УДК 332.871 DOI 10.47629/2074-9201_2020_20_12_8
Емельянов Аркадий Александрович,
магистрант 2 курса, ФГБУ ВО Российский государственный социальный университет, Москва,
angolez@gmail.com
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛЬЮ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ УСЛУГОЙ ЖИЛИщНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА
Аннотация. В статье рассматривается значимость российской электроэнергетики как важнейшей отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Анализируются основные проблемы энергетической отрасли, а также факторы, влияющие на стоимость электроэнергии как важнейшей услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ). В статье приводится необходимость государственного регулирования и государственного вмешательства в энергетическую отрасль и в сферу управления ЖКХ. Приводятся подробные рекомендации по совершенствованию как электроэнергетической отрасли, так и сферы ЖКХ в целом.
Ключевые слова: электроэнергия, энергетика, услуги ЖКХ, система ЖКХ, государственное регулирование энергетической отрасли, опрос населения, реформирование энергетической отрасли и системы ЖКХ; пути совершенствования энергетической отрасли и сферы ЖКХ
Arkadiy A. Emelianov,
2 master course, Russian State Social University, Moscow, angolez@gmail.com
IMPROVEMENT OF HOUSING MANAGEMENT ORGANIZATION (ON THE EXAMPLE OF ELECTRICITY SUPPLY SERVICES)
Abstract. The article considers the importance of the Russian electric power industry as the most important branch of housing and communal services. The main problems of the energy industry are analyzed, as well as factors that affect the cost of electricity as an essential utility service. The article describes the need for state regulation and state intervention in the energy sector and the sphere of housing and utilities management. Detailed recommendations are given for improving both the electric power industry and the housing and utilities sector as a whole.
Keywords: electricity, energy, utilities, system utilities, state regulation of the energy industry, a survey of the inhabitants, the reform of the energy sector and public utilities, ways of improving the energy sector and the housing sector
Роль энергетики для национальной хозяйственной системы является одной из важнейших, поскольку именно она определяет потенциал всей экономической системы страны в целом, так как продукты этой отрасли обеспечивают большинство производственных процессов. Экономика энергетических отраслей имеет свои специфические характеристики, которые требуют системного подхода к исследованию - от добычи энергоресурсов до конечного потребления вторичной энергии. Электроэнергетика является основой функционирования как экономики, так и жизнеобеспечения.
В Федеральном законе № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» под электроэнергетикой понимается отрасль экономики Российской Федерации, которая
включает в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. [13]
Один из важнейших секторов российской экономики, но при этом - самый энергозатратный - это
шз
жилищно-коммунальное хозяйство, доля которого в потреблении энергоресурсов составляет более 25%. Именно поэтому вопрос энергосбережения в данной сфере стоит достаточно остро.
Нельзя не отметить, что генерация электроэнергии производится тепловыми, атомными и гидро- электростанциями, а также альтернативными источниками энергии, вырабатываемыми с помощью ветра, солнечного света, а также энергии тепла земли. Энергосистема Российской Федерации состоит из ЕЭС России (семь объединенных энергосистем (далее ОЭС) - ОЭС Центра, Средней Волги, Урала, Северо-Запада, Юга и Сибири) и территориально изолированных энергосистем (Чукотский автономный округ, Камчатский край, Сахалинская и Магаданская область, Норильско-Таймырский и Николаевский энергорайоны, а также энергосистемы северной части Республики Саха (Якутия)). [8]
Весь промышленный сектор строится на использовании энергетических ресурсов или их продуктов. Достаточно существенную проблему являет вопрос взаимодействия предприятий промышленной сферы и сферы производства энергии, поскольку предмет сделки купли-продажи не имеет материальной формы. В случае электроэнергии, невозможно производить ее в большем объеме, чем готов потребить рынок, поскольку для нее характерна такая специфическая черта, как неспособность к хранению. Еще одной особенностью электроэнергии является одновременный процесс ее производства и передачи. [14, с.58]
Обеспечение электроэнергией населения и промышленных предприятий является жизненно необходимой услугой жилищно-коммунального хозяйства, а проблемы энергетической отрасли - социально значимыми.
