pISSN 2073-5081 Управленческий учет
eISSN 2311-9381
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Анна Валерьевна РОМАНЕНКО
аспирантка кафедры бухгалтерского управленческого учета, Ставропольский государственный аграрный университет, главный бухгалтер ООО «Сапоре ИТ», Ставрополь, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Получена 26.10.2017 Получена в доработанном виде 31.10.2017 Одобрена 06.11.2017 Доступна онлайн 29.11.2017
УДК 657: 338.439 JEL: М11, М40
Ключевые слова:
общественное питание, учетный процесс, функции общественного питания, учет, предприятие общественного питания
Аннотация
Предмет. Организация учетного процесса имеет основополагающее значение для эффективного функционирования системы управления экономического субъекта. Рынок общественного питания характеризуется специфическими отраслевыми и организационно-экономическими особенностями хозяйствования, влекущими формирование индивидуальных аспектов учетного процесса. В целях генерирования эффективных управленческих решений, обеспечения высокого уровня конкурентоспособности и недопущения стагнации в процессе функционирования на предприятиях общественного питания возникает необходимость выявления направлений оптимизации и совершенствования организации учетного процесса. Цели. Осуществить декомпозицию понятия «учетный процесс», уточнить общепринятое понятие учетного процесса. Разработать концепцию совершенствования организации учетного процесса на предприятиях общественного питания. Установить взаимосвязь функций отрасли общественного питания с организационно-методическими аспектами организации учетного процесса. Разграничить особенности учетного процесса на предприятиях общественного питания в зависимости от размера экономического субъекта.
Методология. В процессе исследования были использованы теоретические методы познания, обобщение научной литературы экономической тематики, анализ статистических данных.
Результаты. Проведен обзор понятия «учетный процесс», осуществлена декомпозиция понятия. Предложена концепция совершенствования организации учетного процесса на предприятиях общественного питания. Обосновано влияние функций отрасли общественного питания на организацию и осуществление учетного процесса на предприятии. Представлен результат авторской систематизации отличительных особенностей учетного процесса, характерных для предприятий общественного питания в зависимости от их размера.
Выводы. Декомпозиция понятия учетного процесса позволяет определить немаловажное значение этапа генерирования управленческих решений в учетном процессе. Разработанная концепция совершенствования организации учетного процесса на предприятиях общественного питания выступает в качестве фундамента для дальнейших исследований в направлении оптимизации и модернизации организационно-методических аспектов учетного процесса. Определение взаимосвязей функций, организационно-экономических и отраслевых характеристик с особенностями организации учетного процесса на предприятиях общественного питания позволяет дополнить и конкретизировать систему элементов учетного процесса экономических субъектов исследуемой отрасли.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Романенко А.В. Совершенствование организации учетного процесса на предприятиях общественного питания // Международный бухгалтерский учет. - 2017. - Т. 20, № 22. - С. 1304 - 1317. https://doi.org/10.24891/ia.20.22.1304
Общественное питание в Российской Федерации активно развивается из года в год. Растет количество субъектов отрасли, появляются новые направления ресторанного бизнеса. На сегодняшний день сфера общественного питания в Российской Федерации представляет собой громадное количество предприятий с различным уровнем
обслуживания, качеством продукции, разнообразием используемого оборудования [1].
Общественное питание - это специфическая отрасль, которая включает в себя организации различных форм собственности, объединенные по характеру перерабатываемого сырья и
выпускаемой продукции для обслуживания населения и оказания услуг [2]. Сфера общественного питания отличается от других секторов экономики выполнением трех неразрывно связанных функций, а именно производство кулинарной продукции, ее реализация и организация потребления [3].
Общественное питание является одной из самых необходимых услуг в современных социальных делах [4]. Социальное значение отрасли общественного питания и ее значение в современной рыночной экономике проявляется в создании условий, облегчающих и улучшающих жизнь людей. Поэтому необходимо качественное развитие и изменение сферы услуг вообще, и сферы общественного питания в частности [5]. Деятельность предприятий общественного питания способствует решению как экономических, так и социальных задач по удовлетворению потребностей населения в организации внедомашнего питания и досуга [6].
