Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-экономического механизма экспортной деятельности предприятий Харьковского региона'

Совершенствование организационно-экономического механизма экспортной деятельности предприятий Харьковского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демин С. С.

Проанализированны современные тенденции развития экспортной деятельности предприятий Харьковского региона. Разработан комплекс системных мероприятий для практического внедрения в организационную структуру управлением внешнеэкономической деятельности с целью повышения конкурентоспособности предприятий региона на внешнем рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Organisational and Economic Mechanism of Export Activity of Kharkiv Region

Modern tendencies of development of export activity of companies of Kharkiv region are analyzed in the article. The complex of system measures for practical introduction into organizational structure of management of foreign economic activity with the purpose of increasing the competitiveness of the companies of the region in the foreign market has been developed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-экономического механизма экспортной деятельности предприятий Харьковского региона»

4. Федерализм: энциклопедический словарь / Гл. ред. С. Д. Валентей. М.: Инфра-М, 1997. - 288с.

5. Загороднш А.Г., Вознюк Г.А, Смовженко Т. С. Фшансовий словник . - 4-е вид. випр. та доп. -К.: Л.: Знання; ЛБШБУ, 2002. - 567с.

6. Азаров М.Я. Формування бюджетно! политики економiчного зростання // Фiнанси Укра!ни. - 2006. - №9. - С. 3-9.

7. Запатрша 1.В., Лебеда Т.Б. Бюджетна полiтика стимулювання економiчного зростання та механiзми И реалiзацil // Фiнанси Укра!ни. - 2006. -№4. - С. 38-45.

8. Радюнова 1.Ф. Економiчне зростання за участi державних фшанав // Фiнанси Укра!ни. -2008. - №1. - С. 33-46.

9. Городяненко В.Г. Соцюлопя. Ки!в: Видавничий центр "Академiя", 2002. - 462с.

Рецензент к.е.н., доцент ХНЕУ Мартошева Л. С. Експертредакцшног колегп к.е.н., доцент УкрДАЗТПолякова О.М.

УДК 339.564 (477.54)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХАРЬКОВСКОГО РЕГИОНА

Демин С.С., преподаватель (ХНЭУ)

У статтi проанал1зовано сучаст тенденци розвитку експортноь дiяльностi тдприемств Харшвського регюну. Розроблено комплекс системних заходiв для практичного впровадження в оргашзацшну структуру управлшня зовнiшньоекономiчноl дiяльностi з метою п^вищення конкурентноздатностг тдприемств регюну на зовншньому ринку.

Постановка проблемы и ее связь с научными и практическими заданиями Актуальность данного исследования объясняется тем, что практические аспекты формирования и эффективного использования экспортного потенциала украинских регионов остаются всё ещё недостаточно изученными. Одной из причин является то, что вопросы разработки и применения комплекса мероприятий по развитию экспортного потенциала как для предприятий участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), так и для региона в целом, являются относительно новыми мероприятиями, практическое и эффективное внедрение которых требует высокого профессионального уровня специалистов ВЭД, а также выделения средств на эти мероприятия. В современной экономической науке немало работ, посвященных проблемам регионального экономического развития, повышения

конкурентоспособности, экспортной деятельности регионов где, в частности, разрабатывались методологические подходы управления формированием и реализацией экспортного потенциала на макро и мезоуровнях. Решению этой проблемы посвящены труды отечественных

© Демин С.С.

ученых: Жук М.В., Вардомского Л.Б., Скатерщиковой Е.Е., Бутаева Р.Ш., Сейфуллаевой М.Э [1,2,3,4]

Однако необходимо отметить, что качественно новые условия мирохозяйственного развития, членство Украины во Всемирной Торговой Организации (ВТО), требуют ясного и четкого формулирования новых целей и задач региональными экспортерами, а также разработки эффективных способов их реализации.

Цель исследования состоит в определении основных направлений совершенствования организационно-экономического механизма

развития экспортной деятельности Харьковского региона.

Объектом исследования является экспортная деятельность Харьковского региона

Предметом исследования являются совокупность организационно - экономических и коммуникационных отношений, возникающих в процессе реализации экспортного потенциала Харьковского региона.

