Совершенствование организационно-экономических аспектов управления накоплением капитала региона Improvement organizational and economic aspects of the management capital
accumulation in the region
Красносельская Дина Хадимовна, аспирант, старший преподаватель, Уфимский государственный университет экономики и сервиса (УГУЭС), [email protected],
Аннотация:
В статье представлена формализация и апробация задачи управления накоплением капитала региона для Республики Башкортостан с использованием инструментария бенчмаркинга. На основе полученных результатов сформирован комплекс рекомендаций для Республики Башкортостан с позиции достижения статуса эффективно функционирующего региона (Республика Татарстан) в части накопления физического и человеческого капитала. Abstract:
Formalization and approbation model of managing capital region for the Republic of Bashkortostan using the benchmarking are presented in the article. On the basis of these results generated a set of recommendations for the Republic of Bashkortostan from the perspective of achieving the status of an effective region (Republic of Tatarstan) in terms of the accumulation of physical and human capital.
2. Ключевые слова: человеческий капитал, физический капитал, инвестиции, экономический рост, бенчмаркинг.
Key words: human capital, physical capital, investment, economic growth, benchmarking.
1. Введение
Управление экономикой региона предполагает решение задач выбора перспективных направлений его развития, среди которых могут быть обозначены: развитие социально-экономической сферы территории, инновационной составляющей, финансовой инфраструктуры, управление параметрами накопления капитала региона. Для каждого этапа экономического развития региона наиболее значимыми являются те направления, которые соответствуют современным императивам функционирования пространственно-организованных систем и реализация которых обеспечивает улучшение социально-экономических характеристик экономического пространства РФ в целом.
Традиционно, в экономической науке в качестве основных факторов производства выделяют труд и основной (физический) капитал. И если капитал в его вещественно-материальной форме в процессе развития не претерпел существенных изменений по форме и сущности трактовки, то значительно изменилась роль человека в процессе создания новой стоимости.
Переход к инновационному типу развития связан с трансформацией условий хозяйствования и управления. В числе важнейших из которых можно выделить:
- ограниченная способность традиционных факторов, отражающих количественные параметры задействованного в производственном процессе труда и физического капитала, в полной мере объяснить складывающуюся экономическую динамику пространственных систем;
- возрастающая значимость человеческого капитала как ключевого фактора создания новой стоимости в экономике, основанной на знаниях;
- необходимость определения оптимального соотношения традиционных и инновационных факторов производства для идентификации их вклада в результирующие показатели функционирования и развития территориальных образований.
С учетом изложенных выше положений представляется целесообразным выделение и реализация в процедуре регионального стратегирования задачи управления параметрами накопления физического и человеческого капитала.
Целью исследования является формализация и апробация задачи управления накоплением капитала региона как информационной базы для разработки комплекса рекомендаций по совершенствованию процесса управления параметрами накопления физического и человеческого капитала.
Решение поставленной задачи предполагает разработку обновленных подходов и их конструктивное оформление в составе обновленного инструментария исследований, в качестве которого автором предлагается использовать инструмент бенчмаркинга.
2. Формализация задачи управления накоплением капитала региона
В рамках данного исследования логика постановки и решения задачи управления накоплением капитала базируется на предположении, что физический и человеческий капитал являются основополагающим факторами экономического роста и инвестиции в них (их нормы накопления) позволяют объяснить различия в социально-экономическом уровне развития территории. Данная логика исследования предполагает решение двух взаимоувязанных задач:
1) во-первых, учет источников территориального развития, в качестве которых выступают инвестиции в человеческий и физический капитал. Человеческий капитал, являясь нематериальной основой создания добавленной стоимости, обеспечивает эффективное, оптимальное использование всех видов ресурсов, без участия человеческого капитала невозможно эффективное превращение знаний в инновации, и как следствие, формирование национального богатства. Физический капитал, степень его износа и качественные характеристики предопределяет конечные объемы, капиталоемкость производства, его инновационный характер.
2) во-вторых, использование метода бенчмаркинга в качестве основополагающего инструментария управления параметрами накопления физического и человеческого капитала, что позволяет не только определить объемные и структурные параметры исследуемой области рассматриваемой территории, но и сформировать программу для достижения уровня эффективно функционирующих территорий-эталонов. Кроме того решение задачи на основе «привязки» к лучшим регионам-эталонам позволит получить более точные характеристики адекватные хозяйственной практике.
