Научная статья на тему 'Совершенствование организационного обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы'

Совершенствование организационного обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
522
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / КРИМИНОГЕННЫЙ СОСТАВ ОСУЖДЕННЫХ / CRIMINOGENIC COMPOSITION OF CONVICTS / ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / THREATS TO SECURITY / ФАКТОРЫ / THE FACTORS DETERMINING THREATS TO SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна, Щербаков Андрей Васильевич

в статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы. На основе результатов проведенного исследования раскрываются наиболее вероятные угрозы безопасности, а также факторы, определяющие их возникновение, формулируются меры организационно-правового характера, направленные на повышение эффективности деятельности по обеспечению безопасности уголовно-исполнительной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ORGANIZATIONAL SECURITY OF THE PENAL SYSTEM

this article discusses the security of the penitentiary system. Based on the results of the study the most likely threats to security as well as the factors that determine their origin are revealed, measures of organizational and legal character aimed at improving the efficiency of the security of the penitentiary system are formulated.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационного обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.8 I.N. SMIRNOVA, A.V. SHCHERBAKOV

ББК 67.409.02

С5° IMPROVING THE ORGANIZATIONAL SECURITY

OF THE PENAL SYSTEM

Annotation: this article discusses the security of the penitentiary system. Based on the results of the study the most likely threats to security as well as the factors that determine their origin are revealed, measures of organizational and legal character aimed at improving the efficiency of the security of the penitentiary system

are formulated.

Keywords: penal system, security, criminogenic composition of convicts, threats to security, the factors

determining threats to security.

ИРИНА НИКОЛАЕВНА СМИРНОВА, доктор юридических наук, профессор кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в УИС; АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЩЕРБАКОВ, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин (Псковский филиал Академии ФСИН России) E-mail: irina_smi69@mail.ru.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы. На основе результатов проведенного исследования раскрываются наиболее вероятные угрозы безопасности, а также факторы, определяющие их возникновение, формулируются меры организационно-правового характера, направленные на повышение эффективности деятельности по обеспечению безопасности

уголовно-исполнительной системы. Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, обеспечение безопасности, криминогенный состав осужденных, угрозы безопасности, факторы, определяющие возникновение угроз безопасности.

Осуществляемые в России реформы направлены на демократизацию общественной жизни, расширение и обогащение политических, социально-экономических и личных прав и свобод граждан, создание благоприятных условий и гарантий их фактической реализации. Вместе с тем анализ состояния и динамики преступности в России показывает, что 48,1 % расследованных преступлений совершено лицами, ранее совершавшими преступления, 26,9 - в состоянии алкогольного опьянения, 4,7 % - несовершеннолетними или при их соучастии. При этом организованными группами или преступными сообществами совершено на 4,7 % больше тяжких и особо тяжких преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий вырос на 0,7 % и составил 6,6 %1. Подобная криминогенная ситуация может порождать у населения чувство страха за личную и имущественную

безопасность, жизнь и здоровье близких и снижать доверие к органам власти и управления, к проводимой государством политике в сфере обеспечения правопорядка.

УИС, являясь составной частью государственных органов, призванных противодействовать преступности, осуществляет свою деятельность в непростых условиях функционирования, расширения спектра решаемых ею задач и усложнения выполняемых ее органами и учреждениями функций. Кроме того, ухудшается криминологическая характеристика осужденных, содержащихся в исправительных колониях, в частности, 36,8 % - отбывают наказание за совершение умышленных тяжких преступлений, 48,8 % - умышленных особо тяжких преступлений; 61,9 % - осуждены более двух раз2.

Все это обусловливает потребность в совершенствовании механизма обеспечения безопасности в УИС, под которым в широком смысле понимается система мер по предупреждению и

пресечению угроз с помощью определенных ресурсов, которая включает в себя анализ угроз, принятие и процедуру исполнения решений по их нейтрализации. Эта система должна выполнять ряд функций3:

а) оперативное выявление, прогнозирование и информирование руководства государственных и заинтересованных органов об угрозах безопасности УИС и составляющим ее элементам;

б) упреждающее воздействие государства, конкретно органов управления УИС по предупреждению, локализации или нейтрализации потенциальных и реальных угроз;

в) непосредственное противодействие угрозам безопасности и источникам этих угроз.

О необходимости совершенствования организационного обеспечения безопасности УИС могут свидетельствовать и результаты проведенного нами социологического исследования, респондентами которого выступили около 2000 сотрудников исправительных учреждений (начальники и заместители начальников, сотрудники отделов безопасности, оперативные дежурные) 28 территориальных органов ФСИН России разных федеральных округов.

