ния, в т.ч. реализации, издательской продукции собственного производства. По нашему мнению, целесообразно включить решение этого вопроса в сферу интересов и деятельности издательско-полиграфического подразделения. Формы распространения могут быть самыми разнообразными, включая создание книжной лавки, являющейся структурным подразделением либо вуза, либо издательско-по-лиграфического подразделения, но в любом случае нормативно закреплены.
Разнообразие форм финансирования издательской деятельности вуза обусловливает необходимотсь заключения (авторских) договоров на издание и использование произведений, которые должны становиться частью нормативного обеспечения издательской программы.
•ииаисоиое обеспечение является одним из основных лимитирующих факторов реализации программы и одной из ее целей
Бюджет издательской программы предполагает дифференцировать и целенаправленно использовать четыре группы средств:
- внебодкетные средства вуза;
- внебюджетные сродства подразделений;
- внебюджетные сродства авторов и их спонсоров;
- сродства от частичной компенсации затрет на производство издательской продукции.
Внебюджетные средства вуза традиционно исполь-зукггя для реализации годового издательского плана, объем которого определяется в соответствии с финансовыми возможностями вуза и производственной мощностью издательско-полиграфического подразделения, а также для решения вопросов дооснащвния последнего современной техникой.
Внебкджетные средства подразделений (а также авторов и спонсоров) целесообразно использовать для выпуска изданий учебного назначения, включенных в годо вой издательский план на условиях частичной или полной компенсации затрат на производство, научных изданий - когда подразделение выступает в качестве заказчика (спонсора).
Внебкджетные сродства авторов, спонсоров (а также подразделений) могут быть использованы для выпуска изданий, не вошедших в издательский план, в т.ч. рабочих тетрадей, журналов, раздаточных материалов. Указанную группу средств целесообразно, на наш взгляд, использовать также для реализации части издательского плана по выпуску научной литературы: монографий, сборников научных трудов факультетов (кафедр), тезисов и материалов научных (научно-практических) конференций. Перечисленные издания должны выпускаться на основе полной самоокупаемости с обязательным заключением издательских договоров, определяющих распределение имущественных и неимущественных прав на издание и использование произведений (сборников произведений), а также финансовые взаимоотношения сторон
>ДК378.14 А.И. ПАНЦЕРНОВСКИЙ, Т.В. ПОСПЕЛОВА, В.П. РЫПОВ
Эффективность организации и упрааления учабь^м процессом обусловлена системным подходом и интеграцией взаимодействия всех задействованных подразделений вуза. Во главе этой системней интеграции находится £ учебно-методическое управление (УМУ), которое коэоци-Е нирует и направляет действия структурных подразделений £ праища всего выпускающих кафедр
Анализируя работу УМУ, можно отметить причины,
Средства от частичной компенсации затрат на производство издательской продукции - собственные средства издательства, полученные от реализации, должны реинвестироваться в издательскую деятельность. Целесообразно использовать их не дооснащвние издательско-попигра-фического подразделения. Оборудование, комплектующие, расходные материалы, приобретенные на эти средства, а также централ изо ввн-ные внебюджетные средства вуза, выделенные на реализацию годового издательского плана, и в форме кратко- или долгосрочных инвестиций, составляют материально-техническое обеспечение издательской программы.
Реализация издательской программы предполагает также использование компьютерной техники, средств копирования и размножения, имеющихся не кафедрах, факультетах, для создания электронных версий авторских оригиналов, подлежащих передаче в издательство, что ■ перспективе должно стать нормой в отношениях кавгор - издательство»; тиражирования разработок, используемых нв правах рукописей.
Что касается кадрового обеспечении издательской программы, то следует отметить три главные задай: сохранение кадрового потенциала издатвльско-полиграфи-ческого подразделения вуза, ориентация на привптение к издательской деятельности сотрудников кафедр и факультетов для подготовки электронных версий и изготовления копий (тиражирования) изданий, используемых на праввх рукописей, привлечение сотрудников !уэя для создания и функционирования системы распространения издв-твльс-кой продукции собственного производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Издательская программа, разработанная и состетен-нвя с учетом выше изложенных положений, по нашему мнению, должна стать основой текущей издательской деятельности вуза, всесторонне регулирующей правовые, организационные и финансовые взаимоотношения ее участников, и способствовать успешному решению поставленных целей.
