3. Ткаченко В.А., Конев П.А. Взаимосвязь планирования и управления с затратами в сельском хозяйстве // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.-2014.-№35.-С. 150-153.
4. Макушова О.М., Конев П.А. Возможности и условия перехода к маркетинговой ориентации в управлении хозяйствующими субъектами аграрной сферы экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 33. - С. 118-123.
5. Ткаченко В.А., Конев П.А., Мареева О.В. Развитие системы маркетинга в АПК региона // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: III Международная науч. - практ. конф.: Сб. статей. - СПб., 2013. - С. 124-130.
6. Конев П. А. Адаптация как инструмент стратегического управления развитием хозяйствующих субъектов в условиях реформирования экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 32. - С. 99-104.
7. Макушова О.М., Михнева Е.С. Роль бизнес-планирования в развитии малого и среднего бизнеса // II Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика: Материалы междунар. науч.-практ. конференции: Сб. статей - Луга, 2014. - С. 119-126.
Literatura
1. Devyatkin Е.А. Teoriya i praktika konkurentsii: ucheb.metod. kompleks / E.A. Devyatkin. — M.: EAOI, 2015, —232 s.
2. Kolpakova M.A., Dmitrieva O.V. Upravlenie zatratami kak faktor povyisheniya konkurentosposobnosti poligraficheskoy organizatsii. — M. : MGUP imeni Ivana Fedorova, 2015.
3. Tkachenko V.A., Konev P.A. Vzaimosvyaz planirovaniya i upravleniya s zatratami v selskom hozyaystve // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agramogo universiteta- 2014. -№ 35.-S. 150-153.
4. Makushova O.M., Konev P.A. Vozmozhnosti i usloviya perehoda k marketingovoy orientatsii v upravlenii hozyaystvuyuschimi sub'ektami agramoy sferyi ekonomiki // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta - 2013. - No. 33. - P. 118-123.
5. Tkachenko V.A., Konev P.A., Mareeva O.V. Razvitie sistemyi marketinga v APK regiona //V sbornike: Problemyi i puti sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya: gorod, région, strana, mir III Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: Sbornik statey. Pod obschey redaktsiey V.N. Skvortsova, otvetstvennyiy redaktor N.M. Kosmacheva . - 2013. - S. 124-130.
6. Konev P.A. Adaptatsiya kak instrument strategicheskogo upravleniya razvitiem hozyaystvuyuschih sub'ektov v usloviyah reformirovaniya ekonomiki // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013. - № 32. - S. 99-104.
7. Makushova O.M., Mihneva E.S. Rol' biznes-planirovaniya v razvitii malogo i srednego biznesa //V sbornike: II Luzhskie nauchnye chteniya. Sovremennoe nauchnoe znanie: teoriya i praktika materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii. otv. red. T. V. Sedleckaya. - 2014. - S. 119-126.
УДК 631.15
Аспирант Е.Д. ДУНЯШЕВА (СЗНИЭСХ, ekaterim-d91 [email protected])
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СЕМЕНОВОДСТВА
Обеспечение продовольственной безопасности требует ускоренного развития отечественного семеноводства, в том числе кормовых культур. Рост объемов производства молока и продуктивности коров зависит от объемов и качества заготавливаемых кормов [1, 2]. Основу кормопроизводства на Северо-Западе РФ составляют многолетние травы.
Темпы развития семеноводства многолетних трав отстают от возросших требований молочного и мясного скотоводства к объемам и качеству кормов. Так, например, обеспеченность семенами многолетних трав под урожай 2017 года в хозяйствах Ленинградской области на 1 марта 2017 г. составляла всего 43%. При потребности 725 т. в наличии было 315 т., из них кондиционных всего 57%.
Цель исследования. Оценка эффективности существующего организационно-экономического механизма развития семеноводства многолетних трав в Ленинградской области.
Материалы, методы и объекты исследования. Материалами исследования являлись статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области по производству семян многолетних трав.
Таблица 1. Обеспеченность семенами многолетних трав в Ленинградской области
в 2011-2016 гг.