Изложение основного материала исследования. В последние годы мировую хозяйственную систему характеризуют не только

Вюник економ1Ки транспорту 1 промисловост! № 26, 2009

растущие внешнеторговые связи, но более интенсивные и глубокие взаимосвязи и взаимозависимости, выражающиеся в общих, согласованных между многими странами, торговых и валютно-финансовых режимах, связях технико-экономического характера, глубокой специализации и кооперации производства.

Ключевыми тенденциями развития этой системы на современном этапе являются непрерывный, постоянно ускоряющийся инновационный процесс и растущая глобализация товарных рынков.

К настоящему времени международные хозяйственные связи стали всеохватывающими, включающими не только обмен сырьем и готовой продукцией, но и одновременно все другие стадии воспроизводственного процесса, прежде всего научно-исследовательских и опытно

конструкторских работ (НИОКР). В этой связи доступ к мировым рынкам наукоемкой продукции и научно-технической информации выступает обязательным условием полноценного

экономического роста. Причем

внешнеэкономические связи имеют наибольшее значение для наукоемких отраслей промышленности, фундаментальной и прикладной науки, информационной инфраструктуры, финансовой системы. Без «подключения» к этим мировым системам развитие всей региональной экономики Украины серьезно затрудняется. Важный шаг в этом направлении уже сделан. С 16 мая 2008 года Украина официально является членом Всемирной Торговой Организации (ВТО). Однако встраивание в единую геоэкономическую систему может осуществляться на разных условиях, которые, в существенной мере определяются уровнем экспортного потенциала и структурой конкурентных преимуществ — как страны в целом, так и отдельных ее регионов.

В данном контексте актуализируется потребность в разработке адекватного новой парадигме регионального развития

организационно-экономического механизма

формирования и развития экспортного потенциала регионов Украины, способствующего росту международной конкурентоспособности и конкурентному позиционированию страны в структуре мирохозяйственных связей. Под организационно-экономическим механизмом

формирования экспортной деятельности региона мы понимаем всю совокупность управленческих приемов и инструментов, способствующих конкурентному позиционированию региона в глобальной экономике.

В самой общей форме механизм формирования экспортного потенциала региона можно охарактеризовать как совокупность ряда основных элементов, образующих

взаимосвязанную систему, в которой они тесно переплетены и активно взаимодействуют.

Представляется, что важнейшими из них являются:

• организационные формы региональных предприятий, позволяющие им активно интегрироваться в мировую экономику;

• внешнеэкономические связи региона, их структура и принципы развития;

• правовые формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности региона; режим для иностранного инвестирования;

• международный маркетинг как интегрирующая функция управления экспортными и совместными предприятиями;

• планирование как важное звено в процессе формирования экспортного потенциала: система показателей планирования деятельности и оценки эффективности экспортных и совместных производств;

• финансово-экономическая поддержка регионального экспорта.

Одновременно с этим возникает необходимость определить основные факторы, условия и организационные инструменты формирования, наращивания и эффективного использования экспортного потенциала украинских регионов.

В формировании экспортного потенциала каждого региона целесообразно выделить два типа конкурентных факторов, предопределяющих успешность выхода регионов на мировой рынок:

1. Внешние факторы, т.е. те факторы, которые существуют вне региональной системы хозяйства, представляя тенденции развития мирового рынка, общегосударственные и межрегиональные конкурентные позиции.

К ним можно отнести:

современные особенности развития мировой экономики, (учёт периодичности возникновения кризисных состояний);

глобальную конкуренцию;

место Украины в мировой торговле;

уровень экономического развития Украины и использования достижений НТП;

государственную политику поддержки экспорта;

межрегиональную конкуренцию внутри страны по выходу на внешний рынок.

2. Внутренние факторы, т.е. факторы, идентифицируемые при исследовании экспортного потенциала в самой региональной экономике.

