Научная статья на тему 'Совершенствование организации управления региональным АПК'

Совершенствование организации управления региональным АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1720
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СИСТЕМА / СТРУКТУ-РА / КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ / ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / BRYANSK REGION / THE AGRIBUSINESS SECTOR / SYSTEM / STRUCTURE / CLASSIFICATION OF MANAGEMENT / STATE AND ECONOMIC ADMINISTRATION / LOCAL SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чирков Е. П.

Рассмотрены проблемы совершенствования управления региональным управлением АПК. На основе анализа состояния существующей системы управления АПК области выявлены основные её недостатки в организации государственного, хозяйственно-экономического управления и местного самоуправления. Даны предположения по совершенствованию организации системы управления, которая должна обеспечивать единые стратегии, цели и задачи на базе трех выше указанных систем управления при строгом разграничении их полномочий и функций, функционировать на принципах взаимообусловленности и взаимосвязи и осуществлять программные мероприятия агропромышленного производства, социальных задач в сельской местности и стабилизации региональных продовольственных рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered issues of improving the management of the regional Department of agriculture.Based on the analysis of existing system of management of agriculture revealed major shortcomings in the organization of the state, economic management and local self-government. Given the assumptions on improvement of company's management system, which should provide uniform strategy, goals and objectives on the basis of the above-said three control systems with strict delimitation of their powers and functions, function on the principles of interdependence and interrelation and implement the activities of the programme of agricultural production, the social problems in rural areas and stabilization of regional food markets.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации управления региональным АПК»

- изучены методические возможности использования моделей линейного и степенного вида при обосновании взаимосвязанной системы плановых расчетов.

В конечном итоге предлагаемый экономический и математический инструментарий направлен на повышение качества планирования для сельскохозяйственных организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Моделирование программы развития сельскохозяйственного предприятия (аграрного формирования): метод, указ. / Бел. гос. с.-х. акад.; сост. И.И. Леньков, Р.К. Ленькова. - Горки: БГСХА, 2003. - 40 с.

2. Организационно-технологические нормативы производства продукции животноводства и заготовки кормов: сборник отраслевых регламентов / Нац. академия наук Беларуси, Институт экономики НАН Беларуси; Центр аграр. экономики; разраб. В.Г. Гусаков [и др.]. - Мн.: Бел. наука, 2007. - 283 с.

3. Колеснёв, В.И. Экономико-математические методы и модели в коммерческой деятельности предприятий АПК. Мн.: ИВЦ Минфина, 2009. - 264 с.

УДК 338.43

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ АПК

Чирков Е.П., доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, заслуженный ученый Брянской области, руководитель научно-исследовательского отдела «Экономика и предпринимательство в АПК»

ФГБОУВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»

Аннотация. Рассмотрены проблемы совершенствования управления региональным управлением АПК. На основе анализа состояния существующей системы управления АПК области выявлены основные её недостатки в организации государственного, хозяйственно-экономического управления и местного самоуправления. Даны предположения по совершенствованию организации системы управления, которая должна обеспечивать единые стратегии, цели и задачи на базе трех выше указанных систем управления при строгом разграничении их полномочий и функций, функционировать на принципах взаимообусловленности и взаимосвязи и осуществлять программные мероприятия агропромышленного производства, социальных задач в сельской местности и стабилизации региональных продовольственных рынков.

Ключевые слова: Брянская область, агропромышленное производство, система, структура, классификация управления, государственное, хозяйственно-экономическое управление, местное самоуправление.

ВВЕДЕНИЕ. За годы экономических реформ в Брянской области произошло существенное снижение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, но в последние годы наметились положительные тенденции благодаря активным действиям государства по поддержке агропромышленного производства. Несмотря на это - область пока не достигла дореформенного уровня производства валовой продукции

Annotation. Considered issues of improving the management of the regional Department of agriculture.Based on the analysis of existing system of management of agriculture revealed major shortcomings in the organization of the state, economic management and local self-government. Given the assumptions on improvement of company's management system, which should provide uniform strategy, goals and objectives on the basis of the above-said three control systems with strict delimitation of their powers and fonctions, fonction on the principles of interdependence and interrelation and implement the activities of the programme of agricultural production, the social problems in rural areas and stabilization of regional food markets.