Показатель Годы
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Произведено семян многолетних трав, т 333 299 229 300 309 219
Высеяно семян, т 617 543 520 559 666 635
Самообеспеченность, % 54 55 44 54 46 34
Самообеспеченность семенами многолетних трав ухудшилась по сравнению с 2011 г. на 20 п.п. при снижении объемов производства на 34%.
Устойчивое развитие отраслей сельского хозяйства требует соответствия организационно-экономических механизмов производственно-экономической ситуации в отраслях и подотраслях и стоящим перед ними задачам. Зарубежные авторы, например, А. Кульман, рассматривают экономические механизмы как необходимую взаимосвязь, естественно возникающую между различными экономическими явлениями [3]. Однако актуальность стоящих перед семеноводством задач требует целенаправленного участия государства в «естественных» процессах формирования взаимосвязей между участниками процесса селекции и семеноводства.
Под целевым организационно-экономическим механизмом рассматривается система взаимосвязанных друг с другом экономических и организационных инструментов регулирования и поддержки отраслей экономики, направленных на изменение параметров рыночного механизма для достижения целей и решения задач, ставящихся органами управления [4].
Применительно к развитию семеноводства многолетних трав организационно-экономический механизм представляет собой систему экономических и организационных инструментов государственного регулирования и поддержки, оказывающих целевое воздействие на спрос и предложение семян многолетних трав, их качество, на процесс создания новых сортов, информированность участников рынка семян и усиление взаимовыгодных отношений между ними с целью развития системы семеноводства многолетних трав.
В условиях рынка определяющую роль играют экономические интересы и отношения хозяйствующих субъектов, формирующиеся под влиянием рыночных сил - спроса, предложения, конкуренции. Однако государство может оказывать корректирующие воздействия на взаимоотношения участников рынка, формируя систему поддержки и регулирования отрасли (рис.).
Семена - специфический продукт, наукоемкий, трудоемкий, включающий сложную систему производства. В основе производства семян лежит не только человеческий фактор, но и природный.
Рис. Схема организационно-экономического механизма развития семеноводства
Механизм развития семеноводства связан с формированием спроса и предложения. Спрос на семена определяется не только урожайностью конкретного сорта, но и потенциальной доходностью для потребителя при его использовании, устойчивостью сорта к изменениям внешней среды, снижением рисков потери урожая в результате погодно-климатических аномалий, болезней и вредителей, стабильностью уровня качества семенного материала.
Спрос на семена складывается из спроса семеноводческих хозяйств, производящих семена, и товарных хозяйств, производящих корма, при этом хозяйства производящие семена формируют спрос на семена высоких репродукций.
Предложение семян формируют производители и продавцы семян как отечественные, так и зарубежные.
К производителям семян относятся следующие: НИУ, опытные станции, патентообладатели и оригинаторы сортов, производящие оригинальные семена, предприятия, производящие элитные и репродукционные семена.
Продавцами семян являются дилерские организации. Так, в Ленинградской области это ООО «Нестор» и ООО «СевЗапАгро». СЗ ФО обладает высоким научно-производственным потенциалом развития семеноводства. Научное обеспечение семеноводства многолетних трав в Ленинградской области осуществляют ФГБНУ «Ленинградский НИИСХ «Белогорка», Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова, Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений, ФГБНУ «Агрофизический научно-исследовательский институт», ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии».
Вместе с тем, существующие экономические условия, система управления аграрной наукой и опытным производством не обеспечивают объединение усилий научных и производственных организаций и учреждений по решению задач развития семеноводства. Углубляются проблемы взаимодействия ученых-исследователей, занимающихся селекцией кормовых культур, производителей оригинальных и элитных семян, сельскохозяйственных товаропроизводителей, что тормозит развитие селекции и семеноводства многолетних трав. Так, например, сорт тимофеевки Ленинградская-204, выведенный в НИИСХ «Белогорка», был внесен в Государственный реестр селекционных достижений и допущен к использованию в 1949 году, однако до сих пор занимает значительную долю на рынке семян тимофеевки, являющейся одним из основных видов многолетних трав в регионах СЗ ФО. Проведенное выборочное исследование хозяйств (в выборку входили семеноводческие хозяйства, которые произвели 56% семян многолетних трав) показало, что доля данного сорта составляла 34% от всех произведенных семян тимофеевки в 2015 году.
