Научная статья на тему 'Совершенствование оценки налогового потенциала муниципальных образований'

Совершенствование оценки налогового потенциала муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / TAX CAPACITY / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / METHODS OF EVALUATION OF FISCAL CAPACITY / TAX CAPACITY OF MUNICIPAL FORMATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Табаева Татьяна Васильевна, Шинкаренко Людмила Ивановна, Турукина Елена Юрьевна

В статье приведена оценка налогового потенциала Ивановского муниципального района. Проведен расчет возможности предоставления дотаций местным бюджетам для финансового стимулирования муниципальных образований за счет создания Регионального Фонда развития налогового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ASSESSMENT OF TAX CAPACITY OF MUNICIPAL FORMATIONS

The article presents the assessment of the tax potential of the Ivanovo municipal area. Calculation is carried out of possibility of granting subsidies to local budgets to provide financial incentives to municipalities through the creation of a Regional Fund of development of tax potential.

Текст научной работы на тему «Совершенствование оценки налогового потенциала муниципальных образований»

УДК 336.225

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Т.В. Табаева, Л.И. Шинкаренко, Е.Ю.Турукина

Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г.В Плеханова

В статье приведена оценка налогового потенциала Ивановского муниципального района. Проведен расчет возможности предоставления дотаций местным бюджетам для финансового стимулирования муниципальных образований за счет создания Регионального Фонда развития налогового потенциала.

Ключевые слова: налоговый потенциал, налоговый потенциал муниципальных образований, методы оценки налогового потенциала.

Современная экономическая ситуация требует от местных органов власти решения проблемы наполнения бюджета, связанной с реализацией налоговой политики. Основанием для расчета налоговых поступлений должна быть, в первую очередь, реальная доходная база, учитывающая систему природного, экономического и технологического потенциала территории.

Кризисные явления в стране в большей степени негативно отражаются на и без того ограниченных финансовых возможностей бюджетов, то есть на их доходной части. Ее основу составляют налоговые поступления, однако снижение предпринимательской активности в период кризиса, рост неплатежеспособности, безработицы и т.д. приводят к недополучению запланированных объемов поступлений. В такой ситуации актуальным является оценка и прогнозирование возможностей страны и ее регионов в частности по формированию доходной части бюджетов всех уровней. Иными словами, одним из ключевых направлений бюджетно-налоговой политики, а также политики социально-экономического развития регионов и его регулирования, должны стать оценка, прогнозирование и формирование налогового потенциала регионов.

Анализ публикаций и исследований по данной тематике показал, что проблема оценки налогового потенциала в большин-

стве работ отечественных и зарубежных ученых рассматривается на уровне региона. Большая часть исследований по данной тематике посвящена вопросу определения уровня налогового потенциала (или уровня налогообложения) региона с целью оптимизации расчетов межбюджетных трансфертов и стимулирования регионов, которые проявляют недостаточную финансовую активность. При этом данный показатель не рассматривается как инструмент налогового регулирования социально- экономического развития регионов. Помимо этого, как в зарубежной, так и отечественной литературе нет единой точки зрения относительно методики оценки данного показателя на уровне региона, что значительно затрудняет сопоставление полученных результатов исследований.

Одной из актуальных задач реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в настоящее время является повышение эффективности системы федеральной финансовой поддержки бюджетов субъектов Федерации. При этом среди основных направлений совершенствования данной системы главное место занимают внедрение принципов объективности расчета финансовой помощи, а также стимулирующего характера финансовой поддержки. Для достижения этих целей необходимо осуществлять расчет сумм финансовой помощи регионам с учетом

показателей потенциальных налоговых доходов и нормативных расходных потребностей, так как использование фактических (отчетных) показателей создает негативные стимулы для региональных властей с точки зрения неоправданного снижения налоговых ставок и завышения региональных бюджетных расходов.

С учетом вышеизложенного следует отметить, что применяемая в настоящее время Министерством финансов при расчете сумм финансовой помощи методика оценки потенциальных налоговых доходов субъектов Федерации (валовых налоговых ресурсов) не удовлетворяет ряду требований, которые предъявляются к расчетам такого рода. Во-первых, используемая форма зависимости налогового потенциала от основных факторов (в методике применяется система прогнозирования налогового потенциала регионов в виде фиксированной доли налоговых изъятий региона в валовом региональном продукте) не представляется обоснованной. Во-вторых, сложная система различных корректировок и индексов полученных значений налогового потенциала приводит к неоправданному усложнению методики, к снижению степени прозрачности методики оценки.

