Научная статья на тему 'Совершенствование организационных аспектов налогового планирования'

Совершенствование организационных аспектов налогового планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА / КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / TAX PLANNING / TAX FORECASTING / INFORMATION BASE / CONTROL / TAX REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стагниева С. И.

Организация эффективного государственного налогового планирования связана с обработкой большого количества информации об основных составляющих налоговой системы. Данная статья посвящена вопросам повышения эффективности организационного и информационного обеспечения налогового планирования, в работе автором рассмотрены основные организационно-методические аспекты формирования необходимой информационной базы налоговых органов. По мнению автора, для оптимизации организационного обеспечения налогового планирования в РФ необходимо создание специализированных центров государственного налогового планирования с привлечением квалифицированных специалистов, что значительно повысит качество налогового планирования и позволит объективно оценивать текущую ситуацию. В заключении можно прийти к выводу, в том что эффективная и действенная система налогового планирования и прогнозирования возможна только при развитом информационно-аналитическом обеспечении деятельности налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стагниева С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING ORGANIZATIONAL ASPECTS OF TAX PLANNING

The organization of effective state tax planning associated with the processing of a large amount of information about the main components of the tax system. This article is dedicated to increasing the efficiency of organizational and information support of tax planning in the work the author describes the main organizational and methodological aspects of the formation of the necessary information base of the tax authorities. According to the author, for the optimization of organizational support of tax planning in the Russian Federation must be the creation of specialized centers of state tax planning with the involvement of qualified professionals that will greatly enhance the quality of tax planning and will help to objectively evaluate the current situation. In conclusion we can come to a conclusion is that effective and efficient tax planning and forecasting is only possible with the development of information-analytical support of the tax authorities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационных аспектов налогового планирования»

УДК 336.221

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ НАЛОГОВОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ

Стагниева С.И., соискатель, кафедра налогов и налогообложения, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), е-mail: [email protected]

Организация эффективного государственного налогового планирования связана с обработкой большого количества информации об основных составляющих налоговой системы. Данная статья посвящена вопросам повышения эффективности организационного и информационного обеспечения налогового планирования, в работе автором рассмотрены основные организационно-методические аспекты формирования необходимой информационной базы налоговых органов. По мнению автора, для оптимизации организационного обеспечения налогового планирования в РФ необходимо создание специализированных центров государственного налогового планирования с привлечением квалифицированных специалистов, что значительно повысит качество налогового планирования и позволит объективно оценивать текущую ситуацию. В заключении можно прийти к выводу, в том что эффективная и действенная система налогового планирования и прогнозирования возможна только при развитом информационно-аналитическом обеспечении деятельности налоговых органов.

Ключевые слова: налоговое планирование, налоговое прогнозирование, информационная база, контроль, налоговые поступления.

IMPROVING ORGANIZATIONAL ASPECTS OF TAX PLANNING

Stagnieva S., the applicant Taxes and Taxation chair, North-Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State Technological University)

The organization of effective state tax planning associated with the processing of a large amount of information about the main components of the tax system. This article is dedicated to increasing the efficiency of organizational and information support of tax planning in the work the author describes the main organizational and methodological aspects of the formation of the necessary information base of the tax authorities. According to the author, for the optimization of organizational support of tax planning in the Russian Federation must be the creation of specialized centers of state tax planning with the involvement of qualified professionals that will greatly enhance the quality of tax planning and will help to objectively evaluate the current situation. In conclusion we can come to a conclusion is that effective and efficient tax planning and forecasting is only possible with the development of information-analytical support of the tax authorities.

Keywords: tax planning, tax forecasting, information base, control, tax revenues.

В современных условиях перед государством стоит задача рационального использования ресурсов на основе реализации методов налогового планирования и прогнозирования, разработка которых позволяет повысить научность и обоснованность принимаемых управленческих решений в налоговой сфере, учесть влияние внешних и внутренних факторов, обеспечить несколько вариантов развития событий, находить оптимальные варианты планов деятельности государства1.