Так, на вопрос о том, какие, на Ваш взгляд, наиболее вероятные угрозы безопасности УИС существуют на сегодняшний день, нами были получены следующие ответы:

1) угрозы криминального характера, связанные, в частности, с посягательствами преступного характера на жизнь и здоровье сотрудников органов и учреждений, исполняющих наказания, а также осужденных (50 % опрошенных). Анализ официальных данных ФСИН России показывает, что не снижается активность криминальных лидеров в местах лишения свободы и вне их, пытающихся распространять «воровские традиции», организовывать и координировать противоправные действия осужденных;

2) угрозы социально-экономического характера, связанные с социально-правовой защищенностью сотрудников (30 %). Социальная нестабильность в российском обществе, экономическая незащищенность (недостаточная оплата труда сотрудников УИС составляет основу корыстных преступлений и является одним из условий коррумпированности должностных лиц исправительных учреждений), низкий социальный статус сотрудников, сверхнормативность труда и перегруженность служебными обязанностями, некачественный состав кадров, недостатки профессиональной подготовки кад-

ров выступают субъективными причинами пра-вонарушающего поведения сотрудников исправительных учреждений4;

3) угрозы личностной деформации сотрудников органов и учреждений, исполняющих наказания, обусловленной спецификой профессиональной деятельности, а также особенность среды, в которой осуществляют свою профессиональную деятельность сотрудники органов и учреждений, исполняющих наказания (20 %). Профессиональная деформация приводит к тому, что социально-психологические особенности личности сотрудников изменяются в отрицательную сторону. В специальной литературе отмечается, что в период от 11 до 15 лет службы вероятность деформации высокая, а свыше 15 лет - у некоторых лиц она практически неиз-бежна5.

В ходе проведения исследования мы также попытались установить, какие факторы внешнего характера оказывают наиболее существенное влияние на безопасность УИС, ее органов и учреждений. По мнению практических работников, прежде всего это уровень развития демократизма, защиты прав и свобод человека и гражданина, проявление гуманизма в отношении правонарушителей (38,7 %); уровень, структура и динамика преступности (22 %); экономическая способность государства выделить необходимое количество ресурсов для нормального функционирования системы органов и учреждений, исполняющих наказания (14,7 %).

Результаты проведенного нами исследования, а также анализ практики деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, показывают, что безопасность УИС зависит от ряда факторов, в числе которых реализация государственной уголовно-исполнительной политики (так думают и 30 % опрошенных нами сотрудников), исполнение уголовных наказаний в соответствии с действующим законодательством (23 %), повышение эффективности деятельности УИС при активном участии заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти (22 %), ускорение процесса реформирования пенитенциарной системы (14,7 %).

Что касается наиболее вероятных угроз безопасности УИС, то, по убеждению респондентов, среди них можно выделить в первую очередь угрозы криминального характера, связанные, в частности, с посягательствами преступного характера на жизнь и здоровье сотрудников органов и учреждений, исполня-

ющих наказания, и осужденных; на права и законные интересы сотрудников и их родственников, окружение (36 %), а также угрозы социально-экономического характера, связанные с социально-правовой защищенностью сотрудников (23,3 %). Видимо, не меньшее влияние оказывают особенности среды, в которой осуществляют свою профессиональную деятельность сотрудники органов и учреждений, исполняющих наказания (так считают и 18,7 % опрошенных нами сотрудников УИС).

Чтобы выработать меры организационно-правового характера, направленные на повышение эффективности деятельности по обеспечению безопасности УИС, необходимо выяснить, каковы основные причины возникновения угроз безопасности УИС. Как свидетельствует наш опрос, такими причинами являются:

1) недостатки в деятельности службы собственной безопасности, недопонимание ее сотрудниками возложенных на них задач (26,6 %);

2) сложный криминогенный состав осужденных (20,0 %);

3) недостаточный уровень изоляции осужденных, что приводит к проникновению к ним запрещенных к использованию предметов, вещей, товаров, а также продолжению преступных связей с лицами за пределами исправительных учреждений (19,3 %);

4) несвоевременное выявление и предупреждение подготавливаемых преступлений (18,7 %);

5) недостатки в надзоре за поведением осужденных (13,3 %).

Таким образом, в целях повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности органов и учреждений, исполняющих наказа-

ния, требуется принятие соответствующих организационно-правовых мер реагирования:

1) совершенствование уголовного, уголовно-исполнительного и иного законодательства, направленного на усиление безопасности УИС (40 %);

2) изменение практики назначения наказаний, которые должны происходить с учетом личности совершившего преступление, общественной опасности деяния и последствий совершенного преступления (26,0 %);

3) направленность организации исполнения наказаний на реализацию программы реформы УИС, прежде всего на индивидуализацию, дифференциацию мер исправительного воздействия на осужденных и социализацию процесса наказания (25 %).

С учетом изложенного для реализации стратегии безопасности органов и учреждений, исполняющих наказания, в рамках исполнения миссии УИС наиболее эффективны:

- повышение социального статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы, престижа службы в исправительных учреждениях.

- обеспечение правопорядка и законности в местах лишения свободы;

- снижение уровня рецидивной преступности лиц, отбывших наказание, за счет повышения эффективности социальной, психологической и воспитательной работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной адаптации данных лиц, направленной на их социальное, нравственное и правовое благополучие.

- повышение уровня организации и эффективности исполнения уголовных наказаний.

Список использованной литературы

1 См.: mvd.ru (дата обращения : 01.08.2013).

2 См.: Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2012 году, задачах на 2013 год и путях реализации второго этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : доклад директора ФСИН России Г. А. Корниенко. иКЬлтГяпгГ.т (дата обращения : 26.06.2013).

3 См.: Казак Б. Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 130.

4 См.: Пенитенциарная криминология : учебник / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильчен-ко. Рязань, 2009. С. 555-560.

5 См.: Смирнова И. Н., Байчоров С. И. Проблемы и перспективы функционирования уголовно-исполнительных инспекций : монография. Псков, 2013. С. 136-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.