Республика Татарстан была выбрана в качестве региона - эталона как территория, имеющая сходную территориальную специализацию, обеспечивающей получение более высоких результирующих параметров развития. Целевая функция и ограничения формализованы в табл. 1.
Таблица 1
Формализация задачи управления накоплением капитала региона
Целевая функция (fa~f )2 + (та~тр )2 ^ min Минимизация квадратов отклонений норм накопления физического и человеческого капитала региона-эталона и рассматриваемого региона (Республика Башкортостан)
Ограничения
1. Условие сохранения объема текущего конечного потребления и норм накоплений физического и человеческого капитала как произведение соотношений: модельных параметров накопления физического, человеческого капитала рассматриваемого региона к их фактическим значениям 2011г. и модельного показателя доли конечного потребления к ее фактическому значению 2011 г. /р , О й т ,3. (1 / + т)) (Л )1-а-[( )-а-р у V >1 (р т (1-( р + т )) л факт факт V V/факт факту где О и [ -параметры производственной функции (0<0<1, 0< [<1) 2. Условие инерционности темпов роста физического и человеческого капитала. Допустимыми являются нормы инвестиций, которые отличаются от текущих не больше чем на два годовых стандартных отклонений этих норм («правило двух сигм»): (Г -/¡акт )2 < (25(1Р ))2 (тр-тфакт)2 < (25(тр))2
Ограничения
3. Условие не отрицательности норм накопления физического и человеческого капитала рассматриваемого региона. /р > 0, тр > 0 4. Условие пропорциональности норм инвестирования в физический и человеческий капитал величине ВРП региона. /р + тр < 1
Источник: составлено автором
3. Апробация модели и результаты
Апробация модели и верификация результатов расчетов была проведена на основе данных Республики Татарстан и Башкортостан по объему ВРП, инвестиций в основной капитал, численности студентов, общей численности населения и ее экономически активной части за 2000-2011 гг. Годовая стоимость обучения для региона-эталона рассчитывалась на основе данных о средней стоимости обучения в пяти крупнейших ВУЗах Татарстана: Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Казанский государственный энергетический университет, Камская государственная инженерно-экономическая академия. Значения а = 0,13ир = 0,1ббыли взяты из работы А.В.Комаровой, О.В. Павшока [1], эмпирически определивших на основе модели Мэнкью-Ромера-Уэйла вклад человеческого капитала в экономический рост регионов России. Как следует из приведенных результатов (табл. 2) нормы накопления физического и человеческого капиталов не претерпели существенных корректировок, поскольку определенную роль в «корректировке» их колебаний имеет введенное ограничение по инерционности темпов роста инвестиций в основной капитал и образование. Таким образом, результаты модельных расчетов позволили выявить следующие параметры для Республики Башкортостан с позиции приближения к характеристикам региона-эталона, которые могут быть достигнуты за счет:
- роста инвестиций в физический капитал (главным образом, в обрабатывающие производства) на 89,23 млрд. руб. или по отношению к ВРП с 19% до 29% по сравнению с их фактическим значением в 2011 г.;
- а также увеличения объемов инвестирования в человеческий капитал на 23,31 млрд. руб. или по отношению к ВРП с 1% до 4% по сравнению с их фактическим значением в 2011 г.
Таблица 2
Показатели норм накопления в физический и человеческий капитал по
Республике Башкортостан
Наименование показателя Модель Факт (2011 г.) А
Норма накопления физического капитала ^ 0,29 0,19 0,10
Норма накопления человеческого капитала тр 0,04 0,01 0,03
Источник: составлено автором
4. Рекомендации по управлению накоплением капитала
4.1. Комплекс рекомендаций по управлению основным (физическим) капиталом.
Для формирования комплекса рекомендаций по управлению накоплением основного капитала автором предложено спрогнозировать возможность распределения величины инвестиций в изменении величины физического капитала в разрезе конкретных видов экономической деятельности (рис.1).