Высокие тарифы за электроэнергию, перекрестное субсидирование, потери электроэнергии на всех этапах процесса ее передачи от производителя конечным потребителям и другие проблемы электроэнергетической отрасли являются причиной дороговизны услуг ЖКХ, что в конечном итоге снижает качество жизни населения.
Электроэнергетическая отрасль сегодня характеризуется целым рядом проблем, которые автор на основе анализа соответствующей литературы может объединить в 4 основные группы:
1) Недостаточная эффективность государственного управления, а также отсутствие эффективного механизма взаимодействия муниципальных властей с населением (необходимость антимонопольного регулирования, негативное влияние чрезмерного государственного вмешательства на конкуренцию между предприятиями и т.д.);
2) Несовершенство рыночного механизма (в результате некоторые участники злоупотребляют
сложившейся ситуацией на рынке и безосновательно завышают цены);
3) Производственные, технологические и технические проблемы (физический и моральный износ оборудования, отсутствие оснащенности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и потребителей современными устройствами по учету энергоресурсов, невозможность удовлетворения спроса в полном объеме, аварийные ситуации в виде утечек взрывов и т.д.);
4) Финансовые проблемы (энергопотери в сетях, задолженность населения и даже целых регионов за использование электроэнергии, необходимость энергосбытовых организаций прибегать к кредитам, перекрестное субсидирование).
Кроме того, нельзя также не упомянуть о наличии «теневого» сектора ЖКХ, а также коррупционной составляющей.
Перечисленные проблемы имеют масштабный характер и влияют на состояние всей электроэнергетики и впоследствии на всю российскую экономику, поэтому требуют усиления государственного регулирования, вмешательства и поддержки.
Автор считает, что для решения проблем в сфере электроэнергетики в нашей стране необходимо проведение общих мер в ЖКХ и специфичных мер в энергоотрасли.
Как уже было отмечено выше, государственное регулирование в электроэнергетике характеризуется рядом особенностей, отражающихся на всех участниках. К основным особенностям можно отнести:
- социальную направленность тарифного регулирования, которая выражается в широком спектре механизмов тарифной поддержки бытовых потребителей;
- относительно низкий уровень конечных цен и тарифов;
- одновременное сочетание регулирования практически всех ключевых показателей деятельности компаний: конечных цен, предельного уровня цен и тарифов, финансовых параметров организация (нормы доходности), и величины валовой выручки. Кроме того, на территории Российской Федерации отдельно устанавливается ограничение на совокупный платеж граждан за коммунальные услуги.
Нельзя не отметить тот факт, что в области ценовой и тарифной политики в сфере электроэнергетики государством сформирован вектор, направленный на сдерживание тарифного роста. Такой подход к государственному регулированию получил название «инфляция минус». По прогнозам специалистов Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), в связи со сложной ситуацией, в 2020 году основные принципы тарифной политики вероятнее всего будут пересмотрены. Кроме того, на фоне общего ухудшения конъюнктуры с большей долей вероятности будут
ип
пересматриваться также и инвестиционные планы энергокомпаний. На сегодняшний день требуется активный поиск резервов для повышения внутренней эффективности (такого рода потребность диктуется как текущими кризисными тенденциями в экономике, так и принятой ранее концепцией регулирования «инфляция минус», которая выражается в отсутствии роста цен в реальном выражении). В качестве инструмента снижения издержек отечественных производителей сдерживание цен в инфраструктурном секторе (в том числе в энергетике) не дает существенных результатов. Важным моментом является то, что и на сегодняшний день на территории нашего государства сохраняется конкурентное преимущество в виде сравнительно низких цен на электроэнергию для производителей. Регулирование тарифов в электроэнергетике осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Принимает тарифные решения в отношении оптового рынка электроэнергии (в частности, что касается вопроса мощности), инфраструктурных организаций, а также предельные уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии, и определяет предельные цены на электроэнергию для населения Федеральная антимонопольная служба России. Вопросы, касающиеся населения, регулируются приказом Федеральной антимонопольной службы от 11 октября 2019 года №1338/19. Кроме того, данная служба также утверждает индикативные цены на электроэнергию (мощность), которая покупается с оптового рынка для обеспечения нужд населения и приравненных к нему категорий потребителей. [12]