Keywords: Bryansk region, the agribusiness sector, the system, structure, classification of management, state and economic administration, local self-government.

сельского хозяйства. Крайне низкой остается доходность большей части сельскохозяйственных товаропроизводителей, что привело к образованию кредиторской задолженности 56,8 млрд. рублей, составляющей более 48,0% годовой выручки от реализации продукции, товаров, работ и услуг сельскохозяйственных организациях.

В инновационной сфере из-за недостатка собственных и привлеченных инвестиционных

ресурсов не обеспечиваются необходимые темпы модернизации агропромышленного производства.

Сохраняется отставание уровня оплаты труда занятых в сельском хозяйстве от среднего по экономике области (73,0%). Медленно развивается социальная инфраструктура сельских территорий.

Дальнейшее развитие агропромышленного производства будет происходить в более жестких, принципиально новых экономических условиях, что существенно обострит внутренние проблемы, в том числе растущую ссудную задолженность перед банками, и не позволит отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям без принятия необходимых компенсационных мер конкурировать на мировом рынке. Это связано с вступлением России в ВТО, ее функционирование в рамках Таможенного союза Беларуси, Казахстана, России и переход к единому экономическому пространству на территории СНГ, а в последствии и к Евразийскому экономическому союзу. В этой связи ключевыми задачами остаются обеспечение продовольственной безопасности страны, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, а также комплексного развития социальной сферы села. Наряду с этим приоритетным направлением должна стать модернизация системы управления АПК России [1].

Сложившаяся в ходе рыночных реформ система управления с точки зрения ее влияния на социально-экономическую эффективность агропромышленного производства, на его структурную перестройку позволяет говорить о том, что нынешние кризисные явления в АПК во многом являются следствием потери управляемости: распалась организационная структура агропромышленного комплекса, а следовательно, и система управления им как единым объектом, многие функции государственного управления АПК необоснованно утрачены и рассредоточены между различными министерствами и ведомствами, нарушен принцип соответствия функций, полномочий и ответственности органов государственного управления; неподготовленность значительной части управленческих кадров для работы в условиях рыночной экономики сдерживает формирование адекватных ее управленческих структур [4,5].

Все это обуславливает необходимость совершенствования системы управления АПК с учетом изменений, которые произошли в целях, задачах, функциях, организационной структуре, а также в сферах информационного, кадрового, правового обеспечения, разработки рациональной модели организации управления агропромышленным производством и поиск новых оптимальных форм управления, соответствующих рыночным отношениям.

Цель управления АПК области состоит в создании экономических, организационных, технических, правовых, информационных и иных условий для эффективного и комплексного развития агропромышленного производства.

МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методологической основой исследования является диалектический метод познания, законодательные и нормативные акты федеральных и местных органов власти, труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме.

Решение конкретных задач и содержание разработки системы управления агропромышленным производством основывается на приоритетных направлениях его функционирования в перспективе с учетом тенденций, связанных с многоукладной экономикой сельского хозяйства на основе многообразия форм собственности и хозяйствования, рыночными отношениями и вхождением в мировое экономическое пространство, предполагающей системный подход к решению поставленных задач с использованием методов статистического, экономического анализа, монографического и других.

Управление особая функция сложных систем - биологических, социальных, технических, направленных на упорядочение, сохранение и повышение целостной системы, ее организации.

Управление производством - это процесс отслеживания тенденций в изменении факторов эффективности производства и самого уровня эффективности; постановка целей управления трудом, движением и запасами финансовых ресурсов, средств производства и орудий труда, технологиями производства продукции, экономическими связями и отношениями в АПК, между ними и внешней средой; обоснование целесообразных способов достижения каждой из этих целей; организация, координация и контроль деятельности коллективов и работников в управляющей и управляемых системах. Главное назначение этого процесса - получение, при фактически имеющихся ресурсах и соблюдение норм и правил экологической безопасности, возможно больших объемов продукции при всемерной экономии живого труда.