На сегодняшний момент предприятия общественного питания активно развиваются за счет роста благосостояния, темпа жизни населения страны, интереса к западной и восточной кухне [7]. Анализируя данные Федеральной службы государственной статистики, можно сделать вывод, что в период с 2012 по 2016 г. в обороте общественного питания в России прослеживался неуклонный рост (рис.1).
Управление в ресторане - достаточно сложный и многогранный процесс [8]. Учетно-контрольная система является одной из основообразующих подсистем управления [9]. В целях удерживания высоких позиций и обеспечения конкурентоспособности экономическим субъектам рынка общественного питания необходимого создавать и непрерывно совершенствовать систему управления, позволяющую генерировать, обосновывать, внедрять, регулировать и анализировать управленческие решения, направленные, в том числе, на рациональную организацию бухгалтерского дела. С точки зрения Г.Г. Нор-Аревян, под рациональной организацией бухгалтерского дела следует понимать систему элементов и средств наиболее оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной (полезной) для управления информации о деятельности организации и осуществления
контроля за эффективностью использования производственных ресурсов [10].
Одним из главных требований, в соответствии с которым разрабатываются управленческие решения, является обеспечение научной обоснованности. Достоверно и своевременно составленная учетная информация является источником сведений, необходимых для принятия управленческих решений, которые способны повлиять на финансовое состояние организации [11]. Современные управленческие «шансы» включают в себя сферы деятельности предприятия по производству товаров, работ, услуг, стадию реализации, кадровый менеджмент, психодиагностику, непосредственно фазу производства [12]. Генерирование управленче ских решений должно производиться с учетом анализа возможных вариантов применения достижений научного-технического прогресса, международной практики, базироваться на результатах исследовательских разработок, выявленных тенденциях, нормах, положительном опыте решения задач управления предприятием, частью которого выступает учетный процесс.
Понятие учетного процесса формировалось в современных условиях в ходе функционирования предприятий. В табл. 1 даны интерпретации термина «учетный процесс», предлагаемые некоторыми зар убе жны ми и о те че с тв е нны ми исследователями. Систематизируя их, можно сделать вывод, что мнения авторов относительно понятия «учетный процесс» схожи и при формулировании общих характеристик понятия и при перечислении стадий, выделяемых в процессе.
С нашей точки зрения, для уточнения и дополнения понятия «учетный процесс» представляется целесообразным осуществить декомпозицию понятия с выделением основных этапов и промежуточных результатов (рис. 2).
В целях формирования концепции совершенствования организации учетного процесса на предприятиях общественного питания, основываясь на декомпозиции понятия «учетный процесс» считаем логичным сформировать авторское определение исследуемого понятия. С позиции автора, учетный процесс следует непосредственно рассматривать как циклический алгоритм, включающий составляющие единую учетно-информационную систему этапы выявления,
трансформации и адаптации учетной информации для целей генерирования, контроля и регулирования управленческих решений.
В своей работе Л.И. Шумакова [20] обращает внимание, что недостатками учетного процесса предприятий общественного питания являются:
— отсутствие управленческого учета;
— неэффективная форма автоматизации учетного процесса.
Учитывая актуальность вопроса развития и оптимизации организации учетного процесса на предприятиях общественного питания, представляется необходимым сформулировать концепцию совершенствования организации учетного процесса на предприятиях общественного питания, которая станет научным фундаментом исследования (рис. 3).
Предприятия индустрии питания имеют специфичные характеристики осуществления хозяйственной деятельности, которые существенно влияют на организацию учетного процесса. Относительно смежных отраслей общественное питание выделяется единовременным совмещением функций производства, торговли и организации развлечений потребителя.
Сопоставление функций индустрии питания с функциями других бизнес-направлений дано в
табл. 2.
Исследования относительно функционального предназначения отрасли общественного питания позволяют сделать вывод, что специфичность отраслевых функций, выполняемых общественным питанием, прямым образом влияет на организацию учетного процесса экономического субъекта в части нормативно-правового регулирования, выбора системы налогообложения, автоматизации, организации учетного процесса в целом и на отдельных его участках.
На рис. 4 показано, что построение эффективной системы учета на предприятии индустрии питания невозможно без учета специфики функционирования предприятий отрасли.
