будущей профессии специалиста, начиная с его функциональных обязанностей, определения социально-личностных и профессиональных компетенций и до отдельных навыков выполнения каждого рабочего приема, действия или операции.

Второй этап. В рамках каждого формируемого модульного блока осуществляется детализация выполняемых специалистом данного профиля видов работ путем разделения ее на отдельные операции. Они распределяются на совокупность отдельных навыков, овладение которыми дает возможность выполнять конкретную операцию. После этого разрабатываются учебные элементы, которые являются основным дидактическим материалом в модульной системе обучения. Каждый учебный элемент содержит в себе практические умения и навыки или теоретические знания, которые необходимо усвоить.

Т ретий этап - технологическая подготовка к проведению учебного процесса: материальное

обеспечение мест для работы обучающихся, создание контрольной учетной документации, определение ведомством, образовательной организацией всех необходимых знаний, умений, навыков, владений и качеств (компетенций), которыми должен обладать выпускник.

На четвертом этапе осуществляется непосредственное обучение по разработанной и апробированной системе модульного обучения. Совокупность взаимосвязанных модулей представляет собой дидактический блок. По отношению к профессиональному образованию целесообразно формировать более большую, завершенную с профессиональной точки зрения дидактическую единицу, которая и представляет собой профессиональный блок.

При создании профессиональных блоков необходимо учитывать иерархический принцип их

построения, связанный с требованиями стандартов профессионального образования. В зависимости от необходимого уровня профессиональной подготовки выбирают соответствующие ком-петентностные модули. По желанию заказчика часть модулей или модульных единиц может быть исключена, если в процессе выполнения профессиональных обязанностей отпадает необходимость выполнять некоторые элементы профессиональной деятельности.

Особенности модульного обучения заключаются в том, что обучающийся частично или полностью самостоятельно работает с предложенной ему образовательной программой, которая содержит в себе последовательно реализуемую целевую программу действий, базы данных, информационные банки и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей -усвоения обучающимися модульных единиц, универсальных и профессиональных компетенций. При этом функции преподавателя могут варьироваться: от информационных - до контролирующих.

Модульное обучение, основанная на компетент-ностном подходе, обладает рядом конструктивных возможностей: при реализации данной системы достигается мобильность знаний в структуре профессиональной компетентности специалиста; управленческое воздействие на обучающихся является минимальным, что позволяет решить проблемы с будущим обучением и повышением квалификации сотрудников и специалистов; осуществляется самообучение с регулированием не только темпа работы, но и содержания учебного материала; время усвоения информации, отражаемой в модуле, по сравнению с традиционными формами предоставления учебного материала сокращается в 10-14 раз; на 10-30 процентов без потери полноты преподавания и глубины усвоения учебного материала сокращается учебный курс; обеспечивается возможность обучения нескольким специальностям на основе усвоения разных профессиональных блоков.

Важнейшими педагогическими условиями эффективной реализации модульного обучения являются: смысловая завершенность и функциональная обособленность учебного содержания модуля; наличие четкой структуры, содержащей все компоненты завершенного дидактического цикла; преимущественно междисциплинарный и интегрированный характер осваиваемого содержания, объединяющего востребованные фрагменты различных учебных дисциплин, имеющие непосредственное отношение к осваиваемому элементу профессиональной деятельности; наличие рекомендаций преподавателям и обучающимся по освоению учебного содержания модуля с учетом комплексирования различных видов и форм учебных работ (в том числе - с преподавателем [2].

Таким образом, совершенствование педагогической деятельности преподавателя военного вуза в условиях модульного обучения, как представляется, будет определяться реализацией следующих направлений: усиление междисципли-

214

нарного взаимодействия кафедр в процессе модульного обучения; оптимизация отбора необходимого содержания учебных дисциплин, исключение дублирования преподаваемого материала; определение частоты повторяемости и наращивания сложности воспроизводимых компетенций, осваиваемых курсантами; закрепление осваиваемых курсантами профессиональных компетенций; стандартизация методических приемов в действиях преподавателей и обучающихся; моделирование поэтапного продвижения курсантов в освоении учебного материала и вос-

Литература:

1. Образцов П.И. Формировалие компетентности у военных специалистов в вузе средствами профессионально-ориентированной технологии обучения : учебное пособие / П.И. Образцов, А.И. Казачок. Орел, 2005. 164 с.

2. Рахимов О.Х-А Компетентностный подход и модульный принцип ведения образовательного процесса ведомственного вуза : учебное пособие /

О.Х-А. Рахимов, В.Ф. Яценко. М., 2012. 228 с.

производство в учебной работе условий, максимально приближенных к профессиональной деятельности.

В настоящее время меняется роль преподавателя в реализации модульного обучения. В качестве приоритетов в его деятельности выдвигаются определение и координация междисциплинарных связей, осуществление постоянного мониторинга и контроля учебной деятельности и успеваемости курсантов, практико-ориентированное руководство их самостоятельной работой.

Literature:

1. Obraztsov P.I. Formation of competence of the military experts in high school means professionally-oriented technology training : tutorial / P.I. Obraztsov, A.I. Kazachok. Eagle, 2005. 164 p.

2. Rakhimov O.H-A. Competence approach and the modular principle of conducting departmental educational process of the university : tutorial /

O.H-A.Rakhimov, V.F. Yatsenko. M., 2012. 228 p.

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.