Полнота реализации такого назначения системы управления производством зависит от многих факторов: кадровое обеспечение АПК, профессиональная подготовленность руководителей, специалистов, непосредственных производителей продукции к работе в рыночных условиях; рациональная кадровая политика и организационные структуры управления; создание экономических условий, побуждающих работников осознанно и с желанием идти к поставленной

цели; способы административного воздействия на предприятие и организации АПК путем доведения до них обязательных для исполнения организационных и оперативно-распорядительных предписаний и указаний; организационные - положения, уставы, инструкции и т.п. - доводятся, как правило, на длительный период времени.

Всякая система имеет свою структуру, то есть присущее только ей строение и внутреннюю форму организации, задающую содержание и устойчивость отношений между ее подсистемами и элементами. Организацию управляющей системы АПК определяют ведомственная принадлежность и функциональная специализация входящих в нее органов. Внутренняя форма организации - это отношения субординации между этими органами при выработке содержания управляющих воздействий на производство и практических способов их реализации, а также при оценке полученных результатов и последствий от них. Необходимо отметить, что Управление агропромышленного производства реально влияет на процессы в сельскохозяйственном производстве, через оказание помощи в реорганизации и реформировании хозяйств, бюджетной поддержке, а также в поиске инвесторов.

Анализ сложившейся ныне организации управления аграрным сектором свидетельствует о том, что государство, как субъект управления, не решает многие объективно необходимые задачи. Не сформированы современные системы хозяйственно-экономического управления, обеспечивающие реализацию задач АПК и защиту сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Местное самоуправление находится на стадии становления, многие аспекты его организации и деятельности не обоснованы и не имеют правового обеспечения. Основными недостатками существующего АПК являются: отсутствие упорядоченности и организации его как единой системы с учетом состояния и стратегии развития агропромышленного комплекса. Недостаточно обозначены цели, задачи и функции систем государственного, хозяйственно-экономического управления и местного самоуправления. В этой связи несовершенны, расплывчаты и неоднозначны законодательные акты, положения, уставы и другие норма-тивно-правовые документы по управлению АПК. В настоящее время в законодательстве нет однозначного определения уровня, с которого начинается местное самоуправление и заканчивается вертикаль государственной власти.

АПК на конкретной территории должно рассматриваться в системе местного самоуправления как одной из основных сфер деятельности муниципального образования. Однако в федеральном законодательстве задачи и функции местного

самоуправления в области сельского хозяйства вообще нигде не указаны.

Статья 12 Конституция Российской Федерации [2] закрепляет организационное обособление местного самоуправления, указывая, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а в пределах своих полномочий осуществляют власть самостоятельно. Эта конституционная норма предопределила основы взаимоотношений между собой муниципальных образований, органов государственной власти и хозяйственно-экономического управления.

Практика построения системы управления в АПК регионов показывает, что в новых рыночных условиях возрастает роль государственного регулирования агропромышленного производства, в основу которого должно быть положено отношение к собственности. Государство является гарантом Конституции Российской Федерации, оно защищает собственность и собственника имущества. Все большее значение приобретает стратегическое управление аграрным сектором, которое базируется на переоценке, диагнозе, происходящих социально-экономических процессов в выработке стратегических решений, направленных на дальнейшее развитие АПК. Следует отметить, что важным моментом является усиление вертикали государственного управления в АПК, в том числе по осуществлению контрольных функций, реализации федеральных и региональных целевых программ, информационному обеспечению рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствию, развитию материально-технической базы. Немаловажное значение в складывающихся условиях имеет формирование хозяйственно-экономического управления, которое, к сожалею, в качестве системы в аграрном секторе России практически не сложилось. Сформировавшиеся здесь многочисленные отраслевые и функциональные коммерческие структуры преимущественно в виде акционерных обществ, действующих в сферах материально-технического снабжения, переработки, агросер-висного обслуживания, торговли, преследуют в основном одну цель - получение прибыли, а отнюдь не отстаивание интересов сельхозтоваропроизводителей, которые нередко даже и не представлены в органах управления этих акционерных обществах. Между тем мировой опыт свидетельствует, что практически во всех странах с рыночной экономикой сформировалась и эффективно работает система хозяйственного управления, основанная на кооперативных принципах. Совершенствование хозяйственно-экономического управления, должно пойти по пути преобразования интегрированных структур

акционерного типа в кооперативные и ассоциативные формирования.

