Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭНЕРГЕТИКЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭНЕРГЕТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / управление / инфраструктура / энергетика / регион / investment / management / infrastructure / energy / region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умарджон Ахтамович Шарипов, Садриддин Раджаббокиевич Чоршанбиев, Карина Нурбиевна Бекирова

Глобальные потоки иностранных инвестиций все больше сокращаются из-за ужесточения политики контроля инвестиций. В данной статье проанализированы последствия меняющейся ситуации в сфере контроля инвестиций для энергетического сектора. Определены наиболее существенные изменения в политике и их вероятные последствия для энергетического сектора. На основе результатов анализа законодательной базы, политической ситуации и индивидуальных решений по управлению, продемонстрировано, как проверка инвестиций все больше влияет на сегменты цепочки создания стоимости в энергетике и создает новые преграды для международных инвестиций в энергетику. Оценены вероятные последствия влияния меняющейся практики контроля инвестиций на трансграничные транзакции в энергетической инфраструктуре, энергетические технологии и технологии с интенсивным использованием данных, включая цифровизацию энергетического сектора и защиту персональных данных. Высказано предположение о том, что новые типы вопросов безопасности, рассматриваемые в законодательстве и политике контроля инвестиций, расширяют границы традиционных представлений об энергетической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Умарджон Ахтамович Шарипов, Садриддин Раджаббокиевич Чоршанбиев, Карина Нурбиевна Бекирова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF THE INVESTMENT FLOWS CONTROL IN THE ENERGY SECTOR

Global foreign investment flows are increasingly declining due to the investment control policies tightening. This article analyzes the consequences of the changing situation in the sphere of energy sector investment control. The most significant policy changes and their possible consequences for the energy sector are identified. Based on the analysis of the legislative framework, the political situation and individual management decisions, it is demonstrated how the investment screening is increasingly affecting segments of the energy value chain and creating new barriers to international energy investment. The likely impact of the changing investment control practices on cross-border transactions in energy infrastructure, energy technologies and data-intensive technologies, including digitalization of the energy sector and the protection of personal data are assessed. It is suggested that new types of security issues considered in legislation and investment control policy expand the boundaries of traditional ideas about energy security.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭНЕРГЕТИКЕ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 330.322:620.9 ББК 65.305.14-56 Ш 25

DOI: 10.53598/2410-3683-2024-2-340-120-127

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭНЕРГЕТИКЕ

(Рецензирована)

Умарджон Ахтамович ШАРИПОВ

Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Таджикистан e-mail: Umar4004@mail.ru

Садриддин Раджаббокиевич ЧОРШАНБИЕВ

Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Таджикистан e-mail: sadriddin.c@mail.ru

Карина Нурбиевна БЕКИРОВА

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия e-mail: kaca-tka@yandex.ru

Аннотация. Глобальные потоки иностранных инвестиций все больше сокращаются из-за ужесточения политики контроля инвестиций. В данной статье проанализированы последствия меняющейся ситуации в сфере контроля инвестиций для энергетического сектора. Определены наиболее существенные изменения в политике и их вероятные последствия для энергетического сектора. На основе результатов анализа законодательной базы, политической ситуации и индивидуальных решений по управлению, продемонстрировано, как проверка инвестиций все больше влияет на сегменты цепочки создания стоимости в энергетике и создает новые преграды для международных инвестиций в энергетику. Оценены вероятные последствия влияния меняющейся практики контроля инвестиций на трансграничные транзакции в энергетической инфраструктуре, энергетические технологии и технологии с интенсивным использованием данных, включая цифровизацию энергетического сектора и защиту персональных данных. Высказано предположение о том, что новые типы вопросов безопасности, рассматриваемые в законодательстве и политике контроля инвестиций, расширяют границы традиционных представлений об энергетической безопасности. Ключевые слова: инвестиции, управление, инфраструктура, энергетика, регион. Для цитирования: Шарипов У.А., Чоршанбиев С.Р., Бекирова К.Н. Совершенствование организационно-экономического механизма управления потоками инвестиций в энергетике // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2024. Вып. 2 (340). С. 120-127. DOI: 10.53598/2410-3683-2024-2-340-120-127.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF THE INVESTMENT FLOWS CONTROL IN THE ENERGY SECTOR