Выбор направлений инвестирования базировался на сравнительной оценке среднеарифметических норм накоплений в приоритетных видах экономической деятельности за 2005-2011 гг. рассматриваемого региона и региона-эталона. Анализ данных, представленных на рис.5. показал, что:
1) приближение к параметрам региона-эталона может быть обеспечено за счет роста инвестиций в отрасли добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, сопровождающихся увеличением их доли инвестиций в ВРП с 1,8 % до 2,2 % и с 3,8% до 6,0 % соответственно;
2) в обеспечении прироста норм инвестиций в физический капитал также значимы вложения в сельское хозяйство (рост с 0,8% до 1,5%) и строительство - на 0,2%.
0.070
Раздел А Раздел С РазДел Б Раздел Е Раздел Б Раздел I
Виды экономической деятельности Раздел А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Раздел С. Добыча полезных ископаемых Раздел D. Обрабатывающие производства Раздел Е. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Раздел F. Строительство Раздел I. Транспорт и связь Рис.1. Нормы накопления физического (основного) капитала по
приоритетным видам экономической деятельности Источник: составлено автором с использованием [16,17]
Распределение общей суммы вложений в физический капитал (по каждому виду экономической деятельности) осуществлялось на основе расчета произведения отношения величины отклонения от эталона по данному виду экономической деятельности к общей сумме отклонений и итоговой суммы инвестиций в размере 89,23 млрд. руб. (табл.3). Как следует из данных табл.3. приближение к региону-эталону представляется вполне достижимым в рамках 2012-2016 гг., при этом:
- наибольший удельный вес в структуре дополнительного объема инвестиций в физический капитал приходится на обрабатывающие производства (62,86%) и сельское хозяйство (20%);
- в структуре инвестиций в рамках планируемых и реализуемых инвестиционных проектов Республики Башкортостан сохраняются
преобладающие доли вложений в обрабатывающие производства - 67,34%, сельское хозяйство - 28,23 %;
- отрасль добычи полезных ископаемых характеризуется недостаточным объемом вложений в основной капитал, что связано с падающей динамикой добычи нефти из-за сокращения базы углеводородного сырья.
Таблица 3
Распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической
деятельности Республики Башкортостан
Наименование раздела Отклонение от эталона, % Дополнительный объем инвестиций, млрд. руб. Объем инвестиций, предусмотренный перечнем приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан (20122016), млрд. руб.
Раздел А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,7 17,85 57,47
Раздел С . Добыча полезных ископаемых 0,4 10,20 1,7
Раздел D. Обрабатывающие производства 2,2 56,09 137,09
Раздел F. Строительство 0,2 5,09 7,3
Итого 3,5 89,23 203,56
Источник: составлено автором с использованием [12]
Для представления результатов реального воздействия на нормы накопления физического капитала Республики Башкортостан дополнительного объема инвестиций диссертантом предложено на основании прогнозных данных на последующий период (2012-2016 гг.) определить их гипотетические тренды. Для Республики Башкортостан прогнозируемые значения были определены «с» и «без» учета данного объема вложений (рис.2).
& # # # # # ^ <$с> *
# Т1 Т* V V V т ч?
Рис.2. Прогнозирование норм инвестиций в физический капитал, в
долях
Источник: составлено автором с использованием [14,15]
С целью компенсации неблагоприятного влияния обозначенного фактора был произведен анализ организационно-управленческих аспектов осуществления инвестиционной практики Республики Башкортостан, что позволило выявить проблемные зоны, в рамках которых был предложен комплекс управленческих решений (табл. 4).
Таблица 4
Комплекс управленческих решений для Республики Башкортостан в части совершенствования параметров накопления физического капитала
Проблемные зоны Лучшая практика (Республика Татарстан) Рекомендации для Республики Башкортостан
1 2 3
1. Участие в федеральных целевых программах (ФЦП) 1. Концентрация ответственности и полномочий за результаты выполнения ФЦП на уровне высших должностных лиц республики. 2. Практика «закрепления» федеральных целевых программ за каждым депутатом Государственной Думы от республики. 3. Ежемесячные совещания по вопросам привлечения средств в рамках ФЦП. 1. Активизация участия высших должностных лиц республики на стадиях формирования бюджетных заявок и реализации ФЦП; 2. Формирование координационного механизма взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Башкортостан; 3. Систематический контроль по вопросам участия в ФЦП.
