Научная статья на тему 'Совершенствование патриотического воспитания молодежи в Тольятти'

Совершенствование патриотического воспитания молодежи в Тольятти Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Здерева Г. В.

В статье раскрываются особенности реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» в г. Тольятти. Показаны основные направления инновационной деятельности Тольяттинского государственного университета в подготовке будущих учителей, формировании их гражданской и патриотической позиции, развитии творческого подхода к организации воспитательной деятельности среди молодежи на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование патриотического воспитания молодежи в Тольятти»

Здерева Г.В.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ТОЛЬЯТТИ

В статье раскрываются особенности реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» в г. Тольятти. Показаны основные направления инновационной деятельности Тольяттинского государственного университета в подготовке будУщих учителей, формировании их гражданской и патриотической позиции, развитии творческого подхода к организации воспитательной деятельности среди молодежи на современном этапе.

В современной ситуации развития России необходимы возрождение духовности, воспитание граждан, особенно молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости. В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Г осударствен-ная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (1). Как выполняется данная программа на примере Самарской области, и в частности в городе Тольятти, мы можем рассмотреть на целом ряде примеров.

Решением Тольяттинской городской Думы № 118 от 10.01.2001 была утверждена Программа «Молодежь Тольятти» на 2001 год. Разработчиками программы выступили к омитет по делам молодежи мэрии г. Тольятти, отделы по делам молодежи администрации Автозаводского, Центрального и Комсомольского районов города, молодежные общественные организации. В рамках программы была принята подпрограмма «Надежда Отчизны» - патриотическое воспитание молодежи. В рамках подпрограммы комитетом и отделами по делам молодежи мэрии города проводятся следующие мероприятия: День призывника, акции «Призыв: Весна» в апреле-мае и «Призыв: Осень» в октябре-ноябре. Традицией становится проведение конференций, круглых столов, городских родительских собраний по проблеме патриотического воспитания.

Отличительной особенностью развития патриотического воспитания в Тольятти является расширение спектра мероприятий, способствующих воспитанию патриотизма и гражданственности.

Так, в целях формирования патриотических чувств и сознания, развития социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, возрождения и развития народных традиций, сохранения национального наследия русского народа в г. Тольятти проводятся Дни славянской письменности и культуры на Вол-

ге. Многие из мероприятий этого направления проводятся по инициативе гимназии № 48: торжественное открытие Дней славянской письменности и культуры на Волге, Кирилло-Ме-фодиевские чтения. Традицией стала «Славянская ярмарка» - выставка-продажа изделий детского творчества.

Воспитательные системы сложились в толь-яттинских школах №39, №45, № 48, № 50 и других, где укоренились традиции патриотического воспитания школьников: в школе №50 - на примере сформированных пионерских отрядов и их практических дел, № 48 - на традициях русской культуры и исторических боевых традициях страны, в школе №39 - на традициях связи поколений, № 45 - на воспитании любви учеников к российской природе и заботе о ее охране и т. п. Но для такого огромного молодежного города, как г. Тольятти, этого недостаточно.

В 2002 году - на втором этапе реализации программы особое внимание уделялось консолидации и координации деятельности общественных объединений и организаций в интересах патриотического воспитания граждан. Было принято множество программ, целью которых является воспитание гражданственности и патриотизма. Среди них можно отметить такие, как:

1. Закон Самарской области «О культуре в Самарской области» №14-ГД от 03.04.2002 г.

2. Закон Самарской области «Об утверждении областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Самарской области на 2002-2005 годы» №20-ГД от 08.05.2002 г.

3. Постановление губернатора Самарской области от 26.06.02 №195 «Концепция молодежной политики в Самарской области».

Но, к сожалению, мероприятия патриотической направленности проводятся в недостаточном количестве и охватывают незначительное количество молодежи. Одной из причин этого, на наш взгляд, является в первую очередь неподготовленность руководящих и педагогических кадров к решению проблемы патриоти-

ческого воспитания в условиях современной внешнеполитической и социально-политической ситуации в стране.