Umarjon A. SHARIPOV

Tajik National University, Dushanbe, Tajikistan e-mail: Umar4004@mail.ru

Sadriddin R. CHORSHANBIEV

Tajik National University, Dushanbe, Tajikistan e-mail: sadriddin.c@mail.ru

Karina N. BE KIROV А

Adyghe State University, Maykop, Russia

e-mail: kaca-tka@yandex.ru

Abstract. Global foreign investment flows are increasingly declining due to the investment control policies tightening. This article analyzes the consequences of the changing situation in the sphere of energy sector investment control. The most significant policy changes and their possible consequences for the energy sector are identified. Based on the analysis of the legislative framework, the political situation and individual management decisions, it is demonstrated how the investment screening is increasingly affecting segments of the energy value chain and creating new barriers to international energy investment. The likely impact of the changing investment control practices on cross-border transactions in energy infrastructure, energy technologies and data-intensive technologies, including digitalization of the energy sector and the protection of personal data are assessed. It is suggested that new types of security issues considered in legislation and investment control policy expand the boundaries of traditional ideas about energy security.

Key words: investment, management, infrastructure, energy, region.

For citation: Sharipov U.A., Chorshanbiev S.R., Bekirova K.N. Improvement of the organizational and economic mechanism of the investment flows control in the energy sector // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2024. No. 2 (340). P. 120-127 (in Russian). DOI: 10.53598/24103683-2024-2-340-120-127.

Введение. К концу XX века либерализация мировой экономики серьезно ограничила возможности государств контролировать трансграничные инвестиции, превращая, таким образом, инвестиции в исключительно административный процесс, который в основном затрагивал критические важные отрасли экономики и социальной сферы. Несмотря на существенные изменения в политике, межсекторные механизмы управления инвестициями сохранились в качестве меры поддержки, посредством которой в частные транзакции встраиваются интересы безопасности в целях их защиты. В последние десятилетия эти механизмы приобретают особую значимость.

Современные механизмы управления инвестициями существуют во многих видах и формах. Несмотря на то, что универсального механизма контроля инвестиций не существует, большинство применяемых подходов имеют ряд общих ключевых характеристик, касающихся их юридического базиса, охвата и полномочий вмешательства. Большинство контрольных механизмов создаются посредством отдельных правовых рамок, которые позволяют органам власти вмешиваться в трансграничные сделки, такие как слияния и поглощения и/или инвестиции в новые проекты, на ограниченных основаниях для защиты национальных интересов и/или интересов общественной безопасности. В качестве альтернативы управление инвестициями может быть частью общего режима закона о конкуренции, что в настоящее время имеет место во многих развитых странах.

На практике работа механизма управления инвестициями обычно основана либо на обязательных, либо на добровольных уведомлениях, представляемых государственными органами, обычно министерствами, сторонам сделки. Если сделка считается связанной с соображениями безопасности, большинство национальных систем позволяют правительству запрещать транзакции или навязывать особые условия, такие как принудительное отчуждение или дополнительная гарантия договоренности по сделке.

Объем национальных механизмов проверки варьируется в зависимости от отрасли, личного и географического принципа. Некоторые правительства проверяют иностранные инвестиции только в определенных секторах, таких как недвижимость, телекоммуникации или энергетическая инфраструктура.

Однако механизмы межсекторального скрининга стали более преобладать, даже если отраслевое законодательство продолжает расширять сферу своего

действия в определенных областях политики. Личная сфера деятельности механизма проверки инвестиций также неоднозначна, и иностранные инвесторы часто подвергаются дополнительным проверкам в зависимости от их национальности или структуры собственности. Большинство механизмов скрининга срабатывают, когда инвестиции превышают определенные финансовые пороги, однако законодательство часто допускает обратную силу вмешательства, если стороны не подали заявление. Часто, порог вмешательства основан на приобретение определенного процента, например, 10%, 25% или 50% акций целевой компании [1]. В результате недавних законодательных изменений Япония снизила размер интервенции порога от 10% до 1% акций, если целевая компания котируется на бирже [2]. Альтернативно этому, порог вмешательства может быть определен с использованием абсолютной суммы инвестиций, как в Великобритании, где инвестиции, превышающие всего 1 миллион фунтов стерлингов, проверяются после самых последних поправок.