В системе управления АПК необходимо определить место и роль местного самоуправления в развитии агропромышленного производства и сельских территорий. Без развития, которого нельзя успешно осуществлять земельную и аграрную реформу, в частности, обеспечить политическую защиту свободы деятельности сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, соблюдение прав сельских товаропроизводителей, арендаторов, совладельцев и наемных работников предприятий, эффективное функционирование в новых экономических условиях социальной инфраструктуры.

Современная система управления местных органов не направлена на поиск наиболее прибыльных видов производственной деятельности. К тому же в законе об общих принципах организации местного самоуправления не затронута проблема финансирования этих органов, нет четкой определенности в вопросах распределения функций управления экономикой сельских территорий, не сформулирована ответственность этих органов за состояние агропромышленного производства. До сих пор в России не создан дееспособный институт местного самоуправления. Действующая его модель не имеет необходимой финансовой базы, организационной и экономической самостоятельности, в связи с чем она не может быть эффективной [4,5].

В связи с эти необходимо уточнить функции и структуру органов местного самоуправления наделить их соответствующими полномочиями для участия в управлении АПК, а также регулировать с помощью нормативно-правовых актов вопросы взаимоотношений, органов государственной власти и самоуправления на их территории.

Поэтому, учитывая складывающуюся практику построения системы управления в АПК регионов, основанную на принципах разграничения функций субъектов управления, целесообразно в качестве основного положения принять следующую их классификацию: государственное управление, хозяйственно-экономическое управление и местное самоуправление.

Единые стратегии, цели и задачи по управлению АПК являются основными факторами формирования на базе трех указанных систем управления агропромышленным производством единой системы управления АПК области при строгом разграничении их полномочий и функций, что исключает дублирование и подмену функций.

Формирование единой системы управления АПК не означает создание единой организации в буквальном смысле, а лишь предполагает на

основе единой стратегии и целей ее дальнейшее функционирование на принципах взаимосвязи и взаимообусловленности трех самостоятельных систем управления, может составить дееспособную и эффективную систему управления агропромышленным производством.

В настоящее время принципы взаимодействия органов государственной власти, управления АПК и органов местного самоуправления недостаточно урегулированы законодательством от федерального до местного уровня. Поэтому на практике главы администраций курируют органы государственного управления, в то время, как они такими полномочиями не обладают. Органы местного самоуправления, к которым, согласно законодательству, относятся районные управления сельского хозяйства не вправе осуществлять государственный контроль за использованием и охраной земель без специально переданных полномочий, выполнение государственных функций ростехнадзора, ветеринарной службы и др.

В этой связи основными первоочередными направлениями организации систем управления АПК, соответствующим новым отношениям собственности, многообразию организационно-правовых форм организаций и предприятий, преимущественно рыночной ориентации в сфере экономических отношений, должны быть разграничения функций государственного, хозяйственно-экономического управления АПК и местного самоуправления на селе, четкое выделение объектов государственной собственности, устранение параллелизма и дублирования однородных функций органами исполнительной власти, создание по инициативе хозяйствующих субъектов негосударственных органов, работающих на принципах самоуправления в интересах ее учредителей и др.

Основной целью государственного управления АПК субъекта Российской Федерации в современных условиях является реализация региональной аграрной политики, стабилизации продовольственных рынков и их дальнейшее развитие в интересах удовлетворения потребности населения в продовольствии, а промышленности в сырье, социальных задач в сельской местности, организация механизмов стимулирования освоения научно-технических достижений АПК.