Это, прежде всего:

- уровень экономического развития региона и емкость внутреннего рынка;

- комплекс ресурсов региона;

- состояние рыночной инфраструктуры;

- информационная прозрачность;

Вкник економпки транспорту 1 промисловост № 26, 2009

- наличие определённых условий участия во внешнеэкономических связях (возможности для увеличения экспорта, товарная специализация и конкурентоспособность экспортной продукции, маркетинговая и инвестиционная привлекательность региона);

- экономико-географическое положение региона;

- социально-политические и экологические факторы;

- уровень эффективности административно-управленческого аппарата региона.

К внутренним конкурентным факторам следует также отнести разработку региональной программы развития экспорта и повышения инвестиционной привлекательности Харьковского региона [5]. Предварительное исследование экспортного потенциала предприятий

Харьковского региона указывает на актуальность выполнения следующих задач:

1. Сохранение/ повышение / конкурентоспособности расположенных в регионе экспортно-ориентированных предприятий.

2. Создание в регионе предприятий нового типа (в частности, с участием иностранного капитала).

3. Определение условий конкурентной борьбы, выработке эффективной экспортной стратегии, а также детального анализа существующих конкурентных преимуществ для предприятий- экспортёров, которые обеспечивают превосходство над конкурентами при выходе на внешние рынки.

Поскольку состояние конкурентной среды определяется, с одной стороны, процессами развития в социальной, технологической, политической сферах, а с другой - уровнем менеджмента субъектов ВЭД, оптимальностью выбора экспортной стратегии предприятия, то детальный учет вышеназванных факторов позволит объективно оценить и эффективно реализовать имеющиеся конкурентные

преимущества региона.

Очевидно, что к существенно значимым в качественном отношении параметрам,

обеспечивающим конкурентные преимущества региона, необходимо также отнести географическое положение региона, уровень его экономического развития и степень развитости рыночной инфраструктуры, коммуникационные и логистические возможности, образовательный, кадровый и экспортный потенциал региона.

Таким образом, повышение

конкурентоспособности региона, подразумевает развитие его экспортного потенциала являющегося одним из главных её инструментов. Исследования, проведенные наиболее авторитетными центрами по изучению конкурентоспособности стран мира

International Institute for Management Development, World Economic Forum. , показывают, что экспортирующий бизнес более конкурентен, чем бизнес, нацеленный только на внутренний спрос. В Отчете глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) -Global Competitiveness Report 2008-2009 Украина заняла 72 место из i3i страны участвующих в рейтинге, уступив России - 5 i, Казахстану - бб, Азейбарджану - б9 [б]. Стремление

конкурировать на внешних рынках является естественным стимулом к повышению эффективности собственно бизнеса, то есть эти процессы тесно взаимосвязаны. На примере развития экономик Малайзии, Сингапура, ряда европейских стран видно, что экспорт в значительной степени является фактором их устойчивого роста.

Выборочные опросы украинских предпринимателей показывают, что всего i5% украинских предприятий заявляют о готовности работать по нормам и правилам ВТО [7]. Большая часть руководителей рассматривает членство страны в ВТО как очередную проблему, а не как вызов, задачу, успешное решение которой будет ступенью совершенствования бизнеса. Ведь членство Украины в ВТО дает возможности вести коммерческую деятельность в принципиально новой организационно-правовой среде на

равных условиях с участниками мирового рынка, обеспечивающими 95% оборота мировой торговли. Внешнеторговый оборот Харьковской области со странами СНГ достиг 2432,5 млн. дол. США, что составляет б0% от всего объема внешнеторговых операций региона. При этом объем внешней торговли товарами в 2008 году только с Российской Федерацией составил 55.7 % от общего внешнеторгового оборота области и, в среднем, вырос на 25% (рост объемов торговли со странами СНГ за 2008год - 5%). [8] (таблЛ). Это свидетельствует, в том числе, и о растущих интеграционных связях региона, однако отрицательным фактором можно считать некоторое «привязывание» ВЭД региона к внешнеэкономическим связям с Россией, возникновения элемента экономической зависимости и в условиях нестабильности политических отношений между государствами может негативным образом сказаться не только экономике региона, но и всего государства -возникновение торговых войн, применение тарифных и нетарифных барьеров с Российской стороны и др. Альтернативой может быть только географическая диверсификация экспортных поставок отечественной продукции и как следствие, устранение фактора риска в экономическом развитии.

