УДК 351.823.3
Н.В.ПАШКЕВИЧ
профессор кафедры экономики, учета и аудита
Л.А.НИКОЛАЙЧУК
аспирантка кафедры экономики, учета и аудита
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ
Предложен организационно-экономический механизм воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтяной отрасли. Рассмотрена роль нефтяной отрасли в топливно-энергетическом комплексе и в экономике России. Приведены основные факторы, сдерживающие приток инвестиций в геолого-разведочную отрасль. Разработаны мероприятия по привлечению средств в воспроизводство минерально-сырьевой базы путем совершенствования финансово-кредитного механизма, системы лицензирования, а также путем реформирования налоговой системы.
The paper offers an economic-organization mechanism of reproduction of the mineral resource base in the petroleum industry. The role of petroleum industry in Russian fuel and energy complex and the whole Russian economy is addressed. The paper also gives principal factors restraining the flow of investments into the geological exploration branch. The arrangements have been developed to attract funds into reproduction of the mineral resource base by enhancing financial and loan mechanisms, the licensing system and by reforming the fiscal system of subsoil use.
Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом (ТЭК), который является базой развития экономики (табл.1). Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние.
Основным приоритетом энергетической стратегии России на период до 2020 г. является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и воспроизводство их минерально-сырьевой базы. Согласно прогнозу Энергетической стратегии до 2020 г. топливно-энергетический баланс будет строиться на базе углеводородного сырья; доля нефти в нем возрастет с 32,5 % в 2000 г. до 38 % в 2010 г. и затем будет держаться на уровне 36 % [4, с.168].
За последнее десятилетие произошли значительные изменения в механизме формирования минерально-сырьевой базы страны, изменились источники финансирования, подверглась преобразованиям система государственного регулирования и управления
отраслью. Объем добычи полезных ископаемых ежегодно превышал прирост запасов с 90-х годов прошлого века вплоть до 2006 г. (табл.2).
Отсутствие четкого экономического механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы приводит к сокращению поискового задела, тогда как энергетической стратегией заложено превышение прироста запасов нефти над их добычей в среднем на 6 % (см. рисунок).
В целях обеспечения оптимального соотношения между объемом добычи и приростом запасов нефти предлагается совершенствование организационно-экономического механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы, базирующегося на финансово-кредитном механизме, системе лицензирования и лимитирования природопользования, а также на налоговой политике недропользования.
Финансово-кредитный механизм недропользования предлагается рассматривать как механизм, объединяющий государственные средства, вложенные в минерально-
192 -
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.173
Таблица 1
Доля топливно-энергетического комплекса в экономике России в 2004 г., % [3, с.27]
В том числе
Показатель Доля ТЭК
Электроэнергетика Топливная промышленность
Производство промышленной продукции 31,9 10,5 21,4
Наличие основных фондов 58,7 31,2 27,5
Налоговые поступления 81,9 9,8 72,1
Валютные поступления от экспорта 57,6 0,2 57,4
Численность работников 15,56 8,22 7,34
Таблица 2
Воспроизводство ресурсной базы нефти и газового конденсата в 1996-2006 гг. [1, с. 17; 3, с.90]
Показатель 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Прирост запасов, млн т. 217 276 232 199 295 300 260 390 239 330 570
Добыча, млн т. 301 300 301 306 324 348 377 419 460 471 470
Прирост от добычи, % 72 92 77 65 91 86 69 93 52 70 121
«Проедание» запасов, млн т. 84 24 69 107 29 48 117 29 221 141 -100
сырьевой комплекс, и средства инвесторов, для привлечения которых необходимо создание рынка рискового капитала, фондовых бирж, а также совершенствование системы доступа к геологической информации. Активное развитие фондовых бирж позволит при получении определенных положительных результатов на геолого-разведочных работах привлекать к дальнейшему финансированию частные лица, желающие рискнуть своими средствами. Рисковый капитал предлагается вкладывать государству. Здесь интересен опыт Канады, где правительством страны для геолого-разведочных предприятий создан специальный фонд, из которого для проведения поисковых работ частными компаниями выдаются ссуды в размере 40 % всех необходимых затрат. Эти ссуды подлежат погашению в течение 10 лет при условии достижения положительных результатов.
При принятии инвестиционного решения на проведение геолого-разведочных работ особое внимание уделяется объективности геологической информации, которая появляется в результате работ, выполняющихся и государственными предприятиями, и частными компаниями. Предлагается архивные данные геологической
информации сделать общедоступными, что по оценкам Геологической службы штата Иллинойс (США) позволит снизить стоимость планируемых геолого-разведочных работ на 40-70 % [2, с.19].