В связи с обозначенной целью основными задачами государственного управления АПК должны стать:

- обеспечение научно-технического прогресса посредством разработки и реализации комплексных целевых федеральных и региональных программ, организации научных исследований, изучения и распространения науки и передовой практики, организации подготовки и переподготовки

кадров; и повышения квалификации работников агропромышленного комплекса;

- государственная управление федеральной собственностью в АПК, осуществление государственного контроля в отношении качества продукции и экологии, защиты растений, ветеринарного надзора, организация сортоиспытания сельскохозяйственных культур, семеноводства и племенного дела;

- проведение аграрных и земельных преобразований, содействие в формировании рыночных отношений и развитии предпринимательства, сельскохозяйственной кооперации, агропромышленной интеграции продовольственных и материально-технических рынков;

- государственное регулирование агропромышленного производства на основе выделяемых бюджетных средств, дотаций, субсидий, кредитных ресурсов, квот и технологических требований, осуществление мероприятий по поддержанию ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями, проведение эффективной инвестиционной и институциональной политики, формирование региональных продовольственных фондов, развитие производственной и социальной инфраструктуры, а также маркетингового и консультативно-информационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организациях в сферах переработки сельскохозяйственной продукции и материально-технического обеспечения.

В целях коренного улучшения управления агропромышленным производством области Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года №67 создан Департамент сельского хозяйства Брянской области, который является исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим государственное регулирование в агропромышленном комплексе области, обеспечивающим проведение единой государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий [3]. Департамент сельского хозяйства области наделяется властными и экономическими рычагами, обеспечивающими защиту производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также других, входящих в АПК отраслей, разработку и реализацию программных мероприятий по развитию агропромышленного комплекса. Эффективное управление объектами государственной собственности.

Исходя из основных задач, стоящих перед областным АПК, на наш взгляд, в департаменте сельского хозяйства Брянской области следует выделить 5 блоков структурных подразделений

по его управлению, выполняющие следующие группы функций (рис.1):

- стратегия развития АПК и формирование региональной политики по его комплексному развитию;

- государственная научно-техническая политика в проведении аграрной реформы и государственное регулирование агропромышленного производства;

- структурная перестройка агропромышленного производства и развитие малого предпринимательства;

- создание интеграции науки, образования и производства;

- продовольственное обеспечение населения области.

В целях коренного улучшения управляемости агропромышленным производством необходимо, прежде всего, четко определить состав АПК, как единого территориального органа государственного управления и регулирования. В настоящее время отдельные функции координируются в аппарате правительства области.

В целях эффективного взаимодействия с функциональными исполнителями органами власти (департамент финансов, департамент экономического развития, управление государственными закупками и др.), оперативного рассмотрения вопросов и принятия согласованных решений придепартамента сельского хозяйства области целесообразно иметь совещательный орган - Совет АПК области.

В соответствии с новой структурой управления и стоящих задач департамент сельского хозяйства призван стать не столько органом управления текущими экономическими процессами или местом, где делят государственные субсидии АПК, сколько центром разработки и реализации основной стратегии и тактики АПК (рис. 2).

При этом важнейшим условием эффективного функционирования агропромышленного комплекса является кадровое обеспечение системы управления. Работники системы управления должны обладать специальными знаниями, позволяющими применять на практике современные методы управления, информационные технологии для выполнения объективно необходимых функций управления.

Кадры должны отвечать требованиям рыночной экономики, а именно: иметь соответствующее образование и отличные профессиональные знания, гибкий ум и практическую смекалку, достаточный стаж практической работы, знание передового отечественного и зарубежного опыта предпринимательства и коммерческой деятельности, организации и технологии производства.

Рис. 1. Организационная структура департамента сельского хозяйства Брянской области

Условные обозначения:

- Общее линейное руководство

........... Функциональные связи

Рис. 2. Предлагаемая схема взаимодействия органов управления АПК Брянской области.

Для выполнения указанных функций управления требуется соответствующее количество персонала. Без учета данного требования органы управления не способны оказывать необходимый объем услуг требуемого качества.

Анализ работы органов управления агропромышленным комплексом в муниципальных районов Брянской области показал, что сложившаяся в них структура управления АПК значительно отличается по количественному так и качественному составу. Штатный состав по численности изменяется от 5 человек (Выгоничский, Дятьковский, Суземский) до 12 человек (Кома-ричский, Стародубский).

В результате объект управления становится неуправляемым, что ведет к следующим негативным последствиям. Среднее (районное) звено управления оказалось «размытым» и не эффективным. При малой численности сотрудников их функции замыкаются на выполнении текущей работы (задания Департамента сельского хозяйства области) и сбор текущей информации. При таком ограниченном количественном составе сотрудников сложно требовать от них работу на перспективу по выполнению муниципальных программ развития АПК.