Вместе с тем, следует отметить, что многочисленность регионов России, а также большая степень межрегиональной дифференциации природно - климатических и социально-экономических условий, а в конечном счете и налогового потенциала, приводит к невозможности оценки регионального налогового потенциала с помощью сравнительно простых методов. В связи с этим целью данной работы является рассмотреть сущность понятия налоговый потенциал, выявить определяющие его величину факторы, проанализировать существующие подходы к оценке данного показателя и возможность их применения на практике.

Законодательство трактует налоговый потенциал как "совокупность объектов налогообложения в рамках действующей налоговой системы, расположенных на

территории субъекта" [2], что, по нашему мнению, недостаточно точно отражает суть данного понятия. Бесспорно, в основе определения налогового потенциала лежит налоговая база. Однако не ее стоимостная оценка характеризует налоговый потенциал, а способность извлекать из нее доход.

Традиционно цель оценки налогового потенциала - более справедливое распределение налогов и увеличение их отдачи. Налоговый потенциал играет весомую роль в совершенствовании межбюджетных отношений вообще и в определении порядка предоставления трансфертов в частности. Если реально определены налоговые возможности регионов, то тем самым резко уменьшается вероятность субъективного подхода к оценке действительной потребности в помощи, повышается самостоятельность муниципалитетов в использовании своего налогового потенциала, снимаются в какой-то мере противоречия между центром и муниципалитетами, так как устраняется главная причина - несправедливость в распределении финансовой помощи. Регион вправе проводить ту или иную налоговую политику, а именно использовать или нет предоставленные ему налоги, менять ставки, льготировать что-либо в рамках имеющихся прав или полностью отказаться от льгот. К тому же это будет его собственным выбором, который влияет на доходную часть бюджета, но в то же время должен быть исключен при распределении средств для обеспечения сопоставимых условий. С этой целью и следует использовать налоговый потенциал [3, с.59].

Налоговый потенциал муниципальных образований, рассчитываемый субъектом Федерации в целях межбюджетного регулирования, может не совпадать с прогнозом доходов, которые рассчитывают сами муниципалитеты в процессе бюджетного планирования. Например, если органы местного самоуправления своим решением и в пределах имеющихся у них полномочий предоставили местным налогоплательщикам льготы, то такое решение,

снижающее бюджетную обеспеченность муниципалитета собственными доходами, должно быть учтено в прогнозе, который сам муниципалитет готовит для своих нужд в процессе бюджетного планирования, но не должно отражаться на оценке налогового потенциала этого муниципалитета, которую готовит правительство субъекта Федерации в целях межбюджетного регулирования.

Методика оценки налогового потенциала должна быть простой и понятной. Однако в настоящее время это сопряжено с рядом трудностей, и, в первую очередь, с отсутствием официальной статистики, содержащей необходимые данные для расчетов. Имеются лишь разрозненные показатели, которые в косвенной форме могут давать представление о налоговом бремени [2, с.14].

Самую точную оценку налогового потенциала можно получить с помощью подробного обследования и аудита всей экономической деятельности, происходящей на данной территории, в том числе и теневого бизнеса. Безусловно, это задача практически невыполнимая и чрезвычайно дорогостоящая. В результате изучения различных методических подходов, используемых зарубежными странами, а также некоторыми субъектами Федерации для оценки налогового потенциала, выделены показатели, характеризующие эффективность налогообложения - показатели экономического дохода, позволяющие при незначительных затратах времени и средств с достаточно большой степенью достоверности дать оценку налогового потенциала муниципального образования [2, с.67].

Однако, по нашему мнению, они имеют как определенные достоинства, так и недостатки (табл. 1).

Например, показатель собранных в муниципальном образовании налоговых платежей за текущий год, скорректированный на плановый период с учетом изменения налогового законодательства и темпов инфляции, является простой, но не вполне приемлемой мерой налогового потенциала муниципального образования Преимущество использования показателей фактически собранных платежей в качестве меры налогового потенциала заключается только в том, что эти данные очень легко получить, так как ими располагают налоговые органы. Однако фактические данные о налоговых поступлениях не отражают потенциальных возможностей местных органов власти генерировать бюджетные доходы (т.е. развивать налоговую базу) и прилагать налоговые усилия, т.е. взыскивать недоимку в бюджет, повышать законопослушность плательщиков, применять максимально возможные налоговые ставки и сокращать налоговые льготы.