Таким образом, учитывая последние изменения в управлении инвестициями с точки зрения энергетического сектора, можно сформулировать два основных направления исследования в рамках данной статьи. Во-первых, изучение нормативных и административных аспектов развития событий в ключевых юрисдикциях, а также определение вероятных будущих траекторий с учетом результатов практики управления инвестициями в энергетическом секторе в развитых странах мира. Второе важное направление исследования — установление связи развивающейся практики контроля инвестиций с изменениями представлений об энергетической безопасности. Предполагается, что смещение внимания на новые типы проблем безопасности и рисков, обнаруженных в инвестициях, проверка законодательства, цифровизация энергетического сектора, а также обеспокоенность по поводу защиты персональных данных, раздвигают границы традиционного подхода к энергетической безопасности.

Основные результаты исследования. Изменения в законодательстве и политике в области контроля инвестиций имеют решающее значение для энергетического сектора. Энергетика в 70-е годы прошлого столетия была основой показателя инвестиций. Правительства долгие годы делали акцент на государственную собственность, устанавливая ограничения управления собственностью из соображений национальной безопасности, запрещающие иностранным лицам приобретать энергетическую продукцию, объекты хранения и распределения, включая стратегические нефтеперерабатывающие заводы и энергетические сети. Большинство современных механизмов управления рассматривают энергетику как приоритетную область инвестиций.

Стороны трансграничных энергетических сделок включают в себя итоги обзора национальной безопасности в качестве важного условия соглашений, вместе с тем расширение полномочий национальных механизмов контроля создают новые препятствия для трансграничных инвестиций в энергетику и энергетический сектор. В частности, расширение определений «критических инфраструктур» и «критических технологий» [3].

Глобальные потоки прямых иностранных инвестиций увеличиваются и ограничиваются ужесточением контроля инвестиций. В заметном отчуждении от либерализации глобальных рынков капитала правительства становятся все более неуверенным в разрешении продажи отечественных компаний иностранным инвесторам, которые считаются чувствительным сектором по отношению к национальной и общественной безопасности. Только за 2022 г. трансграничные операции, представляющие собой более 12% общего объема глобальных прямых иностранных инвестиций, существенно снизились из-за политики правительств, основанной

на представлениях безопасности. Соответственно, изменения в национальной политике управления инвестициями создает напряженность в международных экономических отношениях, а также оказывают влияние на другие сферы, такие как ценообразование, экспортный контроль и промышленная политика [4].

Изменения в политике и законодательстве в области проверки инвестиций имеют важные последствия для энергетического сектора. Несмотря на то, что производство и поставка энергии, а также защита энергетической инфраструктуры, были охвачены многочисленными инвестициями [5], нормативные изменения расширяют возможности межотраслевого механизма контроля инвестиций для новых сегментов цепочки создания стоимости в энергетике.

Правительством все чаще охватывается не только развитие новой энергетической технологии, но и применение новых наборов технологий для энергетического сектора, а также связанные с этим проблемы защиты данных. В дополнение к этому, установленные определения ключевых понятий при управлении инвестициями, как например, «критическая инфраструктура», расширяются, чтобы охватить цифровизацию энергоснабжения, тем самым повышая компетентность контролирующих органов. Это создает новые риски для энергетических компаний. При ужесточении в некоторых развитых странах (Австралия, Канада, Германия и США) законодательства об управлении инвестициями, более настойчиво поддерживается политика вмешательства страны, где уже запретили различные иностранные вложения в отечественные компании, эксплуатирующие энергосети, газотранспортные объекты, производство солнечной и ветровой энергии и разработку аккумуляторов с 2018 г. до сегодняшнего дня.

Помимо растущего внимания к информации и технологиям управления данными, необходимо изменить масштаб и объем рассматриваемых последствий для безопасности, посредством межсекторального контроля инвестиций. Такие разработки уже можно обнаружить на практике национального механизма контроля инвестиций (рис. 1).

