УДК 378
Е. Н. Ильченко
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВОСПРОИЗВОДСТВА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
E. N. Ilchenko
THE IMPROVING OF THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF SKILLED LABOUR REPRODUCTION
FEDERAL STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «KURGAN STATE UNIVERSITY»
Аннотация. В агропромышленном комплексе ощущается нехватка квалифицированных кадров. В условиях перехода к рыночной экономике требуется разработка научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма воспроизводства квалифицированных кадров в системе АПК. В работе предложена структурная модель организационно-экономического механизма, позволяющего обеспечить эффективную реализацию каждой стадии четырехфаз-ного цикла воспроизводства квалифицированных кадров.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс; процесс воспроизводства; организационно-экономический механизм; механизм воспроизводства; квалифицированные кадры.
Елена Николаевна Ильченко
Elena Nikolaevna Ilchenko кандидат экономических наук [email protected]
Введение. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы становится важнейшим фактором, определяющим не только экономику, но и политику нового века. В таких условиях единственно возможным путем достижения устойчиво высоких темпов экономического роста является развитие в России высоких технологий в сельскохозяйственной отрасли [1].
На наш взгляд, для решения данных проблем особое внимание необходимо уделять совершенствованию организационно-экономического механизма воспроизводства квалифицированных кадров АПК. Исходя из теории систем, организационно-экономический механизм воспроизводства квалифицированных кадров является некой подсистемой многосложного механизма функционирования АПК. Многоуровневая система его построения предполагает синхронное взаимодействие всех подсистем. Сбои в механизме, сформированном на уровне страны, могут вызвать дополнительные импульсы дестабилизирующего характера
Abstract. In the agricultural sector there is a shortage of skilled labour. In the condition of transition to market economy the development of science-based suggestions and practical recom-mendations to improve the organizational and economic mechanism of reproduction of qualified personnel in the AIC system is required. A structural model of the organizational-economic mechanism is proposed to ensure the effective implementation of each stage of the four-phase cycle of skilled labour reproduction.
Key words: farming sector; the process of reproduction; organizational-economic mechanism; mechanism of reproduction; skilled labour.
в конкретных субъектах хозяйствования [2]. В современных условиях задача ученых-аграрников заключается в разработке организационно-экономического механизма воспроизводства квалифицированных кадров АПК, способствующего ослаблению воздействия негативных факторов на каждую из четырех фаз воспроизводственного процесса.
Методика. С целью формирования эффективного механизма воспроизводства квалифицированных кадров, по разработанной автором методике, было проведено исследование процесса воспроизводства квалифицированных кадров в Курганской области. В результате была дана оценка каждой фазе воспроизводственного процесса и выявлены факторы, оказывающие негативное влияние на этот процесс (таблица 1).
Результаты. Проведенное в Курганской области исследование, на предмет оценки процесса воспроизводства квалифицированных кадров АПК свидетельствует о том, что в отдельных элементах воспроизводственного механизма наблюдаются сбои, которые снижают эффективность его функционирования. Ряд элементов не в полной мере восприимчивы к изменениям условий воспроизводства. Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны государства, вузов и работодателей, очевидна необходимость совершенствования элементов данного механизма. Такой механизм должен быть направлен на обеспечение эффективной реализации каждой стадии четырехфазного цикла воспроизводства квалифицированных кадров АПК. Изучив особенности этого воспроизводственного процесса можно представить структурную модель организационно-экономического механизма воспроизводства квалифицированных кадров АПК (рисунок 1).
6 Научный журнал Вестник Курганской ГСХА
Таблица 1 - Результаты оценки четырехфазного процесса воспроизводства квалифицированных кадров
АПК Курганской области
Фазы процесса воспроизводства
Производство (max 5 баллов) Распределение (max 5 баллов) Обмен (max 5 баллов) Потребление (max 5 баллов)
Показатели Оценка уровня потенциальных возможностей вуза Трудоустройство выпускников Текучесть кадров на предприятиях Развитие кадрового потенциала (повышение квалификации)
Оценка соответствия уровня образования требованиям работодателей Закрепляемость выпускников в области Уровень квалификации кадров Условия труда
Оценка интеллектуального уровня студентов Обеспеченность предприятий квалифицированными кадрами -- Уровень оплаты труда
Итого 3,1 3,5 2,5 2,9
Учреждения ДПО Б АПК
Рисунок 1 - Структурная модель организационно-экономического механизма воспроизводства квалифицированных кадров АПК (составлено автором на основе типичных моделей)
На наш взгляд, особое внимание должно уделяться первой фазе воспроизводственного процесса, а именно, решению задач по повышению качества воспроизводства квалифицированных кадров. Исходя из чего возникает необходимость интегрирования системы менеджмента качества в систему управления образовательным учреждением. Организация, в данном случае аграрный вуз, должен рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, а управление вузом необходимо осуществлять посредством управления этими процессами (рисунок 2).