Использование объема фактически поступивших в бюджет платежей в качестве меры налогового потенциала не заинтересовывает местные органы власти в повышении собираемости налогов на своей территории. К тому же проявляется субъективный подход. В результате снижается "прозрачность" оценки налогового потенциала.

В качестве основы для расчета налогового потенциала предлагается использовать какую-либо совокупность показателей экономического дохода, либо их комбинацию, наиболее полно учитывающую объем налогооблагаемых ресурсов, и рассчитывать один или несколько компонентов в целях упрощения. Этим предопределяется многообразие возможных показателей оценок налогового потенциала [1].

Таблица 1

Достоинства и недостатки показателей экономического дохода, используемых при оценке налогового потенциала, [2]

Наименование показателя Понятие Возможность использования данных Расчёт Достоинства Недостатки

1 2 3 4 5 6

Среднедушевые доходы населения Показатель, отражающий сумму денежных доходов на одного жителя региона Личные доходы (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и т.д.) Совокупные до хо ды населения / численность населения Наиболее простая мера оценки налогового потенциала, отражает реальную зависимость состояния бюджетов органов власти от уровня доходов проживающего здесь населения, может быть использован для оценки налогового потенциала местных бюджетов Может быть использован лишь на территории, где НДФЛ составляет подавляющую часть налоговых по -ступлений, учитывает на-логооблагае-мые ресурсы не в полном объёме

Относительные налоговые доходы Налоговые поступления, рассчитанные на основе ре-презентатив -ной налоговой системы Налог на прибыль, НДФЛ, акцизы, НДС (для местных бюджетов -бюджетообразующие налоги (Средняя ставка налогооб-ложе- ния)*(налого-облагаемая база) Достоверность налогового потенциала, учитывает все особенности налоговой базы для различных видов доходов Требуется большой объём информации, трудоёмкость расчётов

Фактические налоговые поступления Сумма собранных в регионе налогов за текущий год Все налоги (Налоговые пла тежи)* (Индекс цен) (Индекс изменения налогового за-конодательст-ва) Лёгкость в получении данных (информация ФНС) Ослабляет заинтересован-ность местных органов власти в собираемости налогов, возможность субъективного подхода

Окончание таблицы 1

1 2 3 4 5 6

Произве- Сумма пер- Облагается все- (Выпуск про- Охваты вает ос- Не ведётся

дённый до- вичных дохо- ми видами нало- дукции)- (Про- новной объём ста тистика на

ход дов всех секто- гов межуточное налогооблага- уровне ниже,

ров экономики, потребление) емых ресурсов чем региональ-

полученных в территории, яв- ного, не учи-

качестве вало- ляе тся наиболее тывает поступ-

вого регио- полным показа- лений из дру-

нального про- телем оценки гих регионов.

дукта, т.е. со- налогового по-

вокупность то- тенциала

варов и услуг,

произведённых

в регионе за

счёт использо-

вания его эко-

номических

ресурсов

Получен- Совокупность Облагается на- (Валовой ре- Отражает более Не учитывает

ный (распо- доходов, полу- логами на сово- гиональный широкий круг доходов, полу-

лагаемый) ченных всеми купный доход продукт) + потенциальных ченных нере-

доход секторами хо- физических лиц, (Доходы от налогооблага- зидентами на

зяйства регио- налогами на ди- деятельности емых ресурсов, данной терри-

на виденды, про- из других ре- чем предыдущий тории, оцени-

центы и т. д. гионов)+ вает не весь

(Средства вы- выпуск, а толь-

шестоящего ко объём реа-

бюджета) лизованной

продукции

Совокуп- Сумма дохо- Все виды нало- (Показатель Максимально Не учитывает

ные налого- дов, получен- гов 2)+(Доходы от отражает бюд- деятельности

обла- ны х на данной работы по жетный потен- государствен -

гаемые ре- территории, найму за пре- циал террито- ных учрежде-

сурсы включая по- делами региона рии. ний и неком-

ступления не- физически х мерческих ор-

резидентов лиц) - (рези- ганизаций, от-

дентов^ (До- сутствует

ходы от пред- оценка теневой

принима- экономики

тельской дея-

тельности за

пределами ре-

гио-

на)+(Трансфер

ты из выше -

стоящих бюд-

жетов)