Для устранения существующих проблем в управлении сферой ЖКХ необходимы:
- повышенный интерес и внимание общества и государства к данному вопросу;
- переход от жесткого централизованного управления к мультиагентному, который позволит осуществить оптимальный мониторинг состояния энергетической системы в реальный момент времени и быстрое реагирование;
- эффективное и своевременное взаимодействие всех участников и заинтересованных лиц;
- поиск эффективных решений основных проблем сферы ЖКХ в условиях кризиса и, как следствие, ухудшения финансово-экономического положения государства и населения; [5, с.201]
К числу основных направлений совершенствования деятельности муниципальных органов управления по развитию ЖКХ следует отнести:
- обновление и развитие инфраструктуры ЖКХ. Указанное направление в деятельности муниципальных органов предполагает разработку и реализацию программных документов по развитию систем газификации и электрификации, а также обеспечение ин-
фраструктуры ЖКХ необходимыми объектами недвижимости;
- закрепление функционирующих тепло- и электросетей за ответственными специализированными организациями, ликвидация неэксплуатируе-мых сетей;
- оказание поддержки организациям, предоставляющим коммунальные ресурсы, в реализации проектов совершенствования коммунальной инфраструктуры, в том числе совместная с ними реализация таких проектов;
- упорядочение и повышение эффективности отношений по управлению многоквартирными домами. На современном этапе развития ЖКХ управление большей частью многоквартирных домов на территории муниципального образования сосредоточено в руках управляющих компаний, потому автор считает крайне важным сделать деятельность таких компаний максимально прозрачной и понятной для потребителей;
- организация и осуществление мероприятий по капитальному ремонту жилищного фонда. Сегодня вопросы капитального ремонта жилищного фонда решаются органами публичного управления регионального уровня. При этом муниципальные органы должны, используя собственные ресурсы, принимать участие в реализации региональных программ по указанному направлению и пр. [4, с.235]
Таким образом можно сказать, что совершенствование деятельности муниципальных органов управления по развитию ЖКХ - это, прежде всего, мероприятия и меры муниципальной политики, реализуемые должностными лицами и органами публичного управления муниципалитета с целью оптимизации и повышения эффективности управленческих процедур в области ЖКХ. По мнению ряда экспертов, на сегодняшний день наиболее перспективна в развитии муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством минимизация муниципального вмешательства. По прогнозам специалистов, это даст участникам возможность принимать решения самостоятельно. Единственная проблема, которая может возникнуть - это неспособность приобретения услуг по рыночным ценам социально незащищенными слоями, поскольку именно в данном вопросе необходимо вмешательство государства.
Кроме этого, нельзя не отметить, что для развития российского рынка электроэнергии необходимо осуществление и полноценного антимонопольного регулирования, поскольку исследуемый рынок отличается низкой конкурентоспособностью, что чревато порождением существенных угроз для рынка электроэнергии страны. При этом контроль над рынком электроэнергии и рыночными отношениями, складывающимися в его рамках, требует создания правил
СЖ]
оптового и розничного рынка, разработки систем и правил доступности, выработки документов для соблюдения законности, недопущения манипулирования ценами и мощностями на рынке электроэнергии. [2, с.288]
В результате несовершенства государственного регулирования участников рынка электроэнергии имеют место злоупотребления монопольным положением на рынке, что, безусловно, негативно отражается на экономике и снижает уровень жизни населения, что выражается в безосновательно высоких тарифах, искажении структуры издержек и в отсутствии полноценной системы регулирования деятельности субъектов рынка электроэнергии. Но в то же время чрезмерное вмешательство государства в хозяйственную деятельность участников рынка электроэнергии мешает расширению сферы конкурентных отношений и повышению их качественного уровня.