Налоговая система России носит преимущественно фискальный характер, она не стимулирует экономическое развитие; двойное налогообложение, большой удельный вес теневой экономики, не обеспечивающий должные налоговые поступления, плоская налоговая ставка налога на доходы физических лиц, чрезмерное изъятие доходов у налогоплательщиков без учета их реальной платежеспособности, несовершенство налогового законодательства, ненадлежащее исполнение налоговых обязательств, низкая налоговая культура, уклонение от уплаты налогов и т.д2.

Качество налогового планирования во многом зависит от точности используемых прогнозов. Завышение величины планируемых налоговых доходов бюджетной системы приводит в итоге к несоответствию между обязательствами государства и возможностями их исполнения, что является неприемлемым, так как создает предпосылки для макроэкономической нестабильности. Занижение же величины налоговых доходов порождает неэффективное использование ресурсов государства или требует корректировки бюджета в ходе его исполнения, что чревато принятием непроработанных решений.

Прогноз налоговых показателей рассматривается в общем контексте макроэкономического прогнозирования. Согласно Бюджетному кодексу РФ проектирование бюджетов предшествует разработка прогнозов социально- экономического развития и свободного финансового баланса. Наиболее очевидна связь между макроэкономическими показателями и прогнозом налоговых поступлений. Таким образом, низкое качество прогнозов служит источником серьезных рисков для бюджетной политики и, в конечном итоге, для общей экономической стабильности.

Автор полагает, что в целях оптимизации организационного обеспечения налогового планирования в РФ целесообразно соз-

дание специализированных центров государственного налогового планирования с привлечением квалифицированных специалистов, хорошо знакомых с особенностями экономического развития своего региона. Сведенная воедино информация всех региональных центров поможет объективно оценивать текущую ситуацию, что значительно повысит эффективность налоговое планирования на федеральном уровне. Концентрация данных в единой плановой организации станет базовой точкой в формировании прогнозов и планов государственного консолидированного бюджета. Данные прогнозы вместе с планами федерального бюджета должны быть ориентированы на рационализацию регулирования налоговых потоков государства.

Чтобы решить проблемы такого рода, сотрудники специализированных центров налогового планирования должны принимать активное участие в формировании инновационного механизма налогового планирования на макроуровне, включающего два основных компонента: антикризисный и стратегический, которые дадут возможность уменьшить разрыв между фактическим получением налоговых доходов и плановыми показателями.

Создание специализированных центров налогового планирования даст возможность разносторонне оценивать изменения в производственной, финансовой и социальной сферы, динамику рыночной конъюнктуры, анализировать изменения в составе и структуре налогоплательщиков, проводить мониторинг долговой политики государства и получать таким образом все необходимые данные для налогового планирования.

Интеграция антикризисного и стратегического механизмов в действующую систему государственного налогового планирования позволит нивелировать проблему несоответствия плановых и фактических данных. Сформированные специализированные центры налогового планирования дадут специалистам возможность систематически составлять точные прогнозы и планы, проводить комплексный анализ полученных результатов и сопоставление с прогнозными показателями.

В рамках налогового планирования важную роль играет прогноз налоговых поступлений как источника доходной части государственного бюджета. Необходимо реализовывать мероприятия по улучшению качества и снижению расходов на прогнозно-аналитическое

1 Султанов, М.С. Система организации и методы налогового планирования и прогнозирования / М.С. Султанов // Материалы международной научно-практической конференции «Внедрение международных стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества экономического образования» (Орел, 17-19 октября 2012 года). - Орел: ГУ- УНПК, 2012.

обеспечение планирования. Успех данных мероприятий зависит от эффективности деятельности налоговой службы, компетенции ее сотрудников.

В настоящее время наиболее актуальным является подход к информационному обеспечению прогнозно-аналитической деятельности налогового планирования на основе разработки и внедрения автоматизированных систем. Комплексная автоматизация процессов планирования налогообложения позволит оптимизировать процесс использования программно-аппаратных средств и аналитических методик. Повысить эффективность поиска, сбора, хранения, обработки и передачи данных в процессе составления прогнозов.

