Научная статья на тему 'Совершенствование организационного обеспечения инновационной деятельности при реализации товаров и услуг для нужд здравоохранения'

Совершенствование организационного обеспечения инновационной деятельности при реализации товаров и услуг для нужд здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ / HEALTH CARE / STATE PROCUREMENTS / MEDICAL PRODUCTS / ELECTRONIC TRADING PLATFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соснин Владимир Викторович

Раскрыты проблемы формирования организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью при производстве и реализации товаров и услуг для здравоохранения. Обоснованы перспективные направления поддержки закупок инновационных товаров и услуг для нужд государственного здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems in forming organizational and economic mechanism of innovation management in the production and sales of goods and services for health care were revealed. Prospective directions of purchases support concerning innovative goods and services for public health were grounded.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационного обеспечения инновационной деятельности при реализации товаров и услуг для нужд здравоохранения»

Соснин B.B.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ НУЖД ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация. Раскрыты проблемы формирования организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью при производстве и реализации товаров и услуг для здравоохранения. Обоснованы перспективные направления поддержки закупок инновационных товаров и услуг для нужд государственного здравоохранения.

Ключевые слова. Здравоохранение, государственные закупки, медицинские изделия, электронные торговые площадки.

Sosnin V.V.

IMPROVEMENT OF INSTITUTIONAL SUPPORT FOR INNOVATION ACTIVITIES IN THE SALES OF GOODS AND SERVICES FOR HEALTH CARE

Abstract. The problems in forming organizational and economic mechanism of innovation management in the production and sales of goods and services for health care were revealed. Prospective directions of purchases support concerning innovative goods and services for public health were grounded.

Keywords. Health care, state procurements, medical products, electronic trading platforms. Введение

Использование традиционной модели создания и распространения инноваций в здравоохранении сопряжено с серьезными проблемами не только в сфере обмена знаниями и технологиями, но и в сфере рыночных отношений. Международная кооперация и внешнеторговая деятельность в области производства и использования медицинских и фармацевтических технологий, медицинского оборудования оказывает, безусловно, положительное влияние на качество услуг в сфере здравоохранения, способствуя повышению уровня социальной безопасности (см., например, [2, 4]).

По-прежнему значимым является тезис о системообразующей роли науки и инноваций в обеспечении социально-экономической безопасности [5]. Фундаментальные знания позволяют установить наиболее важные и перспективные направления прикладных исследований. Частные компании осуществляют прикладные исследования, обеспечивающие создание инновационных продуктов. Актуальны на сегодняшний день и проблемы совершенствования управления наукой и инновационным развитием страны, финансового обеспечения научной и инновационной деятельности, государственной поддержки инноваций, в частности прямой государственной поддержки путем формирования государственных заказов в социальной сфере [3, 5]. Основная проблема состоит в том, что подавляющее большинство исследований на ранней стадии, которые по существу не являются товарными или прибыльными, финансируются государством. Таким образом, государственный сектор оказывает существенное влияние на инновационный цикл, определяя приоритеты исследований.

ГРНТИ 06.71.47 © Соснин В.В., 2017

Владимир Викторович Соснин - аспирант Высшей школы товароведения и сервиса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Контактные данные для связи с автором: Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 (Russia, St. Petersburg, Politehnicheckaya Str., 29). Тел.: +7 812 430-93-33. E-mail: sosninvv i7 mail.ru. Статья поступила в редакцию 10.04.2017 г.

Так, в работе [7] приводятся данные, подтверждающие, что уровень инновационной активности российской промышленности слабо зависит от краткосрочных факторов, таких как воздействие внешней экономической среды или финансовая поддержка со стороны государства инновационных видов деятельности. В большей степени инновационная деятельность обрабатывающей промышленности обусловлена факторами долгосрочного или стратегического характера, которым и следует уделять основное внимание при формировании государственной политики. В настоящее время наблюдается несоответствие инновационного развития реалиям промышленного производства и рынкам, необходим пересмотр направлений развития национальной инновационной системы; ее переориентации для поддержки инноваций на последних этапах их жизненного цикла (продвижения и распространения), что требует тесного взаимодействия между элементами инновационной системы и властями с промышленным бизнесом [7].