При организации учетного процесса на предприятии общественного питания помимо специфичных черт, вытекающих из основных
функций индустрии питания, необходимо учитывать и другие отраслевые особенности деятельности предприятий данной сферы:
— преимущественное применение ручного труда;
— использование в производственном процессе импортного сырья, покупных товаров, применение технологического, сантехнического, холодильного оборудования импортного происхождения, что отражается на себестоимости продукции собственного производства и влечет за собой дополнительные издержки;
— обязательность соблюдения технических, технологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других нормативов, соблюдение природоохранного законодательства, установки систем видеонаблюдения и обеспечения охраны.
Помимо отраслевых особенностей немаловажное значение имеют организационно-экономические характеристики конкретного предприятия: тип, класс предприятия, его организационная структура, вид производства, специфика технологии изготовления продукции (применение сборников рецептур, либо самостоятельная разработка технико-технологической и калькуляционной документации для фирменной продукции собственного производства), особенности реализации, обслуживания и организации досуга потребителей (самообслуживание («шведский стол», раздаточные линии, «салат-бар»), обслуживание на месте официантами/барменами, доставка готовых блюд; реализация на вынос, через магазины кулинарии, через розничную торговую сеть; кейтеринг, перечень дополнительных услуг в рамках организации досуга).
В табл. 3 представлена авторская систематизация отличительных особенностей учетного процесса, характерных для предприятий общественного питания в зависимости от их размера.
Для целей отнесения предприятий общественного питания к той или иной категории (малые, средние, крупные) применены положения Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г.
Систематизация особенностей осуществления учетного процесса на предприятиях общественного питания по отдельным элементам данного процесса позволяет выявить специфические характеристики его организации на предприятиях общественного питания в зависимости от размера организации. Предприятия общественного питания могут иметь статус самостоятельного хозяйствующего субъекта (юридического лица или индивидуального предпринимателя), входить в состав других организаций и объединений, а также осуществлять деятельность в качестве обособленного структурного подразделения.
Совершенствование функциональной системы учетного процесса на предприятиях общественного питания способствует
повышению эффективности конечных результатов деятельности.
В ходе исследования была выполнена синхронизация основных функций общественного питания с элементами учетной системы предприятий данной отрасли, представлена схема взаимосвязей функций предприятий общественного питания с отдельными аспектами учетного процесса, выделены и охарактеризованы особенности учетного процесса на предприятиях отрасли.
Полагаем, что изложенные выводы имеют немаловажное значение для дальнейших исследований при разработке направлений совершенствования учетного процесса на предприятиях, функционирующих в сфере общественного питания.
Таблица 1
Обзор понятия «учетный процесс» Table 1
The concept of accounting process: An overview
Автор, источник Определение понятия «учетный процесс»
Большой бухгалтерский словарь* Учетный процесс - осуществление учетных работ в определенной последовательности, по отдельным стадиям, тесно связанным между собой и представляющим единую систему. Основными стадиями учетного процесса являются: выявление, измерение и первичная регистрация учитываемых явлений; обработка первичной информации; получение учетных показателей с необходимой детализацией и группировкой, а также с одновременной проверкой правильности этих показателей
Е.Ю. Воронова [13] Учетный процесс - это единый, повторяющийся во времени, организованный процесс документирования, обработки, представления и использования информации о хозяйствующем субъекте
С. Брэгг** Учетный процесс - это три отдельных типа операций, используемых для записи бизнес-операций в учетных записях. Затем эта информация объединяется в финансовые отчеты. Типы операций: 1. Первый тип операций должен гарантировать, что обратные записи из предыдущего периода фактически были отменены. 2. Вторая группа состоит из шагов, необходимых для записи бизнес-операций в учетных записях. 3. Третья группа - обработка периода, требуемая для закрытия книг и составления финансовой отчетности
А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин [14] Учетный процесс -учетный цикл, который включает: отражение операций в первичных документах, запись операций в журнал, перенесение записей в главную книгу, формирование финансовых отчетов, обработку счетов для закрытия периода и подготовку к новому учетному циклу
Б.Нидлз и др. [15] Учетный процесс - учетная процедура (accounting system), которая включает: анализ хозяйственных операций на основе оправдательных документов, регистрацию операций в главном журнале, перенос записей в Главную книгу, трансформацию счетов в трансформационную таблицу, составление финансовой отчетности на основе трансформационной таблицы, закрытие счетов и подготовку к началу нового отчетного периода
А.Е. Дессерт [16] Учетный процесс - процесс осуществления в определенной последовательности бухгалтерских процедур, включая контроль и анализ, обеспеченный определенными ресурсами и регламентированный нормами законодательства и внутренними регламентами
В.В. Алексеева [17] Современный учетный процесс можно представить как информационную систему организации, сформированную под влиянием факторов внешней и внутренней среды
Е.А. Пушкарева [18] Учетный процесс - это единый, периодический, упорядоченный процесс документирования, обрабатывания, представления и использования данных об организации, или же другом хозяйствующем субъекте
И.И. Хахонова [19] Учетный процесс на предприятиях или в организациях любой формы собственности можно представить как текущее наблюдение, измерение и регистрацию хозяйственных операций, т.е. документирование фактов хозяйственной деятельности, заключающееся в оформлении или составлении первичных учетных документов
* Большой бухгалтерский словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1999.