Biciiiik екрнрмши транстррту i прoмиcлoвocтi № 26, 2009

Таблица 1

Изменение показателей внешней торговли Харьковской области 2007-2008 годах

Наименование показателя 2007 год 2008 год 2008 год в % к 2007г.

Объем внешней торговли всего, млн. дол. США 3435,8 4026,6 117,2

Экспорт, млн. дол. США 1147,4 1551,6 135,7

Импорт, млн. дол. США 2288,5 2475,0 109,3

Сальдо, млн. дол. США -1141,1 -923,4 80,9

На сегодняшний день в стране нет программы, (а соответственно и развитой инфраструктуры) которая систематизировала региональные мероприятия направленные на продвижение и поддержку отечественного экспорта. Имеющиеся структуры (торгово-промышленные палаты, ассоциации, отечественные консалтинговые компании) не в состоянии оказать услуги содействия экспортёрам на должном уровне, поскольку сами имеют ограниченные знания и доступ к экспертизе. Услуги иностранного консалтинга недоступны для предприятий из-за дороговизны и, кроме этого, не всегда эффективны и полезны без должного учета национальной практики ведения бизнеса и внешнеэкономических операций.

Диалог между государством и не сырьевым бизнесом долгое время находится на этапе намерений и деклараций, а не в режиме эффективного сотрудничества, и не носит системного характера. Эффективность рабочего диалога также снижается отсутствием консолидации национального бизнеса, позволяющего вести диалог с единых согласованных позиций. Кластеры в Украине не развиваются из-за отсутствия знаний и неумения применять мировые наработки в местных условиях. Не способствует развитию кластеров невысокая компетентность в этой области, как органов власти, так и бизнес структур, отсутствие культуры информационной открытости, что приводит к недобросовестной конкуренции и недоверию между потенциальными участниками кластера. Это, свою очередь, приводит к недостаточной эффективности использования существующей законодательной базы, а также бюджетных средств, выделяемых для классического содействия продвижению экспорта на внешние рынки. Все это диктует необходимость построения продуманной, согласованной со всеми заинтересованными сторонами институциональной системы продвижения экспорта, создания конкретного механизма помощи предпринимателям, готовым вывести свою продукцию за рубеж.

На региональных уровнях, существенный экономический эффект, по мнению автора, создаст организация (например, на базе областных управлений внешнеэкономических сязей с общей координацией их работы управлением развития экспортного потенциала Министерства

промышленной политики Украины)

высокопрофессиональных рабочих групп сервисной поддержки экспорта, осуществляющих системный и последовательный подход к мероприятиям по развитию экспортного потенциала предприятий региона. Здесь, наиболее важным, представляется деятельность по следующим направлениям:

• диагностика экспортного потенциала предприятия;

• разработка стратегии экспорта и сопровождение ее реализации;

• поиск экономически выгодных поставщиков, инвестиционных возможностей для предприятия;

• составление подробных анализов рынка стран ЕС представляющих интерес для сбыта отечественной продукции, инвестирования;

• знакомить региональных предпринимателей со спецификой работы в различных регионах мира, организационная поддержка харьковских компаний при выходе на зарубежные рынки.

• размещение информации о предприятии в международных деловых сетях и базах данных;

• подготовка предприятия к внедрению системы менеджмента качества и к сертификации по международным стандартам;

• содействие в привлечении международных (Inernational Trade Centre, Швейцария) экспертов /консультантов/.

• Ввод в действие электронного портала информационной поддержки для потенциальных экспортёров региона: создание базы данных по странам и секторам рынка со статистическими и аналитическими данными, контактами, маркетинговой, правовой информацией.

Выводы.

1. Усовершенствование регионального организационно-экономического механизма экспортной деятельности имеет существенное значение для развития экспортно-образующих предприятий региона, а равно и повышения его конкурентоспособности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Успешный выход предприятий Харьковского региона на мировой рынок, для которого сегодня характерны возрастающие риски и неопределенность особенно в условиях мирового

В1сник економпки транспорту i промисловост № 26, 2009

кризиса, во многом определяется тем, насколько качественно и эффективно менеджмент региональных предприятий сможет использовать комплекс разработанных мероприятий по развитию экспорта.