В некоторых районах совмещены в одном лице должности главного бухгалтера и главного экономиста. В результате имеются случаи, когда руководство районных органов управления АПК не знают финансового состояния хозяйств и не контролируют ход реструктуризации долгов убыточных предприятий.

В районных данных управления АПК, за редким исключениям, не имеют представления об обороте земель сельскохозяйственного назначения, по отдельным из них не произведено разграничения земель на федеральную, областную и муниципальную собственность.

До перестройки приказом Министерства сельского хозяйства СССР численность управленцев была установлена на уровне 27 человек на район. Кроме этого, в районах содержали работников внесписочного состава. Конечно, в новых условиях хозяйствования невозможно иметь и содержать столько сотрудников, как это было раньше. Требуется не бездумное сокращение управленцев, а оптимизация штатного состава работников, которые могли бы эффективно работать на перспективу. При этом следует учитывать, что сейчас объем управленческих работ увеличился и усложнился. Значимость районного управления сельского хозяйства в современных условиях резко возросла ввиду сокращения численности высококвалифицированных специалистов, непосредственно работающих в сельскохозяйственных организациях (предприятиях).

Их функции вынуждены выполнять или дополнять работники районного управления сельского хозяйства. В новых условиях хозяйствования основными задачами районных управлений сельского хозяйства являются:

- координация и государственное регулирование на территории района развития отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, агросервиса, социальной инфраструктуры села;

внедрение достижений научно-технического прогресса в агропромышленное производство;

- информационно-консультационное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей, промышленных и других предприятий АПК района по вопросам технологий и организации сельскохозяйственного производства, технического сервиса, хранения, переработки и реализации сельхозпродукции, финансово-кредитного механизма планирования, управления и маркетинга, учета и отчетности, рационального использования земельных ресурсов, окружающей среды;

- участие в создании рыночной инфраструктуры;

- оказание практической помощи в развитии многоукладной экономики, процессов кооперации и интеграции в агропромышленном производстве;

- осуществление государственной политики в области социальной сферы, жилищного фонда, автомобильных дорог, систем энергообеспечения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, средств связи и других объектов общего пользования;

- осуществление маркетинговой деятельности;

- изучение и анализ потребительского рынка сельскохозяйственной продукции и услуг, содействие личным подсобным хозяйствам населения, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, сельскохозяйственным организациям и другим предприятиям АПК района в нахождении выгодных каналов реализации продукции, организация рекламы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производимых в АПК района;

- государственное инспектирование и контроль качества заготавливаемой и реализуемой сельскохозяйственной продукции;

- государственный контроль и надзор за рациональным использованием земельных угодий, состоянием плодородия земли и выполнением мер по его повышению, выполнением требований по защите сельскохозяйственных животных и растений от болезней, вредителей, охране окружающей среды, соблюдением требований и правил по охране труда и противопожарной безопасности, технологическим состоянием

самоходных машин и других видов техники, защита интересов АПК района и его субъектов в органах управлениях и хозяйственных формированиях.

В этой связи требуется перераспределение полномочий между областными органами государственной власти и муниципальным самоуправлением с передачей части государственных функций органам местного самоуправления, которые формируются исключительно по территориальным признакам.

Районное государственное управление сельского хозяйства должно являться территориальным органом власти по государственному регулированию и инспектированию, консультированию и информационному обеспечению агропромышленного комплекса района. Часть сотрудников управления должны иметь совмещенную должность государственного инспектора и консультанта АПК района по профилю своей деятельности.

Исходя из основных задач районных управлений сельского хозяйства мы предлагаем качественное улучшение структуры районных органов АПК и штатной численности, которые заключаются в следующем.

На уровне администрации района целесообразно ввести должность - заместителя главы администрации муниципального района по развитию АПК и взаимодействию с органами местного самоуправления (образование, здравоохранение и другие структуры).