Как указывалось ранее, еще одной значительной проблемой развития российской электроэнергетики является высокая степень изношенности оборудования и недостаточность мощностей, несоответствие предложения спросу (ввиду несоответствия мощностей предложение не может обеспечить потребности спроса). Поэтому для улучшения ситуации на рынке государство предпринимает следующие меры:
- производит реформирование и преобразование энергетической отрасли;
- осуществляет выделение субсидий на модернизацию и реконструкцию электростанций;
- проводит стимулирующие мероприятия для повышения конкурентоспособности внутри отрасли. [3, с.115]
Реформы энергетической отрасли охватывают три направления:
1. Либерализация рынка электроэнергии с целью одномоментного проведения реструктуризации рынка и его либерализации;
2. Развитие оптовой и розничной торговли электричеством;
3. Вложения в капитал компаний электроэнергетической отрасли. [7]
Стимулирующие конкуренцию действия на сегодня выразились в создании оптового рынка (т.н. бирж), на котором производители (генераторы), энергосбытовые организации, которые непосредственно работают с конечными потребителями, могут свободно заключать соглашения по приемлемым для них ценам.
Государственное регулирование и поддержка такой стратегически важной отрасли как энергетика способствует развитию научно-технического прогресса (далее НТП) в ней и смежных сферах деятельности, что в конечном итоге способствует выходу рос-
сийских производителей на мировой рынок и увеличению экспортных поставок.
Кроме того, для дальнейшего развития рынка электроэнергии автор считает необходимым принятие ряда мер:
- субсидирование государством расширения экспорта электроэнергии;
- упрощение процедуры таможенного контроля;
- гармонизация внутреннего производства с требованиями международных стандартов;
- демонополизация рынка;
- уменьшение степени влияния государства на отрасль через разделение функций контроля и регулирования отрасли;
- получение производителями (генераторами) электроэнергии доступа к экспортным поставкам;
- осуществление импорта электроэнергии для сдерживания роста цен и покрытия дефицита в нуждающихся регионах;
- осуществление государственного контроля над соотношением объемов импорта и экспорта.
Тем не менее, несмотря на огромные перспективы развития на рынке энергоснабжения имеют место и множество проблем.
Особое внимание в данном вопросе следует уделить проблемам Северо-Кавказского Федерального округа (далее СКФО), ряд субъектов которого являются должниками на оптовом рынке. В частности, в 2019 году общая сумма долга за электроэнергию и газ достигла 120 млрд руб. По данным «Газпром межрегионгаз» по состоянию на 1 декабря 2018 года больше всего долгов за газ было зарегистрировано у потребителей в категории «население» в Республике Чечня (13,291 млрд руб.), Республике Дагестан (9,033 млрд руб.), Республике Кабардино-Балкария (2,732 млрд руб.), Республике Ингушетия (1,131 млрд руб.). Кроме того, в список должников входит также Краснодарский край (1,262 млрд руб.), который находится в составе Южного Федерального округа.
Проблемой СКФО также является низкий уровень тарифов, который приводит к тому, что сети не обновляются и поддержание их в удовлетворительном техническом состоянии невозможно. Кроме того, нельзя не отметить плохую платежную дисциплину. В результате, накопившуюся задолженность энергетическим предприятиям данного региона регулярно обнуляют, вследствие этого стоимость электроэнергии, потребляемой вышеперечисленными субъектами РФ, распределяется на другие регионы РФ, население которых, таким образом, переплачивает за услуги энергоснабжения. Для снижения проблемы задолженностей, а также в целях снижения стоимости услуг энергоснабжения необходимо, по мнению автора, в проблемных регионах и в стране в целом, отказаться от услуг посреднических организаций и
СЖ]
наладить контакты напрямую с генераторами энергии, заключать договоры поставки именно с ними. В таких случаях, если какой-либо регион или населенный пункт будет задерживать платежи за потребленную электроэнергию, генератор будет отключать их от источника потребления.
Прослойка в виде сбытовых организаций, имеющая место практически во всех предприятиях сферы ЖКХ, и в энергоотрасли в том числе, на наш взгляд, является зачастую излишним звеном в цепочке снабжения, из-за которой возрастает цена услуг ЖКХ, тяжесть оплаты которых, в конечном итоге, ложится на плечи потребителей. Данным фактором также объясняется дороговизна услуг ЖКХ.