Для того чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, необходима особая, отвечающая потребностям современного развития подготовка учителей и воспитателей молодежи. Особое внимание уделяется подготовке к педагогической деятельности и особенно педагогической практике будущих учителей - студентов ТГУ (ранее - ТФСГПУ). В связи с этим уже несколько лет проводится эксперимент.

В процессе организации и проведения педагогической практики ставится задача, которая должна способствовать подготовке учителя как воспитателя молодежи, ее гражданской, патриотической позиции. Качественно новым является системный, целостный подход в понимании целей и средств патриотической работы самими студентами-практикантами. В воспитательной работе важно привести в действие психологический механизм, основанный на открытии А.Н. Леонтьевым явления «сдвига мотива на цель действия». Только включение в общественно значимую деятельность, активное участие в этой деятельности дает возможность каждому почувствовать личную сопричастность с интересами общества и активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи.

Конечно, педагогическая практика, продолжающаяся 4-6 недель в течение учебного года, не может изменить воспитательную систему какой бы то ни было школы, но может оказать влияние на формирование нравственных и профессиональных качеств личности будущего учителя.

Анкетирование студентов, проведенное по результатам педагогической практики, показало разные подходы студентов-практикантов к организации и ведению воспитательной работы.

На вопрос «Чем вы руководствовались при составлении плана воспитательной работы» студенты отвечали:

Не хотел «ломать» традиции 10%

Рекомендациями классного руководителя 41%

Хотел провести то, что давно задумал 7%

Советом методиста 14%

Хотелось найти общие интересы учеников 17%

Желанием учеников 11%

Важно то, что студенты смогли сориентировать учеников на необходимость проведения общественно значимых мероприятий: «Украсим свой класс»; трудовой десант; рейд в обществен-

ном транспорте «Уступи место»; конкурсы «Я и мои друзья», «Знаю ли я свою страну?»; концерт для пап и дедушек «Мы ваши помощники и будущие защитники»;«Страна, которую хочу узнать» (о странах, язык которых изучается) и т. п.

В старших классах в период практики студенты организовали проведение конференции «Подвиг - это мгновение или жизнь?». Хотя инициатива исходила от студентов, но была поддержана классными руководителями, поскольку соответствовала их планам о проведении мероприятия к 23 февраля, методистом и учениками. Школьники добывали самостоятельно знания из различных источников, анализировали, обобщали, делали выводы. Те, кто непосредственно не был связан с подготовкой основных докладов, готовили плакаты-иллюстрации к докладам. Другим было поручено создать монтаж, стенд экспресс-информации «Говорят участники конференции».

Тема «Подвиг - это мгновение или жизнь?» вывела на обсуждение многих проблем. Основные доклады школьников были подготовлены при непосредственной координации студентов-практикантов. «Военный подвиг» - тема, вроде бы традиционная, заставила студентов говорить не только о Великой Отечественной войне, но и об афганской и чеченской войнах и вызвала оживленную дискуссию: что это - героизм или попытка распространить влияние государства (СССР, России) на эти территории. Тема «Подвиг ученого» об А.Д. Сахарове - способствовала рассмотрению проблемы войны и мира, взаимоотношения государств. Разговор по теме «Подвиг учителя» - коснулся животрепещущих проблем школы, молодежных интересов и привел старшеклассников к самостоятельным выводам о сложности и важности учительской профессии.

Для результативности воспитательной деятельности не допустим автоматизм, шаблонность, наоборот, требуется творческий подход и применение инноваций для поддержания постоянного интереса, развития положительной мотивации к общественно направленной индивидуальной и коллективной деятельности, чтобы она становилась духовной потребностью. Поэтому в процессе педагогической практики мы ориентировали студентов на развитие творческого подхода в организации ученических дел. Творчество студентов было залогом добровольного участия школьников в такой деятельности, а активность школьников, в свою

очередь, способствовала развитию творческой активности студентов.

Но к такой деятельности в процессе педагогической практики готовы далеко не все студенты. Большинство же использовали иной алгоритм в организации и проведении дел общественной, патриотической направленности.

Это функциональный метод в организации и проведении мероприятий патриотической направленности. Он приносит определенный результат, но поскольку основная цель процесса воспитания - воспитание личности, а это процесс бесконечный, то и в проведении мероприятий мы можем ставить только единственную конечную цель - проведение данного мероприятия, а не воспитания какого бы то ни было нравственного качества, а тем более самой личности.