При совершенствовании структуры районных органов аппарат управления АПК и штатной численности важно, прежде всего, исходить из отраслевого принципа: агроном, зоотехник, инженер, бухгалтер, экономист. В районных органах управления АПК в свое время были сокращены начальники (специалисты) отдела кадров. В результате в подавляющем количестве районов области кадровая работа полностью запущена: существует дефицит в высококлассных механизаторах, работников животноводства, специалистов среднего и высшего звена. Не проводится работа по моральному и материальному стимулированию работников сельского хозяйства. В связи с этим требуется введение в имеющиеся структуры управления АПК дополнительной единицы по работе с кадрами, чтобы активизировать в районах области проведение кадровой политики.

Значительная нагрузка на органы управления АПК ложится по оформлению договоров, правовому решению хозяйственных и спорных вопросов, в работе с жалобами граждан. Поэтому в структуре управления требуется единица юриста.

Исходя из оценки функционирования районных органов управления АПК у начальника

управления для решения социальных вопросов может быть заместитель по социальному развитию села.

Многие районные управления АПК слабо оснащены технически, не хватает автомобилей для элементарной работы с сельскохозяйственными товаропроизводителями, отсутствуют диспетчеры.

Важная роль должна отводиться Координационному совету по реализации целевых программ, который позволяет контролировать ход выполнения программ и принимать эффективные организационно-экономические меры по их реализации.

Основой агропромышленного производства области являются административные районы, потому что здесь, как правило, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей расположены предприятия агросервиса, переработки и реализации продукции.В административных районах управленческие структуры в непосредственном контакте со всеми хозяйственными субъектами агропромышленного комплекса могут эффективно экономическими методами воздействовать на механизм хозяйствования с учетом решения актуальных проблем села. Именно сельскохозяйственные товаропроизводители районного уровня в первую очередь нуждаются в рыночной инфраструктуре, способной функционировать в их интересах и способствовать расширению производства продовольственных товаров.

Управление сельского хозяйства района должно быть в необходимой мере фондодержателем, то есть располагать определенными материально-техническими и финансовыми ресурсами, чтобы иметь возможность практического воздействия на производственно-экономическую деятельность сельскохозяйственных организаций. В этих целях государство через соответствующие структуры в районах, на компенсационной и безвозмездной основе, включая целевые программы, должно предоставлять районному управленческому звену соответствующие ресурсы. Схема целостной системы управления агропромышленным комплексом района представлена на рисунки 3. Предполагается, что администрации районов могут и должны воздействовать на развитие АПК района посредством прямого направления, координируя действия хозяйствующих субъектов и властных структур, используя практику налоговых и кредитных льгот, субсидий и дотаций, а также используя право увязки учредительных документов создаваемых производственных и рыночных структур с необходимостью выполнения комплексных планов развития территорий района (рис. 4).

вышестоящие государстве 1111 ыс но пол н иге л ы I ыс органы власти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заместитс админисгра 'ль главы ции района

Подразделе! самоуправл 1ня местного гния района

о

а

о.

ю

о

О 1

О •©

Б.

о

с О X

а р

■о

с;

5

х

ч

0 ш

О. О

Ьй о

. X

ос я

1 =

2 -©I

о

х

ее

В

ОС

сх

о с

Я

т я

о.

>-

О

Глава администрации района

Первый заместитель главы администрации _начальник управления АПК района

Управление сельского хозяйства

Заместители начальника управления

Подразделение органов государстве иной, исполнительной власти(Роскомзем, Роскомэкология и другие)

Государственные инспекции и службы

о эг я

ОС

X »

о

я Си со

с

X X 4>

е

8. Я

8

3

в

X

и

о

X л ■=: и

0

1 о_

Н о

5 2

Э- 5

§ «

о о

= с

"X 1С

5 К

3 о

^ (-

ё =

о я X

>Х X

3 «о О

Служба

информаций и

консультаций

и

Е? X

а я я

■О X <=:

X о X 3 я о* X 2

7 Си 5

■1 X В о

X

А|ропромышленные предприятия и другие объекты управления АПК района

Условные обозначения:

линейное(прямое)подчинение

функциональные связи

Рис. 3. Схема целостной системы управления агропромышленным комплексом района

Совет сельских администраций

Глава администрации района

Первый заместитель главы администрации района, начальник управления сельского хозяйства