В программных и информационных документах Всемирной организации здравоохранения существенное внимание уделяется проблемам развития инноваций в здравоохранении и их внедрения в клиническую практику, международного сотрудничества в этой сфере и его регулирования, защиты прав интеллектуальной собственности, финансирования инновационных процессов. Совместная разработка Всемирной организации здравоохранения, Всемирной организации интеллектуальной собственности и Всемирной торговой организации [6] является, по-существу, емким информационным ресурсом для выработки политики в области развития инноваций в сфере здравоохранения и обеспечивающих его отраслях.

Перспективная модель развития инновационной среды при производстве товаров и услуг для здравоохранения

В настоящее время государственные структуры продолжают оказывать влияние на начальные стадии создания товаров для здравоохранения, но они также призваны играть важную роль в инновационном цикле на последующих этапах. Государство контролирует качество продуктов здравоохранения посредством нормативных актов, которые определяют, попадает ли продукт на рынок и, если да, то насколько быстро. Кроме того, государственный сектор играет решающую роль на этапе доставки медицинских товаров, поскольку государство является основным покупателем товаров для здравоохранения (см. табл.).

Таблица

Направления взаимодействия государства, государственных учреждений и бизнеса в перспективной модели развития инновационной среды при производстве товаров и услуг

для здравоохранения

Наименование направления Особенности финансового обеспечения

Исследования в профильных государственных научных и образовательных учреждениях, ориентированные на конкретные общественные блага в сфере здравоохранения либо на приобретение фундаментальных знаний Как правило, результаты исследования не подлежат коммерциализации. Осуществляется государственное финансирование в соответствии с планируемыми затратами

Закупки инновационных товаров и услуг для здравоохранения Государственное финансирование в соответствии с планируемыми затратами. Поставщики определяются в результате конкурса

Целевая поддержка исследований в сфере здравоохранения Государственное финансирование в соответствии с планируемыми затратами. Средства выделяются поэтапно, в соответствии с планом исследования

Целевые выплаты за решение конкретных задач в сфере здравоохранения. Государственное финансирование осуществляется по достигнутым результатам

Предоставление налоговых льгот организациям, осуществляющим исследования в сфере разработки товаров и услуг для здравоохранения Освобождение от налога на прибыль научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Использование прав интеллектуальной собственности Организация осуществляет исследования и разработки за счет собственных средств

160

Соснин В.В.

В настоящее время права интеллектуальной собственности являются полезным механизмом стимулирования инновационной деятельности в сфере здравоохранения, когда частная мотивация к созданию и распространению инноваций согласуется с потребностями общества в новых технологиях. Но этот механизм не всегда является результативным. Система интеллектуальной собственности не стимулирует изобретения, которые далеки от применения на рынке, в частности, она не стимулирует фундаментальные научные исследования. Существующий рыночный инновационный цикл, охватывающий этапы от поисковых исследований до вывода инновационного продукта на рынок, лучше реализуется для развитых стран, где эффективный спрос на товары для здравоохранения сопоставляется с покупательной способностью потребителей.

В странах с более низкими доходами, в том числе - в России, существует критический разрыв в наличии стимулов, обеспечивающих традиционный рыночный инновационный цикл. Необходимо использовать гибкие структуры, кооперирующие возможности государства и частных компаний применять более широкий спектр моделей лицензирования технологий, разработки технологических платформ для достижения некоммерческих целей здравоохранения. Такие структуры позволяют влиять на динамику медицинских инноваций, как с точки зрения создания новых технологий, так и реализации более широкого спектра направлений инновационной политики.

Основные направления регулирования рынка инновационных товаров и услуг для государственного здравоохранения

Анализ отечественного и международного опыта регулирования рынка товаров и услуг для государственных нужд показывает, что в России и во многих странах функционируют контрактные системы, то есть осуществляется управление циклом планирования, размещения и выполнения государственных контрактов. Для функционирования контрактных систем разработаны специальные методики планирования государственных нужд, методики мониторинга цен, оценки эффективности выполнения контрактов, а также реестры контрактов. Связанным направлением исследования является разработка подходов к оценке экономической безопасности при поставках товаров и услуг для государственных нужд [1]. Через госзакупки государство стимулирует создание инновационной и социально ориентированной экономики, а также стимулируют те предприятия, которые создают новые рабочие места, вносят вклад в экономический рост и инвестиции. В сфере предоставления медицинских услуг, производства новых изделий медицинского назначения, разработки новых медицинских технологий государство является основным покупателем.