важнейший, но не единственный при оценке налогового потенциала территории. Экономический доход трансформируется в бюджетные доходы только тогда, когда установлены правила налогообложения (оп-

Данные показатели основываются на концепции экономического дохода как ресурса бюджетных доходов и различаются степенью его охвата. В то же время фактор наличия ресурсов бюджетных доходов -

ределены объекты налогообложения, налоговые базы и ставки). На практике не все виды экономического дохода могут облагаться налогами. Необлагаемые виды доходов не образуют налогового потенциала и исключаются из расчетов. С другой стороны, отдельные виды доходов субъектов межбюджетных отношений подлежат обложению несколькими налогами. Например, доходы физических лиц являются налогооблагаемой базой по НДФЛ. В этом случае такие налоги должны быть неоднократно учтены при оценке налогового потенциала. В результате считаем, что такой показатель, как объем совокупных налогооблагаемых ресурсов, может дать только приблизительную оценку налогового потенциала территории.

Методы оценки налогового пот

Расчет налогового потенциала в мировой практике производится с использованием целого ряда методов: через оценку валового местного продукта, методом репрезентативной оценки налоговой системы, методом регрессионного анализа, методом прямого счета и т.д., каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки (табл. 2). Общее условие расчетов состоит в предположении, что во всех муниципальных образованиях берется единая налоговая система в полном объеме с учетом применения максимальной (предельной) ставки или ее доли для налогов, поступающих в местные бюджеты в целях обеспечения равенства базовых условий.

Таблица 2

ла, их преимущества и недостатки, [1]

Методы Преимущества Недостатки

Методы, основывающиеся на показателях экономического дохода

1 2 3

На основе показателя среднедушевых доходов Учет зависимости бюджетов территорий от уровня доходов проживающего на них населения, простота расчетов и доступность данных Неадекватность отражения способности регионов генерировать бюджетные доходы (не учитывает доходы нерезидентов, теневые доходы, а также налоги юридических лиц, занимающие существенную долю в общей массе налоговых поступлений в России)

На основе показателя валового регионального продукта Учет совокупного дохода, произведенного в регионе Игнорирование особенностей налоговых баз и ставок отдельных налогов, показатель ВРП включает элементы, которые не являются базой налогообложения, соответственно, нет строгой прямой зависимости между налоговым потенциалом и ВРП

На основе показателя совокупных налоговых ресурсов Более высокая точность оценки фактических налоговых ресурсов региона, достигаемая корректировкой показателя ВРП Необходимость значительной информационной базы

Окончание таблицы 2

1 2 3

Методы, основывающиеся на показателях налоговых баз

На основе прямого счета Точность и полнота Высокая трудоемкость, существенные требования к качеству и сопоставимости информации

На основе построения репрезентативной налоговой системы Учет реальных возможностей и существующей практики формирования налоговых баз по основным бюджетообразующим налоговым источникам Достаточная трудоемкость; результаты оценки зависят от достоверности представленных налоговыми органами данных; необходимо наличие большого объема данных о показателях, косвенно отражающих налоговые базы основных налогов в разрезе отдельных территорий

Методы, основывающиеся на данных о фактических налоговых поступлениях и их корректировке

На основе фактических налоговых поступлений Простота расчетов, доступность данных Не учитывает различия налоговых ставок, наличия льгот, налоговых усилий властей

На основе корректировки фактических налоговых поступлений Простота расчетов, доступность данных Недостаточная достоверность результатов, обусловленная использованием информационной базы прошлых периодов, что не позволяет учесть текущее и перспективное состояние налоговой базы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе двух из представленных пяти зарубежных методов проведена оценка налогового потенциала Ивановского муниципального района.

1. Метод репрезентативной налоговой системы (РНС) предполагает использование детальной информации по налоговым базам отдельных налогов в муниципальном образовании. Содержание этого метода заключается в расчете суммы бюджетных доходов, которые были бы собраны в муниципалитете, если бы он прилагал для их сбора средний по региону уровень налоговых усилий при средних для региона ставках налогообложения. Для применения этого метода использованы данные по фактически собранным налогам и по налоговым базам по всем рассматриваемым налогам в муниципальном образовании.

Налоговый потенциал равен сумме налоговых потенциалов отдельных налогов:

НПП = £ НП1 * й'/100 , (1)

где п - число налогов, шт.; НЕ;- налоговая база налога, руб.; 1;- ставка (предельная) налога ьго налога, %.