Экономические взаимодействия участников селекции и семеноводства в РФ регулируются ГК, Федеральными законами, ГОСТами, Положениями (табл. 2).
Таблица. 2. Действующие законы и нормативные документы регулирования
развития семеноводства в РФ
Закон Сфера регулирования
Федеральный закон Российской Федерации «О семеноводстве» № 149-ФЗ от 17 декабря 1997г. Отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, а также в связи с организацией и проведением сортового контроля и семенного контроля
Гражданский кодекс часть 4 об охране интеллектуальной собственности на селекционные достижения Отношения в области охраны селекционных достижений
ГОСТ Р 52325-2005 Семена сельскохозяйственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия Установлены требования к качеству семян
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (с изменениями и дополнениями 23.07.2013) Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства 4) развитие элитного семеноводства; Регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства, в том числе семеноводства
Положение от 24 апреля 2014 г. № 68 ОД о порядке проведения сертификации физических и юридических лиц, осуществляющих производство (выращивание), комплексную доработку (подготовку), фасовку и реализацию семян растений высших категорий Разработано в целях совершенствования системы семеноводства, повышения эффективности мер государственной поддержки отечественного семеноводства, стимулирования развития селекции и семеноводства в Российской Федерации
В Ленинградской области в 2015 году производили семена многолетних трав ФГБНУ «Ленинградский НИИСХ «Белогорка», ФГУП «Каложицы», ООО НПС «Клевер» и 18 хозяйств молочной специализации, из них только 5 хозяйств были сертифицированы в системе добровольной сертификации «Россельхозцентр» и внесены в единый реестр семеноводческих хозяйств Российской Федерации.
Развитие семеноводства многолетних трав сдерживает технологическое отставание от зарубежных конкурентов. Материально-техническая база у большинства производителей семян не обновлялась с 90-х гг., что не позволяет производить семена высокого качества. Несмотря на большую потребность в семенах многолетних трав, снижается объем их производства, что приводит к росту доли покупаемых семян в других регионах и странах. В Ленинградской области на рынке семян активно действуют зарубежные компании из стран ЕС: «Трифолиум» (Дания), «Баренбруг» (Голландия), «Альянс» (Германия).
На развитие семеноводства как одной из подотраслей сельского хозяйства непосредственное влияние оказывают федеральные и региональные государственные программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Для учета региональной специфики развития семеноводства дополнительно принимаются целевые федеральные и региональные законы и программы. Так, в Ленинградской области в 2000 году был принят областной закон «О семеноводстве, селекции и селекционных достижениях в Ленинградской области», который регламентировал правовые взаимоотношения производителей и потребителей семян с учетом интересов государства. Однако он утратил силу с 13.04.2007. Поэтому основную регулирующую роль на региональном уровне играли и играют целевые программы (табл.
3).
Таблица 3. Целевые программы Ленинградской области, влияющие
на развитие семеноводства
Программа/подпрограмма Результат
«Сохранение генетического фонда в растениеводстве Ленинградской области на 1998 -2000 гг.» (I этап) Из областного бюджета было выделено 15,6 млн. руб., из федерального - 1,5 млн. руб., из которых большая часть - более 70 % - израсходовано на приобретение высококлассных семян. Реализация семян высоких репродукций под урожай выросла в 2000 г. по сравнению с 1999 г. по зерновым на 10%, картофелю -15%. С 1997 г. началось возрождение семеноводства многолетних трав. Под урожай 2001 г. заложено 2,3 тыс.га семенников многолетних трав. В области активно проводится сортообновление и сортосмена овощных культур
Региональная целевая комплексная программа интенсификации кормопроизводства «Корма» Ленинградской области на 2000-2005 гг. Целью программы было увеличение объемов производства кормов, снижение объемов использования дорогостоящих концентрированных кормов, обеспечение устойчивого роста продуктивности дойного стада [5].
Региональная целевая программа Ленинградской области «сохранение генетического фонда в растениеводстве Ленинградской области» на 2001-2005 гг. Результаты реализации программы - увеличение объемов производства растениеводческой продукции возросли за 5 лет: зерна с 1628 т. до 1872 т., картофеля - с 2480 до 3780 т, многолетних трав - с 58 до 105 т.