В качестве одного из основных направлений совершенствования экономического механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы рассматривается система лицензирования и лимитирования природопользования. Как недостаток системы лицензирования стоит отметить наличие компаний, имеющих огромный резерв лицензий на неразрабатываемые месторождения, но не вкладывающих или вкладывающих недостаточно средств в геолого-разведочные работы, прежде всего потому, что обеспечены запасами на длительный срок работы. Так, в 2005 г. в связи с невыполнением лицензионных условий по углеводородному сырью аннулировано 39 лицензий на пользование недрами. Целесообразно лицензии на месторождения, не вовлеченные в добычу, изымать у недропользователей, либо накладывать на компанию штрафы. В этом случае будут устранены такие негативные явления, как выборочная отработка месторождений и потеря запасов полезных ископаемых.
500
480
460
« 440
420
477 479
453 456 455 453 TT ♦-♦
453 ^ 453 452 450 450
2006 2008 1 -
2010 2
2012 2014
2016
2018 2020
Прогноз добычи (1) и прироста запасов (2) нефтяного комплекса России до 2020 г. [4, с. 205, 215]
Проект закона «О недрах», одобренный Правительством РФ 17 марта 2005 г., предусматривает в качестве одного из радикальных изменений замену конкурсов на право пользования недрами денежным аукционом. Аукционная система выдачи прав пользования недрами не учитывает таких характеристик, как научно-технический уровень геологического изучения и использования участков недр, вклад в социально-экономическое развитие территории, квалификация специалистов и т.д. Необходимо сохранить конкурсную систему выдачи лицензий, так как аукционная система может привести к вытеснению мелкого и среднего бизнеса.
Положительным в проекте закона «О недрах» является четкое определение норм, гарантирующих продление лицензий для недропользователей, открывших месторождение полезных ископаемых в результате геологического изучения за собственные средства. Данная норма послужит источником привлечения негосударственных инвестиций в геолого-разведочный сектор.
Предлагается также разрешить продажу прав пользования недрами в России, что может привести к значительному увеличению финансирования геолого-разведочных работ. За рубежом существуют так называемые юниорные компании, которые не ведут добычи полезных ископаемых, а специализируются лишь на поисках и оценке новых
194 -
месторождений. Для таких компаний возможность свободной продажи прав пользования недрами является условием выживания, так как они изначально не предполагают доводить объект до эксплуатационной стадии.
Особое место в системе воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтяной отрасли имеет налоговая политика. Действующая система налогообложения не обеспечивает максимального уровня налоговых поступлений в бюджет и в то же время зачастую является обременительной для недропользователей, препятствуя интенсивному развитию отрасли в целом и проведению геолого-разведочных работ в частности.
В основу реформирования налоговой политики недропользования положено дифференцирование налога на добычу полезных ископаемых. Применение дифференцированной ставки платежей, которая наиболее полно учитывает геолого-экономические особенности месторождений, позволит полностью отрабатывать вовлеченные в добычу месторождения и приступить к освоению многих бедных месторождений, не рентабельных при принятой единой ставке налогов; дифференциация позволит также изымать сверхприбыль с предприятий, ведущих добычу на богатых нефтяных месторождениях, что приведет к росту налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.173
Для стимулирования недропользователей к воспроизводству минерально-сырьевой базы и рациональному недропользованию предлагается существующие уже сегодня налоговые каникулы распространить не только на территорию Восточной Сибири с целью привлечения средств недропользователей в геолого-разведочные работы. Для безболезненного погашения затрат на разведочные работы предлагается введение скидки на налог на прибыль. В целях полной отработки месторождений предлагается применение понижающего коэффициента при истощении недр.
Для реализации мероприятий по совершенствованию организационно-экономического механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы необходимо последовательно усиливать комплексное применение мер регулирования и управления в минерально-сырьевом секторе. Реализация
предложенных направлений совершенствования экономического механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы позволит привлечь в нефтяную отрасль значительные инвестиции, что, в свою очередь, приведет к обеспечению оптимального соотношения между объемом добычи и приростом запасов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов В.Л. Стратегия устойчивого развития нефтегазовой компании в условиях реформирования ТЭК России / СПГГИ (ТУ). СПб, 2002. 190 с.
2. Ставский А.П. Перспективы развития геологоразведочных работ в России / А.П.Ставский, В.Н.Вой-тенко // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2006. № 1. С.18-48.
3. ТЭК и экономика России: вчера-сегодня-завтра. Взгляд из 2006 года. / ГУ ИЭС Минэнерго России. М., 2006. 150 с.
4. Энергетика России. Стратегия развития. (Научное обоснование энергетической политики) / ГУ ИЭС Минэнерго России. М., 2003. 800 с.