В настоящее время реализуется проект по созданию инфраструктуры центров обработки данных (ЦОД) Федеральной налоговой службы РФ3. Генеральным подрядчиком проекта является компания IBS лидер на рынке российского рынка информационных технологий и консалтинга.

Текущие проблемы в сфере автоматизации ФНС сводятся в основном к функционированию множества плохо согласованных между собой информационных систем: аппаратных средств, операционных систем, прикладных продуктов.

Применение несогласованных систем на уровне налоговых служб обусловливает следующие частные проблемы:

- не совпадение форматов данных, другими словами, данные одной системы необходимо конвертировать для достижения совместимости с другой системой;

- сложности организации горизонтальных и вертикальных потоков обмена данными;

- низкий уровень стандартизации отчетной информации;

- отсутствие единых стандартов и средств для организации обучения сотрудников налоговых служб работе с приложениями;

- отсутствие централизованного анализа и контроля динамики и структуры налоговых доходов;

- значительные расходы на обслуживание о обновление приложений.

Все перечисленные проблемы непосредственно связаны с автоматизацией документооборота. Если в подразделении ФНС не ведется рациональная работа с документами, то, как правило, это приводит к росту числа ошибок в документах, увеличению затрат времени. В результате снижается качество управления, затягивается принятие управленческих решений.

Для повышения эффективности налогового планирования можно определить комплекс работ по созданию и внедрению информационной системы в соответствии с типовыми стадиями разработки ИС.

Первым этапом построения автоматизированной системы является исследование, описание и формализация рабочих процессов налоговых органов. Организация документооборота существенная составляющая администрирования, определяющая значимые для налогового планирования решения.

Автоматизированную систему налоговой службы составляют взаимоувязанные комплексы технических средств и программного обеспечения, располагаемые на объектах ФНС РФ, и обеспечивающие в своей совокупности автоматизацию деятельности службы по планированию налоговых поступлений, исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Прикладное программное обеспечение и система управления базами данных автоматизированной системы может включать интегрированную платформу для создания информационно- аналитических систем и систему поддержки принятия решений, объединяющую современные технологии хранилищ данных, средства формирования отчетности и оперативного анализа данных, инструменты мониторинга, моделирования и прогнозирования, возможности веб-доступа и быстрой разработки приложений с открытой архитектурой.

Платформа налогового прогнозирования для автоматизированной информационной системы в налоговой службе представляет уровень модулей продукта состоящий из следующих модулей: интеграция данных; отчетность и отображение данных; мониторинг и анализ; моделирование и прогнозирование; разработка приложений.

Основная задача модуля интеграции данных - конструирование

хранилища данных, что представляет собой комплекс программных средств, предназначенных для доступа к источникам данных, создания и сопровождения реляционных и многомерных объектов хранилища данных, извлечения, преобразования и загрузки данных.

Отчетность и отображение данных представляет собой комплекс программных средств, реализующих следующие функции.

- конструирование и отображение отчетов;

- представление информации как в виде электронных таблиц, так и виде документов, аналитических записок;

- деловая графика.

Мониторинг и анализ представляет собой комплекс программных средств, обеспечивающих экспресс-анализ данных, выполнение аналитических расчетов произвольной сложности, как в реальном режиме времени, так и на регламентной основе.

Моделирование и прогнозирование представляет собой комплекс программных средств, предназначенных для исследования данных, создания моделей процессов в прогнозировании и планировании и осуществления на их основе аналитических и многовариантных планово-прогнозных и оптимизационных расчетов.

Разработка приложений включает программные средства для разработки нестандартных приложений в среде платформы. Реализует следующие основные функции:

- возможность разработки алгоритмов, разделяемых между различными модулями платформы;

- возможность обращения к любым программам и библиотекам, поддерживающим технологию COM (например, Excel, Word) и Microsoft.NET.

Исследование фактических данных и нормативов в области информатизации позволяет использовать возможности наиболее популярных технических и программных продуктов. Это существенным образом уменьшает затраты на сопровождение и обновление автоматизированной системы обработки данных, увеличивает число специалистов, которым можно доверить техническое обслуживание системы, модернизацию прикладных программных средств, предоставляет больше возможностей для увеличения мощности технических и системных программных средств.