Продолжение таблицы 4
2. Инвестиционная стратегия 1. Взаимосвязь основных положений стратегии с ориентирами Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы; 2. Ежегодные отчеты исполнительных органов государственной власти, посвященные оценке результатов и корректировка мероприятий, направленных на реализацию Инвестиционной стратегии; 3. Исполнение пунктов стратегии включается в ежегодный доклад Президента Республики Татарстан. 1. Разработка системного подхода к анализу взаимосвязи эффективности реализации стратегии и индикаторов инвестиционной привлекательности территории в рамках реализации «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата», обеспечение соответствия инвестиционной стратегии ключевым приоритетам развития территории; 2. Децентрализация полномочий Минэкономразвития РБ как органа, ответственного за эффективную реализацию стратегии; 3. Создание механизма контроля над исполнением перечня программных мероприятий по реализации стратегии.
3. Развитие государственно- частного партнерства, увеличение регионального финансирования 1. Развитые региональные институты финансирования инвестиционных проектов. 2. Строительство индустриальных парков и особых экономических зон для размещения новых производств, обеспеченные необходимой инфраструктурой. 1. Увеличение объемов финансирования инвестиционных проектов фондами поддержки в Республике Башкортостан; 2. Учет требований зарубежных инвесторов относительно промышленной и экологической безопасности инвестиционной площадки.
Источник: составлено автором с использованием [5-11]
4.2. Комплекс рекомендаций по управлению человеческим капиталом.
Для формирования рекомендательных мер в части совершенствования параметров накопления человеческого капитала рассматриваемого региона был осуществлен расчет коэффициентов обеспеченности приоритетных видов экономической деятельности Башкортостана квалифицированными специалистами (как отношение выпуска специалистов к потребности в кадрах) а также анализ рынка труда в разрезе образовательно-квалификационной структуры. Для оценки обеспеченности экономики
региона квалифицированными специалистами на основе прогнозных данных за 2012-2016 г. были рассчитаны соответствующие коэффициенты (табл.5).
Таблица 5
Коэффициенты обеспеченности профессиональными кадрами приоритетных
видов экономической деятельности, в %
2012 2013 2014 2015 2016 Среднегодовой коэффициент
Сельское хозяйство 23 23 31 23 23 25
Добыча полезных ископаемых 154 203 107 244 308 203
Обрабатывающие производства 45 45 52 39 44 45
Строительство 29 26 15 14 18 20
Источник: составлено автором с использованием [13]
Исходя из данных, представленных в табл.5, были сделаны следующие выводы:
- дефицит квалифицированных инженерных кадров характерен для отраслей строительства, сельского хозяйства и обрабатывающих производств, в связи, с чем представляется целесообразным приоритетное осуществление вложений в подготовку работников для данных отраслей;
- в отрасли добычи полезных ископаемых наблюдается избыток специалистов, что определяет возможность их профессиональной переподготовки для последующего трудоустройства в отрасли с дефицитом кадров;
- отрасли добычи полезных ископаемых и строительства характеризуются большими по сравнению с другими отраслями значениями коэффициентов вариации 77% и 67% свидетельствующими о значительном ежегодном колебании количества подготавливаемых работников.
Анализ рынка трудовых ресурсов в разрезе образовательно-квалификационной структуры, а также данных табл.5 позволил выявить следующие проблемные зоны, в разрезе которых были предложены рекомендации (табл.6).
Таблица 6
Комплекс управленческих решений для Республики Башкортостан в
части совершенствования параметров накопления человеческого капитала
Проблемные зоны Рекомендации для Республики Башкортостан
1 2
1. Недостаток специалистов с инженерно-техническим образованием 1. Создание ассоциаций проектного образования школьников, направленных на развитие и поддержку научно-технического творчества и проектной работы.
2. Утрата шефских связей между основными предприятиями-работодателями и образовательными учреждениями. 1. Создание образовательно - отраслевых кластеров, объединяющих отраслевых заказчиков кадров и учреждения профессионального образования при координирующей роли отраслевых министерств и ведомств.