Изменения в механизмах контроля инвестиций также могут повлиять на понимание энергетической безопасности или проблемы национальной безопасности со стороны более широкой общественности. Традиционные преимущества энергетической безопасности, такие как наличие первичных источников энергии или стремление к энергетической независимости, все больше дополняются защитой возможности развития энергетических технологий, в том числе в области возобновляемых источников энергии, а также опасениями по поводу неправомерного использования информации. Соответственно, изменения в законодательстве и политике в области управления инвестициями, могут стать стимулом к более конструктивным изменениям концепции энергетической безопасности и, вместе с этим, национальной или общественной безопасности в будущем.

Контроль инвестиций влияет на традиционные представления о безопасности в энергетическом секторе в двух аспектах. Во-первых, корректирует роль инвестиций, поскольку определяет степень безопасности инвестиций энергетического сектора. Во-вторых, устанавливает взаимосвязь между энергией и управлением инвестициями в выявленном поле оценки безопасности путем изоляции трех отдельных областей контроля инвестиций в энергетическом секторе: критическая инфраструктура, критические энергетические технологии и технологии управления данными.

Энергетическая безопасность — понятие, которое часто ускользает от попыток точной интерпретации, но обычно под этим понимают бесперебойную доступность энергии [6].

МЕЖСЕКТОРАЛЬНЫИ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЕ

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В РЕГИОНАХ

1 ! РАМКИ ОТБОРА И СОТРУДНИЧЕСТВА

ЗАКОННОЕ ОСНОВАНИЕ

Закон об инвестициях и безопасности

иностранных , национальной [

Закон о модернизации обзора рисков иностранных инвестиций

Любая сделка, приводящая к иностранному контролю над бизнесом США, которая угрожает подорвать

национальную безопасность.

ПОРОГ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

ОБЪЕМ

Контроль

Сделки с зарубежной недвижимостью вблизи чувствите.11 ьны х объектов национальной безопасности. Неконтролирующие иностранные инвестиции в акционерный капитал в критически важные

технологии, критическую инфраструктуру

Неконтролирующие инвестиции, которые предоставляют | иностранному лицу доступ, права или участие в бизнесе ТШ в США. |

■ л

КРИТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Основные энсргстичсскис активы

Традиционная инфраструктура, включая сети связи, коммунальные услуги, нефтегазовые объекты, трубопроводы и электростанции. Материалы и специальные металлы, включая самарий-кобальтовые магниты, металлический порошок вольфрама и некоторые стальные сплавы.

ЕВРОСОЮЗ

Регулирование (ЕС)

Любые инвестиции иностранного инвестора, которые могут повлиять на безопасность или общественный порядок

Государства-члены решают

Ключевые физические или виртуальные активы, включая энергию, связь, обработку или хранение данных, а также землю и недвижимость, имеющие решающее значение для использования такой инфраструктуры. Поставка критически важных ресурсов, включая энергию и сырье.

Рис. 1 - Развитие законодательства по управлению инвестициями в США и ЕС (составлено авторами)

Бесконтрольное привлечение финансовых ресурсов в энергетический сектор может иметь серьезные последствия для безопасности, которые касаются национальной безопасности в целом, но также и энергетической безопасности как элемента национальной безопасности.

В традиционном представлении об энергетической безопасности основное внимание уделялось таким вопросам, как снижение зависимости от других государств и обеспечение доступности первичных источников энергии. Кроме того, государство контролирует практически все инвестиции в энергетику по простой причине: контроль способствует тому, чтобы они стали основными игроками на энергетических рынках. Следовательно, многие страны пришли к решению взять под контроль вопросы, когда, где и какие инвестиции необходимы для развития сектора. Государственные энергетические компании продолжают оставаться нормой в большинстве государств, даже несмотря на глобальные тенденции либерализации рынка, заключающиеся в снижении роли государства.

В этом контексте понятие энергетическая безопасность было тесно связано с национальной безопасностью, направленной на создание и защиту государственного суверенитета в области реализации традиций международных отношений [7]. Пока обеспечение бесперебойной доступности к энергии по-прежнему остается ключевым моментом цели энергетической безопасности, развивающиеся экономические, технологические и социальные уровни изменяют и расширяют меры, с помощью которых эта цель преследуется. На первый план выходят вопросы безопасности, возникающие в контексте энергетики, связанные с решением проблем перебоев в энергоснабжении, а также в долгосрочной перспективе обеспечением физической безопасности энергетических систем в экстремальных погодных условиях на фоне изменений климатических условий [8].