** Bragg S. The Steps in the Accounting Process.
URL: https://www.accountingtools.com/articles/what-are-the-steps-in-the-accounting-process.html
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 2
Соотношение функций общественного питания относительно иных направлений бизнеса
Table 2
Correlation of functions of public catering and other business areas
Функции Предприятия пищевой промышленности Предприятия розничной торговли Предприятия общественного питания
Производство продукции + - +
Реализация продукции - + +
Организация потребления - - +
Создание условий для досуга - - +
Источник: авторская разработка; Романенко А.В. Особенности функционирования предприятий индустрии питания и их влияние на организацию учетного процесса. Инновационные тенденции развития российской науки: материалы Х Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной Году экологии и 65-летию Красноярского ГАУ Красноярск: издательство Красноярского ГАУ, 2017. С. 300-303
Source: Authoring, based on Romanenko A.V. [Specifics of operations of the food industry enterprises and their impact on the organization of accounting process]. Innovatsionnye tendentsii razvitiya rossiiskoi nauki: materialyXMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh, posvyashchennoi Godu ekologii i 65-letiyu Krasnoyarskogo GAU [Innovative Trends in Russian Science: Proc. 10th Int. Sci. Conf. of Young Scientists Dedicated to the Year of Ecology and the 65th Anniversary of Krasnoyarsk SAU]. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk SAU, 2017, pp. 300-303
Таблица 3
Особенности учетного процесса на предприятиях общественного питания в зависимости от их размера
Table 3
Specifics of accounting process at public catering enterprises depending on their size
Элементы учетного процесса Особенности учетного процесса Варианты учета в зависимости от размера предприятия общественного питания
Малые Средние Крупные
Учет запасов (МПЗ) Материально- производственные запасы подразделяются на сырье, полуфабрикаты, продукцию собственного производства, покупные товары. Каждая из категорий МПЗ может быть реализована Применение счетов 10 «Материалы», 41 «Товары» Применение счетов 10 «Материалы», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 41 «Товары» Применение счетов 10 «Материалы», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция»
Учет производства Формирование технологической и калькуляционной документации С применением или без применения счета 20 «Основное производство», чаще всего сырье и товары напрямую относятся на себестоимость продаж Применение счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» Применение счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 28 «Брак в производстве»
Учет расходов Учет расходов в разрезе номенклатурных статей. Наличие специфичных издержек, например, издержки на обеспечение/ поддержание удовлетворительного санитарно- гигиенического содержания помещений, соблюдение Применение счета 44 «Расходы на продажу». Ограниченный набор номенклатурных статей Отражение расходов на счете 26 «Общехозяйственные расходы», либо на счете 44 «Расходы на продажу». Широкая номенклатура статей затрат Применение счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу». Широкая номенклатура статей затрат
дезинфекционного режима, проведение дератизации и дезинсекции
Автоматизация Одновременное применение нескольких программных продуктов для ведения учета на отдельных участках с дальнейшей выгрузкой данных в обобщенном виде в основную бухгалтерскую программу Частичная автоматизация учета в части бухгалтерского и налогового учета Автоматизация продаж, бухгалтерского и налогового учета Автоматизация продаж, бухгалтерского и налогового учета, применение специального программного обеспечения для консолидирования учетных показателей