Специалисты управления

Информационно-консультационная

служба АПК _района

По консалтингу Экономики, планирования, финансов, бухгалтерского учета

По внедрению новых ресурсосберегающих технологий в растениеводстве Инвестиций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По внедрению новых ресурсосберегающих технологий в животноводстве Права

Кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств, других малых предприятий Кадров

Контрольно-инспекционные службы (главный государственный инспектор АПК района)

по ветеринарному надзору

по гостехнадзору

пожарная

семенная

экологии и качеству продукции

лаборатория агроконтроля

Организации, предприятия и объединения АПК, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, другие малые предприятия

Условные обозначения:

линейное (прямое) подчинение функциональные связи

Рис. 4. Структура управления сельским хозяйством административного района

Организационная целостность АПК как объекта управления обеспечивается усилением интеграционных процессов между сельскохозяйственными товаропроизводителями, переработчиками их продукции, агросервисными и другими структурами на основе создания территориально-промышленных объединений с полным циклом производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также путем рациональной концентрации функций государственного управления в одном органе при оптимальном сочетании с хозяйственно-экономическими формами управления и местным самоуправлением.

В рыночных условиях основным действующим субъектом отношений становятся самостоятельные товаропроизводители, которые определяют состав хозяйственных функций и на каком уровне целесообразнее их выполнять. При этом должны обеспечиваться права как на средства производства каждого члена коллектива или самостоятельного подразделения, так и на результаты их производственной деятельности.

Система хозяйственно-экономического управления АПК должна быть сориентирована на осуществление управленческих функций в зависимости от форм собственности. При этом должны учитываться обязанности и права собственника и их распределение между юридическими, частными лицами по действующему законодательству, условиям контрактов и другим правилам, так как это должно предопределять экономические решения и их результат. Цель, задачи и функции хозяйственного управления должны быть направлены на получение необходимой эффективности производства и экономической отдачи, сообразуясь с которыми должны приниматься управленческие решения.

Исходя и этого, задачами хозяйственно-экономического управления являются:

- общее оперативное управление производством;

- прогнозирование и индикативное планирование, организация производства и его оптимизация;

материально-техническое обеспечение, маркетинг и сбыт продукции;

- обучение кадров для работы в рыночных условиях и др.

Кроме организации собственного производства, органы хозяйственных формирований должны взять на себя вопросы межотраслевого кооперирования на основе рыночных форм интеграции, поиск и организация тесного взаимодействия между организациями смежных отраслей и восстановление хозяйственных связей, объединение организационных и финансовых ресурсов товаропроизводителей для повышения эффективности производства и успешного ведения коммерческой деятельности.

Опыт функционирования различных интегрированных формирований показывает, что при этом создаются условия для совершенствования финансово-экономических отношений между предприятиями единой технологической цепи, эффективного использования средств бюджетной поддержки и привлечения инвестиций в АПК. Но учитывая, что получившие широкое распространение способы и методы интеграции предприятий различных сфер агропромышленного производства не полностью используют возможности, свойственные кластерным структурам, как наивысшим формам интеграции, становится очевидной ближайшая задача в АПК - построение комплексных интегрированных региональных производственно-сбытовых структур (кластеров).

Заключение. Таким образом, для эффективного руководства агропромышленным комплексом региона в условиях рыночной экономики нужна специальная концепция развития единой системы управления АПК, которая должна включать конкретные цели, задачи и функции всех уровней: государственного, хозяйственно-экономического управления и местного самоуправления, что будет способствовать достижению намеченных целей, сформулированных в Доктрине продовольственной безопасности России, Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Баклаженко, Г.А. Проблемы развития системы управления АПК России // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2013. - №2 (15). - с. 27-30

1. Конституция Российской Федерации. -М.: Издательство «Экзамен», 2003

2. Указ Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года №67 «О переименовании Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области»

3. Ушачев, И.Г. Система управления - основа реализации инновационного развития АПК России // АПК: Экономика, управление. - 2013. -№1. - с. 13-21

4. Ушачев, И.Г. Кеникстул, В.И., Седнев, В.Ф., Константинович, В.А., Микляева, В.Н. Совершенствование системы управления агропромышленным комплексом Российской Федерации / Под ред. И.Г. Ушачева. - Тула: Гриф и к. 2008. -418 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.