В период формирующего эксперимента в ходе педагогической практики студенты одной экспериментальной группы получали индивидуальные задания, которые включали в себя следующие направления:

1. Изучить:

- план воспитательной работы школы, наличие воспитательной системы;

- план классного руководителя по воспитательной работе, его взаимосвязь и сопод-чиненность с общешкольным планом;

- воспитательные цели и пути их достижения;

- методику проведения воспитательных мероприятий.

2. Осуществить:

- планирование: внести собственные предложения о проведении мероприятий патриотической направленности и соответственно коррективы в план классного руководителя;

- проведение учебных занятий с учетом поставленной воспитательной цели;

- подготовку и проведение воспитательных мероприятий патриотической направленности.

3. Проанализировать:

- результативность воспитательных мероприятий, нацеленных на воспитание патриотизма, дать характеристику классу в целом и индивидуальную характеристику каждому ученику с точки зрения его гражданской позиции.

Работа по индивидуальным планам позволила студентам определить собственную педагогическую позицию и проявить ее в организации воспитательной работы, реализовав в значительной степени свой творческий потенциал.

Патриотическое воспитание - это однонаправленный, но сложный по своему характеру процесс. Это одновременно и процесс воспитания и самовоспитания. Личность в этом случае выступает как объект, но в большей степени как субъект воспитания. Поэтому педагогический процесс должен строиться с учетом акцента на саморазвитие личности будущего учителя, его профессионально-нравственных качеств, поиска им смысла жизни и своего места в обществе, поскольку студенчество - это важнейший пери-

Алгоритмы организации дел патриотической направленности

Творческий метод

Функциональный метод

од социализации, освоения будущим учителем своих социальных функций. Особое значение для реализации этой цели играет научно-исследовательская работа студентов в изучении многообразных аспектов патриотического воспитания. В последние три года студенты были включены в разработку тем: «Патриотизм советский и патриотизм российский», «Нравственная ответственность учителя в воспитании молодежи», «Социально-экономические проблемы и проблемы образования», «Взаимоотношение поколений в России», «Роль образования в воспитании патриотизма», «Перспективы и проблемы развития российского образования», «Обязательно ли учителю быть патриотом России?»

В экспериментальных группах еще накануне практики проводились семинары на основе методики организации и работы самостоятельных малых групп с использованием не только проблемных ситуаций, но и ролевых игр, дискуссионных диалогов и полилогов. Но главное

- студенты были привлечены к организации встречи школьников с ветеранами войн - ветеранами трех поколений - Великой Отечественной, афганской и чеченской, а также к проведению чат-конференции во время реализации проекта «Во имя будущего».

Во время проводившегося формирующего эксперимента ответы студентов на вопросы «Дает ли вуз возможность приобрести необходимые умения и навыки для воспитательной работы со школьниками?» и «Получаете ли вы навыки для патриотического воспитания школьников?» существенно различались. Для большей наглядности результаты опроса сведены в таблицу.

В процессе эксперимента мы пришли к выводу, что необходима системная организация подготовки студентов к патриотическому воспитанию, в которую бы как составные части логически вписывались подсистемы обучения педагогическим технологиям. Основой являются теоретические знания, полученные в процессе изучения общественных и психолого-педагогических наук. На их базе на семинарских и практических заня-

тиях в условиях моделирования педагогических ситуаций должны приобретаться и отрабатываться умения пользоваться ими. Окончательно же навыки воспитательной деятельности приобретаются и развиваются в период практическо-творческой деятельности и самостоятельной педагогической практики в процессе решения педагогических воспитательных задач.

В начале и конце эксперимента студентам было предложено расставить ранговые места от 1 до 5 соответственно их мнению о мере наибольшей важности умений для патриотического воспитания молодежи.