Учет резервов Формирование резервов под порчу продуктов, под естественную убыль сырья Резерв под порчу МПЗ не формируется Резерв под порчу МПЗ не формируется Формирование резервов под порчу МПЗ на счете 96 «Резервы предстоящих расходов»
Инвентаризация Инвентаризации проводятся в разрезе производственных цехов, торговых залов Периодичность инвентаризаций МПЗ, как правило, составляет квартал Периодичность инвентаризаций МПЗ, как правило, составляет календарный месяц Периодичность инвентаризаций МПЗ, как правило, составляет календарный месяц
Организационно-правовые и налоговые аспекты В целях оптимизации налоговой нагрузки возможно применение нескольких налоговых режимов для разных видов деятельности (например, ЕНВД (кафе, физический показатель - площадь торгового зала) + УСН (услуги кейтеринга), создание нескольких юридических лиц в рамках функционирования одного предприятия Учреждаются в форме ООО, либо индивидуальным предпринимателем, СНО - УСН/ЕНВД (если позволяет размер дохода) Учреждаются в форме ООО, либо индивидуальным предпринимателем, СНО -УСН/ЕНВД (если позволяет размер дохода), применение ОСН Учреждаются в форме ЗАО, ООО, либо индивидуальным предпринимателем, СНО - ОСН. В целях снижения налоговой нагрузки возможно создание нескольких фирм (малых, средних) с применением УСН или ЕНВД с осуществлением управления посредством управляющей компании
Отчетность Помимо бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции и пива, возникает обязанность по сдаче деклараций в ФСРАР Упрощенный состав бухгалтерской отчетности, отчетность в ФНС, ФСС, ПФР, Росстат, ФСРАР, Росприроднадзор Упрощенный состав бухгалтерской отчетности, отчетность в ФНС, ФСС, ПФР, Росстат, ФСРАР, Росприроднадзор Полный пакет бухгалтерской отчетности, отчетность в ФНС, ФСС, ПФР, Росстат, ФСРАР, Росприроднадзор
Управленческий учет Формирование центров ответственности и статей затрат с учетом специфики отрасли Отдельные инструменты управленческого учета применяются по запросу руководства Частичное внедрение системы управленческого учета, выборочное формирование управленческих отчетов Иерархическая система центров ответственности, внедрение различных методик калькулирования себестоимости продукции и способов учета затрат
Аппарат бухгалтерии Наличие должности Учет товаров, Учет товаров, Создание
бухгалтера- калькулирование, калькулирование, полноценного
калькулятора, работу с ЕГАИС работу с ЕГАИС аппарата
бухгалтера-товароведа осуществляет осуществляют бухгалтерии с
с обязанностью бухгалтер бухгалтер и выделением
алкодекларирования и товаровед должностей
работы с ЕГАИС бухгалтера-калькулятора и товароведов
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 1
Динамика оборота общественного питания в Российской Федерации в 2012-2016 гг. (млн руб.) Figure 1
Changes in catering turnover in the Russian Federation in 2012-2016, million RUB
2016
2015
2014
2013
2012
1 351 9
1 308 127
1 234 105
31 535
1
1 019 61"
1 1 1 -
12
о
300 000
600 000
900 000
1200 000
1500 000
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Декомпозиция понятия «учетный процесс» Figure 2
Decomposition of the Accounting Process concept
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 3
Концепция совершенствования организации учетного процесса на предприятиях общественного питания Figure 3
The conception of accounting process improvement at public catering enterprises
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 4
Влияние функций общественного питания на организацию учетного процесса на предприятии Figure 4
The impact of public catering functions on accounting process organization at the enterprise
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Нефедова Е.А., Назарова А.Н. Особенности учета затрат на предприятиях общественного питания // Транспортное дело России. 2015. № 5. С. 113-114.
2. Никулина С.Н., Чеглаков И.П. Применение отдельных элементов управленческого учета в организациях общественного питания // Наука и мир. 2014. Т. 2. № 4(8). С. 34-39.