Успешная реализация программ развития семеноводства требует усиления взаимосвязей и повышения эффективности координации деятельности организаций, учреждений федерального и регионального уровня, органов управления АПК, что предполагает формирование соответствующей структуры (рис. 2)
Рис.2. Структура организационного обеспечения семеноводства в Ленинградской области
Так как уровень самообеспеченности региона семенами многолетних трав в 2011-2016 гг. продолжал снижаться, возникает необходимость в совершенствовании организационно-экономического механизма развития семеноводства.
Результаты исследования. Анализ динамики обеспеченности семенами многолетних трав в Ленинградской области свидетельствует о недостаточности применяемых государством мер по развитию семеноводства (табл.1).
Разработанная схема «Структура организационного обеспечения семеноводства в Ленинградской области» позволила проанализировать проблемы координации и взаимодействия, препятствующие развитию семеноводства, определить в качестве основных следующие:
- отсутствие единого руководства организациями на федеральном и региональном уровнях;
- размытость задач и функций, выполняемых федеральными и региональными учреждениями;
- недостаточный уровень финансирования учреждений для их технологической модернизации и текущей деятельности;
- несовершенство механизма распределения доходов между научными организациями и сельскохозяйственными товаропроизводителями;
- сложность эффективной работы длинных научно-производственных цепочек, что, в частности, приводит к проблемам с производством достаточного объема качественных оригинальных семян;
размытость требований и статуса системы добровольной сертификации Россельхозцентром.
Выводы. Требуется совершенствование координации действий органов управления, науки и производства по развитию семеноводства, а также дополнительная поддержка производителей оригинальных семян, учреждений и организаций, занимающихся выведением и испытанием новых сортов, поддержка модернизации материально-технической базы, лабораторий, оборудования.
Литература
1. Донских Н.А., Никулин А.Б. Перспективная культура для кормопроизводства в Ленинградской области//Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2016. - № 42. - С. 15-20.
2. Спиридонов А.М. Многолетние бобовые травы в земледелии Северо-Запада России. - СПБ, 2013,- 180 с.
3. Анри Кульман. Экономические механизмы: Пер. с фр./ Общ.ред. Н.И. Хрусталевой. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. - 192 с.
4. Суровцев В.Н., Частикова Е.Н., Никулина Ю.Н. Региональный экономический механизм повышения конкурентоспособности производства молока: сущность и проблемы моделирования,- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 192 с.
5. Региональная целевая комплексная программа интенсификации кормопроизводства «Корма» Ленинградской области на 2000 - 2005 гг.
Literatura
1. Donskih N.A., Nikulin А.В. Perspektivnaya kul'tura dlya kormoproizvodstva v Leningradskoj oblasti//Izvcstiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2016. - № 42. -S. 15-20.
2. Spiridonov A.M. Mnogoletnie bobovye travy v zemledelii Severo-Zapada Rossii. - SPB, 2013. -180 s.
3. Anri Kul'man. EHkonomicheskie mekhanizmy: Per. s fr./ Obshch.red. N.I. Hrustalevoj. - M.: Izdatel'skaya gruppa «Progress», «Univers», 1993. - 192 s.
4. Surovcev V.N., CHastikova E.N., Nikulina YU.N. Regional'nyj ehkonomicheskij mekhanizm povysheniya konkurentosposobnosti proizvodstva moloka: sushchnost' i problemy modelirovaniya.-SPb.: Izd-vo SPbGUEHF, 2010. - 192 s.
5. Regional'naya celevaya kompleksnaya programma intensifikacii kormoproizvodstva «Korma» Leningradskoj oblasti na 2000 - 2005 gg.
УДК 338.432
Канд. экон. наук Д.В. ЭЛЬЯШЕВ (СПбГАУ, [email protected])
ПОКАЗАТЕЛИ УСТОЙЧИВОСТИ ДИНАМИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
На протяжении последних лет развитие сельскохозяйственного производства в Российской Федерации вообще и Ленинградской области в частности определялось в рамках нормативного регулирования в соответствии с государственными программами развития сельского хозяйства, утверждёнными в 2007 г. («Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы») и 2012 г. («Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и