Внедрение дополнительных приложений автоматизированной системы для налоговых органов сможет обеспечить качественное функционирование информационно-аналитической системы.

Новая система должна обеспечить весь технологический процесс по сбору, обработке, отражению и хранению информации, осуществлению альтернативных расчетов на всех этапах финансового контроля на общегосударственном уровне.

Качественное функционирование государственного контроля, мониторинга и анализа поступлений налогов и сборов, анализа эффекта от внесенных поправок в налоговое и бюджетное законодательство, нацелено на решение ряда задач: сбор информации и ее систематизация в сводном хранилище данных; порядковый, логический и семантический контроль имеющейся информации; быстрый и своевременный доступ к хранящейся информации с применением определенного инструментария формирования запросов, содержащих термины предметной сферы; разработка регламентных и аналитических форм отчетности с применением электронных таблиц, компонентов графики деловой активности и электронной картографии; управление доступом к информационным ресурсам налоговой службы; определение различных способов притока доходов в государственный бюджет на базе различных модификаций прогнозов развития социальной и экономической сферы в РФ, изменений налогового и бюджетного законодательства и показателей международных рынков; прогнозная оценка исполнения бюджетов на базе существующих вариантов развития событий.

Информационная поддержка в процессах прогнозно-аналитической деятельности налогового планирования на основе разработки автоматизированных информационных систем для специалистов в области налогообложения сокращает время обработки документов, позволяет сотрудникам обладать большим количеством данных о поступлении налогов и сборов в других регионах, производить обмен информации между разными структурными подразделениями службы и составлять прогноз и план по поступлению налогов и сборов, сотрудничая с управлениями и инспекциями других регионов.

2 Смирнова М.А., Пугановская Т.И. Социальная направленность модернизации системы налогового планирования. // Проблемы региональной экономики, Выпуск 21. 2012

3 Титоренко, Г.А. Автоматизированные информационные технологии в налоговой системе / Г.А. Титоренко.-М.: ЮНИТИ, 2011. - 191с.

Литература:

1. Смирнова М.А., Пугановская Т.И. Социальная направленность модернизации системы налогового планирования. // Проблемы региональной экономики, Выпуск 21. 2012.

2. Султанов, М.С. Система организации и методы налогового планирования и прогнозирования / М.С. Султанов // Материалы между-

народной научно-практической конференции «Внедрение международных стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества экономического образования» (Орел, 17-19 октября 2012 года). - Орел: ГУ- УНПК, 2012.

3. Титоренко, Г.А. Автоматизированные информационные технологии в налоговой системе / Г.А. Титоренко.-М.: ЮНИТИ, 2011. - 191с.

УДК 332

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА С ОТРАСЛЕВОЙ ДОМИНАНТОЙ

Борисова И.С., к.э.н., доцент, аналитик ООО «НИИ экономики, связи и информатики «Интерэкомс», e-mail: [email protected] Астафьева О.В., к.э.н., научный сотрудник МГИИТим. Ю.А. Сенкевича, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены особенности развития территориальных производственных комплексов с отраслевыми доминантами, предложено понятие «locomotiveability отрасли», отражающее способность отрасли выступать в качестве движущей силы всего хозяйственного комплекса, представлен метод проведения многоуровневого анализа потенциала отраслевого производства, выделены стратегические подходы к развитию экономики территории на основе формирования ТПК, разработан алгоритм выбора направлений развития ТПК на основе дерева решений, детализирован механизм повышения стратегической устойчивости ТПК с отраслевой доминантой на основе проведения диверсификации экономики, что позволило сформировать методологический подход к повышению стратегической устойчивости ТПК с отраслевой доминантой.

Ключевые слова: территориальный производственный комплекс, отраслевые доминанты, locomotiveability отрасли, анализ отраслевого потенциала, стратегии развития экономики, механизм стратегической устойчивости, диверсификация экономики, процессная модель.