Так, для налогового потенциала муниципалитета в качестве п используются налоги, поступающие только в местный бюджет, а t - соответствующая ставка (или ее часть), по которой данный налог идет в бюджет местного уровня. Однако база налогов, зачисляемых в местный бюджет, не учитывает региональных и местных льгот.

Репрезентативная система включает основные налоги, зачисляемые в бюджеты

муниципальных районов (городских округов), и отражает доходные возможности, которые учитываются при распределении финансовых средств в рамках межбюджетного регулирования. Прочие виды налоговых и неналоговых доходов, не входящие в репрезентативную систему, не учитываются при расчете бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Таким образом, в данном расчете непосредственно исчисляются и складываются потенциалы всех налогов требуемого уровня методом так называемого прямого счета.

Налоговый потенциал муниципального района (городского округа) по отдельному налогу рассчитывается по следующей формуле:

НПш = ПДi * Нормi * {НССУна

(2)

где НП - налоговый потенциал по ьму налогу;

ПД - прогноз поступлений ьго налога в консолидированный бюджет в планируемом году;

Норм;- норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от ьго налога в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ; НСд- начисленные суммы ьго налога по j-му муниципальному району(городскому округу) в последнем отчетном году, скорректированные на единовременные поступления (подтвержденные справками налогового органа);

НСсуммарные начисления ь го налога в консолидированный бюджет региона в последнем отчетном году, скорректированные на единовременные поступления (подтвержденные справками налогового органа).

Затем следует суммировать все налоги, входящие в репрезентативную систему, и определить коэффициент налоговой активности (К) по формуле:

К = НПФ

где Нф- фактические поступления налогов,

руб. [5].

Результаты расчета налогового потенциала методом репрезентативной налоговой системы показали, что практически по всем видам налогов коэффициент налоговой активности близок к 1. Причем по единому сельскохозяйственному налогу он не превышает 60% нормативной величины. Данный факт свидетельствует о недостаточной собираемости данного налога в муниципальном образовании.

Рассмотренный метод широко используется в практике расчета дотаций многих субъектов Федерации. Например, в Тульской области и Ставропольском крае расчет налогового потенциала муниципального района (городского округа) проводится по репрезентативной системе налогов в разрезе отдельных видов налогов, исходя из доли начислений, приходящейся на муниципальный район (городской округ), в общей сумме начислений в консолидированный бюджет в последнем отчетном году по налогам, прогноза поступлений налогов с территории всех муниципальных районов (городских округов) в консолидированный бюджет, а также нормативов отчислений от налогов в бюджеты муниципальных районов (городских округов).

2. Фактический метод предусматривает расчет налогового потенциала исходя из фактических значений налоговых сумм с учетом льгот и недоимок. Фактический метод основан на утверждении, согласно которому «полному использованию налогового потенциала препятствуют только две вещи: неплатежи (недоимки) и льготы.

Расчет выполняется по формуле:

НПф = Н + З + Л (4)

где З- прирост задолженности за отчетный период, руб.;

Л - сумма налога, приходящаяся на региональные и (или) местные льготы, руб. [5].

Нф

(3)

Расчет налогового потенциала района методом

Таблица 3

и коэффициента налоговой активности Ивановского эепрезентативной налоговой системы

Налог, собираемый на территории Ивановского района Прогноз поступлений 1-го налога в консолидированный бюджет в планируемом году, руб. Норматив от-числений Начисленные суммы 1-го налога по муниципальному району в последнем отчетном году, руб. Суммарные начисления 1-го налога в консолидированный бюджет региона в последнем отчетном году, руб. Налоговый потенциал по 1-му налогу, руб. Коэффициент налоговой активности К

Налог на доход физических лиц 7 892 361 648,31 1 84 034 600 7 969 73 5 512,13 83 218 753,4 0,99

Налоги на совокупный доход

Доходы от выдачи патентов на осуществление пред-прини-мательской деятельности при применении упрощённой системы н/о 1 101 388 668 1 67 000 1 155 450 188,71 63 865,19 0,95

ЕНВД для отдельных видов деятельности 514 379 766,81 1 12 348 400 525 585 194,06 12 085 133,3 0,97

Единый с/ х налог 5 531 877,46 0,5 423 400 5 445 354,52 215 063,77 0,5

Налоги на имущество 94 632 578,17 1 6 4 900 81 998 115,31 74 899,95 1,15

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 15 035 000 1 745 200 16 380 031,44 684 008,58 0,91

