Секция «Экономика и бизнес»
печивающие прямую финансовую поддержку и финансирование конкретных инновационных проектов, так и стимулирующие использование средств коммерческих структур, например, банковских кредитов с частичным субсидированием процентной ставки.
Формирование эффективной государственной инновационной политики ускорят переход к инновационной экономике в России.
В структуре негосударственных финансовых институтов, занимающихся финансированием инноваций, выделяются банки, инвестиционные институты и фонды, индивидуальные инвесторы, венчурные фонды.
Банковское кредитование слабо используется для финансирования инновационных проектов аэрокосмической отрасли ввиду политики низких рисков. Как правило, кредиты банков носят краткосрочный характер и предоставляются под высокие проценты, в то время как инновационные проекты являются дорогостоящими и долгосрочными. Они имеют актуальность в случае заключительной стадии инновационного проекта.
Инвестиционные институты (страховые компании, пенсионные фонды, фонды компаний, государственные инвестиционные фонды) работают также в области невысоких финансовых рисков, предпочитая партнеров с надежной деловой репутацией.
Инвестиционные фонды концентрируются на определенных видах бизнеса, процедуры принятия решений об инвестировании в них достаточно сложны и длительны, для обращения в эти фонды существуют многочисленные ограничения и условия.
Основными инвесторами инновационных проектов являются венчурные фонды, созданные для работы в зоне наибольшего риска. Вследствие чего их инвестиции являются самыми дорогими, процедуры рассмотрения заявок и принятия решений относительно просты и оперативны.
В условиях широкого распространения акционерной собственности в современном мире важнейшим внешним источником финансирования инноваций становится эмиссия ценных бумаг корпораций - облигаций и акций. При реализации этого механизма финансирования инноваций дивиденды по выпущенным бумагам выплачиваются либо за счет текущей прибыли до поступления доходов от финансируемого инновационного проекта, вероятность неудачи которого достаточно высока, либо после начала поступления доходов от реализации проекта. Целевые эмиссии под финансирование инноваций могут распространяться как среди индивидуальных инвесторов, так и институциональных, но при условии:
1. Государственных гарантий дивидендов по корпоративным ценным бумагам с соответствующей долей государства в эмиссии, прибыли или взамен жесткой фиксации цен, сроков, объемов производства инновационной продукции и ее потребителей.
2. Привлечения государства, приобретающего контрольный пакет акций целевой эмиссии; государственного заказа с указанием объема, ценовых критериев и сроков.
Библиографические ссылки
1. Федеральное космическое агентство «Роскос-мос» [Электронный ресурс]. URL: http://www. roscosmos. ru/main.php ?id=24
2. Чернышева Б. Н. Инновационный менеджмент : учебник. М. : Вузовский учебник, 2008.
3. Международные аэрокосмические и оборонные программы под давлением новых обстоятельств [Электронный ресурс]. URL: http://www.pwc.ru/ru/ press-releases/2012/ad-under-pressure.jhtml.
©Гришкявичус Р. С., 2013
УДК 658.51
Э. Э. Губайдуллина Научный руководитель - Г. А. Карачёва Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Рассмотрена система организации управления производством, направленная на непрерывное совершенствование деятельности машиностроительного предприятия, с целью повышения результативности потока создания ценности и увеличения объемов производства продукции для авиационной промышленности.
Совершенствование организации управления производством является одним из основных направлений решения многих задач на машиностроительных предприятиях. Сегодня можно говорить о существовании системы управления производством, которая объединяет в себе все направления совершенствования производства и может поднять конкурентоспособность предприятия и вывести его на новый уровень. Речь идет о современной концепции управления предприятием - бережливом производстве, которое преду-
сматривает внедрение новых принципов управления на основе постоянного уточнения реальной ценности продукта, непрерывной оптимизации потока создания ценности, обеспечения самой непрерывности потока создания ценности, формирования условий для «вытягивания» продукта потребителем [2].
Задача бережливого производства - проектирование и внедрение производственной линии, способной изготавливать разные виды продуктов ровно за то время, которое действительно необходимо для их вы-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
работки. Время ожидания, время простоя в очереди и другие задержки в бережливом производстве рассматриваются как бесполезные и значительно сокращаются или ликвидируются полностью.