Таким образом, для подготовки высококвалифицированных специалистов в образовательной организации должна быть не только внедрена, но и эффективно функционировать система менеджмента качества.
Необходимо заметить, что управление качеством образовательной деятельности не может реализовывать-ся только на уровне образовательного учреждения, решение актуальных проблем в области подготовки квалифицированных кадров требует формирования концептуальных подходов на всех уровнях управления. Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для отраслей страны, должны получать от государства соответствующую поддержку. Поддержку со стороны государства должны получать не крупные, известные образовательные учреждения, а расположенные на периферии. Этим мы решим проблему оттока молодежи из небольших регионов. Именно такие образовательные учреждения могут осуществлять целенаправленную подготовку специалистов для конкретных отраслей региона
Рисунок 2 - Структура системы качества аграрного вуза
и с учетом государственной поддержки обеспечить прорыв России в высокотехнологические отрасли.
Наибольшее внимание при воспроизводстве высококвалифицированных специалистов все-таки должно уделяться системе высшего образования. Такое утверждение обусловлено следующими предпосылками: во-первых: практически каждый родитель стремится, чтобы его дети получили высшее образование; во-вторых: молодёжь стремится получить высшее образование не столько ради профессиональной деятельности, сколько ради собственного развития, образованности и утверждения себя как личности; в-третьих: постиндустриальная экономика, современные технологии требуют не просто квалифицированных рабочих, а образованных, всесторонне развитых людей. По мнению работодателей, работник с высшим образованием является социально ответственным, поскольку может объективно оценить последствия своих действий как для себя, так и для общества. Поэтому государство должно быть заинтересовано в повышении образовательного, научного и культурного уровня людей и способствовать сохранению и наращиванию интеллектуально-духовного богатства страны.
Проведенное исследование процесса воспроизводства квалифицированных кадров АПК в Курганской области позволяет высказать ряд конкретных предложений по совершенствованию «кадровой программы» в Курганской области:
1 Разработать мероприятия по определению и по покрытию потребности в кадрах (включающих разработку не только программ, но и конкретных методик).
2 Разработать мероприятия по развитию кадров в рамках концепции непрерывного, многоуровневого образования.
3 Разработать мероприятия по повышению качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации аграрных кадров.
4 Разработать мероприятия по развитию профессиональной ориентации и профконсультации молодежи.
5 Разработать мероприятия по формированию и развитию у работников профессиональной компетентности.
6 Разработать мероприятия по развитию аграрной науки и образования путем создания и обновления научно-производственных комплексов, включающих образовательные организации, научно-исследовательские учреждения и сельскохозяйственные предприятия.
Выводы. В условиях геополитической конкуренции ведущих стран мира и жёстких санкций по отношению к России с новой силой обостряется проблема отсутствия квалифицированных специалистов на предприятиях. Учитывая осложнившуюся ситуацию с кадрами приоритетным направлением кадровой политики должно стать совершенствование организационно-экономического механизма воспроизводства квалифицированных кадров в агропромышленном комплексе, такой механизм должен повысить эффективность функционирования всего многосложного механизма функционирования АПК. Для того, чтобы обеспечить развитие агропромышленного комплекса России, необходимо создать такую систему подготовки кадров, при которой он не испытывал бы недостатка в высококвалифицированных специалистах. В аграрные учебные заведения должны поступать молодые люди, осознанно определившиеся с выбором профессионального пути. Ставка должна быть сделана на тех, кто хочет работать в сельском хозяйстве, стать конкурентоспособными специалистами, умеющими эффективно управлять сельскохозяйственным производством, способными преобразить село, обеспечить условия труда и качество жизни своих односельчан.
Список литературы
1 Новиков А. М. Проблемы подготовки кадров для постиндустриальной экономики. - Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 12-22.
2 Семин А. Н. Организационно-экономический механизм воспроизводства квалифицированных кадров АПК. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2005. - 336 с.