3. Организационно-экономический механизм формирования экспортного потенциала региона должен быть единой, слаженно работающей системой состоящей из разнообразных составляющих, ориентирующих экспортнообразующие предприятия Харьковского региона как субъект конкурентной борьбы на активные, фактически атакующие действия по удержанию имеющихся и завоеванию новых позиций на зарубежных рынках.

4. Для поддержания и развития конкурентоспособности региона необходим постоянно действующий и обновляемый в соответствии с изменяющимися требованиями мирового рынка комплекс мероприятий направленных на расширение географической структуры экспорта, увеличение его объемов, с укреплением рыночных позиций и удержания симпатий потребителей внутреннего и зарубежного рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жук М.В. Експортний потенщал perioHy. Тeopiя, методолопя, пpактика.Чepнiвцi.: вид. Рута 2002. - 199с.

2. Вардомский Л.Б., Скатерщикова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учебное пособие для вузов М.: Изд. АРКТИ, 2002. -320с.

3. Нагдиев С.А., Бутаев Р. Ш., Асаилов А.А. Экспортный потенциал экономики Республики Дагестан. Махачкала. 2001. - 193с.

4. Сейфуллаева М.Э. Маркетинговая составляющая регионального развития

Маркетинг в России и за рубежом 2002. - №5,

39-41с.

5. Репональна програма розвитку експортного потенщалу Харювсько! oбластi на 2007-2008 роки Офщшний сайт Харювсько! обласно! державно! адмшстрацй. // kharkivoda.gov.ua

6. World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2008-2009 //www.weforum.org

7. Аналггичний центр центр Разумкова //www.uceps.org/ukr/index.php

8. Офщшний сайт Державного комггета статистики Укра!ни // ukrstat.gov.ua

Рецензент д.э.н., профессор ХНЭУМалахова Н.Б. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Полякова Е.Н.

УДК 658.114

ОЦ1НКА ТА АНАЛ1З Р1ВНЯ ЗАХИСТУ ШДПРИСМСТВ АВТОТРАНСПОРТУ В1Д НЕДРУЖН1Х ПОГЛИНАНЬ НА ОСНОВ1 ЕКОНОМ1КО-МАТЕМАТИЧНИХ МЕТОД1В

Дикань В.Л., д.е.н., професор, Зайцева 1.Ю., докторант (УкрДАЗТ)

У сmаmmi надано оцнку рiвня захисту шдприемств автотранспорту вiд недружнгх поглинань на основi бального методу побудови закону розподту для випадковог величини з метою визначення i аналЬзу залежност! вiрогiдносmi поглинання автотранспортного тдприемства вiд кiлькосmi набраних при анкетуванш балiв.

Постановка проблеми та гг зв^язок з науковими чи практичними завданнями. В

Украш у ходi приватизацп, що вщбувалася переважно у формi акцюнування державних i мунщипальних шдприемств, стався перерозподiл власностi. При цьому новi власники зiткнулися з проблемою формування тако! системи управлiння, яка б враховувала iнтереси власник1в -утримувачiв акцiй, менеджерiв, що управляють, i найманого персоналу. Перед автотранспортними щдприемствами виникла необхiднiсть вибирати

© Дикань В. Л., Зайцева 1.Ю.

стратегш розвитку кожного акцioнepнoгo товариства i узгоджувати iнтepeси його учасник1в. Сучасш тенденцй' ведення бiзнeсy такi, що пвдприемство, яке перейшло в приватш руки в хoдi приватизацп, несе на сoбi значнi ризики ворожого поглинання.

В цих умовах стати об'ектом поглинання ризикують багато вiтчизняних шдприемств, що суттево б" е не лише по eкoнoмiчнiй бeзпeцi окремо взятого суб'екта господарювання, але i по eкoнoмiчнiй бeзпeцi кра!ни в цшому. Останнi

BiciiiiK економ1ки транспорту i промисловост1 № 26, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.