СЫСУЕВ Игорь Алвксаедроаич - к. т.н., доцент юфедры «Технология полиграфического гроиэводства*ОчГГУ,авпк>р более 40 публикаций (научных работ и учебно-методических разработок). Имеет значительный практический опытвиздатвльоаиюпигрвфической деятельности вузов. В1993-1998гг. - директор
типографии (МТУ.
побудившие ОмГТУ, как, вероятно, и другие вузы страны, заняться более целеустремленно и интенсивно научной организацией учебного процесса. Переходный период рыночной экономики, успехи науки и техники привели к возникновению новых специальностей и специализаций, изменению содержания подготовки по традиционным специальностям, возможностям реализации целевого контрактного и дополнительного платного образования. Одноере-
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОМГТУ
РЛССШЮТРв^проажшыорганюа1фшучевмогугты1всслв1ямлщ ный к рыночной эконоттв период, дано опнслнт п^пягур—.лгисслв-довлний и разработок по сумтяж органюацш и ИИМШМГ
учёнымпрр1щссомв омскомгхх^^х>ви0ишт1м»гтскош\1йв¥1\ипп.
менно повысились требования к качеству подготавливаемых инженеров Все эти факторы привели к увеличению контингента студентов по ряду специальностей и к увеличению числа специальностей в вузе с открытием рода новых. Это потребовало новых подходов к организации и управлению учебным процессом, показало низкую эффективность традиционных методов управления учебным процессом, коща кафедры "варились в собственном котле" и лишь при согласовании смежных вопросов с другими кафедрами обращались в УМУ. Поэтому по инициативе руководства УМУ была открыта тема: "Совершенствование учебного процесса в ОмГТУ".
Исследования по теме проводятся по двум основным направлениям. Первое посвящено разработке рекомендаций по подготовке специалиста и заканчивается составлением оптимального учебного плана на весь период обучения; при этом решаются принципиальные вопросы, определяющие направление, кнесгво и способы подготовки специалиста. Таким образом, определяется содержание и объем знаний выпускника по каждой из специальностей вуза. Ко второму направлению работ относятся исследование и совершенствование форм, методов и организации учебного процесса. Рассматриваются веды учебного прокоса, структура управления им, оборудование аудиторий и лабораторий, учебно-методическая документация, планирование учебного процесса и автоматизация составления расписания.
До настоящего времени организация и совершенствование учебного процесса в вузах, как правило, осуществлялись на основе многолетнего опыта
Анализ этой предметной области показал, что системные разработки проблемы повышения эффективности управления учебным процессом вуза на новой технтес-кой основе еще никем не выполнены Так, к примеру, в города Омске вое ведущие вузы полностью всю работу по обработке данных об учебном процессе выполняют вручную или автоматизация коснулась только части работ этого огромного комплекса взаимосвязанных между собой задач.
Кроме города Омска была изучена автоматизированная система составления расписания занятий, разработанная в Екатеринбурге. Недостатками этой системы является то, что составление расписания никак не связано с учебными планами, нагрузкой преподавателей и многими другими факторами, что изначально является неверным
Проведенный обзор разработок и литературы [1,2] показал, что задача совершенствования организации и управления учебным процессом на системной интеграционной основе еще полностью не решена.
Одна из плавных задач по управлению учеоным процессом-формирование оптимальных учебных планов на весь период обучения, которые мо /г быть разработаны только при научном подходе и координации содержания планов смежных специальностей. Оптимальный учебный план, с нашей точки зрения, должен предопределять:
1. Научное содержание, соответствующее современному уровню науки и техники;
2. Функциональную зависимость между дисциплинами;
3. Рвспалоквние изучаемых дисцитин по семестрам с учетом их сложности и объема;
4. Загрузку студентов по семестрам, установленную с уметом аудиторных и внеаудиторных занятий;
5. Хщшгериаяю1111.ш111Л1ц>ямв1уутеа^дигорнь1ии и ^вигорыиидтпташгуипврвсир от свавсгрв к овмвсгру
Сой* юс стало (невидным фактом, что дальнейшее совершенствование управления учебным процессом невозможно бае использования вычислительной техники и экономико-математических методов, а также методов кибернетики как науки об управлении
Задачу повышения эффективности обучения можно решить только при условии знания тех требований, которым должен будет отвечать выпускник вызшэго учебного заведения на своем будущем рабочем месте Желательно также, если не необходимо, знать, как зависит качество специалиста от организации и качества подготовки его а учебном заведении. Организация подготовки должна исходить из требований, предъявляемых к будущему специалисту. Она заключается в определении круга дисциплин, которые должен изучить студент в вузе, в установлении оптимального соотношения между отделы-ым/, видами занятий по каждой дисциплине, доли времен.1, отводимой на самостоятельную работу, структуры и сложности задач,
подлежащих решению путем самостоятельной работы, степени участия в научно-исследовательской работе, в организации практики и т. д.