В государственных закупках инновационных товаров и услуг для здравоохранения следует различать собственно закупки товаров и услуг, закупки инновационных решений и закупки услуг в области НИОКР, так называемые, предпроизводственные закупки. Государственные закупки инновационных решений нацелены на закупки, в которых подрядные органы осуществляют стартапы инновационных медицинских товаров и технологий, которые еще не реализуются на крупномасштабной основе. Государственный сектор может использовать закупки инновационных решений в здравоохранении в качестве средства решения ключевых социальных проблем, связанных со здоровьем и качеством жизни населения.

Несмотря на потенциальные преимущества государственных закупок инновационных решений, государственные органы обычно склонны применять подход, основанный на снижении риска, к приобретению инноваций. Государственные закупщики до сих пор пишут техническое задание и предпочитают идти на самые низкие ставки или самую низкую цену в качестве основного критерия при оценке полученных предложений. Для более эффективного использования механизма государственных закупок для развития инновационной среды необходимо преодолеть определенные барьеры. Основными факторами, сдерживающими закупки инновационных решений для сферы здравоохранения, являются следующие:

• недостаток знаний и опыта в отношении использования практики, благоприятствующей инновациям, управлению рисками при закупках;

• неправильные приоритеты, сосредоточенность на краткосрочных издержках и отсутствие стимулов для принятия дополнительных рисков (и первоначальных затрат) на приобретение инновационных решений, даже если эти решения снижают затраты и повышают эффективность в долгосрочной и среднесрочной перспективе;

• несогласованность закупок с государственной политикой, стратегиями и программами развития здравоохранения, медицинской и фармацевтической науки и промышленности, в результате чего закупки рассматриваются как чисто административные, юридические или финансовые задачи, без связи с целями и задачами государственной политики в данной сфере;

• недостаток возможностей профессионального медицинского и фармацевтического сообщества для выявления инновационных решений или для определения эффективности предлагаемых инновационных решений;

• фрагментация спроса, разобщенность действий государственных покупателей, приводящие к тому, что государственные заказы слишком малы для компаний, чтобы они могли разработать и предложить инновационные решения.

Целесообразно развитие двух основных направлений поддержки государственных закупщиков в приобретении инновационных решений: во-первых, создание более благоприятной для инноваций правовой основы и, во-вторых, разработка мер поддержки закупочной политики государственных организаций.

Предпроизводственные закупки означают закупки услуг в области исследований и разработок. Эти закупки предусматривают разделение рисков в рыночных условиях и поэтапное конкурентное развитие, при котором отделяется фаза исследования и разработки от фазы коммерческого внедрения. Необходима разработка специальных рекомендаций, в которых излагаются способы разработки процедур закупки услуг в области исследований и разработок. Государственная поддержка инновационных закупок путем приобретения услуг в сфере научных исследований и разработок, то есть осуществления, так называемых предпроизводственных закупок, является одним из возможных направлений поддержки инноваций в здравоохранении.

Закупки инновационных медицинских товаров и услуг, не получивших широкого коммерческого распространения, могут способствовать их рыночному распространению, повышению качества медицинских услуг, поддержке доступа к рынкам для малых предприятий. Перспективные направления поддержки закупок инновационных товаров и услуг для здравоохранения заключаются в следующем: создание межрегиональных сетей поставщиков инновационных товаров и услуг для здравоохранения; создание веб-платформы для обмена информацией об инновационных товарах и услугах для здравоохранения; стимулирование государственных закупщиков к увеличению доли инновационных решений в общем объеме их закупок за счет осуществления закупок у отечественных производителей.

Поддержка государственных закупок инновационных товаров и услуг для здравоохранения возможна по следующим направлениям:

1. Развитие прямых мер поддержки для снижения финансовых рисков государственных закупок инновационных решений (финансовая помощь в создании межрегиональных сетей поставщиков, финансовый вклад в закупку инновационных решений).

2. Развитие косвенных мер поддержки для повышения квалификации сотрудников по закупкам, такие как веб-платформа для обмена передовым опытом и опытом в отношении государственных закупок инновационных решений для здравоохранения; разработка руководств по государственным закупкам инновационных решений для здравоохранения.