Проблемы взаимодействия энергетических компаний с потребителями электрической энергии также могут быть связаны с недостаточной скоростью обновления технических возможностей и компетентности потребителей, а также с существующей необходимостью работы приемных отделений на местах при наличии, однако, и дистанционных методов взаимодействия. Однако, повсеместный переход на автоматизированную систему коммерческого учета электроэнергии, полноценным образом обеспечивающую дистанционный сбор информации со специально оборудованных приборов учета, значительно сокращает ресурсоемкость снятия показаний и дистанционного оперативного взаимодействия с потребителями. [6, с.153]
Перспективы развития энергетической отрасли в целом и жилищно-коммунального хозяйства в частности, связаны с уровнем взаимодействия предприятия с органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями, политическими партиями. Кроме того, важным вопросом также является повышение уровня образования и информированности среди населения, введение дополнительных льгот и субсидий в отношении приобретения современного оборудования по учету электроэнергии среди населения. Необходимо максимально ускорить распространение систем АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии) для дистанционной передачи данных о потреблении электрической энергии в режиме автоматического заполнения, а также уделять больше внимания удобству и простоте интерфейса сайтов, с помощью которых можно осуществить контроль и передачу данных. Кроме того, необходимо принимать дополнительные меры по обеспечению гарантий гражданам в части бесперебойной работы систем учета оплаты, так как в результате анализа проведенного опроса граждане неоднократно упоминали сложность дальнейшего доказывания факта оплаты без бумажного формата оплаченной квитанции, что в свою очередь, поднимает вопрос о необходимости введения обязательного наличия электронной подписи.
Необходимо также помнить о такой проблеме в Российской Федерации как существование энергодефицитных регионов, то есть тех, в котором потребности топлива и энергии не покрываются за счет собственных энергетических ресурсов. В таких случаях недостаток, как правило, покрывается за счет приобретения тепла и энергии у других регионов.
Необходимо отметить, что зачастую мы можем видеть в качестве компенсации нехватки энергетических ресурсов также и альтернативную электроэнергетику, соответствующую тому или иному климату, к числу которых относят: ветроэнергетику, гелиоэнергетику, биотопливо, альтернативную гидроэнергетику, геотермальную энергетику. Но, необходимо помнить, что альтернативные виды получения такого рода ресурса не всегда приносят устойчивый результат. Кроме того, существуют удаленные и изолированные территории, где строительство крупных электростанций, а также использование альтернативной электроэнергетики является неоправданным с экономической точки зрения. По мнению ряда специалистов, в число которых входят О.А. Новоселова (Генеральный директор НП «Распределенная энергетика», координатор ТП «Малая распределенная энергетика»), в таких случаях наиболее эффективным решением являются гибридные электроустановки.
Таким образом, первыми из направлений модернизации и технологического развития экономики России Правительством определены энергоэффективность и энергосбережение.
Также мы видим, что является крайне важной и требует безотлагательного решения задача по оптимизации энергозатрат и повышению энергоэффективности на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства.
То есть, на сегодняшний день ослабление роли государства в вопросе контроля за производством электроэнергии на территории Российской Федерации может обернуться невосполнимыми потерями. Государство продолжает политику сдерживания тарифов по принципу «инфляция минус», в том числе и за коммунальные услуги. Результатом этого являются одни из самых низких по сравнению с зарубежными странами цены на электроэнергию. Тем не менее, сдерживание расходов на электроснабжение является актуальным не для всех до-мохозяйств, поскольку потребность в таком сдерживании определяется уровнем доходов. Именно по этой причине представляется актуальным развитие механизмов адресной поддержки, которые в долгосрочной перспективе должны прийти на смену политике общего сдерживания тарифов для населения. С другой стороны, в муниципальном управлении жилищно-коммунальным хозяйством
ип
необходима минимизация муниципального вмешательства.
Задача по оптимизации энергозатрат и повышению энергоэффективности на предприятиях ЖКХ является крайне важной и требует безотлагательного решения. В частности, особое внимание необходимо
уделить системе учета электроэнергии и ее максимальное распространение.