3. Мукожев А.М. Повышение эффективности управления общественным питанием региона в рыночных условиях // Новые технологии. 2012. № 4. С. 222-226.
4. Senn C. Hermán. Catering Management: A Comprehensive Guide to the Successful Management of Hotel, Restaurant, Boarding House, Popular Cafe, Tea Rooms, and Every Other Branch
of Catering, Including a Section on the Law and the Caterer (Classic Reprint), vol. 1. Forgotten Books, 2012, 258 p.
5. Брезе О.Э., Румянцева Е.Е. О тенденциях развития общественного питания // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 4. URL: http://uecs.ru/uecs-76-762015/item/3458-2015-04-22-08-46-26?pop=1&tmpl=component&print=1
6. Калугина Е.О. Общественное питание как сфера применения логистики // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. Т. 3. № 1(57). С. 314-319.
7. Левкутная Т.В. Особенности бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 2. С. 116-119.
8. Жернова Е.А., Никонова Я.И. Особенности управления предприятиями общественного питания в условиях кризиса // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-3. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13210
9. Балашова Н.Н., Макарова Е.В. Внедрение системы управленческого учета и контроля в деятельность молокоперерабатывающих предприятий // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 2. С. 192-197.
10. Нор-Аревян Г.Г. Организация учетного процесса - неотъемлемая часть системы бухгалтерского дела // Учет и статистика. 2005. № 5. С. 90-93.
11. Варнакова Г.Ф., Ильина С.Н., Зеленовский Е.А. Оценка качества учетной информации // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 3. № 12. С. 156-158.
12. Мордовченков Н.В., Попова И.Ю. Современный уровень информационной инфраструктуры в управлении ресторанным бизнесом // Вестник НГИЭИ. 2016. № 5(60). С. 48-59.
13. Воронова Е.Ю. Управленческий учет: рациональный подход // Аудиторские ведомости. 2010. № 12. С. 78-85.
14. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1997. 343 с.
15. НидлзБ. и др. Принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2004. 496 с.
16. Дессерт А.Е. Понятие учетного процесса в условиях автоматизированной обработки данных // Транспортное дело России. 2010. № 8. С. 104-107.
17. Алексеева В.В. Учетный процесс в информационной системе внутреннего контроля аудируемых организаций // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 1. С. 165-169.
18. Пушкарева Е.А. Эффективная организация учетного процесса // Дельта науки. 2016. № 2. С. 76-77.
19. Хахонова И.И. Эффективная организация учетного процесса // Успехи современного естествознания. 2008. № 8. С. 77.
20. Шумакова Л.И. Совершенствование учетного процесса в системе управления предприятий общественного питания // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 1. С. 156-160.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-5081 Managerial Accounting
eISSN 2311-9381
IMPROVING THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING PROCESS AT PUBLIC CATERING ENTERPRISES
Anna V. ROMANENKO
Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 26 October 2017 Received in revised form 31 October 2017 Accepted 6 November 2017 Available online 29 November 2017
JEL classification: M11, M40
Keywords: catering, food services, accounting process, public catering enterprise
Abstract
Importance To generate effective management decisions, achieve high level of competitiveness and prevent stagnation in catering enterprises' operation, it is critical to identify areas for optimization and improvement of accounting process.
Objectives The purpose of the study is to develop a conception of accounting process improvement at public catering enterprises, establish a relation between the functions of the food service industry and methodological aspects of accounting process organization, and differentiate the specifics of accounting process at public catering enterprises depending on the size of economic entity.
Methods The study employs theoretical methods of obtaining knowledge, a review of economic literature, and statistical data analysis.
Results I offer a concept to improve the accounting process at food service industry enterprises, underpin the influence of the industry's functions on organization of accounting process, and present my own classification of salient features of accounting process that are inherent in public catering enterprises depending on their size.
Conclusions The developed concept serves as a basis for further research in the area of optimization and modernization of accounting process methodology. The defined relations between functions, economic and industry-specific features and special aspects of accounting process organization at public catering enterprises enable to elaborate the elements of accounting process in the industry.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Romanenko A.V. Improving the Organization of Accounting Process at Public Catering Enterprises.