3. Развитие сопутствующих мер по совершенствованию доказательной базы, таких как измерение эффективности и объемов государственных закупок инновационных решений и предпродажных закупок, а также контрольных мер для поддержки государственных закупок инновационных решений.

4. Развитие инновационного партнерства, которое позволяет государственным закупщикам получить инновационное решение, разработанное с учетом их потребностей. Инновационное партнерство предусматривает финансирование НИОКР, направленной на разработку инновационного решения, в той же процедуре, что и закупка решения.

5. Распространение «дружественного к инновациям» подхода к закупкам, который предоставляет покупателям возможность сосредоточиться на критериях, выходящих за рамки первоначальных затрат на закупку, например таких, как медицинские и социальные критерии.

6. Совершенствование процедуры отбора и требований к документации с целью обеспечения более широкого доступа к процедурам государственных закупок для малых и средних предприятий, деятельность которых сосредоточена на разработке инновационных решений и технологий, производстве инновационных изделий для здравоохранения.

162

Соснин B.B.

7. Разработка норм и правил межрегиональных и межведомственных совместных закупок, которые позволят организациям из разных регионов и разной ведомственной принадлежности осуществлять совместные закупки.

8. Развитие и использование цифровых технологий государственных закупок, дающих такие преимущества, как значительная экономия средств для всех сторон; упрощенные процессы закупок; сокращение бюрократии и административных барьеров; повышение прозрачности; новые возможности для бизнеса путем расширения доступа предприятий, в том числе малых и средних предприятий к рынкам государственных закупок. Необходимы разработка положений, предназначенных для осуществления функциональной совместимости и стандартизации процессов электронных закупок.

9. Разработка и использование цифровых информационных технологий добычи данных для оценивания производимых закупок со стратегической точки зрения, выявления наилучших практик реализации инноваций. Кроме того, совершенствование управления, упрощение процедур и более широкое использование электронных инструментов в государственных закупках являются важными инструментами в борьбе с мошенничеством и коррупцией.

Выводы

Для развития отечественного производства медицинских изделий целесообразно поддерживать разработку технических спецификаций изделий, обеспечивать гармонизацию нормативно-правовой базы с международными стандартами, стимулировать коммерциализацию научных исследований, поддерживать профессиональные сети распределения информации. При осуществлении государственных закупок инновационных товаров и услуг для здравоохранения следует различать собственно закупки товаров и услуг, закупки инновационных решений и закупки услуг в области НИОКР, а также учитывать специфику инновационного процесса в здравоохранении, состоящую в оправданном с клинических позиций сдерживании инноваций со стороны таких участников инновационного процесса, как медицинские работники и медицинские организации. Совершенствование процедур госзакупок инновационных товаров и услуг для здравоохранения имеет положительные социально-экономические эффекты, такие как предотвращение коррупции и расширение выхода на рынок малых и средних инновационных предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верзилин Д.Н. Методические основы мониторинга угроз экономической безопасности при поставках товаров для государственных нужд // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. Т. 53. № 1. С. 148-152.

2. Максимова Т.Г., Головкина С.И., Чаргазия Г.Г. Статистические основы мониторинга влияния внешнеторговой деятельности на развитие сферы услуг // Экономика и управление. 2015. № 6 (116). С. 33-38.

3. Максимова Т.Г., Кукушкин A.M., Шаныгин С.И. Статистика финансовой обеспеченности и результативности научной деятельности // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2013. №2. С. 22.

4. Сигов В.И., Верзилин Д.Н., Верзилин С.Д. Программно-целевое управление социальной безопасностью: концептуальный подход к оцениванию результативности // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. №4. С. 162-168.

5. Черешнев В.А., Черешнев В.В., Верзилин Д.Н., Максимова Т.Г. Развитие науки и наукоемких технологий -основа экономической безопасности России в XXI веке // Экономика региона. 2008. № 3. С. 8-13.

6. Promoting access to medical technologies and innovation: Intersections between public health, intellectual property and trade. World Health Organization. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/phi/ promoting_access_medical_innovation/en (дата обращения 10.04.2017).

7. Vertakova Yu., Plotnikov V. Innovative and industrial development: specifics of interrelation // Еконо\пчний часопис-XXI. 2016. Т. 156. № 1-2. С. 37-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.