Проект учебного плана на весь период обучения формируете! выпускающей кафедрой на основе Государственного образовательного стандарта по специальности или направлению. Следовательно, необходимо решить задачу варьирования стандартного плана в зависимости от формы обучения, не допуская при этом перегрузки студентов Учитывая все сказанное выше, можно сформулировать задачу разработки учебного плана следующим образом. Имеются требования к выпускнику вуза по данной специальности, известны график учебного гроцвсса и аудиторные объемы часов в семестрах. Необходимо определить наиболее важные с точки зрения предъявляемых к молод ому специалисту требований вопросы, изучение которых возможно в заданное ограниченное время, при этом распределение изучаемых вопросов по семестрам должно отвечать условию логичности и последовательности обучения. Иначе говоря, нужно найти четкие ответы на вопросы: Что изучать? В какой последовательности изучать?
Таким образом, решив основную задачу - составление учебного плена на весь период обучения согласно Государственному образовательному стандарту по специальности или направлению, мы создаем оптимальную бвоу для управления учебным процессом:
1. Формирование учебных рабочих планов на под:
2. Расчет учебной нагрузки »"ф^пр:
3. Формирование штатного расписания;
4 Подготовка данных к составлению расписания;
5. Составление самого расписания.
Все эти этапы взаимосвязаны и вытекают один из другого, образуя сложную информационную модель (рис.1). Построить модвль, адекватно отображвощую многосторонний и сложный процесс подготовки специалиста в вузе является одной из важнейших задач, необходимых для рационализации и оптимизации управления учебным процессом любого учебного заведения.
Разработка экспертной системы диспетчеризации управления учебным процессом вуза является актуальной научно-технической задачей, охватывающей аоо подготовительную работу к составлению расписания В качестве основы экспертной системы предполагается использование опыта диспетчера. Наглядность представления данных позволит исключить ошибки в процессе составления расписания.
Внедрение экспертной системы управления учебным процессом в целом по ОмГТУ обеспечит:
* сокращение времени на составление расписания и повышение его качества С критерием максимизации использования аудиторного фонда;
* экономию трудовых ресурсов;
* возможность оперативного согласования нагрузки, данных к составлению расписания занятий, расписание экзаменов, рабочих планов, штатного ППС;
* сокращение промен 1и на подготовительные процосуры
> Непосредственно для работников учебно-методического управления это позволит:
* экономить рабочее время;
* исключить ошибки прм формировании документов;
* получить помощь в принятии решений по управлению учебным процессом.
* Для диспетчеров УМУ пользование системой даст дополнительные возможности
* автоматизированный поиск свободных аудиторий;
* вьщачу загрузки аудиторий и преподавателей;
* исключение наложений загрузки аудиторий и времени занятости преподавателей при формировании расписанм;
° загрузку каждой аудитории в часах в неделю.
внедрение экспертной системы освободит кафедры от многих видов работ (например, разработки годовых рабочих планов), даст более ктесгвенную информацию по управлению учебной нагрузкой преподавателей кафедр и студентов специальности
Таким образом, можно сделать вывод об актуальности проводимых исследований и осуществленных разработок по совершенствованию организации и управления учебным процессом в ОмГТУ. При завершении информатизации диспетчеризации учебного процесса систему мевкно будет предлагать для тиражирования в другие учебные за-Еедения
КАФЕДРЫ
ЛИТЕРАТУРА
1. Федотов A.B. Моделирование в управлении вузом -М . 1985,236 с
2. Экономика и организация управления вузом / Под ред. В В. Глухова - СПб: Иэд-во "Лань", 199В, 448 с.
ПАНЦЕРНОВСКИЙ Алексей Иванович, инженер-
программист учебно-методического управления ОмГТУ.
ПОСПЕЛОВА Татьяна Викторовна, зам. начальника УМУ ОмГТУ.
РЫЛОВ Владимир Петрович, доцент кафедры "Менеджмент" ОмГТУ, к.Э-Н-
30 октября 1999 г.