Мировые тенденции либерализации и интернационализации энергетических рынков также сместили внимание к проблеме энергетической безопасности. Энергетический рынок Республики Таджикистан постепенно расширяется для международной торговли и инвестиций. Это, в свою очередь, создает новые требования к контролю потенциальных рисков и угроз безопасности, связанных с инвестициями, тем самым связывая проверку инвестиций и энергетическую безопасность.

В этих условиях вопросы национальной безопасности решаются через механизмы контроля прямых иностранных инвестиций. Все чаще обсуждаются дополнительные компоненты в дискуссии об энергетической безопасности и изменениях границ безопасности данной отрасли. Это становится особенно актуально за счет развития новых технологий и применения этих технологий в энергетическом секторе, что все больше учитывается при разработке стратегии энергетической безопасности и формировании механизмов контроля инвестиций.

На практике последствия контроля инвестиций в сфере безопасности в энергетическом секторе могут быть взаимопротиворечивыми. С одной стороны, контроль может использоваться для обеспечения энергетической безопасности путем ограничения передачи контроля над стратегическими энергетическими активами сторонам, характеризующимся высокой степенью риска [9]. С другой стороны, результаты проверки безопасности инвестиций в энергетическом секторе могут трактоваться в более широком смысле как охватывающие не только энергетическую безопасность, но также национальную безопасность [10].

В результате проверки инвестиций в соответствии с предложенным подходом возможно принятие решений, ограничивающих инвестиции в отрасль, что, с одной стороны, будет способствовать улучшению национальной безопасности, но с другой стороны снизит доступность энергии. Такое противоречие можно обнаружить

в существующей практике контроля инвестиций как, например, в случае с Ralls/ Terna Energy, где инвестиции в новые генерирующие мощности китайской компании были запрещены из-за близости проекта к военным объектам. Другими словами, понятие безопасности предполагает не только энергетическую безопасность как таковую, но и другие вопросы безопасности, связанные с энергетическим сектором в контексте контроля инвестиций. Решение этих вопросов необходимо по причине важности стабильного функционирования энергетического сектора в любом государстве.

В связи с этим Таджикистан считается одной из стран, реализующих «зеленую экономику» на международной арене, а по уровню использования возобновляемых источников энергии входит в шестерку ведущих стран планеты. Следует отметить, что важнейшей отраслью энергетики страны является гидроэнергетика, так как по официальным данным 96% производства электроэнергии от существующих мощностей общих электрических сетей в стране приходится на гидроэнергетику. Поэтому, учитывая наличие больших гидроэнергетических ресурсов, развитие данного направления считается одной из стратегических целей государства, и для достижения энергетической независимости в этом направлении реализуется ряд мер.

Одним из важнейших направлений повышения гидроэнергетической безопасности страны является вопрос снижения уровня потерь мощности в системе электроснабжения, ведь потери мощности за последние годы в среднем составляют 2,8 млрд. кВт/ч, по сравнению с общим объемом продукции — это около 16%. Этот показатель очень настораживает по сравнению с потерями электроэнергии в других странах. В научной литературе указывается, что установленным научным нормам соответствует размер от 6 до 11% потерь произведенной электроэнергии. При этом минимальная разница в потерях мощности по сравнению с научно установленной нормой составляет 8 млрд кВт/ч. При снижении потерь электроэнергии до 11% страна получит возможность покрыть импорт и обеспечить развитие своего экспорта [10].

Заключение. Проведенный анализ позволяет сделать выводы относительно направлений изменений пространственной структуры в разных регионах республики. Следует отметить, что результаты исследования имеют определенные ограничения, которые связаны с меньшей возможностью получить необходимые данные для анализа на местном уровне, чем на региональном уровне. Построение индекса инвестиционной привлекательности на местном уровне основано на меньшем количестве входных переменных, чем на региональном уровне [11]. Результаты данного исследования проблем энергетической безопасности показали, что в ходе анализа выявляются различные факторы оценки энергетической безопасности (экономические, социальные, политические, внешнеэкономические и внешнеполитические, техногенные и природные). Через эти факторы следует приоритизировать риски в экономическом, социальном и технологическом секторах, которые имеют научное значение в процессе обеспечения энергетической безопасности страны и принятия управленческих решений в направлении решения проблем энергетической безопасности [3].