Анализ динамики ранговых мест в ходе эксперимента показал, что студенты контрольных групп не изменили своему мнению в определении 1 и 5 рангов. На первом месте у них находится умение «организовывать и проводить мероприятия патриотической направленности», а на последнем - «стремление к патриотической деятельности и реальное проявление его патриотической деятельности». В основном изменение ранговых мест происходит более-менее плавно: «способность заинтересовать других участием в патриотических делах и массовых патриотических мероприятиях» перемещается с 3 на 2 ранговое место. Это можно объяснить тем, что студенты в ходе практики считали это основной своей задачей в организации школьников. Умение «самостоятельно определять и выбирать направление и наиболее эффективные средства патриотического воспитания» переместилось с 4 рангового места на 3 соответственно логике практической деятельности студентов в ходе педагогической практики. Более резкий скачок мы наблюдаем с изменением рангового места со 2 на 4 «способности влиять на формирование ценностных ориентаций школьников», так как это происходит в процессе успешно реализуемых всех предыдущих умений.

Что характерно, в экспериментальной группе в начале эксперимента расстановка ранговых мест почти напоминает картину в контрольных группах, только на 2 месте в начале эксперимента была «способность заинтересовать других участием в патриотических делах и массовых патриотических мероприятиях», а на 3 - «способность влиять на формирование ценност-

Таблица. О приобретении в вузе умений и навыков воспитательной работы (I) и патриотического воспитания (II) школьников

Контрольные группы (46 чел) Экспериментальные группы (46 чел)

До педпрактики После педпрактики До педпрактики После педпрактики

хор. уд. неуд. хор. уд. неуд. хор. уд. неуд. хор. уд. неуд.

I 46% 42% 12% 38% 51% 11% 58% 49% 3% 66% 34% -

II 12% 28% 60% 18% 60% 22% 62% 38% - 78% 22% -

ных ориентаций школьников». В контрольной группе ситуация обратная. Но это незначительная разница для начала эксперимента.

Несколько иную картину мы видим в экспериментальной группе к концу эксперимента. 1 и 5 ранговые места поменялись местами. 1 ранговое место студенты отдали «стремлению к патриотической деятельности и его реальному проявлению в деятельности». Это вполне объяснимо, потому что именно студенты этих групп были вовлечены в непосредственную патриотическую деятельность сами. Собственная заинтересованность, включенность в патриотическую деятельность определила понимание ими значимости этой деятельности и ее влияния на школьников в ходе организации такой деятельности. На 2 ранговое место переместилось умение «самостоятельно определять и выбирать направление и наиболее эффективные средства патриотического воспитания», а на 3 оказалась «способность заинтересовать других участием в патриотических делах и массовых патриотических мероприятиях».

Логика студентов экспериментальной группы тоже вполне объяснима. Это подтвердили беседы, проведенные со студентами экспериментальных групп. Включенность в патриотическую деятельность, собственная активная патриотическая деятельность вызвала необходимость творческого подхода к организации патриотической деятельности среди школьников, самостоятельного выбора направления, средств патриотического воспитания школьников. В этом студенты видели возможность заинтересовать школьников патриотическими делами.

Как результат эксперимента можно привести еще один немаловажный факт. Если в контрольной группе в ходе педагогической практике только 12 студентов (26% - каждый четвертый) - выбрали в качестве показательных мероприятия патриотической направленности, то в экспериментальной - 22 (48%) - практически каждый второй. Это яркий показатель заинтересованности самих студентов в решении этой довольно актуальной проблемы в нашей стране.

Опыт руководства педагогической практикой позволил выявить:

1. В школах, где проходит педагогическая практика студентов, зачастую не решаются вопросы патриотического воспитания молоде-

жи либо наблюдается бессистемность в этой работе.

2. Задача патриотического воспитания, как правило, в большинстве школ не является первостепенной. Причина здесь в общем целепо-лагании системы образования, где акцент больше делается на обучение, а не на воспитание.

3. Неразработанность теории патриотического воспитания учащейся молодежи.

4. Неразвитость современной системы патриотического воспитания.

5. Преобладание вербальных форм и методов воспитания.

6. Нескоординированность воспитательных усилий государственных, общественных и образовательных учреждений, воспитательнообразовательных усилий педагогического вуза и школ, разобщенность методического обеспечения и отсутствие критериев эффективности патриотической деятельности.

