Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-управленческого механизма управления инвестиционной деятельностью в регионе'

Совершенствование организационно-управленческого механизма управления инвестиционной деятельностью в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

312
54
Поделиться
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП "ОДНОГО ОКНА" / PRINCIPLE OF «ONE WINDOW»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Эльмурзаева Раиса Ахмедовна, Исакова Татьяна Александровна

Предложен процессный подход к исследованию инвестиционного процесса региона, который позволит наряду с общей идеологией формирования инвестиционной политики региона выявить и оценить особенности инвестиционного процесса, его этапы и их взаимосвязи. Отмечена целесообразность внедрения принципа «одно окно» в управление инвестиционной деятельностью, выделены актуальные меры для совершенствования методического инструментария с целью усиления инвестиционной активности и формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Эльмурзаева Раиса Ахмедовна, Исакова Татьяна Александровна,

Perfection of the organizational and administrative mechanism of management of investment activity in the region

In article the process approach to research of investment process of the region is offered. It will allow, which will allow to reveal and estimate features of investment process, its stages and their interrelations. Expediency of introduction of a principle «one window» in management of investment activity is noted. Actual measures for improvement of methodical tools for the purpose of activization of investment activity and formation of favorable investment climate in the region are allocated.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-управленческого механизма управления инвестиционной деятельностью в регионе»

2012 Экономика №4(20)

УДК 338.246

Р.А. Эльмурзаева, Т.А. Исакова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ

Предложен процессный подход к исследованию инвестиционного процесса региона, который позволит наряду с общей идеологией формирования инвестиционной политики региона выявить и оценить особенности инвестиционного процесса, его этапы и их взаимосвязи. Отмечена целесообразность внедрения принципа «одно окно» в управление инвестиционной деятельностью, выделены актуальные меры для совершенствования методического инструментария с целью усиления инвестиционной активности и формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, управление инвестиционным процессом, процессный подход, принцип «одного окна».

Актуальность повышения эффективности государственного управления инвестиционными процессами на региональном уровне в условиях глобализации российской экономики приобретает особую значимость, поскольку именно благоприятная инвестиционная среда способствует повышению конкурентоспособности субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Роль государства в инвестиционном процессе сводится к осуществлению правового, нормативно-методического, ресурсного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности, аккумуляции и распределению бюджетных средств исходя их приоритетов социально-экономического развития и внешнеэкономического положения государства. Вступление России в ВТО обусловливает необходимость поиска и внедрения эффективных управленческих подходов к формированию благоприятного инвестиционного климата.

Отдельные аспекты управления инвестиционной деятельностью на региональном уровне были отражены в работах М.В. Аликаевой, К.В. Балдина, B.C. Бильчака, И.А. Бланка, Л.С. Валинуровой, А.Г. Гранберга, М.В. Степанова, А.Ю. Егорова, Ю.Н. Лапыгиной, О.С. Пчелинцева, Е.Г. Ясина и др. Практические аспекты организации согласованного взаимодействия, инвестиционного партнерства между государством, бизнесом, реальным и финансовым сектором экономики, государственных и международных институтов обозначены в «Стандарте деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе», разработанном Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Предлагаемая к внедрению государственными органами власти в практику модель «одно окно» в управление инвестиционной деятельностью в регионе не имеет должного методологического обоснования.

Р.А. Эльмурзаева, Т.А. Исакова

Использование процессного подхода позволит рассматривать инвестиционную деятельность как серию взаимосвязанных непрерывных действий государства и хозяйствующих субъектов, направленных на оптимизацию инвестиционного процесса и формирование благоприятного инвестиционного климата. Кроме того, проект предполагает создание и внедрение организационно-управленческой структуры, функционирование которой позволит обеспечить снижение административных барьеров, сокращение транзакционных издержек, временного интервала инвестиционного цикла и вероятности возникновения коррупционных рисков.

С этой целью актуализированы разработка и апробация современных технологий, обеспечивающих государственное администрирование различных сфер жизнедеятельности, в частности многофункционального центра (далее - МФЦ). Внедрение в практику структур МФЦ получило достаточно широкое распространения в регионах и затрагивает область предоставления социальных услуг населению. Так, в результате перевода социальных служб Томской области в новый формат работы - «межведомственное электронное взаимодействие на региональном и муниципальном уровне» позволило сократить нагрузку на населения почти на 40% по сбору различных документов, справок, сведений и разнообразных согласований при получении государственных и социальных услуг. В настоящее время под межведомственное взаимодействие подпадают 64 государственные и муниципальные услуги, планируется увеличить их до 230.

На территории Томской области в настоящее время разрабатывается схема эффективного взаимодействия с инвесторами в целях обеспечения условий комфортности и прозрачности на всех этапах реализации проектов, а также оптимизации сроков предоставления земельных участков в аренду (собственность), получения разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Также исследуются возможности создания новой системы государственной поддержки инвестиционной деятельности, предусматривающей единые критерии оценки отраслевых проектов и увеличение периода предоставления инвесторам государственной поддержки.

Использование методологии процессного подхода позволит увязать функции управления инвестиционным процессом региона (планирование, организация, мотивация и контроль), повысить качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг для субъектов инвестиционной деятельности. Для внедрения принципа «одно окно» в управление инвестиционной деятельностью необходимо:

• сформировать дорожную карту сопровождения инвестиционного проекта в течение его жизненного цикла (предынвестиционная, инвестиционная и эксплуатационная фазы проекта);

• составить перечень органов государственной власти и местного самоуправления и разработать механизмы предоставления ими услуг на базе МФЦ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработать регламенты, направленные на упорядочение административных процедур и действий, а также порядка принятия решений;

• представить механизм межведомственного обмена информацией посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий;

• разработать типовое соглашение между органами государственной власти и местного самоуправления, направленное на упрощение порядка получения услуг субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности.

На наш взгляд, в первую очередь необходимо совершенствование методического инструментария для активизации инвестиционных процессов в регионе:

1. Моделирование системы управления инвестиционной деятельностью в регионе на основе процессного подхода.

2. Оценка эффективности влияния нормативно-правового поля на жизненный цикл инвестиционного проекта и разработка предложений, направленных на снижение административных барьеров, сокращение транзакционных издержек, временного интервала инвестиционного цикла и снижение коррупционных рисков. На практике, как правило, прогнозируются и оцениваются последствия применения отдельного нормативно-правового акта.

3. Формирование модели организационно-управленческой структуры -МФЦ и разработка механизма предоставления услуг инвестору по принципу «одно окно». В настоящее время практика внедрения МФЦ затрагивает только область предоставления социальных услуг населению.

4. Разработка механизма межведомственного обмена информацией органов государственного и местного управления за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий, что позволит гарантировать доступ к получению правового, нормативно-методического, ресурсного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности в регионе. Обращение к управленческой практике показывает отсутствие внедрения данного механизма в регионах.

5. Создание типовых соглашений и регламентов деятельности органов государственной и муниципальной власти, направленных на упорядочивание административных процедур и действий, которые могут быть применимы для управления инвестиционной деятельностью любого региона.

Реализация данных мер невозможна без тесного взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований, подведомственными областными государственными учреждениями, территориальными органами федеральных структур, обмена опыта и сотрудничества с хозяйствующими субъектами экономики для поиска мер контроля и эффективного управления развитием региона.

Таким образом, оптимизация инвестиционной деятельности в регионе на основе внедрения процессного подхода и модели МФЦ будет способствовать координации взаимодействия субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности с государственными органами, позволит сократить временные рамки и транзакционные издержки участников инвестиционного процесса, снизить инвестиционные риски и повысить инвестиционную привлекательность региона.