Многие зарубежные компании используют систему бережливого производства, видоизменяют ее под свои условия, сохраняя существенные черты. Из отечественных предприятий стоит отметить «Иркутский авиационный завод», практический опыт которого показал, что внедрение инструментов бережливого производства может в разы, а то и в десятки раз увеличить значения многих показателей деятельности предприятия.
Объектом исследования в работе выступает ООО «ОКБ Зенит», основным видом деятельности которого является обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения, производство машин и оборудования специального назначения. В 2010 году в производственную программу предприятия включена новая ассортиментная группа, - оборудование для авиационной промышленности, объемы производства которой растут с каждым годом в связи с возрастающей потребностью заказчика, одного из крупнейших авиастроительных предприятий России - ОАО «Новосибирское авиационно-производственное объединение имени В. П. Чкалова». ООО «ОКБ Зенит» успешно работает на рынке промышленного оборудования, однако в организации управления производством имеется ряд существенных недостатков. Наибольшие потери времени работы оборудования связаны с отсутствием работы, по причине чего коэффициенты загрузки станков имеют невысокие значения. К основным причинам брака на предприятии относятся: брак материалов, вина работников и отработка технологии. Длительность производственного цикла, уровень механизации и автоматизации труда на предприятии довольно высокий, но ручные сборочные операции занимают много времени. При анализе культуры производства также выявлены недостатки, затрудняющие протекание производственного процесса.
На основе выявленных проблем предлагается совершенствовать организацию управления производством за счет рационального размещения производственных, вспомогательных участков цеха и рабочих мест, с целью сокращения производственного цикла изготовления оборудования для авиационной промышленности и снижения непроизводительных потерь.
Совершенствование производства начинается с картирования потока создания ценности и анализа основных и вспомогательных процессов производства. Чтобы правильно выстроить поток, прежде всего, нужно понять, что в этом потоке добавляет ценность, а что является потерями [1]. Проблемы, снижающие эффективность производства, связаны в первую очередь с неоптимальными маршрутами движения материалов и деталей, излишними перемещениями персонала. На предприятии постоянно происходит перемещение огромного количества материала, персонала и информации. Данное обстоятельство и усложнение
процесса управления потоками приводит к значительным потерям времени, и как следствие к снижению эффективности труда из-за нечеткой организации производственных процессов, что в свою очередь отражается на длительности производственного цикла. Соответственно, последующие улучшения касаются оптимизации рабочего пространства, его формирования вокруг рабочего процесса. Необходимое оборудование и персонал, имеющий непосредственное отношение к производству продукции авиационного назначения, предложено расположить на одном этаже, а рабочие места выстроить в поток, за счет чего значительно сократятся потери, связанные с перемещениями. Таким образом, оптимизация потерь достигается минимизацией физического расстояния и исключением излишней транспортировки. В процессе совершенствования организации управления производством и анализа технологически увязанного оборудования предлагается приобрести координатно-расточной станок, организовать сварочный пост на участке сборки, участок покраски, оптимизировать производственную планировку. Для перемещения оборудования, монтажа и демонтажа станков предлагается воспользоваться услугами сторонней организации. Для организации металлозаготовительного участка необходимо арендовать дополнительные производственные площади. Общая стоимость внедрения оценивается около трех миллионов рублей.
В результате совершенствования организации управления производством повысится управляемость производством, увеличится загрузка оборудования и его производительность. Максимизация загрузки оборудования приведет к рациональному использованию фонда рабочего времени. Сократятся непроизводительные потери времени: время для обмена информацией между работниками; люди смогут работать на нескольких операциях; появится возможность работать без транспортировки и излишних перемещений рабочих. Все вышеперечисленные изменения приведут к повышению результативности потока создания ценности: сократится цикл изготовления деталей в 1,5 раза, а перемещения основных рабочих в 9 раз. Совершенствование организации управления производством окажет положительное влияние на выполнение плана по выпуску конечной продукции, позволит обеспечить своевременность поставок предприятиям-потребителям и благоприятным образом скажется на эффективности производственной деятельности ООО «ОКБ Зенит».
Библиографические ссылки
1. Ротер М., Шук Дж. Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности. М. : Альпина Бизнес Букс: СБББ, Центр развития деловых навыков, 2005. 144 с.
2. Хоббс Д. П. Внедрение бережливого производства. Практическое руководство по оптимизации бизнеса. М. : Гревцов Паблишер, 2007. 352 с.
© Губайдуллина Э. Э., 2013