Государственная пошлина 85 039 062,04 1 383 000 95 794 815,46 339 997,11 0,89

Таблица 4

Расчет налогового потенциала и коэффициента налоговой активности Ивановского района фактическим методом

Налог, собираемый на территории Ивановского района Фактические налоговые поступления, тыс. руб Прирост задолженности за отчётный период, тыс. руб Сумма налоговых льгот по налогам, тыс. руб Налоговый потенциал Коэффициент налоговой активности К

Налог на доход физических лиц 84 034,6 -21,3 1 125,6 85 138,9 0,98

Налоги на совокупный доход 12 838, 8 675 726,32 0 13 514 526,32 0,95

Налог на имущество 64, 9 -11 568,45 3 102,33 56 434, 78 1,1

Налоги, сборы и регулярные платежи 745, 2 37 710 45 090 828 000 0,9

Государственная пошлина 383,0 47 337,08 0 430 337,08 0,89

Все данные представлены в налоговой отчетности. Расчет налогового потенциала данным методом показал, что в среднем по району в разрезе практически всех налогов фактическая собираемость ниже норматива, рассчитанного фактическим методом.

К недостатку фактического метода расчета налогового потенциала относится сложность планирования показателей, так как не используется (не предполагается) налоговая база. В то время как дру-

Сравнительная оценка налогового

гие рассмотренные методы с достаточно высокой степенью надежности допускают перспективную оценку налогового потенциала путем планирования налоговой базы.

Несмотря на различия показателей по отдельным видам налогов, средние значения в целом по району практически равнозначны (0,91 - методом репрезентативной налоговой системы и 0,96 - фактическим методом).

Таблица 5 нциала Ивановского района, руб.

Налог, собираемый на территории Ивановского района Фактические поступления налога Оценка налогового потенциала методом РНС Оценка налогового потенциала фактическим методом

Налог на доход физических лиц 84 034 600 83 218 753 85 138 900

Налоги на совокупный доход 12 838 800 12 364 061 13 514 526

Налог на имущество 64 900 74 899 56 434

Налоги, сборы и регулярные платежи 745 200 684 008 828 000

Государственная пошлина 383 000 339 997 430 337

3. Упрощенный метод предполагает

использование данных по десяти основным

налогам, которые составляют почти 90%

всех налоговых доходов региона. Причем

он применяется в случае недостатка данных для метода репрезентативной налоговой системы. Оценку налогового потенциала оставшихся налогов можно сделать без

большой погрешности исходя из итога оценки по десяти налогам. Однако этот метод невозможно использовать для расчета налогового потенциала муниципальных образований, поскольку в местные бюджеты не попадают многие из опорных десяти налогов (НДС, акцизы и др.).

4. Метод оценки налогового потенциала через валовой местный продукт (ВМП) отражает вновь созданную стоимость товаров и услуг, произведенных на территории муниципального образования с использованием собственных экономических ресурсов (земли, труда, капитала) за некоторый период времени. Показатель ВМП определяется как разница между выпуском продукции и промежуточным потреблением. Расчет индекса налогового потенциала, отражающего возможную собираемость налогов на территории субъекта Федерации на основе данных о величине добавленной стоимости, создаваемых в различных отраслях и секторах экономик, ведет Росстат. К сожалению, расчет валового продукта на уровне ниже регионального статистическими органами не ведется, поэтому для оценок ВМП предлагается пользоваться данными отчета о базе налогообложения по налогу на добавленную стоимость, которыми располагают региональные налоговые органы. Для получения оценки величины добавленной стоимости, созданной на территории муниципального образования за год, из стоимости реализованных товаров, работ, услуг следует вычесть стоимость оприходованных и оплаченных ценностей. К сожалению, использование данных налоговых органов может внести свои неточности из- за того, что добавленная стоимость отражается не там, где она была создана, а там, где предприятие зарегистрировано для уплаты НДС. Тем не менее, при использовании полученного показателя для оценки налогового потенциала привнесенные искажения нивелируются тем, что многие налоги также платятся по месту регистрации предприятия, а не по месту его экономической активности. В связи с этим использование

данного метода в России считаем нецелесообразным.