3. Качество подготовки кадров не в полной мере удовлетворяет потребности работодателей. 1. Создание научно-образовательных и лабораторно-исследовательских центров на базе крупнейших индустриальных площадок; 2. Разработка мероприятий по оценке работодателями качества подготовки специалистов и участие работодателей в присвоении квалификаций; 3. Разработка республиканских комплексных образовательных проектов профессиональной адаптации и подготовки выпускников к эффективному применению профессиональных знаний на рабочем месте.
Источник: составлено автором Заключение
Реализация в практике территориального управления совокупности разработанных в статье рекомендаций, их прикладное использование позволят осуществить «встраивание» инструментария бенчмаркинга в систему управления капиталом региона и в конечном итоге, будут способствовать созданию предпосылок, как для устойчивого развития региона, так и для улучшения свойств экономического пространства. Список литературы:
1. Комарова А.В., Павшок О.В. Оценка вклада человеческого капитала в экономический рост регионов России (на основе модели Мэнкью-Ромера-
Вэйла)/ А.В. Комарова, О.В. Павшок // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки.2007.Том 7. Выпуск 3.С.191-201.
2. О порядке рассмотрения и поддержки приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Башкортостан от 19.08. 2011 г. № 292. Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
3. Об инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс]: закон Республики Башкортостан от 24.12.2010 № 339-з (ред. от 28.03.2012): принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 23.12.2010. Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
4. Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан (с изменениями от 24 июня 2003 г., 18 июля 2005 г., 30 июля 2009 г.) [Электронный ресурс]: закон Республики Татарстан от 25.11.1998 г. № 1872. Доступ из справ. - правовой системы «Гарант».
5. Об инвестиционном налоговом кредите по региональным налогам в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: закон Республики Башкортостан от 28.04.2011 г.№385- з. Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
6. Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: закон Республики Башкортостан от 20.06.1991 г. №ВС- 6/35. Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
7. Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: закон Республики Татарстан от 19.07. 1994 г. № 2180- XII. Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
8. Об обеспечении участия Республики Башкортостан в реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Башкортостан от 02.02. 2006 г. № 22. Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
9. Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: закон Республики Башкортостан от 31.11. 2011 года №454- з. Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
10. Об утверждении Инвестиционного меморандума Республики Татарстан на 2013 год [Электронный ресурс]: постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 31. 2012 г. № 1193. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
11. Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7.05.1999 г. № 284. Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
12. Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2014 год и на период до 2016 года [Электронный ресурс] // Официальный информационный портал Государственного собрания -Курултая Республики Башкортостан. URL: http://www.gsrb.ru/ru/lawmaking/SER 2014-2016.doc
13. Прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс] // Официальный портал Министерства экономики Республики Татарстан. URL: http:// mert.tatarstan.ru/file/Уточненный 2014-2016 для сайта МЭ.pdf
14. Регионы России. Социально- экономические показатели. 2012: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики; под ред. И. С. Ульянова. - Официальное издание - М.: Росстат, 2012. - 990 с.
15. Республика Башкортостан в цифрах: Статистический сборник. В 2 ч. Ч.1/ Башкортостанстат. Уфа, 2011. - 188с.
16. Прогнозирование кадровых потребностей Республики Башкортостан [Электронный ресурс] // Официальный портал Министерства
экономического развития Республики Башкортостан. URL: http://minecon.bas hkortostan.ru/activity/prognoz- kadry/ prognoz-kadry-ready.html
17. Штерцер Т.А. Роль человеческого капитала в экономическом развитии регионов РФ // Вестник НГУ. Сер.: Социально-экономические науки. 2006.Т. 6. Вып. 2. С. 37-51
18. Schulz T. The Economic Value of Education. New York: Columbia U. Press,1963.
19. Becker G. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press,1964.
20. Mankiw G. W., Romer D., Weil D. N. A contribution to empirics of economic growth // The Quarterly Journal of Economics. 1999. Vol. 107. № 2. Pp. 407-437.