В ряде регионов Российской Федерации необходимо усиление внимания органов власти к ситуации с платежной дисциплиной, а также поэтапное доведение тарифов до приемлемого уровня.
Список литературы
1. Анисимова П.С. Анализ развития энергетической отрасли РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. -2020. -№ 12. -С. 15-22.
2. Батенин В.М., Бушуев В.В., ВоропайН.И. Инновационная электроэнергетика-21. -М.: ИЦ «Энергия», 2017. -584 с.
3. Бушуев В.В. Оценка корпоративной эффективности в ТЭК: методология и результаты. -М.: ИЦ «Энергия», 2018. -188 с.
4. Бушуев В.В. Интеллектуальное развитие электроэнергетики с участием «активного» потребителя. -М.: ИД «Энергия», 2018. -84 с.
5. Быстрицкий Г.Ф. Основы энергетики: учебник. -М.: КноРус, 2017. -350 с.
6. Воропай Н.И. Теоретические основы, методы и модели управления большими электроэнергетическими системами. -М.: ПАО «ФСК ЕЭС», 2019. -188 с.
7. Министерство Энергетики. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 01.06.2020).
8. Основные характеристики Российской электроэнергетики / Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации URL: https://minenergo.gov.ru/node/532 (Дата обращения: 10.07.2020)
9. Понаморенко В.Е. Актуальные направления финансовой интеграции в ЕАЭС: правовой анализ. -М.: Русайнс, 2018. -184 с.
10. Порфирьев Б.Н. Модернизация промышленности и развитие высокотехнологичных производств в контексте «зеленого роста». -М.: Научный консультант, 2017. -434 с.
11. Рубцов Б.Б. Зеленые финансы в мире и России. -М.: Русайнс, 2018. -176 с.
12. Тарифная кампания в электроэнергетике на 2020 год. Информационно-аналитический бюллетень. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020. - 35 с.
13. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (Дата обращения: 12.07.2020)
14. Швец Н. Н. Экономика электросетевого комплекса. -М.: МГИМО Университет, 2018. -230 с.
References
1. Anisimova P.S. Analysis of the development of the energy sector of the Russian Federation // Economics and business: theory and practice. -2020. -№ 12. -С. 15-22.
2. Batenin V.M., Bushuev V.V., Voropay N.I. Innovative power industry-21. -M.: IC Energia, 2017. -584 p.
3. Bushuev V.V. Assessment of corporate performance in the fuel and energy complex: methodology and results. -M.: IC Energia, 2018. -188 p.
4. Bushuev V.V. Intellectual development of the electric power industry with the participation of an "active" consumer. -M.: Publishing House «Energy», 2018. -84 p.
5. Bystritsky G.F. The basics of energy: a textbook. -M.: KnoRus, 2017. -350 p.
6. Voropay N.I. Theoretical foundations, methods and models for managing large electric power systems. -M.: PJSC FGC UES, 2019. -188 p.
7. The Ministry of Energy. The energy strategy of Russia for the period up to 2030 [Electronic resource]. Access mode: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (accessed: 06/01/2020).
8. Main characteristics of the Russian electric power industry / Official website of the Ministry of Energy of the Russian Federation URL: https://minenergo.gov.ru/node/532 (Date of access: 10.07.2020)
9. Ponamorenko V.E. Actual directions of financial integration in the EAEU: legal analysis. -M.: Rusyns, 2018. -184 p.
10. Porfiryev B.N. Modernization of industry and the development of high-tech industries in the context of «green growth». -M.: Scientific consultant, 2017. -434 p.
11. RubtsovB.B. Green finance in the world and Russia. -M.: Rusyns, 2018. -176 p.
12. Electricity Tariff Campaign for 2020. Information and analytical bulletin. - Moscow: National Research University Higher School of Economics, 2020. - 35 p.
13. Federal Law "On the Electricity Industry" dated March 26, 2003 N 35-FZ (last edition) URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (Date of access: 12.07.2020)
14. Shvets N.N. Economics of the electric grid complex. -M.: MGIMO University, 2018. -230 p.
un