Если и ведется в ряде школ работа по патриотическому воспитанию школьников, то чаще всего на основе устоявшихся стереотипов педагогической деятельности учителей, сформировавшихся еще в советскую эпоху. Планы чаще всего представляют собой безадресный набор традиционных, повторяющихся из года в год мероприятий. Студенты во время методических семинаров, проводившихся в школах во время педагогической практики, отмечали, что в «планировании нет ничего нового», «такие же мероприятия проводились в школах, когда они сами были еще учениками школ»: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 9 мая, «уроки мужества».

Только в некоторых школах, как уже отмечалось, сложилась воспитательная система, основанная на решении современных задач патриотического воспитания молодежи. Примером такой деятельности может служить школа-гимназия №48 г. Тольятти. В этой школе на основе сложившейся еще в советский период традиции воспитания учеников на примерах героических подвигов участников Великой Отечественной войны через постоянные встречи с ними и организацию посильной помощи учеников ветеранам войны выросла традиция встреч учеников школы с представителями трех поколений ветеранов - Отечественной, афганской и чеченской войн. Помимо этого появилось и другое направление патриотического воспитания школьников - воспитание уважения к более глубоким историческим российским традициям, российской культуре. «Утвер-

ждение определяющего значения духовно-нравственных ценностей - традиционное направление в деятельности гимназии. Повышенное внимание к родной культуре, языку, литературе истории, обращение к традициям русского народа - все это органично входит в стратегию ее развития», - так охарактеризовала воспитательную систему школы заместитель директора школы Т.Н. Платонова.

Именно такое сочетание направлений патриотического воспитания гарантирует недопущение перекосов в системе воспитания, как это имело место в советский период, - акцент только на военную историю и боевые традиции. Такой подход к воспитанию молодежи учит уважать историю своей страны, находить в многовековом эволюционном развитии положительные примеры и таким образом ориентирует на формирование гражданской позиции и истинного патриотизма.

Безусловно, педагогическая практика студентов в этой школе позволяет им познакомиться с богатейшим опытом работы учителей школы по патриотическому воспитанию молодежи. Однако, как свидетельствуют длительные наблюдения за работой школ, патриотическое воспитание в школах традиционно планируется вне связи с общими задачами воспитания. Из планов воспитательной работы практически выпадает главное звено - формирование социально активной личности, ее гражданской позиции и воспитание у каждого школьника чувства Родины.

Новым подходом в подготовке будущих учителей к патриотическому воспитанию молодежи сегодня может быть организация патриотической деятельности самих студентов:

- включение студента в творческую деятельность, имеющую патриотическую направленность;

- активизация деятельности студента;

- расширение понимания студента о содержании патриотической деятельности в процессе этой деятельности;

- определение студентом в процессе патриотической деятельности личных интересов, основанных на интересах общественных;

- проявление студентом собственной гражданской позиции;

- расширение студентом сферы своей патриотической деятельности: включение учеников, учителей, родителей, знакомых и т. п.

Для этого в ходе формирующего эксперимента студенты были вовлечены в творческую

работу по реализации комплексно-целевой программы, определяющей задачи патриотического воспитания современной молодежи.

Комплексно-целевая программа по патриотическому воспитанию молодежи разрабатывалась и внедрялась преподавателями ТФСГПУ (ТГУ) в г. Тольятти в 1999-2002 гг.

Комплексно-целевая программа была ориентирована на расширение и углубление меж-поколенческих связей, которые были нарушены в нашей стране в период активных политических и социально-экономических преобразований и проявлялись в непонимании молодежью недавней эпохи нашей страны - советского периода, ценностей людей этой эпохи - дедов и отцов современных студентов, и в первую очередь поколения военного времени - времени Великой Отечественной войны.

Ветераны войны, обеспокоенные серьезными проблемами, стоящими в вопросах воспитания молодежи, считали своим долгом оставить свои воспоминания как наказ современной молодежи - любить Родину и служить ей. Преподаватели ТФСГПУ приняли решение помочь ветеранам войны написать и оформить их воспоминания и результаты их творческой деятельности (поэзию и прозу). Эту благую цель они решили использовать и для обучения и воспитания студентов вуза.