International Accounting, 2017, vol. 20, iss. 22, pp. 1304-1317.
https://doi.org/10.24891/ia.20.22.1304
References
1. Nefedova E.A., Nazarova A.N. [Features of cost accounting at the enterprises of public catering].
Transportnoe delo Rossii = Transport Business of Russia, 2015, no. 5, pp. 113-114. (In Russ.)
2. Nikulina S.N., Cheglakov I.P. [Application of separate items of management accounting in catering arrangements]. Nauka i mir = Science and World, 2014, vol. 2, no. 4(8), pp. 34-39. (In Russ.)
3. Mukozhev A.M. [Improving the efficiency of region catering management in a market system]. Novye tehnologii = New Technologies, 2012, no. 4, pp. 222-226. (In Russ.)
4. Senn C. Herman. Catering Management: A Comprehensive Guide to the Successful Management of Hotel, Restaurant, Boarding House, Popular Cafe, Tea Rooms, and Every Other Branch of Catering, Including a Section on the Law and the Caterer (Classic Reprint), vol. 1. Forgotten Books, 2012, 258 p.
5. Breze O.E., Rumyantseva E.E. [Trends in the development of public catering]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, 2015, no. 4(76), p. 37. (In Russ.) URL: http://uecs.ru/uecs-76-762015/item/3458-2015-04-22-08-46-26?pop=1&tmpl=component&print=1
6. Kalugina E.O. [Catering as a scope of application of logistics]. VestnikSaratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Vestnik of Saratov State Technical University, 2011, vol. 3, no. 1(57), pp. 314-319. (In Russ.)
7. Levkutnaya T.V. [Specifics of accounting at public catering enterprises!. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i menedzhment = Bulletin of South Ural State University. Series: Economics and Management, 2014, vol. 8, no. 2, pp. 116-119. (In Russ.)
8. Zhernova E.A., Nikonova Ya.I. [Specific aspects of management of public catering enterprises under crisis]. Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik, 2015, no. 4-3. (In Russ.)
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13210
9. Balashova N.N., Makarova E.V. [Implementing the system of management accounting and control in the operations of milk processing plants]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Business Institute, 2011, no. 2, pp. 192-197. (In Russ.)
10. Nor-Arevyan G.G. [Organization of accounting process as an integral part of the accounting system].
Uchet i statistika = Accounting and Statistics, 2005, no. 5, pp. 90-93. (In Russ.)
11. Varnakova G.F., Il'ina S.N., Zelenovskii E.A. [Assessing the quality of accounting information].
Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniya, 2016, vol. 3, no. 12, pp. 156-158. (In Russ.)
12. Mordovchenkov N.V., Popova I.Yu. [The current level of information infrastructure in managing the restaurant business]. VestnikNGIEI, 2016, no. 5(60), pp. 48-59. (In Russ.)
13. Voronova E.Yu. [Management accounting: A rational approach]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2010, no. 12, pp. 78-85. (In Russ.)
14. Sheremet A.D., Saifulin R.S. Finansypredpriyatii [Corporate finance]. Moscow, INFRA-M, 1997, 343 p.
15. Needles B. et al. Printsipy bukhgalterskogo ucheta [Principles of Accounting]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2004, 496 p.
16. Dessert A.E. [The concept of the accounting process in an automated data processing]. Transportnoe delo Rossii = Transport Business in Russia, 2010, no. 8, pp. 104-107. (In Russ.)
17. Alekseeva V.V. [Accounting process in the information system of internal controls audited organizations]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment = Proceedings of South-West State University. Series: Economics. Sociology. Management, 2013, no. 1. pp. 165-169. (In Russ.)
18. Pushkareva E.A. [Effective organization of accounting process]. Del'ta nauki, 2016, no. 2, pp. 76-77. (In Russ.)
19. Khakhonova I.I. [Effective organization of accounting process]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya, 2008, no. 8, p. 77. (In Russ.)
20. Shumakova L.I. [Improvement of account in management system public catering facilities]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment = Proceedings of South-West State University. Series: Economics. Sociology. Management, 2013, no. 1, pp. 156-160. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.