DEVELOPMENT OF METHODOLOGY FOR IMPROVING STRATEGIC STABILITY OF THE TERRITORIAL PRODUCTION COMPLEX WITH A DOMINANT INDUSTRY

Borisova I., Ph.D., associate professor, analyst of JSC Scientific Research Institute of Economy, Connection and Informatics Interekoms.

Astafeva O., Ph.D., researcher of MGIIT of Yu.A. Senkevich

The article describes the features of the development of regional production complexes with industry dominants, proposed the concept of «locomotiveability industry", reflecting the industry's ability to act as a driving force for the entire economic complex, presents a method of multilevel analysis of the potential of sectoral production, highlighted the strategic approach to the development of the Territory's economy through the development of TPK, developed an algorithm to choose the direction of the WPK on the basis of a decision tree, detailed mechanism for increasing the strategic stability of TPK with the dominant industry on the basis of the diversification of the economy, allowing to form a methodological approach to enhance strategic stability of TPK with dominant industry.

Keywords: territorial production complex dominant industry, locomotiveability industry, analysis of industry capacity, economic development strategy, the mechanism of strategic stability, economic diversification process model.

Современный этап развития национальной экономики характеризуется протеканием структурных изменений и серьезных потрясений, что сопровождается волатильностью и неустойчивостью экономической системы и ключевых ее процессов. В данном случае под неустойчивостью экономической системы следует понимать протекание процесса, сопряженного с широким разбросом показателей хозяйственной деятельности, включающей производство, распределение, обмен, потребление, и непредсказуемыми последствиями изменений, основанных на несогласованной деятельности хозяйствующих субъектов, что приводит к снижению социально-экономического потенциала всей системы. Глобальный финансово-экономический кризис подтвердил практическую неприменимость базовых положений монетаризма и кейнсианства, превалировавших в последнее время в экономической теории, что проявилось в следующем. Поэтому формируется необходимость смены экономической парадигмы и выработки новых теоретических подходов к функционированию хозяйствующих субъектов, обеспечивающих устойчивость национальной экономической системы к конъюнктурным колебаниям мировых рынков, непрерывное проведение модернизационного обновления промышленных мощностей, интенсивного производственного процесса и формирование саморегулирования деятельности участников экономической системы. В этих условиях государство как ключевой субъект, обеспечивающий устойчивое развитие национальной экономики, для поддержания макроэкономической устойчивости в своих решениях опирается в первую очередь на мезоуровень. В последние десятилетия правительство прикладывает большие усилия по развитию региональных экономик, отраслевых комплексов, субъектов корпоративного сектора и малого бизнеса. Таким образом, ключевым ядром или звеном в современных условиях является формирование и развитие

территориальных производственных комплексов с отраслевыми доминантами как нового механизма устойчивого развития экономики промышленности.

Под территориальным производственным комплексом понимается многосубъектная система, сформированная в ходе социально-экономической эволюции развития региона, под воздействием искусственного и естественного межрегионального и внутрирегионального разделения труда, объединенную устойчивыми хозяйственными связями и отношениями на территориальном уровне. Фактически можно считать, что региональный производственный комплекс представляет собой географически обособленное единство взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, которыми необходимо управлять для повышения качества реализации национальных экономических и политических интересов с использованием социально-экономических и административно-политических инструментов.

Как показывает анализ, во многих регионах России наблюдается превалирование отрасли по нескольким признакам. Дихотомия данного явления может выражаться в следующем: с одной стороны активное развитие отрасли определяет деловую активность региона, формирует валовой региональный продукт, привлекает кадры, способствует созданию рабочих мест, обеспечивает социальное развитие территории, с другой стороны такое явление приводит к отрицательным последствиям, так как может дестимулировать развитие других отраслей экономики вследствие монополизированного положения и более выгодных условий функционирования. Однако процесс развития доминирующих отраслей в регионе может быть использован в бенчмаркинге при развитии отраслей менее слабо представленных в регионе. Следовательно, целесообразно провести анализ доминирующей отрасли на ее потенциальную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.