На первом этапе к реализации программы преподавателями вуза были привлечены студенты филологического факультета журналистского отделения и студенты художественно-графического факультета. Перед ними была поставлена задача: во время встреч с ветеранами, совместных бесед попытаться понять ценности этих людей. Ради чего люди военного поколения жили и добровольно шли на смерть в военное время, каков смысл их жизни, какие цели они ставили перед собой в мирное время и какими путями достигали эти цели, что волнует их сейчас в нашей стране - на эти сложные вопросы пытались ответить себе студенты - будущие журналисты. Только вникнув в глубину сложных переживаний человека, можно затем написать о нем правдиво. Что и было сделано журналистами в их очерках о ветеранах Великой Отечественной войны в книге, которая получила название «Связующая нить»

(2). Студенты художественно-графического факультета смогли отразить психологические портреты ветеранов на страницах этой же книги. Все студенты, принявшие участие в первой книге «Связующая нить», после успешного завершения

своей работы и реальных результатов - выхода книги в свет - приняли решение, согласно проведенному среди них опросу, остаться верными избранной профессии.

На следующем этапе комплексно-целевая программа «Связующая нить» получила свое дальнейшее развитие. Была поставлена задача: значительно расширить воспитательное пространство с целью реализации задачи патриотического воспитания молодежи. Для этого в проект комплексно-целевой программы помимо определенных ранее были включены следующие задачи:

- показать положительный опыт патриотического воспитания молодежи на современном этапе, для чего привлечь к работе над проектом преподавателей вузов и учителей школ;

- обсудить современные проблемы воспитания патриотизма и предложить пути их решения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- привлечь студентов - будущих учителей к участию в этом проекте, чтобы они могли определить и проявить свою гражданскую позицию;

- использовать работу над этим проектом для патриотического воспитания молодежи.

Именно для участия в этом проекте и были привлечены студенты экспериментальной группы в ходе формирующего эксперимента.

Для реализации программы у студентов была сформирована позиция равноправных участников проекта. Им было предоставлено право выбора форм и методов работы, самостоятельного анализа социальной ситуации, эффективности проводимых в обществе мер. Эти навыки они получили, когда изучали историю на первом курсе. В ходе практики они использовали полученные умения и навыки и совершенствовали их уже в работе над проектом. В процессе работы получилось так, что самостоятельные малые группы, сформированные на первом курсе

во время семинарских занятий по истории, фактически возобновили свою работу, поистине самостоятельную и творческую.

В процессе деятельности всячески усиливались самоуправленческие функции студенческого коллектива и малых студенческих групп.

Свою работу над проектом, опыт, приобретенный в процессе этой работы, студенты использовали для управления процессом патриотического воспитания школьников в период педагогической практики. Некоторые студенты использовали работу со школьниками в период практики для своей творческой работы над реализацией проекта и решения поставленных перед ними конкретных задач.

В результате творческие работы 11 студентов этой экспериментальной группы были опубликованы во второй книге «Связующая нить»

(3). Гражданская, патриотическая позиция студентов проявилась в их статьях.

Сейчас продолжается работа над развитием данного проекта к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, расширяется круг привлекаемых к данной работе студентов, педагогов, ветеранов уже в пределах Самарской области.

Новый подход в практической подготовке студентов к патриотическому воспитанию молодежи позволяет:

- поставить и решать задачу патриотического воспитания молодежи как интегративную задачу воспитания личности, отвечающей требованиям времени;

- вовлечь студентов в патриотическую деятельность;

- развить умения и навыки патриотической деятельности и патриотического воспитания;

- нацелить студентов на саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование;

- формировать творческий подход к патриотической деятельности и патриотическому воспитанию.

Список использованной литературы:

1. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Постановление Правительства. 16 февр. 2001. №122.

2. Связующая нить. Диалог молодежи 2000 с ветеранами 1945: Сборник / Совет ветеранов АО «АВТОВАЗ», ДИС АО «АВТОВАЗ», 2000.

3. Связующая нить. Диалог молодежи 2001 с ветеранами 1945. Книга вторая. - Тольятти: ОАО ПП «Современник», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.