Примечания:

1. UNCTAD. National security-related screening mechanisms for foreign investment: an analysis of recent policy developments. 2019. 10-11.

2. MOF (Ministry of Finance). Frequently asked questions on the amendment bill of the foreign exchange and foreign trade Act. 2019.

3. Чоршанбиев С. P., Усманова С. P. Энергетическая безопасность: факторы и принципы ее обеспечения // Экономическая безопасность национальной экономики: возможности развития

и вопросы цифровой экономики : материалы респ. науч.-практ. конф., Душанбе, 31 октября 2023 года. Душанбе : Таджикский нац. ун-т, 2023. — С. 110-120.

4. Anthea R. Toward a geoeconomic order in international trade and investment// J. Int. Econ. Law. 2019. № 22 (4). P. 655-676.

5. Dralle Т. M. Ownership Unbundling and Related Measures in the EU Energy Sector: Foundations, the Impact of WTO Law and Investment Protection. Springer, 2018.

6. Sovacool B. Introduction: defining, measuring, and exploring energy security // The Routledge Handbook Of Energy Security / ed by B. Sovacool. 2011. P. 1-42.

7. Nye J. S. Energy and security in the 1980s// World Polit. 1982. № 35 (1). P. 121-134.

8. IEA. World Energy Outlook. International Energy Agency, 2019.

9. Шарипов У. А. Основные направления обеспечения экономической безопасности и привлечения инвестиций в гидроэнергетику Республики Таджикистан // Экономика Таджикистана. 2023. № 2. С. 76-82.

10. Программа возобновляемых источников энергии на 2023-2027 годы : Постановление Правительства Республики Таджикистан от 01.03.2023 № 51. URL: https://adlia.tj/show_doc. fwx?Rgn=144609 (дата обращения: 19.03.2024).

11. Шарипов У. А. Анализ факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность регионального энергетического комплекса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. : Экономика. 2022. Вып. 1 (295). С. 46-58.

References:

1. UNCTAD. National security-related screening mechanisms for foreign investment: an analysis of recent policy developments. 2019. P. 10-11.

2. MOF (Ministry of Finance). Frequently asked questions on the amendment bill of the foreign exchange and foreign trade act. 2019.

3. Chorshanbiev S.R., Usmanova S.R. Energy security: factors and principles of its provision // Economic security of the national economy: development opportunities and issues of the digital economy: materials of the rep. scient. and pract. conference, Dushanbe, October 31, 2023. Dushanbe: Tajik National University, 2023. P. 110-120.

4. Anthea R. Toward a geoeconomic order in international trade and investment// J. Int. Econ. Law. 2019. No. 22 (4). P. 655-676.

5. Dralle T.M. Ownership Unbundling and Related Measures in the EU Energy Sector: Foundations, the Impact of WTO Law and Investment Protection. Springer, 2018.

6. Sovacool B. Introduction: defining, measuring, and exploring energy security // The Routledge Handbook of Energy Security / ed. by B. Sovacool. 2011. P. 1-42.

7. Nye J. S. Energy and security in the 1980s// World Polit. 1982. No. 35 (1).P. 121-134.

8. IEA. World Energy Outlook. InternationalEnergyAgency, 2019.

9. Sharipov U.A. Main directions of ensuring economic security and attracting investments in the hydropower sector of the Republic of Tajikistan // Economy of Tajikistan. 2023. No. 2. P. 76-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Renewable energy program for 2023-2027: Decree of the Government of the Republic of Tajikistan dated 01.03.2023. No. 51. URL: https://adlia.tj/show_doc.fwx?Rgn=144609 (access date: 19.03.2024).

11. Sharipov U.A. Analysis of factors influencing the investment attractiveness of the regional energy complex 11 Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Economics. 2022. Iss. 1 (295). P. 46-58.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 20.05.2024; одобрена после рецензирования 30.05.2024;

принята к публикации 04.06.2024.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 20.05.2024; approved after reviewing 30.05.2024; accepted for publication 04.06.2024.

© У. А. Шарипов, С. P. Чоршанбиев, K.H. Бекирова, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.