5. Метод регрессионного анализа позволяет количественно описать зависимость между исследуемой переменной (зависимой) и одной или несколькими независимыми переменными. Так, наличие данных по налоговым поступлениям, налоговой базе и численности населения в разрезе муниципалитетов позволяет проследить зависимость между объемом бюджетных доходов, собранных в муниципальном образовании, и факторами, которые прямо или косвенно влияют на размер налоговых поступлений местного бюджета. Недостаток данных и сложность расчётов не позволяют определить анализ налогового потенциала Ивановского района.

С организационной точки зрения считается, что расчеты налогового потенциала целесообразно возложить на региональные органы ФНС, так как налоговая служба обладает не только наиболее достоверной информацией, но и своим федеральным статусом и поэтому способна обеспечить единство применения методики расчета налогового потенциала на всей территории страны. Причем для налоговых органов расчет налогового потенциала необходимо учитывать при планировании, исполнении и составлении отчета об исполнении бюджета (т.е. на всех этапах бюджетного процесса). Кроме того, использование налогового потенциала позволит обеспечить объективность при внутрирегиональном бюджетном выравнивании [5].

Следует отметить, что из пяти предложенных зарубежных методик наиболее близким к практике бюджетного планирования в современных условиях России представляется прогноз налогового потенциала на основе регрессионного анализа, при наличии достаточной информационной базы его использование особенно актуально при разработке среднесрочных планов. В настоящее время, как известно, бюджеты составляются на три года - очередной и плановый период, что затрудняет планирование налогового потенциала ме-

тодом прямого счета, как предусматривают действующие методики.

Таким образом, налоговый потенциал - объективная оценка доходов, которые могут быть собраны на территории муниципалитета в планируемом году исходя из реальной обеспеченности муниципалитета налоговой базой или другими словами - это прогноз доходов, рассчитанный в целях межбюджетного регулирования. Чтобы у местных властей не возникало отрицательных стимулов, толкающих их к снижению мобилизации доходов в бюджет, оценка налогового потенциала должна быть по возможности свободной от влияния принимаемых на местном уровне налоговых решений и мер по обеспечению собираемости налогов.

Проведенные расчеты показали, что налоговый потенциал, рассчитанный методом репрезентативной налоговой системы и фактическим методом, имеет среднее значение в целом по району практически равнозначное (0,91 - методом репрезентативной налоговой системы и 0,96 - фактическим методом). Исследование методик оценки налогового потенциала муниципальных образований позволило выявить отдельные преимущества и недостатки предложенных пяти методик оценки налогового потенциала, используемых в мировой практике. Метод прямого счета и репрезентативной налоговой системы ис-

пользуется в расчетах индекса налогового потенциала и в целом по Российской Федерации, однако относительная точность расчетов, возможность использования данных официальной статистики, низкая трудоемкость работ позволяют рекомендовать к использованию при составлении средне- и долгосрочных планов метода регрессионного анализа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Луговой, О., Синельников-Мурылев, С., Трунин, И. Оценка налогового потенциала субъектов Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа к ресурсу: http://www.jet.ro.

2. Коломиец, А.Л. О соотношении финансового и налогового потенциалов в региональном разрезе/ А.Л.Коломиец, А.И. Новикова // Налоговый вестник.- 2010.- № 3. - С. 5-8.

3. Куницына, Н.Н. Проблемы оценки налогового потенциала региона/ Н.Н,Куницына, В.В. Рощупки-на // Региональная экономика. - 2008. - № 2 (59) -С.49-54.

4. Серебрякова, О. В. Методы оценки налогового потенциала региона / О. В. Серебрякова // Проблемы экономики и статистики в общегосударственном и региональном масштабах Сб. ст. III Всерос. Науч.-практич. конф. - Пенза: РИО ПГСХА, 2011.

5. Слободчиков, ДМ. Оценка налогового потенциала муниципального образования [Электронный ресурс]- Режим доступа к ресурсу: http ://www. lawmix. ru/buX16880.

6. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа к ресурсу: http ://www.minfin.ru/ru/.

Рукопись поступила в редакцию 06.10.2015.

IMPROVING THE ASSESSMENT OF TAX CAPACITY OF MUNICIPAL FORMATIONS

T. Tabaeva , L. Shinkarenko, E. Turukina

The article presents the assessment of the tax potential of the Ivanovo municipal area. Calculation is carried out of possibility of granting subsidies to local budgets to provide financial incentives to municipalities through the creation of a Regional Fund of development of tax potential.

Key words: tax capacity, tax capacity of municipal formations, methods of evaluation of fiscal capacity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.