Bibliography
1. Komarova A.V., Pavshok O.V. The Estimation of the Human Capital's Impact into the Economic Growth of the Regions of Russian Federation (Using Mankiw - Romer - Wail's Model)/ A.V. Komarova, O.V. Pavshok // Bulletin of the Novosibirsk State University. Series: Socio-economic sciences.2007.Vol.7. Issue 3. Pp.191-201.
2. On the order of consideration and support of priority investment projects Republic Bashkortostan [Electronic resource]: resolution of the Government of the Republic of Bashkortostan dated 19.08.2011 г. № 292. Access from background legal system Garant.
3. On investment activity in the Republic of Bashkortostan in the form of capital investments [Electronic resource]: the law of the Republic of Bashkortostan dated 24.12.2010 № 339-з (version dated 28.03.2012): passed by the State Assembly - Kurultay RB dated 23.12.2010. Access from background legal system Garant.
4. On investment activity in the Republic of Tatarstan (with amendments of 24 June 2003, July 18, 2005, July 30, 2009) [Electronic resource]: the law of the Republic of Bashkortostan dated 25.11.1998 г. № 1872. Access from background legal system Garant.
5. On the investment tax credit on regional taxes in the Republic of Bashkortostan [Electronic resource]: the law of the Republic of Bashkortostan dated 28.04.2011 r. №385- 3. Access from background legal system Garant.
6. On the foreign investment activity in the Republic of Bashkortostan [Electronic resource]: the law of the Republic of Bashkortostan dated 20.06.1991r. №BC- 6/35. Access from background legal system Garant.
7. On Foreign Investments in the Republic of Tatarstan [Electronic resource]:the Law of the Republic of Tatarstan dated 19.07.1994 r. № 2180- XII. Access from background legal system Garant.
8. On ensuring the participation of the Republic of Bashkortostan in the implementation of federal target programs and federal targeted investment program [Electronic resource]: resolution of the Government of the Republic of Bashkortostan dated 02.02.2006 r. № 22. Access from background legal system Garant.
9. On the establishment of a reduced tax rate corporate income tax for investors making investment activity in the form of capital investments in the Republic of Bashkortostan [Electronic resource]: the law of the Republic of Bashkortostan dated 31.11.2011 r. №454- 3. Access from background legal system Garant.
10. On approval of the investment memorandum of the Republic of Tatarstan for 2013 [Electronic resource]: resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan dated 31.2012. Number 1193. Access from background legal system Garant.
11. On approval of the procedure for granting state support to enterprises and organizations implementing investment projects in the Republic of Tatarstan [Electronic resource]: Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan dated 07.05.1999 r. № 284. Access from background legal system Garant.
12. The forecast of socio-economic development of the Republic of Bashkortostan for 2014 and 2016 [Electronic resource]: Official information portal
of the State Assembly - Kurultai of the Republic of Bashkortostan. URL: http://www.gsrb.ru/ru/lawmaking/SER 2014-2016.doc
13. The forecast of socio-economic development of the Republic of Tatarstan for 2014 and the planning period of 2015 and 2016 [Electronic resource]: The official portal of the Ministry of Economy of the Republic of Tatarstan. URL: http:// mert.tatarstan.ru/file/Уточнен-ный 2014-2016 для сайта M3.pdf
14. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2012: statistical compilation / Federal State Statistics Service; ed. I. Ulyanov. Official edition- М.: Rosstat, 2012. - 990 p.
15. Republic of Bashkortostan in figures: Statistical Yearbook. In 2 p. P.1/ Bashkortostanstat. Ufa, 2011. - 188p.
16. Predicting staffing requirements of Bashkortostan [Electronic resource] // The official portal of the Ministry of Economic Development of the Republic of Bashkortostan. URL: http://minecon.bashkortostan.ru/activity/prognoz- kadry/ prognoz-kadry-ready.html
17. Shtertser T.A. The role of human capital in the economic development of regions Russian Federation // Bulletin of the Novosibirsk State University. Series: Socio-economic sciences.2006.Vol.6 Issue 2. Pp.37-51.
18. Schulz T. The Economic Value of Education. New York: Columbia U. Press,1963.
19. Becker G. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press,1964.
20. Mankiw G. W., Romer D., Weil D. N. A contribution to empirics of economic growth // The Quarterly Journal of Economics. 1999. Vol. 107. № 2. Pp. 407-437.